— 27 мая 2011

Инвестиционный климат России и Москвы пока оставляет желать лучшего

Москва

Версия для печати 8115 Материалы по теме

19 мая прошла 11 ежегодная конференция «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ на современном этапе», организованная Правительством Москвы. На конференции обсуждались ключевые вопросы финансирования инфраструктурных и социальных проектов регионов и муниципалитетов, в частности: меры по улучшению инвестиционного климата в России и регионах; опыт и проблемы привлечения прямых инвестиций, включая иностранные; практические примеры реализации механизмов государственно-частного партнерства; программно-целевой подход к формированию и исполнению бюджета региона; регулирование рынка муниципальных и региональных облигаций; управление государственным долгом субъектов РФ.

В работе Конференции приняли участие более 200 человек, в том числе представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, Правительства Москвы, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ряда крупных российских банков, ведущих международных рейтинговых агентств, инвестиционных компаний, финансовых структур.

Директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России С. Ю. Беляков охарактеризовал инвестиционный климат в России в целом. «По оценке специалистов, инвестиционный климат в России остается неудовлетворительным, несмотря на то, что в 2010 году было привлечено иностранных инвестиций на 41,2 млрд долларов, но хотелось бы выйти на уровень 60- 70 млрд долларов. Борьба за инвестиции — по сути борьба за улучшение качества жизни населения. А инвестиции — это не только капитал, это новое производство, новые технологии, новое качество управления во всех отраслях», считает С. Ю. Беляков.

«Мы боремся, но пока эту конкурентную борьбу проигрываем. Правительство России два года назад приняло План улучшения инвестиционного климата, который состоял из 7 направлений и содержал 42 мероприятия. В основном эти мероприятия предполагали внесение изменений в законодательство для сокращения количества административных барьеров. Этот план выполнен на 70%. Также в процессе его исполнения мы выявили, что одних законодательных изменений недостаточно — главная проблема в том, что практика сильно отличается от того, что принято на законодательном уровне. Необходимо решать в первую очередь этот вопрос», отметил представитель Минэкономразвития РФ.

Выступая на конференции, заместитель Мэра Москвы А. В. Шаронов отметил, что в настоящее время новое правительство города «находится в состоянии переосмысливания того наследия, которое было создано в Москве в сфере инвестиционной политики. Мы хотим сохранить хорошее и заменить то, что неэффективно или устарело. С одной стороны, город является центром привлечения инвестиций, с другой — очевидной комплексной проблемой остается сложный инвестиционный климат. Процесс инвестирования, особенно согласования, был и остается очень сложным, а главное, непредсказуемым с точки зрения окончательного результата, критериев оценки инвестиционных предложений».

По мнению А. В. Шаронова, необходимо привести нормативную базу в соответствие с федеральным законодательством и лучшей практикой, сложившейся как в мире, так и в российских регионах. «Мы пересматриваем большое количество инвестиционных контрактов, около 1300, многие из них заключены еще в 90-е годы прошлого века. По каждому контракту мы примем соответствующее решение или о продлении контрактов, или об их расторжении. Важная корректива — это отмена штрафных санкций. Мы пошли на амнистию тех контрактов, которые можно реализовать в ближайшем будущем или они завершаются», подчеркнул заммэра Москвы.

Как рассказал руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С. Е. Черемин, «в настоящее время разрабатывается план мероприятий по привлечению инвестиций, по борьбе за них, поскольку конкуренция будет возрастать. Правительством Москвы заявлено множество проектов, прежде всего в сфере развития транспорта».

В частности, предусмотрены серьезные вложения в развитие метрополитена — Московский метрополитен отстает по протяженности от Нью-Йоркского в 4 раза. «Нужны точечные и объемные вложения в размере 3-5 млрд рублей, и эту проблему надо решать в короткий период времени. Решение данной задачи возможно только с помощью ГЧП, наиболее распространенный ее вариант — соглашение в рамках концессии. Мы уверены, что инвесторы пойдут на концессионные соглашения, они готовы доверять городу и предоставлять свои средства на 20-30 лет. Сегодня рассматриваются несколько проектов на концессионной основе — строительство новых веток метрополитена, строительство парковок и других объектов транспортной инфраструктуры», рассказал С. Е. Черемин.

Программно-целевой бюджет г. Москвы

Первый заместитель руководителя Департамента финансов г. Москвы В. В. Сидоренко рассказал о новом программно-целевом принципе формирования бюджета г. Москвы. По словам В. В. Сидоренко, «этот принцип стал стратегически обдуманным решением нового Правительства г. Москвы, в марте 2011 года был принят Закон о бюджете на 2012 и плановый период 2013-2014 годов, составленный в формате государственных программ и соответствующих подпрограмм. Соответственно, это решение принято на законодательном уровне, и задача исполнительной власти решение реализовать».

Как рассказал В. В. Сидоренко, государственная программа — это объединение всех ресурсов, не только и не столько бюджетных, но и других финансовых и нефинансовых, для достижения определенной цели. Очень важно, что в программе каждая позиция «привязана» к конкретному результату, затем будет проведен мониторинг, чтобы определить, достигнут ли результат. Например, сейчас обсуждается возможность о представлении налоговых льгот в программном формате — налоговые льготы будут разнесены по конкретным программам и подпрограммам, как это делается в мировой практике, и «привязаны» к конкретным результатам, чтобы потом можно было оценить их эффективность.

Еще один ресурс, который будет указан в программах, в отдельном приложении — это прогноз участия потенциальных инвесторов в проектах г. Москвы. Таким образом, в программах будет отражена задача, которую ставят перед собой органы власти, по привлечению средств инвесторов. Также важным ресурсом является план по нормотворческой деятельности, с описанием концепции, и по этой части программы можно будет ориентироваться по задачам реформ на ближайшее время.

Этот переход от управления функциями к управлению проектами потребует внутренних изменений в самой системе органов власти, ее перестройки. По мнению В. В. Сидоренко, «одним из важнейших следствий всех этих изменений станет существенное повышение ответственности органов власти, появится инструмент оценки руководителей, повысится прозрачность их деятельности, можно будет отслеживать выполнение программ».

Поделиться