Версия для печати 17939 Материалы по теме
Подготовка к расчетам специализированных организаций

Красницкий
Иванов
Юдин
В мартовском номере журнала сообщалось, что в следующих номерах мы постараемся более подробно проанализировать подготовительную работу специализированных организаций для расчета и установления тарифов, а также рассмотрим ошибки, наиболее часто допускаемые при проведении расчетов. Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России Александр Александрович ИВАНОВ, заместитель начальника отдела ФСТ России Александр Викторович ЮДИН, заместитель начальника отдела ФСТ России

Расчет тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортного комплекса в 2011 году будет проводиться впервые, поэтому для всех без исключения аккредитованных специализированных организаций тарифы будут рассчитываться исходя из плановых показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Все специализированные организации, включая и те, которые ведут бухгалтерский учет по упрощенной системе, для установления тарифов представляют в ФСТ России бухгалтерскую отчетность в полном объеме в соответствии с приказом ФСТ России от 10 октября 2010 г. № 534-а.

Справедливо ли будет возмущение специализированных организаций, ведущих бухгалтерский учет по упрощенной системе? На этот момент хотелось бы обратить особое внимание, так как достаточно большое количество организаций, с которыми нам довелось общаться, представляют отчетность в налоговые органы именно «по упрощенке». Как известно, такая система не предусматривает того, чтобы расходы и доходы были четко расписаны по статьям, тем более действующее законодательство этого и не требует: лишь бы был уплачен установленный процент от суммы дохода. В нашем случае, когда оценка уязвимости является видом деятельности, регулируемым государством, подобный подход неприемлем. Тем более что основанием для расчета тарифов являются:

  • метод раздельного учета, закрепленный в приказе организации об учетной политике;
  • метод экономически обоснованных затрат.

Таким образом, чтобы увидеть расходы и доходы именно от проведения оценки уязвимости, необходимо отделить их от расходов и доходов по другим видам деятельности, которыми занимается организация.

Что такое раздельный учет

Давайте более подробно остановимся на том, что же такое раздельный учет. Разработка принципов и методов раздельного учета не входит в круг функциональных обязанностей ФСТ России. Эту задачу должен был решить отраслевой федеральный орган управления. Например, Минтранс России. Но Закон «О транспортной безопасности» не предусмотрел такой ситуации. Поэтому в данной статье мы попытаемся лишь создать у специализированных организаций представление о раздельном учете, дать некоторые рекомендации по его организации и ведению и объяснить, к каким последствиям приведут недостатки в его ведении.

Основной целью раздельного учета является формирование информации о доходах и расходах по видам услуг, необходимой для обоснованного принятия решения органами регулирования об установлении цен (тарифов) на услуги, оказываемые специализированными организациями по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Раздельный учет представляет собой упорядоченную систему регистрации и обработки информации и составления отчетности о доходах и расходах по видам регулируемых услуг, оказываемых специализированными организациями. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.

Раздельный учет расходов предполагает определение состава производственных процессов (операций, функций), осуществляемых субъектом регулирования (специализированными организациями) при оказании услуг, формирование данных о расходах по таким процессам и обоснованное отнесение этих расходов на соответствующие виды статей, признаваемых объектами калькуляции. При ведении раздельного учета принимаются во внимание критерии существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации. Раздельный учет формируется на основании учетной политики организации, закрепленной в ее приказе.

Для целей раздельного учета все доходы субъекта регулирования подразделяются на доходы по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности. В нашем случае к доходам от регулируемых услуг относится выручка от оказания услуг по проведению оценки уязвимости. К доходам от нерегулируемых видов деятельности относятся выручка от продаж, работ и услуг, не относящихся к оценке уязвимости, в том числе по ценам (тарифам), регулирование которых производится по иным основаниям.

Для ведения раздельного учета субъекты регулирования разрабатывают классификаторы статей доходов. Построение классификатора должно обеспечивать формирование информации о полученных доходах по видам деятельности, необходимой для составления предусмотренной в учетной политике формы отчетности, а также решения других задач, связанных с обоснованием устанавливаемых тарифов. Доходы формируются с учетом норм Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) «Доходы организации» и соответствующих статей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Состав и группировка расходов

При ведении раздельного учета субъекты регулирования группируют расходы по экономическим элементам:

  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • материальные затраты;
  • амортизация;
  • косвенные затраты.

Отнесение конкретных видов расходов к элементам затрат осуществляется с учетом норм Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) «Расходы организации» и соответствующих статей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

С чего начать?

При формировании системы раздельного учета на предприятии можно выделить несколько основных этапов:

1разработка методики ведения раздельного учета;

2совмещение разработанной методики ведения раздельного учета с существующей системой ведения учета на предприятии;

3 документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета на предприятии.

Разработка методики ведения раздельного учета

На данном этапе анализируются расходы организации, определяются перечни расходов, относящихся к регулируемому виду деятельности, и расходов, подлежащих распределению.

Далее разрабатываются методика (способ) распределения общих затрат и порядок списания расходов на затраты по каждому элементу затрат. Для разработки методики распределения затрат проводится анализ законодательства, определяется наличие указаний в НК РФ и ПБУ на саму методику либо на общие принципы, которым она должна соответствовать. В любом случае даже при наличии в законодательстве правил распределения общих расходов организации придется проделать значительную работу, для того чтобы эти общие для всех правила заработали в отношении конкретной организации, ее затрат, учитывали все ее особенности.

Совмещение разработанной методики ведения раздельного учета с существующей системой ведения учета на предприятии

На данном этапе анализируется методика ведения учета в организации, а именно процедуры учета доходов и расходов, проводится анализ возможности получения данных для раздельного учета на основании имеющейся системы учета, построенной в организации. Иными словами, определяется, можно ли с помощью имеющегося учета вести раздельный учет в соответствии с разработанной методикой. Если система учета в организации удовлетворяет всем потребностям раздельного учета, стоит лишь определить последовательность получения данных для ведения раздельного учета.

Документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета на предприятии

В данный раздел можно включить такие действия, как отражение методики ведения раздельного учета в учетной политике организации, разработка регистров и документов, в которых будут находить отражение операции по разделению расходов между различными видами деятельности.

Что и как отразить в учетной политике?

Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна содержать следующие положения:

  • указание на то, что бухгалтерский учет ведется в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, другими Положениями по бухгалтерскому учету, так называемыми ПБУ, Налоговым кодексом РФ, иными нормативными документами, применяемыми в организации;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета с соответствующими субсчетами. Субсчета, отличные от предлагаемых типовым Планом счетов, будут иметь место в любом случае, так как организации придется вводить свои субсчета для учета расходов двух типов (регулируемые и нерегулируемые), которые не предусмотрены типовым Планом счетов;
  • перечень расходов, которые нельзя отнести к какому-либо виду деятельности, подлежащих делению расчетным путем;
  • непосредственно сама методика (способ) распределения таких расходов (пропорционально чему они делятся, как определяется пропорция, как происходит распределение, как это документально фиксируется, на основании каких документов делается). При этом следует обратить внимание на то, что принцип пропорционального распределения расходов, то есть распределения расходов пропорционально долям доходов от регулируемой деятельности в общем объеме доходов, используется только при условии невозможности разделения расходов;
  • документальное оформление ведения раздельного учета: регистры, бухгалтерские справки, что и как оформляется, формы таких документов. Форма ведения учета и периодичность вывода данных на бумажные носители в случае ведения учета в электронном виде;
  • факт ведения бухгалтерского учета с использованием специализированной бухгалтерской программы. Как показывает практика, уже все организации ведут учет в той или иной программе, соответственно разные программы предлагают различные возможности.

При распределении затрат подразделений в части расходов на оплату труда для обеспечения точности калькулирования затрат могут выделяться прямые и косвенные расходы подразделения в следующем порядке:

  • прямые расходы подразделения (по персоналу, непосредственно связанному с оказанием услуг по проведению оценки уязвимости) в полном объеме по данным учета относятся на эти услуги или распределяются по услугам при помощи установленных критериев распределения;
  • косвенные расходы подразделяются по персоналу, осуществляющему управление, обеспечение и обслуживание деятельности подразделения в целом и распределяются пропорционально прямым затратам подразделения или численности его персонала.

Итак, можно сделать выводы: чем подробнее будет составлен данный раздел в приказе об учетной политике, тем меньше будет возможности у проверяющих оспорить ваш метод (даже если он отличается от позиции Минфина России) и применить свой. При достаточном документальном оформлении ведения раздельного учета проверяющие не смогут предъявить претензии о его отсутствии.

Мы специально так подробно остановились на разъяснении, что такое раздельный учет, и методах его ведения. Без четкого понимания того, как правильно провести раздельный учет, к расчетам можно не приступать: наверняка будет много ошибок, что мы и наблюдаем, просматривая материалы специализированных организаций.

рис 1
Примечание. Чтобы помочь специализированным организациям наглядно представить необходимость раздельного учета и экономически правильно произвести необходимые расчеты для формирования тарифов, специалисты ФСТ России разработали таблицы, позволяющие постатейно и в удобной форме распределить расходы и доходы организации от проведения оценки уязвимости. Заполнение таблиц, а также наиболее часто встречающиеся ошибки рассмотрим в следующем номере журнала.

Поделиться