О.Л. ГВЫЗИН, заместитель начальника отдела анализа и прогнозирования кассовых поступлений федерального бюджета Управления федерального казначейства МФ РФ по Кировской области
Более десяти лет органы федерального казначейства осуществляют исполнение федерального бюджета на территории Российской Федерации. Рассматривая итоги работы органов федерального казначейства, необходимо отметить, что федеральное казначейство с момента его создания и по настоящее время является эффективным и действенным инструментом в управлении государственными финансами.
Осуществляя исполнение федерального бюджета на территории области, Управление федерального казначейства МФ РФ по Кировской области, проводит анализ исполнения федерального бюджета и осуществляет краткосрочное и среднесрочное прогнозирование. Материалы анализа и результаты прогнозирования являются неотъемлемой и важной частью работы, направленной на формирование и поддержание устойчивых отношений между органами государственной власти на территории области и гражданами.
В текущем году, как и в прошлые годы, вопрос о соблюдении нормативов распределения доходов между федеральным, региональным и местными бюджетами остается одним из важных среди других, решаемых федеральным казначейством. Существенное сокращение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы и совершенствование ее структуры в результате налоговой реформы последних лет способствовали повышению налоговой дисциплины и улучшению налогового администрирования.
Снижение ставки и оптимизация базы налога на прибыль, снижение ставки НДС и единого социального налога, повышение эффективности налогов на использование природных ресурсов и др. оказали влияние на динамику и структуру доходной составляющей федерального бюджета на территории области.
В I полугодии текущего года доходная часть федерального бюджета на территории Кировской области исполнена в сумме 3877 млн. руб., из них 1435 млн. руб. приходится на ЕСН. В сравнении с показателем I полугодия 2003 г. в доходную часть федерального бюджета поступило па 441 млн. руб., или на 13% , больше (в действующей оценке) и на 1% выше уровня аналогичного периода 2003 г. в сопоставимой оценке. Процент выполнения прогноза по доходам по состоянию на 01.07.2004 г. составил 46% от суммы 8462 млн. руб., спрогнозированной на 2004 г.
Удельный вес доходов федерального бюджета в общем объеме поступивших и распределенных налогов и платежей в бюджетную систему на территории Кировской области составляет 36%.
Большая часть доходной составляющей федерального бюджета в I полугодии т. г. на территории Кировской области обеспечена поступлениями НДС, акцизов и налога на прибыль. Значительный удельный вес в доходной части федерального бюджета приходится на поступления ЕСН.
Необходимо отметить, что около 50% поступлений федерального бюджета приходится на НДС, акцизы, т. е. косвенные налоги, характеризующиеся относительной стабильностью и достаточно высоким уровнем собираемости.
На протяжении ряда лет наибольшую долю (более 90%) в фактическом объеме доходов составляют налоговые доходы. По состоянию на 01.07.2004 г. из общей суммы доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 3494 млн. руб., или 90%. В составе доходов федерального бюджета прослеживается рост поступления налоговых доходов, сумма которых в I полугодии 2004 г. в сравнении с показателем I полугодия 2003 г. увеличилась на 162 млн. руб., или на 5%, в сопоставимой оценке динамика поступления налоговых доходов характеризуется снижением поступления I на 6% по отношению к аналогии-дому периоду 2003 г. На долю поступления неналоговых и прочих доходных источников в I полугодии 2004 г. приходится 10%.
В сравнении с соответствующим периодом прошлого года поступление налога на прибыль в федеральный бюджет увеличилось на 54млн. руб., или в 1,5 раза (в действующей оценке) и составляет 160 млн. руб., в сопоставимой оценке динамика поступления налога на прибыль характеризуется ростом в 1,3 раза. Процент выполнения прогноза по налогу на прибыль по состоянию на 01.07.2004 составил 63% от суммы 254 млн. руб., спрогнозированной на 2004 год.
Снижением поступления в федеральный бюджет характеризуется динамика НДС и акцизов. По состоянию на 01.07.2004 г. поступление НДС снизилось на 35 млн.руб., или на 2%, и составило 1506 млн. руб., в сопоставимой оценке снижение составило 13%. Поступление одного из важнейших источников формирования доходной части федерального бюджета — акцизов в I полугодии т. г. снизилось на 170 млн. руб., или на 37%, и составило 296 млн. руб. в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. (в действующей оценке). Учитывая уровень инфляционных процессов, поступление акцизов в федеральный бюджет в сопоставимой оценке характеризуется снижением на 43%.
Сложившаяся динамика поступления НДС в федеральный бюджет во многом обусловлена изменением ставки взимания это-то налога с 20 до 18% с 1 января 2004 г., при законодательно установленном нормативе отчисления НДС в федеральный бюджет 100%. Изменение норматива отчислений акцизов в различные уровни бюджетной системы оказали влияние на поступление акцизов в федеральный бюджет и состояние прогноза.
Процент выполнения прогноза в I полугодии 2004 г. соответственно составил по НДС — 41%, по акцизам — 28%.
Необходимо отметить, что в целом сложившаяся динамика поступления доходов в федеральный бюджет базируется и на показателе экономического роста. По данным Кировского областного комитета государственной статистики, индекс физического объема произведенной продукции по отношению к январю — маю 2003 года составил 106,3%, а темп роста объема в фактических ценах — 121,4%.
В структуре произведенных в промышленности объемов значительную долю в январе -- мае 2004 года занимали машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность.
В текущем году рост прибыли отмечен во всех отраслях экономики, кроме строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Достаточно тяжелым остается финансовое положение предприятий государственного сектора экономики. Убедительными в этой связи выглядят данные Кировского областного комитета государственной статистики, на одно рентабельное предприятие госсектора в январе - апреле 2004 г. приходилась 481 тыс. руб. прибыли, на одно убыточное — 720 тыс. руб. убытков (в целом по области, соответственно, 1885 и 719 тыс. рублей, по предприятиям негосударственного сектора экономики — 2265 и 719 тыс. руб.).
Объем финансирования расходов федерального бюджета в I полугодии 2004 г. составил 5241 млн. руб., что на 339 млн. руб., или на 7%, превышает уровень соответствующего периода 2003 года (в действующей оценке). В сопоставимой оценке объем финансирования расходов составил 96% к уровню соответствующего периода 2003 г. Процент выполнения прогноза по состоянию на 01.07.2004 г. составил около 50%.
Более 50% в объеме финансирования расходов по состоянию на 01.07.2004 г. занимают доходы федерального бюджета, собранные на территории области и направленные на финансирование расходов.
В процессе исполнения федерального бюджета в I квартале 2004 года кассовый расход составил 4793 млн. руб., что выше соответствующего уровня 2003 г. на 331 млн. руб., или на 7% (в действующей оценке). В сопоставимой оценке кассовый расход текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2003 года составил 96%.
Кроме того, в I полугодии т. г. погашено источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (прочие источники) на сумму 20 млн. руб.
В структуре расходов федерального бюджета по состоянию на 01.07.2004 г. наибольший удельный вес занимают расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, национальную оборону, государственное управление и местное самоуправление.
В I полугодии т. г. расходы по данному направлению составили 1889 млн. руб., что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 443 млн. руб., или на 31%, (в действующей оценке). В сопоставимой оценке расходы увеличились в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. на 17%.
В анализируемом периоде расходы федерального бюджета по данному направлению составили 51% от суммы 3679 млн. руб., спрогнозированной на 2004 год.
Финансовая помощь бюджету области составила по состоянию на 01.07.2004 г. 1845 млн. руб., что представляет собой 58% от суммы (3156 млн. руб.), определенной законом «О федеральном бюджете на 2004 г.» от 23.12.2003. № 186-ФЗ.
Динамика расходов в социально-культурной сфере в анализируемом периоде характеризуется неуклонным ростом. По состоянию на 01.07.2004 они составили 776 млн. руб. и увеличились на 126 млн. руб., или на 19% в сравнении с показателем I полугодия 2003 г. В сопоставимой оценке финансирование расходов увеличилось всего лишь на 7%. В I полугодии 2004 г. прогноз по расходам на социально-культурные мероприятия выполнен на 41%.
Расходы на государственную поддержку отдельных отраслей экономики в I полугодии 2004 года составили 144 млн. руб., в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. они уменьшились на 18 млн. руб., или на 11% (в действующей оценке). В сопоставимой оценке уровень расходов в I полугодии 2004 года уменьшился на 21% к уровню аналогичном периода 2003 года.
Одним из важнейших показателей исполнения федерального бюджета является соотношение доходов, собранных на территории области, к расходам. В I полугодии 2004 г. указанный показатель характеризуется следующие ми данными:
2004 год — на 1 рубль расхода приходится 81 коп. доходов;
2003 год — на 1 рубль расходов приходилось 77 коп. доходов.
В условиях рыночных отношений и при наличии больших различий в финансово-экономическом состоянии субъектов РФ значение налогово-бюджетных peгyляторов макро- и микроэкономических процессов на территории области возрастает многократно так как без их анализа и прогнозирования финансово-экономическое регулирование невозможно.
Приведенный в данной стати аналитический материал свидетельствует, что в формировании потенциала доходной составляющей федерального бюджета в будущее место принадлежит косвенным налогам (НДС, акцизы; в силу ощутимой фискальное выгоды и высокой скорости получения. При всем при эта доходы федерального бюджета анализируемом периоде не обеспечивают в полном объеме сложившегося финансирования pad ходов федерального бюджета. В( многом такой факт обусловлю реальным состоянием экономической ситуации в области. Вместе с тем, прогнозные параметры] исполнения федерального бюджета как по доходам, так и по расходам в текущем году оцениваются как достоверные, и при проведении уточненных расчетов не претерпят значительная колебаний.
Фактические расходы федерального бюджета на территории Кировской области в анализируемом периоде отражают общую направленность бюджетной политики Правительства РФ в области расходов, это прежде всего оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение структурных реформ.
Более десяти лет органы федерального казначейства осуществляют исполнение федерального бюджета на территории Российской Федерации. Рассматривая итоги работы органов федерального казначейства, необходимо отметить, что федеральное казначейство с момента его создания и по настоящее время является эффективным и действенным инструментом в управлении государственными финансами.
Осуществляя исполнение федерального бюджета на территории области, Управление федерального казначейства МФ РФ по Кировской области, проводит анализ исполнения федерального бюджета и осуществляет краткосрочное и среднесрочное прогнозирование. Материалы анализа и результаты прогнозирования являются неотъемлемой и важной частью работы, направленной на формирование и поддержание устойчивых отношений между органами государственной власти на территории области и гражданами.
В текущем году, как и в прошлые годы, вопрос о соблюдении нормативов распределения доходов между федеральным, региональным и местными бюджетами остается одним из важных среди других, решаемых федеральным казначейством. Существенное сокращение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы и совершенствование ее структуры в результате налоговой реформы последних лет способствовали повышению налоговой дисциплины и улучшению налогового администрирования.
Снижение ставки и оптимизация базы налога на прибыль, снижение ставки НДС и единого социального налога, повышение эффективности налогов на использование природных ресурсов и др. оказали влияние на динамику и структуру доходной составляющей федерального бюджета на территории области.
В I полугодии текущего года доходная часть федерального бюджета на территории Кировской области исполнена в сумме 3877 млн. руб., из них 1435 млн. руб. приходится на ЕСН. В сравнении с показателем I полугодия 2003 г. в доходную часть федерального бюджета поступило па 441 млн. руб., или на 13% , больше (в действующей оценке) и на 1% выше уровня аналогичного периода 2003 г. в сопоставимой оценке. Процент выполнения прогноза по доходам по состоянию на 01.07.2004 г. составил 46% от суммы 8462 млн. руб., спрогнозированной на 2004 г.
Удельный вес доходов федерального бюджета в общем объеме поступивших и распределенных налогов и платежей в бюджетную систему на территории Кировской области составляет 36%.
Большая часть доходной составляющей федерального бюджета в I полугодии т. г. на территории Кировской области обеспечена поступлениями НДС, акцизов и налога на прибыль. Значительный удельный вес в доходной части федерального бюджета приходится на поступления ЕСН.
Необходимо отметить, что около 50% поступлений федерального бюджета приходится на НДС, акцизы, т. е. косвенные налоги, характеризующиеся относительной стабильностью и достаточно высоким уровнем собираемости.
На протяжении ряда лет наибольшую долю (более 90%) в фактическом объеме доходов составляют налоговые доходы. По состоянию на 01.07.2004 г. из общей суммы доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 3494 млн. руб., или 90%. В составе доходов федерального бюджета прослеживается рост поступления налоговых доходов, сумма которых в I полугодии 2004 г. в сравнении с показателем I полугодия 2003 г. увеличилась на 162 млн. руб., или на 5%, в сопоставимой оценке динамика поступления налоговых доходов характеризуется снижением поступления I на 6% по отношению к аналогии-дому периоду 2003 г. На долю поступления неналоговых и прочих доходных источников в I полугодии 2004 г. приходится 10%.
В сравнении с соответствующим периодом прошлого года поступление налога на прибыль в федеральный бюджет увеличилось на 54млн. руб., или в 1,5 раза (в действующей оценке) и составляет 160 млн. руб., в сопоставимой оценке динамика поступления налога на прибыль характеризуется ростом в 1,3 раза. Процент выполнения прогноза по налогу на прибыль по состоянию на 01.07.2004 составил 63% от суммы 254 млн. руб., спрогнозированной на 2004 год.
Снижением поступления в федеральный бюджет характеризуется динамика НДС и акцизов. По состоянию на 01.07.2004 г. поступление НДС снизилось на 35 млн.руб., или на 2%, и составило 1506 млн. руб., в сопоставимой оценке снижение составило 13%. Поступление одного из важнейших источников формирования доходной части федерального бюджета — акцизов в I полугодии т. г. снизилось на 170 млн. руб., или на 37%, и составило 296 млн. руб. в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. (в действующей оценке). Учитывая уровень инфляционных процессов, поступление акцизов в федеральный бюджет в сопоставимой оценке характеризуется снижением на 43%.
Сложившаяся динамика поступления НДС в федеральный бюджет во многом обусловлена изменением ставки взимания это-то налога с 20 до 18% с 1 января 2004 г., при законодательно установленном нормативе отчисления НДС в федеральный бюджет 100%. Изменение норматива отчислений акцизов в различные уровни бюджетной системы оказали влияние на поступление акцизов в федеральный бюджет и состояние прогноза.
Процент выполнения прогноза в I полугодии 2004 г. соответственно составил по НДС — 41%, по акцизам — 28%.
Необходимо отметить, что в целом сложившаяся динамика поступления доходов в федеральный бюджет базируется и на показателе экономического роста. По данным Кировского областного комитета государственной статистики, индекс физического объема произведенной продукции по отношению к январю — маю 2003 года составил 106,3%, а темп роста объема в фактических ценах — 121,4%.
В структуре произведенных в промышленности объемов значительную долю в январе -- мае 2004 года занимали машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность.
В текущем году рост прибыли отмечен во всех отраслях экономики, кроме строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Достаточно тяжелым остается финансовое положение предприятий государственного сектора экономики. Убедительными в этой связи выглядят данные Кировского областного комитета государственной статистики, на одно рентабельное предприятие госсектора в январе - апреле 2004 г. приходилась 481 тыс. руб. прибыли, на одно убыточное — 720 тыс. руб. убытков (в целом по области, соответственно, 1885 и 719 тыс. рублей, по предприятиям негосударственного сектора экономики — 2265 и 719 тыс. руб.).
Объем финансирования расходов федерального бюджета в I полугодии 2004 г. составил 5241 млн. руб., что на 339 млн. руб., или на 7%, превышает уровень соответствующего периода 2003 года (в действующей оценке). В сопоставимой оценке объем финансирования расходов составил 96% к уровню соответствующего периода 2003 г. Процент выполнения прогноза по состоянию на 01.07.2004 г. составил около 50%.
Более 50% в объеме финансирования расходов по состоянию на 01.07.2004 г. занимают доходы федерального бюджета, собранные на территории области и направленные на финансирование расходов.
В процессе исполнения федерального бюджета в I квартале 2004 года кассовый расход составил 4793 млн. руб., что выше соответствующего уровня 2003 г. на 331 млн. руб., или на 7% (в действующей оценке). В сопоставимой оценке кассовый расход текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2003 года составил 96%.
Кроме того, в I полугодии т. г. погашено источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (прочие источники) на сумму 20 млн. руб.
В структуре расходов федерального бюджета по состоянию на 01.07.2004 г. наибольший удельный вес занимают расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, национальную оборону, государственное управление и местное самоуправление.
В I полугодии т. г. расходы по данному направлению составили 1889 млн. руб., что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 443 млн. руб., или на 31%, (в действующей оценке). В сопоставимой оценке расходы увеличились в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. на 17%.
В анализируемом периоде расходы федерального бюджета по данному направлению составили 51% от суммы 3679 млн. руб., спрогнозированной на 2004 год.
Финансовая помощь бюджету области составила по состоянию на 01.07.2004 г. 1845 млн. руб., что представляет собой 58% от суммы (3156 млн. руб.), определенной законом «О федеральном бюджете на 2004 г.» от 23.12.2003. № 186-ФЗ.
Динамика расходов в социально-культурной сфере в анализируемом периоде характеризуется неуклонным ростом. По состоянию на 01.07.2004 они составили 776 млн. руб. и увеличились на 126 млн. руб., или на 19% в сравнении с показателем I полугодия 2003 г. В сопоставимой оценке финансирование расходов увеличилось всего лишь на 7%. В I полугодии 2004 г. прогноз по расходам на социально-культурные мероприятия выполнен на 41%.
Расходы на государственную поддержку отдельных отраслей экономики в I полугодии 2004 года составили 144 млн. руб., в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. они уменьшились на 18 млн. руб., или на 11% (в действующей оценке). В сопоставимой оценке уровень расходов в I полугодии 2004 года уменьшился на 21% к уровню аналогичном периода 2003 года.
Одним из важнейших показателей исполнения федерального бюджета является соотношение доходов, собранных на территории области, к расходам. В I полугодии 2004 г. указанный показатель характеризуется следующие ми данными:
2004 год — на 1 рубль расхода приходится 81 коп. доходов;
2003 год — на 1 рубль расходов приходилось 77 коп. доходов.
В условиях рыночных отношений и при наличии больших различий в финансово-экономическом состоянии субъектов РФ значение налогово-бюджетных peгyляторов макро- и микроэкономических процессов на территории области возрастает многократно так как без их анализа и прогнозирования финансово-экономическое регулирование невозможно.
Приведенный в данной стати аналитический материал свидетельствует, что в формировании потенциала доходной составляющей федерального бюджета в будущее место принадлежит косвенным налогам (НДС, акцизы; в силу ощутимой фискальное выгоды и высокой скорости получения. При всем при эта доходы федерального бюджета анализируемом периоде не обеспечивают в полном объеме сложившегося финансирования pad ходов федерального бюджета. В( многом такой факт обусловлю реальным состоянием экономической ситуации в области. Вместе с тем, прогнозные параметры] исполнения федерального бюджета как по доходам, так и по расходам в текущем году оцениваются как достоверные, и при проведении уточненных расчетов не претерпят значительная колебаний.
Фактические расходы федерального бюджета на территории Кировской области в анализируемом периоде отражают общую направленность бюджетной политики Правительства РФ в области расходов, это прежде всего оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение структурных реформ.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.