В развитии системы государственного финансового контроля в Пермской области существенную роль сыграло создание Контрольно-счётной палаты – независимого органа государственного финансового контроля. Об истории ее создания и этапах работы нам рассказываете председатель –Юрий Викторович Новоселов
«Закон Пермской области «О Контрольно-счётной палате Пермской области» был принят 05 февраля 1999 г. Этим законом утверждены состав, задачи, функции, принципы и направления деятельности КСП. Говоря об основных итогах деятельности КСП Пермской области с момента её создания , можно выделить следующие этап
• Подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пермской области 549 заключений на проекты законов Пермской области и другие нормативно-правовые акты, влияющие на формирование и исполнение бюджета Пермской области, порядок управления и распоряжения государственным имуществом Пермской области.
• Проведено 203 контрольных мероприятия, в ходе которых осуществлены проверки 576 организаций-получателей бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов либо использующих в своей деятельности государственное имущество Пермской области.
• При проверках установлены многочисленные случаи расходования с нарушениями законодательства бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов на общую сумму 1 243 ,9 млн. руб. (в том числе – более 500 млн. руб. – нецелевое расходование бюджетных средств, из которых было восстановлено – свыше 41 млн. руб.).
• В целом, КСП Пермской области на один затраченный на её содержание рубль средств областного бюджета – обнаружено более 40 рублей неправомерно израсходованных бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
• При планировании доходов консолидированных бюджетов Пермской области на 2000-2004 г.г., по рекомендациям КСП доходные части бюджетов законами о бюджетах были увеличены на общую сумму 1,8 млрд. руб.; данные предложения КСП были подтверждены фактическим поступлением доходов при исполнении бюджетов.
Одним из наиболее значительных событий в истории КСП Пермской области было проведение на её базе Ассоциацией контрольно-счётных органов РФ (АКСОР) 08-10 июня 2004 года Научно-практической конференции руководителей контрольно-счётных органов Российской Федерации на тему «Роль и место контрольно-счётных органов при формировании и исполнении доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации». На Конференции присутствовали 80 участников, в том числе – делегации из Счётной палаты Российской Федерации, АКСОР, 20 контрольно-счётных органов из Приволжского, Уральского, Центрального и Южного федеральных округов, а также руководители и представители органов государственной власти Пермской области, ВУЗов и ряда коммерческих организаций. Конференция была приурочена к 5-летию деятельности Контрольно-счётной палаты Пермской области и явилась логическим завершением периода её становления.
—Каковы итоги деятельности палаты за текущий год?
—По предварительным данным за истекшие восемь месяцев, в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено расходование средств с нарушением нормативно-правовых актов в сумме 149 031,8 тыс. руб.: в том числе нецелевое расходование средств в сумме 20 419,5 тыс. рублей, при этом хотелось бы отметить, учитывая тот факт что не все правильно понимают термин «нецелевое», что в данном случае подразумевается расходование на цели не соответствующие их целевому выделению и не идентично термину «хищение». По мнению платы, неэффективно расходованы бюджетные средства в сумме 80 282,0 тыс. рублей. Неправомерно, т.е. в нарушение норм материального права, осуществлены расходы на сумму 47 520,5 тыс. рублей. Имеют место случаи, когда получатели и распорядители бюджетных средств не приняли надлежащих мер, что привело к потерям бюджета на сумму 809,8 тыс. руб.
По результатам контрольных мероприятий и по фактам выявленных нарушений распорядителям и получателям бюджетных средств направлено 14 представлений с требованием об устранении нарушений, в том числе - 8 с требованием возместить в бюджет сумму 15 848,7 тыс. рублей, израсходованных по нецелевому назначению, требования по 5 представлениям выполнены и в бюджет восстановлено около 3 млн. рублей, по 3 представлениям ещё не наступил срок исполнения.
По материалам двух проверок возбуждены уголовные дела и в настоящее время идёт следствие.
Специалистами платы проведены финансово-экономические экспертизы и подготовлено экспертно-аналитических заключений на 65 законопроектов, направляемых в Законодательное Собрание области.
—Как вы осуществляете сотрудничество с региональными контрольными органами?
—Палата, с момента создания, строит свою деятельность в тесном контакте с другими региональными контрольными органами.
Данное сотрудничество строится в двух формах.
Во-первых, в 2001 году палата подписала соглашение о сотрудничестве со Счётной палатой России. В рамках данного соглашения специалисты нашей палаты уже неоднократно участвовали в совместных проверках со специалистами Счётной палаты России, а о методологической помощи со стороны Счётной палаты можно только сказать огромное спасибо её сотрудникам, т.к. материалы, полученные от них оказывают огромную помощь в практической работе.
Во-вторых, самая важная форма взаимодействия с контрольными органами регионов, это участие в Ассоциации контрольных органов Российской Федерации, в которой мы состоим с момента её организации. И должен откровенно сказать, что это великолепная форма объединения, дающая возможность тесного сотрудничества со всеми контрольно-счётными органами регионов, практического обмена опытом работы и решения возникающих в ходе деятельности задач и проблем. Представители КСП участвовали более чем в 30 научно-практических конференциях и семинарах, в том числе – международных, проводившихся АКСОР.
—Расскажите о взаимодействии с Пермской Торгово-промышленной палатой.
—В целях эффективного расходования бюджетных средств, бюджетное законодательство требует, чтобы все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые заключаются на конкурсной основе. Также возможно приобретение товаров путём проведения котировки цен или приобретение у единственного источника. Учитывая, что КСП осуществляет проверку эффективности расходования бюджетных средств, мы при проведении контрольных мероприятий проверяем, имел ли бюджетополучатель возможность приобрести товар на более эффективной основе.
Для выполнения данной функции КСП мы заключили соглашение о сотрудничестве с Пермской Торгово-промышленной палатой, что даёт нам возможность воспользоваться той информационной базой, которая у них на сегодняшний день имеется по ценам на товары и услуги, которые сложились по нашему региона на конкретную дату.
—Эффективность деятельности палаты на 3% выше, чем по России. За счёт чего удалось достигнуть таких результатов?
—Во-первых, надо сказать, что основная заслуга в этом принадлежит коллективу палаты. За пять лет существования у нас сложился дружный и работоспособный коллектив. В основном работают сотрудники высокой профессиональной подготовки, я бы сказал фанатики, в хорошем смысле этого слова, своего дела, педантичные и принципиальные. Извиняюсь за небольшой плагиат, но сотрудники палаты, можно сказать, живут по девизу юристов «Суровый закон, но закон». Кроме того, в своей практической деятельности мы стоим на позиции, что наша основная цель при проведении проверки, «не накопать» нарушений и придать их гласности, а при обнаружении нарушений определить пути и формы их устранения и осуществить мероприятия для недопущения таких нарушений в дальнейшем.
Во-вторых, должен сказать, что результаты деятельности палаты востребованы как администрацией так и депутатами Законодательного Собрания, что даёт дополнительный стимул для эффективной деятельности.
—Сколько контрольных мероприятий было проведено за текущий год?
—По предварительным данным за восемь месяцев 2004 года работниками КСП закончено производством 20 контрольных мероприятий; при этом проверено 22 управления и департамента; организовано проведение встречных проверок на 67 предприятиях, организациях и учреждениях. Общая сумма проверенных бюджетных средств составила 1 178 165,4 тыс. рублей. В основном это плановые контрольные мероприятия, проведение которых утверждено коллегией палаты, но кроме этого ряд мероприятий проведены по поручениям Законодательного Собрания и его комитетов. При этом хочется подчеркнуть, что контрольные мероприятия носили разнообразные характер как по форме (обследование, тематическая проверка), так и по объектам проверки это и исполнение областных целевых программ, исполнение смет учреждений, эффективность использования государственной собственности и т.д.
—Какова структура палаты?
—На сегодняшний день штатная численность палаты составляет 40 человек. Из них 32 человека - аппарат палаты и 8 человек занимают должности государственной службы категории «А». Это председатель палаты, его заместитель и 6 аудиторов. В соответствии со штатным расписанием, разработана и одобрена коллегией палаты, структура. Кроме председателя и его заместителя в структуре предусмотрено 6 аудиторских направлений, два направления, курирующие доходную часть бюджета и 4 направления, курирующие расходную часть бюджета по определённым разделам бюджетной классификации. Кроме того, существует отдел правового и аналитического обеспечения, а также сектор финансово-хозяйственного обеспечения. Обязательным атрибутом структуры палаты является коллегия, существующая для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Контрольно-счетной палаты, методологии контрольной деятельности, подготовки отчетов и информации, других вопросов работы контрольно-счетной палаты. В структуре закреплён такой орган, как экспертно-консультативный совет при председателе, который является общественным совещательным органом при председателе, для более качественной и оперативной проработки проблем, возникающих в ходе деятельности палаты.
—Расскажите о направлениях работы Палаты?
—В соответствии с законом Пермской области «О Контрольно-счётной палате Пермской области» палата работает в двух направлениях, первое это контрольная деятельность, причём она имеет свою структуру. Это предварительный, оперативный, и последующий контроль, а также контроль за использованием областной государственной собственности. И второе направление - экспертно-аналитическая деятельность, т.е. проведение финансово-экономических экспертиз законопроектов, которые выносятся на рассмотрение Законодательного Собрания.
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.
«Закон Пермской области «О Контрольно-счётной палате Пермской области» был принят 05 февраля 1999 г. Этим законом утверждены состав, задачи, функции, принципы и направления деятельности КСП. Говоря об основных итогах деятельности КСП Пермской области с момента её создания , можно выделить следующие этап
• Подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пермской области 549 заключений на проекты законов Пермской области и другие нормативно-правовые акты, влияющие на формирование и исполнение бюджета Пермской области, порядок управления и распоряжения государственным имуществом Пермской области.
• Проведено 203 контрольных мероприятия, в ходе которых осуществлены проверки 576 организаций-получателей бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов либо использующих в своей деятельности государственное имущество Пермской области.
• При проверках установлены многочисленные случаи расходования с нарушениями законодательства бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов на общую сумму 1 243 ,9 млн. руб. (в том числе – более 500 млн. руб. – нецелевое расходование бюджетных средств, из которых было восстановлено – свыше 41 млн. руб.).
• В целом, КСП Пермской области на один затраченный на её содержание рубль средств областного бюджета – обнаружено более 40 рублей неправомерно израсходованных бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
• При планировании доходов консолидированных бюджетов Пермской области на 2000-2004 г.г., по рекомендациям КСП доходные части бюджетов законами о бюджетах были увеличены на общую сумму 1,8 млрд. руб.; данные предложения КСП были подтверждены фактическим поступлением доходов при исполнении бюджетов.
Одним из наиболее значительных событий в истории КСП Пермской области было проведение на её базе Ассоциацией контрольно-счётных органов РФ (АКСОР) 08-10 июня 2004 года Научно-практической конференции руководителей контрольно-счётных органов Российской Федерации на тему «Роль и место контрольно-счётных органов при формировании и исполнении доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации». На Конференции присутствовали 80 участников, в том числе – делегации из Счётной палаты Российской Федерации, АКСОР, 20 контрольно-счётных органов из Приволжского, Уральского, Центрального и Южного федеральных округов, а также руководители и представители органов государственной власти Пермской области, ВУЗов и ряда коммерческих организаций. Конференция была приурочена к 5-летию деятельности Контрольно-счётной палаты Пермской области и явилась логическим завершением периода её становления.
—Каковы итоги деятельности палаты за текущий год?
—По предварительным данным за истекшие восемь месяцев, в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено расходование средств с нарушением нормативно-правовых актов в сумме 149 031,8 тыс. руб.: в том числе нецелевое расходование средств в сумме 20 419,5 тыс. рублей, при этом хотелось бы отметить, учитывая тот факт что не все правильно понимают термин «нецелевое», что в данном случае подразумевается расходование на цели не соответствующие их целевому выделению и не идентично термину «хищение». По мнению платы, неэффективно расходованы бюджетные средства в сумме 80 282,0 тыс. рублей. Неправомерно, т.е. в нарушение норм материального права, осуществлены расходы на сумму 47 520,5 тыс. рублей. Имеют место случаи, когда получатели и распорядители бюджетных средств не приняли надлежащих мер, что привело к потерям бюджета на сумму 809,8 тыс. руб.
По результатам контрольных мероприятий и по фактам выявленных нарушений распорядителям и получателям бюджетных средств направлено 14 представлений с требованием об устранении нарушений, в том числе - 8 с требованием возместить в бюджет сумму 15 848,7 тыс. рублей, израсходованных по нецелевому назначению, требования по 5 представлениям выполнены и в бюджет восстановлено около 3 млн. рублей, по 3 представлениям ещё не наступил срок исполнения.
По материалам двух проверок возбуждены уголовные дела и в настоящее время идёт следствие.
Специалистами платы проведены финансово-экономические экспертизы и подготовлено экспертно-аналитических заключений на 65 законопроектов, направляемых в Законодательное Собрание области.
—Как вы осуществляете сотрудничество с региональными контрольными органами?
—Палата, с момента создания, строит свою деятельность в тесном контакте с другими региональными контрольными органами.
Данное сотрудничество строится в двух формах.
Во-первых, в 2001 году палата подписала соглашение о сотрудничестве со Счётной палатой России. В рамках данного соглашения специалисты нашей палаты уже неоднократно участвовали в совместных проверках со специалистами Счётной палаты России, а о методологической помощи со стороны Счётной палаты можно только сказать огромное спасибо её сотрудникам, т.к. материалы, полученные от них оказывают огромную помощь в практической работе.
Во-вторых, самая важная форма взаимодействия с контрольными органами регионов, это участие в Ассоциации контрольных органов Российской Федерации, в которой мы состоим с момента её организации. И должен откровенно сказать, что это великолепная форма объединения, дающая возможность тесного сотрудничества со всеми контрольно-счётными органами регионов, практического обмена опытом работы и решения возникающих в ходе деятельности задач и проблем. Представители КСП участвовали более чем в 30 научно-практических конференциях и семинарах, в том числе – международных, проводившихся АКСОР.
—Расскажите о взаимодействии с Пермской Торгово-промышленной палатой.
—В целях эффективного расходования бюджетных средств, бюджетное законодательство требует, чтобы все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые заключаются на конкурсной основе. Также возможно приобретение товаров путём проведения котировки цен или приобретение у единственного источника. Учитывая, что КСП осуществляет проверку эффективности расходования бюджетных средств, мы при проведении контрольных мероприятий проверяем, имел ли бюджетополучатель возможность приобрести товар на более эффективной основе.
Для выполнения данной функции КСП мы заключили соглашение о сотрудничестве с Пермской Торгово-промышленной палатой, что даёт нам возможность воспользоваться той информационной базой, которая у них на сегодняшний день имеется по ценам на товары и услуги, которые сложились по нашему региона на конкретную дату.
—Эффективность деятельности палаты на 3% выше, чем по России. За счёт чего удалось достигнуть таких результатов?
—Во-первых, надо сказать, что основная заслуга в этом принадлежит коллективу палаты. За пять лет существования у нас сложился дружный и работоспособный коллектив. В основном работают сотрудники высокой профессиональной подготовки, я бы сказал фанатики, в хорошем смысле этого слова, своего дела, педантичные и принципиальные. Извиняюсь за небольшой плагиат, но сотрудники палаты, можно сказать, живут по девизу юристов «Суровый закон, но закон». Кроме того, в своей практической деятельности мы стоим на позиции, что наша основная цель при проведении проверки, «не накопать» нарушений и придать их гласности, а при обнаружении нарушений определить пути и формы их устранения и осуществить мероприятия для недопущения таких нарушений в дальнейшем.
Во-вторых, должен сказать, что результаты деятельности палаты востребованы как администрацией так и депутатами Законодательного Собрания, что даёт дополнительный стимул для эффективной деятельности.
—Сколько контрольных мероприятий было проведено за текущий год?
—По предварительным данным за восемь месяцев 2004 года работниками КСП закончено производством 20 контрольных мероприятий; при этом проверено 22 управления и департамента; организовано проведение встречных проверок на 67 предприятиях, организациях и учреждениях. Общая сумма проверенных бюджетных средств составила 1 178 165,4 тыс. рублей. В основном это плановые контрольные мероприятия, проведение которых утверждено коллегией палаты, но кроме этого ряд мероприятий проведены по поручениям Законодательного Собрания и его комитетов. При этом хочется подчеркнуть, что контрольные мероприятия носили разнообразные характер как по форме (обследование, тематическая проверка), так и по объектам проверки это и исполнение областных целевых программ, исполнение смет учреждений, эффективность использования государственной собственности и т.д.
—Какова структура палаты?
—На сегодняшний день штатная численность палаты составляет 40 человек. Из них 32 человека - аппарат палаты и 8 человек занимают должности государственной службы категории «А». Это председатель палаты, его заместитель и 6 аудиторов. В соответствии со штатным расписанием, разработана и одобрена коллегией палаты, структура. Кроме председателя и его заместителя в структуре предусмотрено 6 аудиторских направлений, два направления, курирующие доходную часть бюджета и 4 направления, курирующие расходную часть бюджета по определённым разделам бюджетной классификации. Кроме того, существует отдел правового и аналитического обеспечения, а также сектор финансово-хозяйственного обеспечения. Обязательным атрибутом структуры палаты является коллегия, существующая для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Контрольно-счетной палаты, методологии контрольной деятельности, подготовки отчетов и информации, других вопросов работы контрольно-счетной палаты. В структуре закреплён такой орган, как экспертно-консультативный совет при председателе, который является общественным совещательным органом при председателе, для более качественной и оперативной проработки проблем, возникающих в ходе деятельности палаты.
—Расскажите о направлениях работы Палаты?
—В соответствии с законом Пермской области «О Контрольно-счётной палате Пермской области» палата работает в двух направлениях, первое это контрольная деятельность, причём она имеет свою структуру. Это предварительный, оперативный, и последующий контроль, а также контроль за использованием областной государственной собственности. И второе направление - экспертно-аналитическая деятельность, т.е. проведение финансово-экономических экспертиз законопроектов, которые выносятся на рассмотрение Законодательного Собрания.
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.