
Более десяти лет органы федерального казначейства осуществляют исполнение федерального бюджета на территории Российской Федерации. Рассматривая итоги работы органов федерального казначейства, необходимо отметить, что федеральное казначейство с момента его создания и по настоящее время является эффективным и действенным инструментом в управлении государственными финансами.
Осуществляя исполнение федерального бюджета на территории области, Управление федерального казначейства МФ РФ по Кировской области, проводит анализ исполнения федерального бюджета и осуществляет краткосрочное и среднесрочное прогнозирование. Материалы анализа и результаты прогнозирования являются неотъемлемой и важной частью работы, направленной на формирование и поддержание устойчивых отношений между органами государственной власти на территории области и гражданами.
В текущем году, как и в прошлые годы, вопрос о соблюдении нормативов распределения доходов между федеральным, региональным и местными бюджетами остается одним из важных среди других, решаемых федеральным казначейством. Существенное сокращение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы и совершенствование ее структуры в результате налоговой реформы последних лет способствовали повышению налоговой дисциплины и улучшению налогового администрирования.
Снижение ставки и оптимизация базы налога на прибыль, снижение ставки НДС и единого социального налога, повышение эффективности налогов на использование природных ресурсов и др. оказали влияние на динамику и структуру доходной составляющей федерального бюджета на территории области.
В I полугодии текущего года доходная часть федерального бюджета на территории Кировской области исполнена в сумме 3877 млн. руб., из них 1435 млн. руб. приходится на ЕСН. В сравнении с показателем I полугодия 2003 г. в доходную часть федерального бюджета поступило па 441 млн. руб., или на 13% , больше (в действующей оценке) и на 1% выше уровня аналогичного периода 2003 г. в сопоставимой оценке. Процент выполнения прогноза по доходам по состоянию на 01.07.2004 г. составил 46% от суммы 8462 млн. руб., спрогнозированной на 2004 г.
Удельный вес доходов федерального бюджета в общем объеме поступивших и распределенных налогов и платежей в бюджетную систему на территории Кировской области составляет 36%.
Большая часть доходной составляющей федерального бюджета в I полугодии т. г. на территории Кировской области обеспечена поступлениями НДС, акцизов и налога на прибыль. Значительный удельный вес в доходной части федерального бюджета приходится на поступления ЕСН.
Необходимо отметить, что около 50% поступлений федерального бюджета приходится на НДС, акцизы, т. е. косвенные налоги, характеризующиеся относительной стабильностью и достаточно высоким уровнем собираемости.
На протяжении ряда лет наибольшую долю (более 90%) в фактическом объеме доходов составляют налоговые доходы. По состоянию на 01.07.2004 г. из общей суммы доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 3494 млн. руб., или 90%. В составе доходов федерального бюджета прослеживается рост поступления налоговых доходов, сумма которых в I полугодии 2004 г. в сравнении с показателем I полугодия 2003 г. увеличилась на 162 млн. руб., или на 5%, в сопоставимой оценке динамика поступления налоговых доходов характеризуется снижением поступления I на 6% по отношению к аналогии-дому периоду 2003 г. На долю поступления неналоговых и прочих доходных источников в I полугодии 2004 г. приходится 10%.
В сравнении с соответствующим периодом прошлого года поступление налога на прибыль в федеральный бюджет увеличилось на 54млн. руб., или в 1,5 раза (в действующей оценке) и составляет 160 млн. руб., в сопоставимой оценке динамика поступления налога на прибыль характеризуется ростом в 1,3 раза. Процент выполнения прогноза по налогу на прибыль по состоянию на 01.07.2004 составил 63% от суммы 254 млн. руб., спрогнозированной на 2004 год.
Снижением поступления в федеральный бюджет характеризуется динамика НДС и акцизов. По состоянию на 01.07.2004 г. поступление НДС снизилось на 35 млн.руб., или на 2%, и составило 1506 млн. руб., в сопоставимой оценке снижение составило 13%. Поступление одного из важнейших источников формирования доходной части федерального бюджета — акцизов в I полугодии т. г. снизилось на 170 млн. руб., или на 37%, и составило 296 млн. руб. в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. (в действующей оценке). Учитывая уровень инфляционных процессов, поступление акцизов в федеральный бюджет в сопоставимой оценке характеризуется снижением на 43%.
Сложившаяся динамика поступления НДС в федеральный бюджет во многом обусловлена изменением ставки взимания это-то налога с 20 до 18% с 1 января 2004 г., при законодательно установленном нормативе отчисления НДС в федеральный бюджет 100%. Изменение норматива отчислений акцизов в различные уровни бюджетной системы оказали влияние на поступление акцизов в федеральный бюджет и состояние прогноза.
Процент выполнения прогноза в I полугодии 2004 г. соответственно составил по НДС — 41%, по акцизам — 28%.
Необходимо отметить, что в целом сложившаяся динамика поступления доходов в федеральный бюджет базируется и на показателе экономического роста. По данным Кировского областного комитета государственной статистики, индекс физического объема произведенной продукции по отношению к январю — маю 2003 года составил 106,3%, а темп роста объема в фактических ценах — 121,4%.
В структуре произведенных в промышленности объемов значительную долю в январе -- мае 2004 года занимали машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность.
В текущем году рост прибыли отмечен во всех отраслях экономики, кроме строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Достаточно тяжелым остается финансовое положение предприятий государственного сектора экономики. Убедительными в этой связи выглядят данные Кировского областного комитета государственной статистики, на одно рентабельное предприятие госсектора в январе - апреле 2004 г. приходилась 481 тыс. руб. прибыли, на одно убыточное — 720 тыс. руб. убытков (в целом по области, соответственно, 1885 и 719 тыс. рублей, по предприятиям негосударственного сектора экономики — 2265 и 719 тыс. руб.).
Объем финансирования расходов федерального бюджета в I полугодии 2004 г. составил 5241 млн. руб., что на 339 млн. руб., или на 7%, превышает уровень соответствующего периода 2003 года (в действующей оценке). В сопоставимой оценке объем финансирования расходов составил 96% к уровню соответствующего периода 2003 г. Процент выполнения прогноза по состоянию на 01.07.2004 г. составил около 50%.
Более 50% в объеме финансирования расходов по состоянию на 01.07.2004 г. занимают доходы федерального бюджета, собранные на территории области и направленные на финансирование расходов.
В процессе исполнения федерального бюджета в I квартале 2004 года кассовый расход составил 4793 млн. руб., что выше соответствующего уровня 2003 г. на 331 млн. руб., или на 7% (в действующей оценке). В сопоставимой оценке кассовый расход текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2003 года составил 96%.
Кроме того, в I полугодии т. г. погашено источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (прочие источники) на сумму 20 млн. руб.
В структуре расходов федерального бюджета по состоянию на 01.07.2004 г. наибольший удельный вес занимают расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, национальную оборону, государственное управление и местное самоуправление.
В I полугодии т. г. расходы по данному направлению составили 1889 млн. руб., что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 443 млн. руб., или на 31%, (в действующей оценке). В сопоставимой оценке расходы увеличились в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. на 17%.
В анализируемом периоде расходы федерального бюджета по данному направлению составили 51% от суммы 3679 млн. руб., спрогнозированной на 2004 год.
Финансовая помощь бюджету области составила по состоянию на 01.07.2004 г. 1845 млн. руб., что представляет собой 58% от суммы (3156 млн. руб.), определенной законом «О федеральном бюджете на 2004 г.» от 23.12.2003. № 186-ФЗ.
Динамика расходов в социально-культурной сфере в анализируемом периоде характеризуется неуклонным ростом. По состоянию на 01.07.2004 они составили 776 млн. руб. и увеличились на 126 млн. руб., или на 19% в сравнении с показателем I полугодия 2003 г. В сопоставимой оценке финансирование расходов увеличилось всего лишь на 7%. В I полугодии 2004 г. прогноз по расходам на социально-культурные мероприятия выполнен на 41%.
Расходы на государственную поддержку отдельных отраслей экономики в I полугодии 2004 года составили 144 млн. руб., в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. они уменьшились на 18 млн. руб., или на 11% (в действующей оценке). В сопоставимой оценке уровень расходов в I полугодии 2004 года уменьшился на 21% к уровню аналогичном периода 2003 года.
Одним из важнейших показателей исполнения федерального бюджета является соотношение доходов, собранных на территории области, к расходам. В I полугодии 2004 г. указанный показатель характеризуется следующие ми данными:
2004 год — на 1 рубль расхода приходится 81 коп. доходов;
2003 год — на 1 рубль расходов приходилось 77 коп. доходов.
В условиях рыночных отношений и при наличии больших различий в финансово-экономическом состоянии субъектов РФ значение налогово-бюджетных peгyляторов макро- и микроэкономических процессов на территории области возрастает многократно так как без их анализа и прогнозирования финансово-экономическое регулирование невозможно.
Приведенный в данной стати аналитический материал свидетельствует, что в формировании потенциала доходной составляющей федерального бюджета в будущее место принадлежит косвенным налогам (НДС, акцизы; в силу ощутимой фискальное выгоды и высокой скорости получения. При всем при эта доходы федерального бюджета анализируемом периоде не обеспечивают в полном объеме сложившегося финансирования pad ходов федерального бюджета. В( многом такой факт обусловлю реальным состоянием экономической ситуации в области. Вместе с тем, прогнозные параметры] исполнения федерального бюджета как по доходам, так и по расходам в текущем году оцениваются как достоверные, и при проведении уточненных расчетов не претерпят значительная колебаний.
Фактические расходы федерального бюджета на территории Кировской области в анализируемом периоде отражают общую направленность бюджетной политики Правительства РФ в области расходов, это прежде всего оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение структурных реформ.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.