Государство№5 Май 2011 — 15 июня 2011

Мурманская область. Госзаказ под особым контролем

Версия для печати 5951 Материалы по теме
Мурманская область.  Госзаказ под особым контролем

Петров Родион Владимирович
Практика пользования Общероссийским официальным сайтом для размещения государственных заказов показывает, что на региональном уровне особенно актуальной становится задача сохранения контроля над бюджетными расходами при планировании закупок, размещении заказов и исполнении контрактов. В Мурманской области применяется интегрированная система «WEB-Торги-КС», которая уже сегодня обеспечивает надлежащий контроль на всех стадиях проведения государственных (муниципальных) закупок. Об опыте реализации проекта рассказывает генеральный директор компании «Кейсистемс» Родион Владимирович ПЕТРОВ.

Сфера государственных закупок продолжает находиться под особым контролем властей: в последних федеральных документах обозначена необходимость совершенствования механизмов закупок за счет применения более совершенных процедур размещения и консолидации заказов. В частности, вектор развития системы государственных закупок в России обозначен в Бюджетном послании Президента РФ, принимаются поправки к Закону № 94-ФЗ, активно реализуется Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Несмотря на полученные положительные результаты, практика показывает, что прошедшая централизация закупок на едином сайте и электронных торговых площадках привела к снижению эффективности контроля со стороны региональных и местных органов исполнительной власти. Региональные финансовые органы субъектов РФ отмечают потерю контроля при санкционировании расходов, осуществлении бюджетных расходов и исполнении государственных контрактов, а экономические ведомства отмечают снижение оперативности осуществляемого контроля над начальными ценами закупаемых товаров, работ и услуг.

Для исправления ситуации региональные власти прилагают усилия по регламентации и структурированию процессов планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов. Соответствующие положения учитываются субъектами при разработке региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Один из наиболее эффективных подходов к решению этих задач заключается в интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением государственных (муниципальных) контрактов, в том числе в рамках практической реализации концепции «электронного бюджета» как единой информационной системы управления общественными финансами.

Система «WEB-Торги-КС»

Актуальная разработка компании «Кейсистемс» — система «WEB-Торги-КС» обеспечивает решение указанных задач на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ. Система формирует на региональном уровне единые информационные ресурсы для региональных (муниципальных) органов исполнительной власти и обеспечивает полную интеграцию с Общероссийским официальным сайтом. В ряде регионов, где внедрена система «WEB-Торги-КС», налажен оперативный мониторинг среднерыночных цен, сложившихся на данной территории. Контроль в системе за начальными ценами закупаемых товаров, работ или услуг обеспечивается на этапе согласования заявки на закупку, а не по факту ее публикации. Надлежащее упорядочивание и контроль в данной сфере приводят к прямой экономии бюджетных средств и обеспечивают высокую экономическую эффективность проектов.

В настоящее время система «WEB-Торги-КС» успешно используется в Калининградской, Мурманской, Смоленской, Сахалинской областях, в Чувашской Республике и находится на стадии внедрения в ряде других регионов.

Мурманская область

рис 1
Один из субъектов РФ, где достигнуты значительные результаты в части обеспечения эффективного контроля расходования бюджетных средств в сфере госзаказа, — Мурманская область. На протяжении многих лет Министерство финансов Мурманской области использует в повседневной работе решения компании «Кейсистемс». Программный комплекс «Бюджет-КС» полностью автоматизировал реализацию бюджетного процесса области, а контроль расходования бюджетных средств на всех этапах размещения государственного заказа сегодня реализован на базе информационной системы «WEB-Торги-КС».

Внедрению в промышленную эксплуатацию «WEB-Торги-КС» предшествовала серьезная подготовительная работа. С целью достижения максимального уровня контроля государственных закупок, их централизации и упорядочивания Управление государственного заказа совместно с Министерством финансов Мурманской области активно работало над совершенствованием нормативно-правовой базы.

В середине 2010 года компания «Кейсистемс» выиграла конкурс на выполнение научно-исследовательских работ, направленных на построение в Мурманской области системы автоматизированного контроля расходования бюджетных средств на всех этапах размещения государственного заказа и финансирования государственных контрактов. В сотрудничестве со специалистами компании «Кейсистемс» в Мурманской области были разработаны методики и способы организации эффективной системы государственных закупок в едином информационном пространстве с процессами планирования, размещения заказа и исполнения областного бюджета.

Сегодня система «WEB-Торги-КС» в Мурманской области обеспечивает возможность автоматизированного санкционирования Министерством финансов региона всех видов государственных закупок, включая закупки малого объема, резервирования лимитов и бюджетных ассигнований, а также контроля и мониторинга закупок на стадиях их планирования, проведения и финансирования. Так, с 1 ноября 2010 года проведение плановых закупок до 100 тыс. руб. стало возможным только в случае их санкционирования финансовым органом в системе автоматизированного контроля, что позволяет оперативно отслеживать объемы закупок, которые не проводятся централизованно на уровне уполномоченного органа, и укрупнять их для последующего проведения совместных закупок.

Поскольку единая система выполнена в технологии «веб» и для работы с ней не требуется установки дополнительного программного обеспечения, все получатели бюджетных средств Мурманской области были вовлечены в информационную среду контроля закупок в кратчайшие сроки без дополнительных финансовых затрат.

Справка 

рис 2
По информации за I квартал 2011 года совокупный объем закупок до 100 тыс. руб. по всем получателям бюджетных средств Мурманской области в стоимостном выражении составил около 51 млн руб., тогда как общий объем госзаказа области составил порядка 337 млн руб. То есть объемы малых закупок сопоставимы с объемами проводимых запросов котировок цен. Получается, что до 1 ноября 

2010 года около 15 % госзаказа области не подвергалось какому-либо централизованному контролю. Ввод в эксплуатацию Системы автоматизированного контроля позволил вывести из тени 15 % бюджетных ассигнований, направляемых на государственные закупки.

Схема взаимодействия

рис 3
Общими усилиями построена и введена в промышленную эксплуатацию эффективная схема взаимодействия органов исполнительной власти Мурманской области при санкционировании государственных закупок. Получатели бюджетных средств оформляют в электронной форме заявки на закупку по всем способам размещения заказа, в том числе по закупкам малого объема. В электронных документах указываются ключевые условия проведения закупки, а также объемы закупаемых товаров, работ или услуг по общероссийскому классификатору ОКДП. Предварительно заявка в автоматическом режиме контролируется на обеспеченность бюджетными ассигнованиями и в случае наличия свободного остатка лимитов и бюджетной росписи происходит резервирование бюджетных средств под предстоящую закупку. Далее заявка проходит несколько стадий согласования с главными распорядителями бюджетных средств и с конечным звеном контроля — Министерством финансов Мурманской области. Основная цель многоступенчатого согласования — выявить возможные коррупциогенные факторы и пресечь их до проведения конкурсных процедур, которые также учитываются в автоматизированной системе.

После заключения государственного контракта получатели бюджетных средств формируют в единой системе на основе проведенных процедур документы со сведениями о заключении государственного контракта и передают их в систему исполнения бюджета. На основе данных по контрактам формируются заявки на финансирование, которые направляются в Министерство финансов. В случае закупок малого объема заявка на финансирование формируется на основе утвержденной заявки на закупку. Таким образом, государственный контракт или закупка малого объема оплачивается только в случае санкционирования всеми согласующими органами, и на самом начальном этапе формирования государственного заказа можно выявить и пресечь попытку нецелевого использования бюджетных средств.

Мнение

Петухов
Юрий Владимирович ПЕТУХОВ, начальник Управления государственного заказа Мурманской области

В настоящее время все государственные заказчики Мурманской области работают в автоматизированной информационной системе управления государственными закупками Мурманской области «WEB-Торги-КС» и ни одна заявка на закупку не поступает в Управление государственного заказа, не пройдя все ступени предварительного контроля и санкционирования. Таким образом, у нас появилась возможность еще на начальных этапах пресекать злоупотребления при формировании начальных цен закупаемых товаров, работ или услуг и определении условий закупки. Как результат — повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственные закупки.

Единая система позволяет формировать необходимые для нас формы отчетности, а постоянное совершенствование автоматизированной системы «WEB-Торги-КС» дает возможность решать все текущие задачи по управлению госзаказом Мурманской области. Недавно мы перешли 

к обязательному централизованному планированию размещения государственного заказа. Теперь мы можем отслеживать исполнение планов-графиков в любой момент времени. В настоящее время осуществляется переход к автоматизированному размещению извещений 

о проведении торгов, формируемых в системе на Общероссийском официальном сайте (ООС) посредством использования специализированного модуля интеграции. Впоследствии интеграция с ООС позволит в автоматическом режиме принимать с сайта сведения по протоколам размещения заказа, что обеспечит возможность формирования в Системе любых форм отчетности, в том числе такого востребованного отчета, как «1-Торги», без необходимости осуществления двойного ввода данных. 

На 2011 год запланированы серьезные работы по совершенствованию системы государственного заказа Мурманской области. Первые шаги по инновационному развитию бюджетной финансовой системы области уже сделаны, но предстоит сделать еще больше. 

Поделиться