Динамика и тенденции рынка субфедеральных займов
Сектор субфедеральных и муниципальных займов – самый быстрорастущий на российском финансовом рынке. Движение началось с низкого старта, и если в начале 2003 г. на его долю приходилось около 10% от общего номинального объема обращающихся на рынке рублевых облигаций (для сравнения ГКО-ОФЗ - 60%, остальные 30% - корпоративные и банковские займы), то к настоящему времени он возрос до 14%.
В прошлом году общий объем рублевых займов городов и субъектов Федерации вырос на 157%, тогда как корпоративных и банковских - на 58%. В этом году прирост относительно невелик – около 30%.
Организаций способствующих получению облигационного займа в России не много, а занимающих лидирующие позиции в этом секторе и того меньше. Одна из таких структур – инвестиционная компания «СТМ Инвест», аналитическое управление которой по данным ведущих независимых российских и зарубежных агентств входит в пятерку лидеров российского фондового рынка.
Редакция попросили аналитиков «СТМ Инвест» объяснить причины спада облигационных займов.
По их мнению, рассматривая вышеприведенные цифры, прежде всего необходимо учитывать два обстоятельства. Первое – специфику этого сектора, в котором максимальный объем размещений приходится на последние месяцы года. Второе - эффект летнего банковского кризиса. По этой причине многие эмитенты откладывали свои размещения. Поэтому, по оценкам экспертов, по итогам года следует ожидать рост объема на 40 – 60% до уровня 105-110 млрд. рублей.
Бюджетным кодексом РФ установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации - 30% собственных доходов бюджета региона, для муниципального образования - 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Поэтому, если рассчитывать потенциал рынка как 25-30% доходов региональных и местных бюджетов, то по состоянию на 2004 г. он составляет 500-550 млрд. рублей, то есть примерно в пять раз больше нынешнего объема.
Кроме того, в «СТМ Инвест» полагают, что в ближайшие два года важнейшим фактором влияния на этот сектор станет реформа межбюджетных отношений и местного самоуправления в России. Одна из ее целей - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности российских регионов за счет перераспределения налоговых доходов. В итоге у регионов, богатых полезными ископаемыми, появится потребность в дополнительных заимствованиях, с другой стороны, те, кто сейчас не может выйти на рынок по причине бедности, получат эту возможность.
На конец октября 2004 г., по данным агентства Cbonds, на рынке рублевых бумаг с фиксированным доходом обращается 93 выпуска облигаций 29 регионов и городов России. Более половины всего объема выпущенных облигаций до сих пор приходится на Москву и Санкт-Петербург. Но в последнее время рынок активно растет вширь. Наряду с двумя столицами, доминирующую роль на нем играют облигации: ХМАО, Иркутской области, Красноярского и Краснодарского краев, Коми, Якутии и ряда областей Центрального региона – Самарской, Брянской, Чувашии и Башкортостана.
Важно то, что бумаги новых эмитентов уже достаточно ликвидны, реагируют на экономические новости общего порядка: изменение ставок в США, стоимость денег на рынке МБК и курс доллара в РФ. Иными словами они образуют самостоятельный и жизнеспособный сегмент рынка.
Конъюнктура и перспективы
К настоящему времени сложилась благоприятная ситуация для размещения облигаций. С 1 января текущего года ставка налога на эмиссию ценных бумаг была снижена с 0,8% до 0,2%. С точки зрения конъюнктуры мы находимся на пике совпадения факторов, способствующих повышению интереса к бумагам с фиксированным доходом. Укрепление курса рубля, снижение ставки рефинансирования ЦБ в этом году с 16% до 13%, повышение прогноза суверенного рейтинга России агентством Moody’s, нестабильность рынка акций и общая мировая тенденция - интерес к развивающимся рынкам обеспечили мощный рост спроса на рублевые облигации.
Мощное «ралли», прошедшее по рынку с начала сентября, снизило уровни доходности, а значит и ставки новых размещений на 1 – 1,5%. По самым низким ставкам торгуются облигации Москвы, доходность самых длинных из них с погашением в 2010 и 2014 гг. – уже ниже 8%, что примерно совпадает с уровнем ОФЗ. Однако, свежая тенденция - внимание ко «второму эшелону» рынка. В последнее время при размещении новых выпусков - Башкортостана и Иркутской области – спрос значительно превышал предложение. На вторичном рынке идет устойчивое снижение спрэдов по доходности этих бумаг по отношению к Москве и Санкт-Петербургу.
В регионах растет понимание необходимости реструктурирования долгов. Привлечение средств на улучшение инфраструктуры и перспективные проекты, грамотная сортировка обязательств по срокам и целям – необходимый процесс, ведущий к оздоровлению региональных экономик. Преимущества привлечения средств на открытом рынке, как альтернативы банковским кредитам и субсидиям, известны. Важнейшие из них - возможность существенного увеличения объема и срока заимствований, гибкого управления своим долгом (например – досрочного выкупа облигаций на рынке), создание публичной кредитной истории, которая в будущем позволит брать в долг, в том числе и у банков, на более выгодных условиях. Но главное – возможность дешевле занимать уже сейчас, даже в роли дебютанта.
Например, в Новосибирской области в этом году было принято решение выпустить облигации на 2 млрд. рублей, чтобы заместить краткосрочные кредиты. Первый транш был размещен на ММВБ 28 августа по ставке 13,5% годовых. По словам заместителя начальника Управления финансов и налоговой политики администрации области Виктора Маханькова, стоимость кредитования в банках на момент выпуска облигаций составляла 16 - 19%. Вместе с тем, для рынка 13,5% – это достаточно высокая ставка. В конце лета облигации городов Самары торговались с доходностью 9,4% , Уфы - 11,7%, а облигации Красноярского края - 10,5%.
Среди ближайших планируемых займов – выпуски Нижегородской и Ярославской областей, каждый объемом 1 млрд. рублей, соответственно на 2 и 3 года. По информации, предоставленной Министерством финансов Нижегородской области, в договоре с генеральным агентом размещения жестко оговорена ставка займа - не более 12%, в то время как средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков для области на текущий момент составляет 14%. Объем расходов по размещению займа может составить 15-20 млн. рублей (это средняя сумма расходов при аналогичной процедуре размещения), но и с учетом этих затрат ставка по займу не превысит 12,6%.
В следующем году регион планирует продолжить практику публичных заимствований, разместив займы на сумму 2,5 млрд. рублей сроком обращения 3-5 лет и не менее 30% средств направить в инвестиционные проекты.
Предварительный ориентир по ставке займа, соответствующей уровню риска эмитента, учитывает основные показатели его финансового положения и перспективы развития. Из них наиболее наглядный для рынка – уровень долговой нагрузки.
Для Нижегородской области соотношение долговых обязательств к доходной части бюджета составляет 31%. Для Ярославской нагрузка выше, размер долга по отношению к величине валового продукта – 76%, поэтому выше и ставка привлечения денег – по оценкам экспертов она незначительно превысит 13% годовых.
Одним словом, в выборе стратегии и условий займа – много степеней свободы и вариантов. Как считает начальник отдела государственного долга Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края Раиса Болтянская (в мае текущего года регион разместил трехлетний заем на 605 млн. рублей) выбор всегда делается в пользу инструмента, который обеспечивает оптимизацию или минимизацию бюджетных расходов, к тому же можно назвать ситуацию нормальной, когда расширяется спектр инструментов заимствований.
Сравнивая банковское кредитование и облигационные займы, в регионе считают, что облигационный заем позволяет решать определенные задачи. Например, не увеличивая долг, можно просто заменить один инструмент на другой, снизив ставку. В целом же при принятии стратегии развития региона надо учитывать, что облигации в ней могут и должны занять достойное место.
Материал подготовил Вячеслав Аксенов
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004г.
Сектор субфедеральных и муниципальных займов – самый быстрорастущий на российском финансовом рынке. Движение началось с низкого старта, и если в начале 2003 г. на его долю приходилось около 10% от общего номинального объема обращающихся на рынке рублевых облигаций (для сравнения ГКО-ОФЗ - 60%, остальные 30% - корпоративные и банковские займы), то к настоящему времени он возрос до 14%.
В прошлом году общий объем рублевых займов городов и субъектов Федерации вырос на 157%, тогда как корпоративных и банковских - на 58%. В этом году прирост относительно невелик – около 30%.
Организаций способствующих получению облигационного займа в России не много, а занимающих лидирующие позиции в этом секторе и того меньше. Одна из таких структур – инвестиционная компания «СТМ Инвест», аналитическое управление которой по данным ведущих независимых российских и зарубежных агентств входит в пятерку лидеров российского фондового рынка.
Редакция попросили аналитиков «СТМ Инвест» объяснить причины спада облигационных займов.
По их мнению, рассматривая вышеприведенные цифры, прежде всего необходимо учитывать два обстоятельства. Первое – специфику этого сектора, в котором максимальный объем размещений приходится на последние месяцы года. Второе - эффект летнего банковского кризиса. По этой причине многие эмитенты откладывали свои размещения. Поэтому, по оценкам экспертов, по итогам года следует ожидать рост объема на 40 – 60% до уровня 105-110 млрд. рублей.
Бюджетным кодексом РФ установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации - 30% собственных доходов бюджета региона, для муниципального образования - 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Поэтому, если рассчитывать потенциал рынка как 25-30% доходов региональных и местных бюджетов, то по состоянию на 2004 г. он составляет 500-550 млрд. рублей, то есть примерно в пять раз больше нынешнего объема.
Кроме того, в «СТМ Инвест» полагают, что в ближайшие два года важнейшим фактором влияния на этот сектор станет реформа межбюджетных отношений и местного самоуправления в России. Одна из ее целей - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности российских регионов за счет перераспределения налоговых доходов. В итоге у регионов, богатых полезными ископаемыми, появится потребность в дополнительных заимствованиях, с другой стороны, те, кто сейчас не может выйти на рынок по причине бедности, получат эту возможность.
На конец октября 2004 г., по данным агентства Cbonds, на рынке рублевых бумаг с фиксированным доходом обращается 93 выпуска облигаций 29 регионов и городов России. Более половины всего объема выпущенных облигаций до сих пор приходится на Москву и Санкт-Петербург. Но в последнее время рынок активно растет вширь. Наряду с двумя столицами, доминирующую роль на нем играют облигации: ХМАО, Иркутской области, Красноярского и Краснодарского краев, Коми, Якутии и ряда областей Центрального региона – Самарской, Брянской, Чувашии и Башкортостана.
Важно то, что бумаги новых эмитентов уже достаточно ликвидны, реагируют на экономические новости общего порядка: изменение ставок в США, стоимость денег на рынке МБК и курс доллара в РФ. Иными словами они образуют самостоятельный и жизнеспособный сегмент рынка.
Конъюнктура и перспективы
К настоящему времени сложилась благоприятная ситуация для размещения облигаций. С 1 января текущего года ставка налога на эмиссию ценных бумаг была снижена с 0,8% до 0,2%. С точки зрения конъюнктуры мы находимся на пике совпадения факторов, способствующих повышению интереса к бумагам с фиксированным доходом. Укрепление курса рубля, снижение ставки рефинансирования ЦБ в этом году с 16% до 13%, повышение прогноза суверенного рейтинга России агентством Moody’s, нестабильность рынка акций и общая мировая тенденция - интерес к развивающимся рынкам обеспечили мощный рост спроса на рублевые облигации.
Мощное «ралли», прошедшее по рынку с начала сентября, снизило уровни доходности, а значит и ставки новых размещений на 1 – 1,5%. По самым низким ставкам торгуются облигации Москвы, доходность самых длинных из них с погашением в 2010 и 2014 гг. – уже ниже 8%, что примерно совпадает с уровнем ОФЗ. Однако, свежая тенденция - внимание ко «второму эшелону» рынка. В последнее время при размещении новых выпусков - Башкортостана и Иркутской области – спрос значительно превышал предложение. На вторичном рынке идет устойчивое снижение спрэдов по доходности этих бумаг по отношению к Москве и Санкт-Петербургу.
В регионах растет понимание необходимости реструктурирования долгов. Привлечение средств на улучшение инфраструктуры и перспективные проекты, грамотная сортировка обязательств по срокам и целям – необходимый процесс, ведущий к оздоровлению региональных экономик. Преимущества привлечения средств на открытом рынке, как альтернативы банковским кредитам и субсидиям, известны. Важнейшие из них - возможность существенного увеличения объема и срока заимствований, гибкого управления своим долгом (например – досрочного выкупа облигаций на рынке), создание публичной кредитной истории, которая в будущем позволит брать в долг, в том числе и у банков, на более выгодных условиях. Но главное – возможность дешевле занимать уже сейчас, даже в роли дебютанта.
Например, в Новосибирской области в этом году было принято решение выпустить облигации на 2 млрд. рублей, чтобы заместить краткосрочные кредиты. Первый транш был размещен на ММВБ 28 августа по ставке 13,5% годовых. По словам заместителя начальника Управления финансов и налоговой политики администрации области Виктора Маханькова, стоимость кредитования в банках на момент выпуска облигаций составляла 16 - 19%. Вместе с тем, для рынка 13,5% – это достаточно высокая ставка. В конце лета облигации городов Самары торговались с доходностью 9,4% , Уфы - 11,7%, а облигации Красноярского края - 10,5%.
Среди ближайших планируемых займов – выпуски Нижегородской и Ярославской областей, каждый объемом 1 млрд. рублей, соответственно на 2 и 3 года. По информации, предоставленной Министерством финансов Нижегородской области, в договоре с генеральным агентом размещения жестко оговорена ставка займа - не более 12%, в то время как средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков для области на текущий момент составляет 14%. Объем расходов по размещению займа может составить 15-20 млн. рублей (это средняя сумма расходов при аналогичной процедуре размещения), но и с учетом этих затрат ставка по займу не превысит 12,6%.
В следующем году регион планирует продолжить практику публичных заимствований, разместив займы на сумму 2,5 млрд. рублей сроком обращения 3-5 лет и не менее 30% средств направить в инвестиционные проекты.
Предварительный ориентир по ставке займа, соответствующей уровню риска эмитента, учитывает основные показатели его финансового положения и перспективы развития. Из них наиболее наглядный для рынка – уровень долговой нагрузки.
Для Нижегородской области соотношение долговых обязательств к доходной части бюджета составляет 31%. Для Ярославской нагрузка выше, размер долга по отношению к величине валового продукта – 76%, поэтому выше и ставка привлечения денег – по оценкам экспертов она незначительно превысит 13% годовых.
Одним словом, в выборе стратегии и условий займа – много степеней свободы и вариантов. Как считает начальник отдела государственного долга Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края Раиса Болтянская (в мае текущего года регион разместил трехлетний заем на 605 млн. рублей) выбор всегда делается в пользу инструмента, который обеспечивает оптимизацию или минимизацию бюджетных расходов, к тому же можно назвать ситуацию нормальной, когда расширяется спектр инструментов заимствований.
Сравнивая банковское кредитование и облигационные займы, в регионе считают, что облигационный заем позволяет решать определенные задачи. Например, не увеличивая долг, можно просто заменить один инструмент на другой, снизив ставку. В целом же при принятии стратегии развития региона надо учитывать, что облигации в ней могут и должны занять достойное место.
Материал подготовил Вячеслав Аксенов
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004г.