Версия для печати 11734 Материалы по теме
Потенциал имущественных налогов граждан

Кузнецов
Повышение собираемости имущественных налогов граждан на сегодняшний день — одно из приоритетных направлений деятельности налогового ведомства. Если в федеральном бюджете доля имущественных налогов физических лиц невелика, то для муниципалитетов это реальная возможность повысить доходную часть своих бюджетов. Успешное решение данного вопроса в немалой степени зависит от того, насколько тесно взаимодействуют налоговики и муниципальные власти. Интересный опыт в этой области, а также в части совершенствования системы имущественного налогообложения накоплен в Ставропольском крае. Георгий Васильевич КУЗНЕЦОВ, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю

Начиная с 2010 года работа по повышению собираемости имущественных налогов в Ставропольском крае велась в усиленном режиме. В результате нам удалось получить конкретные результаты: за последние пять лет впервые произошло снижение задолженности по имущественным налогам физических лиц.

Ставка на «уведомительную» кампанию

Для достижения поставленных целей по повышению собираемости имущественных налогов в марте прошлого года мы разработали комплекс мероприятий, позволяющий поэтапно отработать все процедуры, предусмотренные Налоговым кодексом РФ в отношении имущественных налогов: от вручения уведомления налогоплательщику до принудительного взыскания задолженности. В июле — августе 2010 года по всей территории Ставропольского края прошла кампания по вручению налогоплательщикам — физическим лицам налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов по обязательствам 2010 года, а также требований на уплату задолженности по имущественным налогам за предыдущие годы. В период подготовительного этапа данного широкомасштабного мероприятия были проведены совещания с органами местного самоуправления и заключены соглашения об организации работы по вручению уведомлений и обеспечению мобилизации налогов и сборов в бюджет. Совещания прошли и со службой судебных приставов по вопросу соблюдения сроков взыскания задолженности, с представителями филиалов и отделений банков об активизации работы по приему налоговых платежей и увеличению пунктов приема плательщиков. Также был организован семинар-совещание по вопросам взаимодействия налоговых органов и местных администраций в работе по урегулированию задолженности физических лиц по имущественным налогам.

Надо сказать, акция по вручению уведомлений готовилась очень тщательно. Были приняты все меры для того, чтобы налоговые документы получил каждый налогоплательщик. Разработаны формы реестра вручения пакета документов, акта о невозможности вручения или об отказе от вручения. И самое главное, были составлены и направлены в органы местного самоуправления для подтверждения актуальности списки физических лиц. При этом повышенное внимание уделялось наличию крупных сумм начислений и задолженности по уплате налогов. Уведомления вручались, как правило, под расписку, тем самым мы лишили возможности налогоплательщика, имеющего налоговую задолженность, ссылаться на то, что он не был уведомлен о начисленном налоге. Чтобы разнести уведомления, налоговые органы края сформировали группы из работников инспекций и представителей органов власти и общественности. Территории населенных пунктов разбиты на участки, по которым данные группы в рабочее и нерабочее время и даже в выходные дни разносили уведомления. В качестве понятых при вручении уведомлений выступали представители территориального общественного самоуправления (квартальных, уличных и домовых комитетов), казачества, жилищно-эксплуатационных контор, управляющих кампаний, ТСЖ, председатели садоводческих товариществ, работники сельских библиотек, домов культуры, участковые инспекторы милиции. Активное участие в этой акции приняли работодатели, обеспечившие вручение пакета документов своим работникам, а также студенты и молодежь, например, члены общественной организации Михайловского союза молодежи совместно с представителями администрации города Михайловска.

В период проведения кампании налоговые органы подготовили более двух млн налоговых уведомлений, из которых за июль и август 2010 года вручено лично налогоплательщикам 1,9 млн уведомлений, или 91,7 %. При этом фактов отказа от получения уведомления зафиксировано менее трех тыс., или 0,1 % всех подготовленных для вручения уведомлений, а случаев невозможности вручения пакета документов — 46,2 тыс. (2,3 %). Основной причиной невозможности вручения документов стало то, что налогоплательщик не проживает по месту прописки. Очень много случаев, когда ни родственники, ни соседи, ни местные власти не знают фактического места проживания граждан. Более 100 тыс. уведомлений (5,6 %) направлено по почте собственникам, проживающим не по месту нахождения имущества.

Надо сказать, что с 2011 года ситуация с вручением уведомлений для нас в значительной степени упрощается. Налоговым кодексом РФ закреплена новая норма, предусматривающая, что налоговое уведомление считается полученным налогоплательщиком через шесть дней после отправления. Такая формулировка, несомненно, накладывает более серьезные обязательства на налогоплательщика. Обладая недвижимостью, транспортными средствами, земельными участками, налогоплательщик обязан заплатить имущественные налоги, и ответственность за это несет только он сам. Тем более что меры взыскания долгов ужесточаются с каждым годом, добавляя полномочий службе судебных приставов.

Информационная атака

Чтобы акция по вручению уведомлений дала наибольший эффект, предварительно были проведены крупномасштабные информационные мероприятия. Проводимая кампания широко освещалась региональными и местными СМИ. На региональном телевидении транслировались видео­сюжеты о мероприятиях, проводимых налоговыми органами по вручению документов на уплату задолженности, а также на уплату текущих платежей. Печатные СМИ публиковали информацию о сроках, порядке, обязанности уплачивать установленные законом налоги, а также о последствиях, к которым приводит неисполнение обязанности по уплате налогов. Информация по налоговой тематике звучала в эфирах популярных радиостанций, а также транслировалась по громкой связи в крупных супермаркетах, на рынках, авто- и железнодорожных вокзалах, были задействованы демосистемы «бегущая строка» не только в холлах налоговых органов, но и в общественном транспорте. Информационные материалы по уплате налогов направлялись в отделения Сберегательного банка, крупные торговые точки, расклеивались на остановках общественного транспорта, досках для объявлений многоквартирных жилых домов и т. д.

Стоит отметить, что немаловажное значение в этой работе имеют внедрение и популяризация современных технологий. Сегодня налоговая служба особую ставку делает на то, чтобы процедура уплаты налогов была проста, максимально доступна и высокотехнологична. Например, сервис «Узнайте вашу задолженность» функционирует лишь год, а уже миллионы российских налогоплательщиков им воспользовались. И это только начало. Сейчас реализуется следующий этап функционирования «Личного кабинета налогоплательщика», где можно будет не только узнать задолженность, но и сформировать налоговое уведомление, по каким-либо причинам не полученное налогоплательщиком, и сразу уплатить налоги через Интернет.

Однако при столь радужных перспективах следует учитывать и то, что в сельской местности использование Интернета ограниченно. Поэтому для нас было важно задействовать все имеющиеся возможности доведения информации до адресата — налогоплательщика, вовлечь в эту работу как можно большее количество участников, и лишь тогда можно было рассчитывать на серьезный результат. Кроме вышеназванных инструментов информирования населения было организовано вручение информационных листков гражданам по месту работы, в органах местного самоуправления (в том числе на информационных стендах в администрациях), общественных объединениях граждан (национальных диаспорах, казачестве, профкомах и др.).

Убить трех зайцев

Одновременно с вручением уведомления налоговые органы проводили сверку данных о налогоплательщике, об объекте налогообложения у данного физического лица, а также выявляли объекты, не охваченные налогообложением по различным причинам (не зарегистрированные в установленном порядке, не введенные в эксплуатацию при наличии признаков проживания, те, по которым не поступили сведения от регистрирующих органов, и т. д.). Все это, безу­словно, было направлено на расширение налоговой базы и мобилизацию дополнительных доходов в местные бюджеты. Так, в ходе акции только в двух муниципальных образованиях Минераловодского района выявлено 17 земельных участков и 22 имущественных объекта, не зарегистрированных в установленном порядке и не состоящих на налоговом учете. В Ленинском районе Ставрополя из 149 осмотренных объектов, не введенных в эксплуатацию, по 14 установлены признаки проживания (используются газ, электроэнергия и т. д.). Аналогичная ситуация выявлена и в Октябрьском районе Ставрополя. В Кировском районе также выявлено 14 незарегистрированных объектов недвижимости, в Кочубеевском районе и городе Невинномысске — 87 объектов недвижимого имущества и 302 земельных участка. Определенные достижения были получены и по результатам разъяснительной работы с налогоплательщиками. Так, в Ново­александровском районе были поставлены на кадастровый учет 33 земельных участка общей площадью 476 га, 130 землевладельцев зарегистрировали право собственности.

Также в рамках кампании налоговые органы уведомляли налогоплательщиков о сумме имеющейся у них задолженности и убеждали их погасить ее в добровольном порядке. При этом должникам вручались заполненные платежные документы с указанием сумм задолженности по налогам. Вручая уведомление, налоговые инспекторы оказывали и консультационные услуги, что очень удобно для налогоплательщиков.

Взаимовыгодное сотрудничество будет развиваться

Следует особо подчеркнуть, что провести такую масштабную акцию без тесного сотрудничества с муниципальными властями было бы весьма затруднительно. Понимая это, и налоговые органы края, и органы местного самоуправления нацелены на развитие и укрепление взаимодействия. В 2010 году налоговые органы Ставропольского края совместно с органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, предусматривающим новые положения по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и т. д., заключили соглашения, призванные обеспечить более эффективное взаимодействие между сторонами в области информационного обмена сведениями, связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативно-правовыми актами РФ. Типовые соглашения заключены со всеми муниципальными образованиями со статусом городского, сельского поселения и статусом городского округа муниципального образования края. Взаимодействие сторон в рамках соглашения осуществляется по таким основным направлениям, как:

  • выработка согласованной позиции при подготовке проектов нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности;
  • разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области осуществления учетных действий и в сфере обложения имущественными налогами;
  • разработка взаимоувязанной нор­ма­тивно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей;
  • принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий.

Результаты акции

рис 1
И в заключение хотелось бы остановиться на том, ради чего проводилась данная акция — результатах «уведомительной кампании». Поступления транспортного налога с физических лиц за 2010 год составили 564,8 млн руб., что на 86 млн руб., или на 18 %, выше поступлений налога за 2009 год (см. рис. 1). Поступления земельного налога за 2010 год составили 1610,3 млн руб., что на 225,6 млн руб., или на 16,3 %, выше поступлений 2009 года (см. рис. 2).

А вот платежи по налогу на имущество физических лиц за 2010 год по сравнению с 2009 годом снизились на 4,4 млн руб. (1,7 %) и составили 260,1 млн руб. (см. рис. 3). Снижение поступлений данного налога связано в первую очередь со снижением начислений, вызванным проведением перерасчетов за прошлые годы в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности; увеличением количества льготников (пенсионеров, инвалидов и т. д.), а также в связи с уточнением в сторону уменьшения расчетов за 2009 год в отношении имущества, находящегося в общей долевой (совместной) собственности нескольких физических лиц. Образовавшаяся в результате этих перерасчетов переплата за 2009 год в сумме 19,1 млн руб. была зачтена в счет уплаты налога за 2010 год.

рис 2
 
рис 3
Проделана масштабная работа, но это лишь начало системного преобразования сферы обложения имущественными налогами. Как известно, в дальнейшем будет серьезно реформироваться законодательство по имущественному налогообложению граждан. Стоит отметить, что в нашей стране имущественное налогообложение физических лиц довольно либерально. В большинстве западных стран доля налогов на имущество граждан составляет 75–80 % в доходах бюджетов территорий, у нас этот показатель составляет всего лишь 17 %. Эта ситуация будет меняться. На данный момент одна из задач налоговых органов края — приложить все усилия для повышения ответственности каждого жителя Ставрополья по выполнению обязательств перед государством. На формирование принципиальной гражданской позиции будет направлена и масштабная разъяснительная работа. Очень важно укоренить в сознании каждого человека одну простую вещь: если кто-то не платит налоги, то он живет за счет того, кто платит. Поэтому мы готовы принимать любые сигналы о невыполнении гражданами своих обязанностей по уплате налогов. Для этого существует телефон доверия, есть возможность обратиться в службу через Интернет. Думаю, что в этом мы найдем поддержку и со стороны наших добросовестных налогоплательщиков, и муниципальных властей, и всех государственных служб и ведомств, заинтересованных в пополнении всех уровней бюджета.

Поделиться