Проработав заместителем министра финансов, Владимир Петров ушел в Совет Федерации, став первым заместителем председателя комитета по бюджету. Теперь он выступает с другой позиции - представляет законодательную власть, а не исполнительную. О том, как принимался бюджет 2005 года и что ожидать регионам от налоговых инициатив правительства, он рассказал корреспонденту нашего журнала.
Владимир Анатольевич ПЕТРОВ, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету
- Владимир Анатольевич, не могли бы вы назвать основные достижения текущего бюджетного года?
- Основной критерий оценки бюджета - его исполнение. В 2004 году утвержденный бюджет будет перевыполнен. Правительство внесло в Федеральное Собрание поправки в бюджет этого года, которые увеличивают его доходы и расходы на 583 млрд. рублей.
Эти предложения по поправкам мы рассматривали в Совете Федерации, и многие из них были учтены при принятии основного закона. Например, мы предлагали увеличить расходы на антитеррористическую деятельность на 3 млрд. рублей, увеличить ассигнования для ряда регионов, из средств федерального бюджета погасить задолженность перед инвалидами, которая сейчас имеется в ряде областей. Крупные суммы были даны регионам на обеспечение сбалансированности бюджетов, на социальные выплаты.
Это говорит о том, что федеральный центр предпринимает реальные меры по улучшению финансового положения бюджетов субъектов РФ. И, как мне кажется, сейчас федеральный центр отчетливо осознал необходимость улучшения сбалансированности бюджетов. Ведь в то время, как федеральный бюджет является профицитным, многие бюджеты субъектов России - дефицитные. А это при проведении бюджетной реформы опасное явление, так
как многие полномочия субъекты просто не в состоянии выполнить. Однако, по нашим оценкам, к 2005 году финансовое положение регионов должно улучшиться. И в этом смысле я также удовлетворен предварительными итогами бюджета 2004 года. Окончательно его итоги мы будем рассматривать в апреле месяце, когда будет готов отчет об исполнении бюджетов всех уровней.
— Цены на нефть продолжают расти. Но ведь накачка российской экономики деньгами имеет и обратную, негативную сторону. Что нужно предпринять, чтобы темпы экономического роста динамично росли, а не замедлялись?
— Да, цены на нефть продолжают расти, и процесс идет, я бы даже сказал, гипертрофированно. Ситуация похожа на ту, что сложилась в начале 80-х годов. Однако за резким повышением, как мы помним, последовало дальнейшее значительное снижение цен. И мы должны быть готовы к этому.
Основная негативная сторона повышения цен на нефть на мировых рынках состоит в том, что внутренние цены на горюче-смазочные материалы: бензин, дизельное топливо тоже продолжают расти и постепенно приближаются к уровню цен в США. Мы неоднократно обсуждали эту проблему в Совете Федерации и в ближайшее время будем вносить соответствующие поправки в законодательство.
Если говорить в целом о темпах экономического роста, то, естественно, повышение цен на мировых рынках сырья является одним из основных факторов экономического роста у нас в стране. Но сейчас наша задача и задача правительства заключается в том, чтобы подключить и другие факторы, связанные со структурными и институциональными реформами. Должен сказать, что сейчас начались структурные сдвиги в экономике. Наукоемкие отрасли, машиностроение развиваются более высокими темпами, нежели сырьевые. Мы можем говорить о том, что инвестиции, рост которых мы также наблюдаем, сейчас выше темпов роста ВВП. И структура этих инвестиций такова, что они направляются в основном в высокотехнологичные отрасли, и это также придает нам определенный оптимизм.
И, естественно, для обеспечения темпов экономического роста нужны соответствующие макроэкономические условия. Честно говоря, я не совсем понимаю, почему сейчас у нас сохраняются такие высокие темпы инфляции. Мне кажется, что эти показатели можно было бы существенно снизить. Сделать это надо для того, чтобы процентная ставка по кредитам была 5-6%, а население не раздражал постоянный рост цен.
- Территории считают, что правительственные предложения по компенсации выпадающих доходов сильно ущемляют интересы регионов. А какова позиция Совета Федерации?
- Это противоречие перманентно, и оно никогда не будет устранено. Территории всегда будут недовольны политикой федерального центра, и наоборот. Проблема заключается в том, есть ли здесь сильное напряжение? По-моему, особого напряжения не наблюдается. Это связано с тем, что в законе об изменениях в бюджетный кодекс, который мы разработали, налоги закреплены на постоянной основе. И не на среднесрочную перспективу, а постоянно. Также постоянно закреплены и расходы. Таким образом, четко определены и права, и обязанности федерального центра, региональных властей и органов местного самоуправления в сфере бюджетного законодательства. Это дает возможность каждому субъекту РФ, органу местного самоуправления реализовывать принцип самостоятельности бюджета.
Еще один фактор, который свидетельствует о том, что у субъектов РФ будут нормальные налоговые полномочия - за территориальными и местными бюджетами закреплены стабильные, немобильные доходные источники. Например, налог на имущество, налог на землю и ряд других налогов. Собираемость этих налогов, как показывает практика последних нескольких лет, растет, и темпы роста постоянно превышают темпы роста других доходов.
В то же время в федеральном бюджете возникли проблемы с таким ключевым доходным источником, как налог на добавленную стоимость. Исходя из поступлений доходов в федеральный бюджет за последние три года можно предположить, что в 2008 году поступление НДС и его возмещение будет равняться нулю. То есть НДС поступать в федеральный бюджет просто не будет. И сейчас мы готовим определенные предложения, связанные с изменением законодательства, чтобы в 2006 году стабилизировать поступления налога на добавленную стоимость. А ведь в свое время регионы просили отдать им 20% от налога на добавленную стоимость, уверяя, что региональным бюджетам нужен стабильный доход. Как показало время, как раз этот источник оказался нестабильным.
- По поводу наболевшей темы - замены льгот денежными выплатами... Что получат от этого россияне? И как это отражено в бюджете 2005 года?
- После принятия закона денежные выплаты разбили на две части: федеральную и региональную. В ведении регионов осталась реализация положений законов о ветеранах, тружениках тыла и жертвах политических репрессий. Лично я выступал за полную передачу в федеральный бюджет этих выплат с соответствующими источниками финансирования. Таким источником мог бы стать налог на прибыль.
К сожалению, из-за позиции ряда территорий-доноров, это мероприятие не удалось реализовать, хотя правительство было не против. Между тем из-за особенностей закона выплаты в ряде регионов со сложным финансовым положением могут застопориться.
Сейчас основная задача заключается в том, чтобы регионы могли выделять людям одинаковую, не диференцированную сумму, чтобы области не кивали друг на друга. На сегодняшний день это наибольшая опасность при реализации законодательства монетизации льгот. Именно поэтому надо перевести все эти выплаты в ведение федерального бюджета.
Если говорить о деньгах, то федеральному бюджету это будет стоить порядка 180 млрд. рублей, а региональным - 120 млрд. И когда противники реформы говорят
о том, что необходимо было оставить льготы, я выступаю против, ведь людям дополнительно будет выделено 300 млрд. рублей.
- Военные расходы России в 2005 году вырастут на 25%. Это связано с беспрецедентными террористическими актами, которые сотрясали страну в последнее время?
- Нет, не связано. Антитеррористические расходы заложены в бюджете по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», а военные увеличены из-за повышения расходов на денежное содержание военных. Это в свою очередь связано с законом о монетизации льгот и с увеличением ассигнований на закупку вооружения и военной техники. Также дополнительные расходы на армию связаны с введением новой программы строительства жилья для военнослужащих.
— В последнее время много говорится о том, что Совет Федерации превратился в «машину для голосования» и законы проходят утверждение чуть ли не автоматически. Какие законопроекты были заблокированы Советом Федерации за последнее время? Почему?
—На каждом пленарном заседании проходят бурные дискуссии, и на каждом заседании какой-либо законопроект либо отклоняется, либо передается на рассмотрение в согласительную комиссию. Чтобы улучшить качество и скорость прохождения законов, мы еще на предварительной стадии их написания плотно работаем с правительством и Государственной думой, вносим свои предложения и поправки, совершенствуем механизм взаимодействия высших органов государственной власти. Например, в закон о монетизации льгот было внесено восемь базовых поправок, из которых шесть были приняты. В результате закон стал более социально направлен. Я считаю, что это позволило избежать недовольства людей после его принятия, так как многие напряженные моменты были сняты.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.
Владимир Анатольевич ПЕТРОВ, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету
- Владимир Анатольевич, не могли бы вы назвать основные достижения текущего бюджетного года?
- Основной критерий оценки бюджета - его исполнение. В 2004 году утвержденный бюджет будет перевыполнен. Правительство внесло в Федеральное Собрание поправки в бюджет этого года, которые увеличивают его доходы и расходы на 583 млрд. рублей.
Эти предложения по поправкам мы рассматривали в Совете Федерации, и многие из них были учтены при принятии основного закона. Например, мы предлагали увеличить расходы на антитеррористическую деятельность на 3 млрд. рублей, увеличить ассигнования для ряда регионов, из средств федерального бюджета погасить задолженность перед инвалидами, которая сейчас имеется в ряде областей. Крупные суммы были даны регионам на обеспечение сбалансированности бюджетов, на социальные выплаты.
Это говорит о том, что федеральный центр предпринимает реальные меры по улучшению финансового положения бюджетов субъектов РФ. И, как мне кажется, сейчас федеральный центр отчетливо осознал необходимость улучшения сбалансированности бюджетов. Ведь в то время, как федеральный бюджет является профицитным, многие бюджеты субъектов России - дефицитные. А это при проведении бюджетной реформы опасное явление, так
как многие полномочия субъекты просто не в состоянии выполнить. Однако, по нашим оценкам, к 2005 году финансовое положение регионов должно улучшиться. И в этом смысле я также удовлетворен предварительными итогами бюджета 2004 года. Окончательно его итоги мы будем рассматривать в апреле месяце, когда будет готов отчет об исполнении бюджетов всех уровней.
— Цены на нефть продолжают расти. Но ведь накачка российской экономики деньгами имеет и обратную, негативную сторону. Что нужно предпринять, чтобы темпы экономического роста динамично росли, а не замедлялись?
— Да, цены на нефть продолжают расти, и процесс идет, я бы даже сказал, гипертрофированно. Ситуация похожа на ту, что сложилась в начале 80-х годов. Однако за резким повышением, как мы помним, последовало дальнейшее значительное снижение цен. И мы должны быть готовы к этому.
Основная негативная сторона повышения цен на нефть на мировых рынках состоит в том, что внутренние цены на горюче-смазочные материалы: бензин, дизельное топливо тоже продолжают расти и постепенно приближаются к уровню цен в США. Мы неоднократно обсуждали эту проблему в Совете Федерации и в ближайшее время будем вносить соответствующие поправки в законодательство.
Если говорить в целом о темпах экономического роста, то, естественно, повышение цен на мировых рынках сырья является одним из основных факторов экономического роста у нас в стране. Но сейчас наша задача и задача правительства заключается в том, чтобы подключить и другие факторы, связанные со структурными и институциональными реформами. Должен сказать, что сейчас начались структурные сдвиги в экономике. Наукоемкие отрасли, машиностроение развиваются более высокими темпами, нежели сырьевые. Мы можем говорить о том, что инвестиции, рост которых мы также наблюдаем, сейчас выше темпов роста ВВП. И структура этих инвестиций такова, что они направляются в основном в высокотехнологичные отрасли, и это также придает нам определенный оптимизм.
И, естественно, для обеспечения темпов экономического роста нужны соответствующие макроэкономические условия. Честно говоря, я не совсем понимаю, почему сейчас у нас сохраняются такие высокие темпы инфляции. Мне кажется, что эти показатели можно было бы существенно снизить. Сделать это надо для того, чтобы процентная ставка по кредитам была 5-6%, а население не раздражал постоянный рост цен.
- Территории считают, что правительственные предложения по компенсации выпадающих доходов сильно ущемляют интересы регионов. А какова позиция Совета Федерации?
- Это противоречие перманентно, и оно никогда не будет устранено. Территории всегда будут недовольны политикой федерального центра, и наоборот. Проблема заключается в том, есть ли здесь сильное напряжение? По-моему, особого напряжения не наблюдается. Это связано с тем, что в законе об изменениях в бюджетный кодекс, который мы разработали, налоги закреплены на постоянной основе. И не на среднесрочную перспективу, а постоянно. Также постоянно закреплены и расходы. Таким образом, четко определены и права, и обязанности федерального центра, региональных властей и органов местного самоуправления в сфере бюджетного законодательства. Это дает возможность каждому субъекту РФ, органу местного самоуправления реализовывать принцип самостоятельности бюджета.
Еще один фактор, который свидетельствует о том, что у субъектов РФ будут нормальные налоговые полномочия - за территориальными и местными бюджетами закреплены стабильные, немобильные доходные источники. Например, налог на имущество, налог на землю и ряд других налогов. Собираемость этих налогов, как показывает практика последних нескольких лет, растет, и темпы роста постоянно превышают темпы роста других доходов.
В то же время в федеральном бюджете возникли проблемы с таким ключевым доходным источником, как налог на добавленную стоимость. Исходя из поступлений доходов в федеральный бюджет за последние три года можно предположить, что в 2008 году поступление НДС и его возмещение будет равняться нулю. То есть НДС поступать в федеральный бюджет просто не будет. И сейчас мы готовим определенные предложения, связанные с изменением законодательства, чтобы в 2006 году стабилизировать поступления налога на добавленную стоимость. А ведь в свое время регионы просили отдать им 20% от налога на добавленную стоимость, уверяя, что региональным бюджетам нужен стабильный доход. Как показало время, как раз этот источник оказался нестабильным.
- По поводу наболевшей темы - замены льгот денежными выплатами... Что получат от этого россияне? И как это отражено в бюджете 2005 года?
- После принятия закона денежные выплаты разбили на две части: федеральную и региональную. В ведении регионов осталась реализация положений законов о ветеранах, тружениках тыла и жертвах политических репрессий. Лично я выступал за полную передачу в федеральный бюджет этих выплат с соответствующими источниками финансирования. Таким источником мог бы стать налог на прибыль.
К сожалению, из-за позиции ряда территорий-доноров, это мероприятие не удалось реализовать, хотя правительство было не против. Между тем из-за особенностей закона выплаты в ряде регионов со сложным финансовым положением могут застопориться.
Сейчас основная задача заключается в том, чтобы регионы могли выделять людям одинаковую, не диференцированную сумму, чтобы области не кивали друг на друга. На сегодняшний день это наибольшая опасность при реализации законодательства монетизации льгот. Именно поэтому надо перевести все эти выплаты в ведение федерального бюджета.
Если говорить о деньгах, то федеральному бюджету это будет стоить порядка 180 млрд. рублей, а региональным - 120 млрд. И когда противники реформы говорят
о том, что необходимо было оставить льготы, я выступаю против, ведь людям дополнительно будет выделено 300 млрд. рублей.
- Военные расходы России в 2005 году вырастут на 25%. Это связано с беспрецедентными террористическими актами, которые сотрясали страну в последнее время?
- Нет, не связано. Антитеррористические расходы заложены в бюджете по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», а военные увеличены из-за повышения расходов на денежное содержание военных. Это в свою очередь связано с законом о монетизации льгот и с увеличением ассигнований на закупку вооружения и военной техники. Также дополнительные расходы на армию связаны с введением новой программы строительства жилья для военнослужащих.
— В последнее время много говорится о том, что Совет Федерации превратился в «машину для голосования» и законы проходят утверждение чуть ли не автоматически. Какие законопроекты были заблокированы Советом Федерации за последнее время? Почему?
—На каждом пленарном заседании проходят бурные дискуссии, и на каждом заседании какой-либо законопроект либо отклоняется, либо передается на рассмотрение в согласительную комиссию. Чтобы улучшить качество и скорость прохождения законов, мы еще на предварительной стадии их написания плотно работаем с правительством и Государственной думой, вносим свои предложения и поправки, совершенствуем механизм взаимодействия высших органов государственной власти. Например, в закон о монетизации льгот было внесено восемь базовых поправок, из которых шесть были приняты. В результате закон стал более социально направлен. Я считаю, что это позволило избежать недовольства людей после его принятия, так как многие напряженные моменты были сняты.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.