Версия для печати 6451 Материалы по теме
баян
За первые 6 месяцев 2004 года Тува увеличила долю собственных доходов в консолидированном бюджете республики с 15,2 до 17,6 процента. За счет чего удалось достичь таких результатов и какие меры будут приняты для увеличения положительной динамики нам рассказывает министр финансов республики Тыва- Радислав Санааевич Баян
«Рост собственных доходов республиканского бюджета напрямую связан с устойчивой тенденцией развития основных отраслей экономики Тувы, наметившейся в последние годы, что, в свою очередь, связано с глубокими преобразованиями социально-экономической сферы, происходящими в стране в целом. С 1999 по 2003 год валовой региональный продукт увеличился в 1,3 раза, инвестиции в основной капитал – в 1,8, реальные денежные доходы населения – в 1,9, среднемесячная зарплата – в 2,1 раза, средний размер пенсий – на 40 процентов. Все это привело к созданию новых рабочих мест, росту покупательной способности населения, расширению налогооблагаемой базы и, в конечном итоге, росту доходов бюджета за пятилетие в 2.8 раза. Успешно выполняются и прогнозные показатели 2004 года.
 Рост налоговых поступлений происходит благодаря последовательным и важнейшим мерам, осуществленным со дня принятия Первой части Налогового кодекса Российской Федерации. На федеральном уровне утвержден исчерпывающий перечень региональных и местных налогов. С 2004 года отменен целый ряд мелких региональных и местных налогов и сборов, что дало определенный толчок для увеличения собственных средств у субъектов малого бизнеса.
В первой половине 2004 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились поступления по основным налогам, таким, как налог на доходы физических лиц, акцизный сбор, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог и налог на совокупный доход. Удельный вес налога на совокупный доход, составивший за шесть месяцев 2003 года 2,6 процента, в 2004 году увеличился до 4,5 процента. Рост удельного веса акцизного сбора на алкогольную продукцию составил 2,2 пункта (январь-июнь 2003 г. – 5,5 процента, 2004 г. – 7,7 процента). Увеличение доходов достигнуто в основном за счет налоговых поступлений от строительных организаций, коммунальных и транспортных предприятий, торговли. Кроме того, практически все кожууны (районы) республики выполнили прогнозные задания собственных доходов.
Рост поступления собственных доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,2 раза. На их увеличение повлияли такие факторы, как увеличение облагаемой базы по основным налогам, поступающим в консолидированный бюджет республики, улучшение финансовых результатов базовых предприятий и рост инвестиций в основной капитал на 19,7 процента.    
Среднемесячная заработная плата по сравнению с прошлым года возросла на 31,2 процента.
    Объем производства продукции сельского хозяйства за январь-июнь 2004 года в хозяйствах всех категорий вырос к соответствующему периоду прошлого года на 1,2 процента. На стабилизацию сельскохозяйственного производства положительно влияет государственная поддержка товаропроизводителей в форме субсидий и субвенций.
    Объем розничного товарооборота с 2003 года увеличился в сопоставимых ценах на 11,6 процента.
Доходная часть бюджета республики в силу исторически сложившейся экономики в значительной степени зависит от поступлений налоговых доходов муниципалитетов. Правительством и Минфином республики поставлена и решается задача стимулирования роста собственного потенциала местных бюджетов муниципальных образований через реформирование межбюджетных отношений.     Увеличению собственных доходов муниципалитетов способствует заинтересованность Правительства республики в развитии предпринимательства, которому оказывается посильная помощь и поддержка. Тем не менее, следует отметить, что проблема создания и расширения собственной доходной базы муниципальных образований, несмотря на принимаемые меры, остается достаточно актуальной и является жизненно важной.
Правительство Республики Тыва подготовило долгосрочный прогноз и концепцию социально-экономического развития до 2010 г., результаты которого при полной реализации его предложений улучшат сложившуюся ситуацию в республике и ее положение в межрегиональном разделении труда.
     Итоги реализации бюджетной политики свидетельствуют о том, что бюджет становится активным  инструментом экономической политики, направленной на достижение роста экономики, повышение благосостояния населения. В свою очередь, позитивные тенденции развития экономики республики положительно влияют на исполнение республиканского и местных бюджетов».

—После резолюции В. В. Путина у Тувы появился реальный шанс на включение в зону федеральных инвестиций не отдельных проектов, а всего региона. Что это может дать республике?
—Ситуация в инвестиционной сфере в республике мало чем отличается от ситуации в России. Разрыв устоявшихся связей и последовавший за ним спад производства, а также длительное снижение объемов инвестиций в обновление производственной базы из-за отсутствия средств обусловили высокую степень износа производственных фондов. Учитывая технологическую отсталость производства, существовавшую еще в докризисный период, и изменившуюся структуру спроса, становится очевидно, что требуется колоссальный объем инвестиций для реструктуризации производства и доведения его технико-технологических параметров до современного уровня.
кони и юрта
В 2004 год в бюджете Республики Тыва на реализацию инвестиционных программ предусмотрено увеличение средств на 6 процентов, в том числе за счет средств федерального бюджета на 8 процентов по сравнению с 2003 годом.
Формирование целевых программ с 2002 года осуществляется по новым критериям. Приоритеты Республика Тыва по всем своим условиям подходят под включение в блок «Региональный паритет», предусматривающий экономический рост наименее развитых регионов, однако оказаться включенным в него – дело сложное. Сегодня в рамках «Регионального паритета» действует всего несколько целевых программ по развитию регионов. Тем не менее, у республики есть шанс утвердить свою программу развития в статусе федеральной, поскольку она имеет геополитическое значение для страны. В республике проживает немногим более 300 тыс. человек, и потому эффект возможных инвестиций может быть достигнут достаточно быстро.
Проект программы должен быть представлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации в декабре 2004 года. Правительству республики предстоит пройти процедуру согласования во всех федеральных министерствах  и ведомствах и получить заключение Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Все кожууны (районы) республики выполнили прогнозные задания собственных доходов. Рост доходов оценивается как тенденция, и потому возможность включения Республики Тыва в специальную федеральную программу остается перспективной. Включение в нее может дать республике очень многое.
Необходимо учесть, что в недрах Тувы, как говорят геологи, содержится вся «таблица Менделеева». Тува обладает огромными запасами древесины ценных хвойных пород, которые даже в самые благоприятные годы использовались менее, чем на 10 процентов. Разработке природных богатств препятствует, в первую очередь, неразвитость транспортной схемы. Существующие проекты строительства железной дороги в Туву и освоения водного пути по Енисею требуют огромных инвестиций, однако их реализация окажет большое влияние на социально-экономическое развитие не только Тувы, но и других регионов. Развитие транспортной сети позволит, в частности, приступить к эксплуатации месторождения коксующихся углей, в которых российская металлургия испытывает все возрастающую потребность. В перспективе Тува может стать воротами, через которые российские товары получат выход на быстро растущие рынки Монголии и западных регионов Китая. Вряд ли имеет смысл напоминать, что широкое привлечение инвестиций повлечет за собой появление новых рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы и рост доходной части бюджета.

—Как идет осуществление федеральных целевых программ в Туве?
—В минувшем году в республике осуществлялась реализация 35 федеральных программ и подпрограмм. Значительная часть их предусматривает решение вопросов социальной сферы, в частности, развития здравоохранения и образования республики. Средства программ, направленных на развитие производственной сферы, использовались на сооружение новых и техническое перевооружение существующих предприятий, увеличение выпуска продукции, подготовку кадров и повышение эффективности работы отраслей реального сектора экономики.  
Федеральные целевые программы в Республике Тыва исполняются в полном объеме средств, выделенных на эти цели. Однако сдерживающим фактором при их реализации является то, что основное поступление средств падает на второе полугодие, в связи с чем запаздывает финансирование объектов, снижаются темпы строительно-монтажных работ. Так, в прошлом году 50,7 процента средств федеральных целевых программ поступили лишь в декабре, что создало неудобства в своевременном финансировании строящихся объектов.
На 1 августа 2004 года поступили 36,7 процента средств от годового объема федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации», 16,5 процента - от годового объема средств федеральной адресной инвестиционной программы.

—Каковы приоритеты республиканского бюджета 2004 года?
—Бюджет 2004 года имеет, как и в предыдущие годы, явно выраженную социальную направленность. На поддержание и развитие социальной сферы, в первую очередь здравоохранения и народного образования, предусмотрено более 60 процентов расходной части бюджета. В то же время в 2004 году значительно увеличены расходы, направленные на государственную поддержку реального сектора экономики, в частности – животноводства, играющего ведущую роль в жизни тувинского народа. Особенностью бюджета 2004 года является наличие адресной инвестиционной программы, в которой указаны не только все строящиеся объекты, но и источники финансирования по каждому из них.
в юрте
Бюджетная политика на 2004 год ориентирована на увеличение собственных доходов за счет расширения налогооблагаемой базы во всех отраслях экономики, а в области расходов – на создание условий для инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечение социальной стабильности, снижение дефицита бюджета, продолжение политики по сокращению внутреннего и внешнего государственного долга республики путем повышения эффективности и оптимизации бюджетных расходов. Развитие финансовых отношений между республиканским и местными бюджетами  направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований при одновременном создании стимулов для проведения на местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов.

—В республике развивается ипотечное кредитование. На кого оно рассчитано и какие перспективы у этой программы?
—Новая жилищная политика в своей основе – отказ от бесплатного жилья, развитие продаж квартир и домов в кредит (по образцу ипотечной системы) и развитие системы коммерческого найма. Право на бесплатное получение жилья сохранится только для малообеспеченных семей: на условиях социального найма и без права приватизации.
Ипотечное кредитование в республике на сегодняшний день доступно лишь высокооплачиваемым работникам, месячная зарплата (доход) которых составляет 10-15 тысяч рублей. Несмотря на это, многие жители республики хотели бы улучшить свои жилищные условия, приобретая жильё в кредит.
В целях выполнения мероприятий, намеченных в послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию РФ в части формирования рынка доступного жилья, развития ипотечного жилищного кредитования, в Республики Тыва создана и работает система ипотечного жилищного кредитования. Возглавляет эту работу региональное Агенство ипотечного жилищного кредитования, заключившее соглашение о сотрудничестве с Федеральным Агенством ипотечного жилищного кредитования, начала функционировать республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва на 2003-2010 годы».
Для улучшения быта молодых семей и обеспечения их жильем Правительством Республики Тыва утверждена республиканская целевая программа.
Для того, чтобы покупка жилья в кредит стала доступной многим,  необходимо на федеральном и региональном уровнях ускорить процесс принятия необходимых законов и нормативных актов. Правительству придется еще немало поработать над тем, чтобы жилье сделать действительно доступным, а его рынок – цивилизованным.

Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.


Поделиться