В Твери состоялось выездное заседание Комитета СФ по бюджету на тему: «О подготовке проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» к третьему чтению и функционировании Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов». Вел заседание председатель Комитета СФ Евгений Бушмин.
В качестве приглашенных гостей выступили — заместитель руководителя федерального дорожного агентства — С.В. Барсуков, директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ — А.М. Лавров, заместитель генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — Э.Л. Иванов, руководитель Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ — А.Г. Силуанов, директор Департамента развития инфраструктуры и инвестиций Министерства транспорта РФ — О.Ф. Шахов.
Открывая выездное заседание, Евгений Бушмин напомнил собравшимся, что работа над бюджетом в Совете Федерации в последние годы начинается задолго до его поступления в Госдуму. В этом году этот процесс начался уже с февраля, а в мае было принято Постановление Палаты по концепции федерального бюджета на 2005 год.
Приветствуя гостей, председатель Законодательного собрания Тверской области Марк Хасаинов подчеркнул, что такие встречи способствуют укреплению конструктивных отношений между Советом Федерации и регионами. По его мнению, у сенаторов есть достаточно рычагов, чтобы влиять на законодательные процессы с учетом мнений субъектов Федерации.
В работе выездного заседания приняли участие не только сенаторы и региональные законодатели, но также представители Правительства РФ, которые дали пояснения по некоторым статьям бюджета и выразили готовность к совместной работе над этим документом. С основным докладом по теме выступил первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Владимир Петров, который выразил обеспокоенность сенаторов по поводу некоторых пунктов бюджета. Так, по его мнению, одна из основных особенностей будущего года — вступление в силу «большого закона» по межбюджетным отношениям. Он отметил, что возможно еще большее увеличение разрыва в экономическом положении субъектов РФ, а также проблемы с выполнением «в полном объеме социальной реформы по льготам». Сенатор подчеркнул, что для эффективного развития регионам необходима, прежде всего, стабильность. А также добавил, что «анализ социально-экономического развития субъектов РФ за несколько лет показывает, что в 2005—2007 гг. значительно увеличится уровень дифференциации между регионами. Число регионов с низким и крайне низким уровнем развития уменьшится с 32 до 27 по отношению к 2003 г., но отрыв от более благополучных субъектов РФ, к сожалению, увеличивается. И сейчас нам надо понять, как снизить этот показатель».
Также сенатор напомнил присутствующим основные параметры бюджета 2005 г., отметив, что они практически не изменились: «Доходы бюджета планируются в объеме 3 трлн. 326 млрд. руб. — это 17,8 % по валовому продукту. Они сокращаются в относительном выражении, а в абсолютном, естественно, растут. Расходы составляют 3 трлн. 47 млрд. руб., 16,3% по ВВП, в 2004 г. было 17,4% и это падение за счет увеличения профицита федерального бюджета. Он сохранился в объеме 278 млрд. руб., 1,5% ВВП, в 2004 г. было 0,5% ВВП. Валовой продукт достигнет 18,3 трлн. руб. с ростом на 6,3% при уровне инфляции 8,5%. Индекс дефлятора ВВП составляет 109,2%, при этом производство промышленной продукции увеличится на 5,5%, инвестиции — на 9,8%, реальные располагаемые доходы населения на 9%, экспорт составит 163,2 млрд. долларов, импорт — 104,7 млрд. долларов».
В своем выступлении руководитель Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ — А.Г. Силуанов отметил, что «разграничение полномочий, предусмотренное на следующий год, существенно не приведет к изменению обязательств на 2005 г., рассчитанных исходя из данных 2003 г., с учетом диффеляторов, которые мы применяли на 2005 г. Изменения расходных обязательств по нашим расчетам составят всего 6 млрд. руб. в пользу субъектов РФ». Антон Германович рассказал также о фонде финансовой поддержки: «В следующем году мы значительно упростим методику счета, отменив временно действующий в этом году коридор для определения объема финансовой помощи субъектам РФ. Этот вопрос наиболее дискуссионный, наиболее обсуждаемый. Напомню, в этом году мы установили коридор для роста и для снижения объема финансовой помощи. Было предложение сохранить такую же форму, но, по нашему мнению, это приведет к изменению сути и самой методики распределения финансовой поддержки. Поэтому мы считаем, в следующем году фонд финансовой поддержки должен распределяться исключительно по методике. И наши предложения такие: мы хотим разбить этот фонд на две части. Одна часть должна пойти на финансирование обязательств, которые передаются субъектам РФ. Это помощь ветеранам труда, труженикам тыла и детские пособия — основные дополнительные расходные обязательства. Другая — на предоставление средств в виде дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Я хотел бы рассказать о тех критериях, по которым мы предлагаем распределять средства фонда. В первой части — финансирование социальных расходов, помимо того, что уже учтено в фонде софинансирования, напомню, что это средства порядка 7 млрд. руб. в виде софинансирования жилищных субсидий. Также мы хотим применить коэффициент на уровне бюджетной обеспеченности, который позволял бы осободотационным регионам получать примерно до 40% от софинансирования этой базовой суммы, а регионам с сильной доходной базой, примерно 1, 2, 5% и т.д. Поэтому в настоящее время мы призываем регионы: определяйтесь реально по своим обязательствам. Ни в коем случае сейчас нельзя завышать эти обязательства». Также Антон Германович добавил, что «оттого, как мы вместе с депутатами, с членами Совета Федерации сейчас определимся по поправкам к третьему чтению, насколько эффективно мы сможем распределить ресурс, который есть в межбюджетных отношениях, с учетом той добавки, которая возникла в результате второго чтения — 7,9 млрд. руб., и, главное, насколько мы создадим стимул для регионов принимать реальные решения, будет зависеть и реализация в следующем году бюджетов субъектов РФ и устойчивость бюджетной системы вцелом».
Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ А.М. Лавров особо выделил значение фонда реформирования региональных и муниципальных финансов: «Это единственный инструмент, которым федеральный центр может воздействовать на направление темпа бюджетных реформ на региональном и муниципальном уровне, с одной стороны, с другой — канал взаимосвязи между бюджетной реформой, которая в этом году достаточно интенсивно стартовала на федеральном уровне и должна быть в ближайший год-два распространена на уровень регионов».
В дискуссии также приняли участие сенаторы Вячеслав Новиков, Татьяна Попова, Владимир Германенко, Леонид Мостовой, Ефим Малкин. Так, по словам В. Новикова, необходимо сделать новый пересчет по сумме 30 млрд. руб., которую Минфин должен направить в субъекты РФ на покрытие всех категорий льготников. Евгений Бушмин, в свою очередь, заметил, что надо будет внимательно изучить вопрос исполнения бюджета по итогам I квартала и с учетом всех позиций внести изменения в бюджет2005. Кроме этого, на выездном заседании Комитета СФ обсуждались такие вопросы, как развитие общефедеральной системы ипотечного кредитования в России, взаимодействие федеральных и местных казначейств, основные направления реформирования региональной бюджетной сферы, методика распределения средств дотаций на сбалансированность бюджетов регионов. Также сенаторы обсудили таблицу поправок к третьему чтению по бюджету на 2005 г. и выразили готовность вместе с членами Правительства РФ на следующем заседании Комитета СФ по бюджету отработать их окончательный вариант.
В качестве приглашенных гостей выступили — заместитель руководителя федерального дорожного агентства — С.В. Барсуков, директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ — А.М. Лавров, заместитель генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — Э.Л. Иванов, руководитель Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ — А.Г. Силуанов, директор Департамента развития инфраструктуры и инвестиций Министерства транспорта РФ — О.Ф. Шахов.
Открывая выездное заседание, Евгений Бушмин напомнил собравшимся, что работа над бюджетом в Совете Федерации в последние годы начинается задолго до его поступления в Госдуму. В этом году этот процесс начался уже с февраля, а в мае было принято Постановление Палаты по концепции федерального бюджета на 2005 год.
Приветствуя гостей, председатель Законодательного собрания Тверской области Марк Хасаинов подчеркнул, что такие встречи способствуют укреплению конструктивных отношений между Советом Федерации и регионами. По его мнению, у сенаторов есть достаточно рычагов, чтобы влиять на законодательные процессы с учетом мнений субъектов Федерации.
В работе выездного заседания приняли участие не только сенаторы и региональные законодатели, но также представители Правительства РФ, которые дали пояснения по некоторым статьям бюджета и выразили готовность к совместной работе над этим документом. С основным докладом по теме выступил первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Владимир Петров, который выразил обеспокоенность сенаторов по поводу некоторых пунктов бюджета. Так, по его мнению, одна из основных особенностей будущего года — вступление в силу «большого закона» по межбюджетным отношениям. Он отметил, что возможно еще большее увеличение разрыва в экономическом положении субъектов РФ, а также проблемы с выполнением «в полном объеме социальной реформы по льготам». Сенатор подчеркнул, что для эффективного развития регионам необходима, прежде всего, стабильность. А также добавил, что «анализ социально-экономического развития субъектов РФ за несколько лет показывает, что в 2005—2007 гг. значительно увеличится уровень дифференциации между регионами. Число регионов с низким и крайне низким уровнем развития уменьшится с 32 до 27 по отношению к 2003 г., но отрыв от более благополучных субъектов РФ, к сожалению, увеличивается. И сейчас нам надо понять, как снизить этот показатель».
Также сенатор напомнил присутствующим основные параметры бюджета 2005 г., отметив, что они практически не изменились: «Доходы бюджета планируются в объеме 3 трлн. 326 млрд. руб. — это 17,8 % по валовому продукту. Они сокращаются в относительном выражении, а в абсолютном, естественно, растут. Расходы составляют 3 трлн. 47 млрд. руб., 16,3% по ВВП, в 2004 г. было 17,4% и это падение за счет увеличения профицита федерального бюджета. Он сохранился в объеме 278 млрд. руб., 1,5% ВВП, в 2004 г. было 0,5% ВВП. Валовой продукт достигнет 18,3 трлн. руб. с ростом на 6,3% при уровне инфляции 8,5%. Индекс дефлятора ВВП составляет 109,2%, при этом производство промышленной продукции увеличится на 5,5%, инвестиции — на 9,8%, реальные располагаемые доходы населения на 9%, экспорт составит 163,2 млрд. долларов, импорт — 104,7 млрд. долларов».
В своем выступлении руководитель Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ — А.Г. Силуанов отметил, что «разграничение полномочий, предусмотренное на следующий год, существенно не приведет к изменению обязательств на 2005 г., рассчитанных исходя из данных 2003 г., с учетом диффеляторов, которые мы применяли на 2005 г. Изменения расходных обязательств по нашим расчетам составят всего 6 млрд. руб. в пользу субъектов РФ». Антон Германович рассказал также о фонде финансовой поддержки: «В следующем году мы значительно упростим методику счета, отменив временно действующий в этом году коридор для определения объема финансовой помощи субъектам РФ. Этот вопрос наиболее дискуссионный, наиболее обсуждаемый. Напомню, в этом году мы установили коридор для роста и для снижения объема финансовой помощи. Было предложение сохранить такую же форму, но, по нашему мнению, это приведет к изменению сути и самой методики распределения финансовой поддержки. Поэтому мы считаем, в следующем году фонд финансовой поддержки должен распределяться исключительно по методике. И наши предложения такие: мы хотим разбить этот фонд на две части. Одна часть должна пойти на финансирование обязательств, которые передаются субъектам РФ. Это помощь ветеранам труда, труженикам тыла и детские пособия — основные дополнительные расходные обязательства. Другая — на предоставление средств в виде дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Я хотел бы рассказать о тех критериях, по которым мы предлагаем распределять средства фонда. В первой части — финансирование социальных расходов, помимо того, что уже учтено в фонде софинансирования, напомню, что это средства порядка 7 млрд. руб. в виде софинансирования жилищных субсидий. Также мы хотим применить коэффициент на уровне бюджетной обеспеченности, который позволял бы осободотационным регионам получать примерно до 40% от софинансирования этой базовой суммы, а регионам с сильной доходной базой, примерно 1, 2, 5% и т.д. Поэтому в настоящее время мы призываем регионы: определяйтесь реально по своим обязательствам. Ни в коем случае сейчас нельзя завышать эти обязательства». Также Антон Германович добавил, что «оттого, как мы вместе с депутатами, с членами Совета Федерации сейчас определимся по поправкам к третьему чтению, насколько эффективно мы сможем распределить ресурс, который есть в межбюджетных отношениях, с учетом той добавки, которая возникла в результате второго чтения — 7,9 млрд. руб., и, главное, насколько мы создадим стимул для регионов принимать реальные решения, будет зависеть и реализация в следующем году бюджетов субъектов РФ и устойчивость бюджетной системы вцелом».
Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ А.М. Лавров особо выделил значение фонда реформирования региональных и муниципальных финансов: «Это единственный инструмент, которым федеральный центр может воздействовать на направление темпа бюджетных реформ на региональном и муниципальном уровне, с одной стороны, с другой — канал взаимосвязи между бюджетной реформой, которая в этом году достаточно интенсивно стартовала на федеральном уровне и должна быть в ближайший год-два распространена на уровень регионов».
В дискуссии также приняли участие сенаторы Вячеслав Новиков, Татьяна Попова, Владимир Германенко, Леонид Мостовой, Ефим Малкин. Так, по словам В. Новикова, необходимо сделать новый пересчет по сумме 30 млрд. руб., которую Минфин должен направить в субъекты РФ на покрытие всех категорий льготников. Евгений Бушмин, в свою очередь, заметил, что надо будет внимательно изучить вопрос исполнения бюджета по итогам I квартала и с учетом всех позиций внести изменения в бюджет2005. Кроме этого, на выездном заседании Комитета СФ обсуждались такие вопросы, как развитие общефедеральной системы ипотечного кредитования в России, взаимодействие федеральных и местных казначейств, основные направления реформирования региональной бюджетной сферы, методика распределения средств дотаций на сбалансированность бюджетов регионов. Также сенаторы обсудили таблицу поправок к третьему чтению по бюджету на 2005 г. и выразили готовность вместе с членами Правительства РФ на следующем заседании Комитета СФ по бюджету отработать их окончательный вариант.
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004 г.