Роджер Маннингс – управляющий партнер компании КПМГ в России и СНГ, председатель Международного совета КПМГ по энергетике и природным ресурсам. Г-н Маннингс говорил о факторах, определяющих политику российского правительства, и о роли КПМГ.
—Положительными чертами российской экономики в последние годы были стабильность и постоянство курса. Есть ли, на ваш взгляд, какие-либо изменения в политике Правительства в течение второго срока президентства В.В. Путина?
—Вкратце мой ответ сводится к следующему: задача экономического возрождения России будет оставаться в центре внимания государственной политики. Ускоренный экономический рост и более равномерное распределение благ, полученных в результате этого роста, Президент рассматривает как наиболее важные задачи. Достигнув определенного успеха в этих направлениях в течение первого срока президентских полномочий, он, по всей вероятности, считает, что можно достичь гораздо большего. Поэтому он будет уделять этим вопросам больше внимания.
На начальном этапе президентства создавалось впечатление, что Правительство, руководствуясь пониманием законов рыночной экономики, взяло на себя функции создания эффективной рыночной структуры. Российские бизнесмены старались направить свой профессиональный опыт и капиталы на возрождение экономики. По общему признанию, пересмотр законодательной и регулирующей базы в целях полного соответствия поставленным целям и учета интересов участников рынка будет весьма сложной задачей, решение которой потребует немало времени и усилий. Тем не менее реформы уже идут полным ходом. Такой подход в сочетании с энергичными усилиями привел к ускорению экономического роста и появлению новых возможностей, а также способствовал притоку иностранного капитала и вложению российского капитала в форме прямых инвестиций и кредитов. Ежегодный прирост ВВП составлял от 5% до 9% - это довольно впечатляющий и обнадеживающий результат, в особенности на фоне снижения или стагнации ВВП в конце 1990-х годов.
Стабильность и постоянство выбранного курса стали основными составляющими успеха. Они явились как адекватным ответом на хаотичное развитие событий в последние годы пребывания у власти Ельцина, так и основной предпосылкой для убеждения передовых людей России инвестировать свои капиталы и связать свое будущее с развитием своей страны. Были также и другие причины для оптимизма. Президент Путин оказался современным, вдумчивым и восприимчивым к новым идеям лидером.
Для Администрации Президента очевидно, что, несмотря на одни из самых высоких показателей добычи нефти и газа и природных ископаемых, а также производства энергии, при существующих мировых темпах роста, в России должен еще пройти определенный период времени, чтобы достигнуть уровня ведущих экономически развитых стран. Хотя в отдельных отраслях экономические результаты были достаточно высокими, существующие схемы налогообложения не обеспечивали достаточного поступления средств в государственный бюджет, а прибыль после налогообложения не реинвестировалась в российскую экономику. Наряду с этим весьма невысокий уровень конкурентоспособности промышленности России, отмечавшийся после 30 лет относительного экономического застоя, создал благоприятные условия для иностранных компаний по размещению производственных мощностей в России или по ввозу товаров, которые стали вытеснять менее конкурентоспособные российские аналоги. В итоге это привело к завоеванию иностранными компаниями все более широкой ниши на потребительском рынке. Иными словами, наблюдался значительный отток прибыли по целому ряду каналов, что приводило к существенному снижению эффективности и общего экономического роста российской экономики.
Администрация Президента, по всей видимости, пришла к мнению, что с учетом географического положения и климатических условий России, а также применения протекционистской практики в ряде отраслей и определенного наследия плановой экономики, не удалось бы обеспечить успешного долгосрочного развития экономики без титанических усилий и определенных социальных проблем.
Было очевидным, что руководство страны заняло нетерпимую позицию по отношению к тем, кто упрекал Россию за отход от традиционных концепций, не учитывая при этом стоящие перед ней проблемы, вызванные наследием прошлого, а, также, не принимая во внимание имеющиеся у нее естественные преимущества.
Я не согласен с тем, что такая позиция вызвана непониманием или категорическим неприятием таких концепций со стороны Администрации Президента и Правительства. Скорее всего, руководствуясь прагматическими соображениями, российские власти не считают, что тотальное применение подобных универсальных концепций даст наилучшие результаты в России на данном этапе ее развития.
Разумеется, высказанные соображения небесспорны, но при рассмотрении той или иной проблемы всегда необходимо учитывать высокий уровень компетенции российского руководства.
—Какие конкретные шаги можно ожидать от Правительства?
—Отвечу с позиции бизнесмена, а не государственного чиновника.
Во-первых, для эффективного осуществления намеченных действий я бы подобрал команду, которая проявит рациональный подход к разработке последующего курса. Шаги в этом направлении уже были предприняты в рамках формирования нового кабинета министров, состав которого многие обозреватели рассматривают как вполне сбалансированный. В него входят министры, имеющие большой опыт осуществления реформ и структурной перестройки.
Во-вторых, я бы принял меры, препятствующие оттоку прибыли, который тормозит эффективное развитие экономики. России крайне необходима деловая мудрость ее ведущих бизнесменов. Хотелось бы, чтобы они четко осознавали свою роль в рациональном управлении предприятиями, обеспечивая соответствующий уровень вознаграждения для своих работников, акционеров и других заинтересованных сторон, включая государственный бюджет. Я бы также занялся поиском путей стимулирования инвестиций накопленного капитала в российский бизнес, возможно, применив для этого некоторые налоговые льготы.
Я считаю необходимым сконцентрировать внимание на повышении эффективности работы тех отраслей, которые обеспечивают России естественные преимущества в конкуренции: добыча нефти, газа и полезных ископаемых, а также энергетический комплекс. Именно эти отрасли дают стране большую часть доходов от экспорта производимых в них сырья и продукции. Эти доходы могут обеспечить значительные поступления средств в бюджет и могут быть реинвестированы в другие сектора экономики. Стимулятором могут быть конкретные налоговые льготы на прибыль, получаемую в этих отраслях, а также оперативная репатриация экспортной выручки.
Потребуются также меры по защите других отраслей экономики по мере повышения уровня их конкурентоспособности. В этой связи стоит повременить с членством в ВТО, если обнаружится, что предлагаемые ВТО условия не учитывают специфику российской экономики.
Я бы направил усилия на сокращение базы затрат в российской экономике на основе повышения эффективности энергетики, транспорта и инфраструктуры связи.
Такой подход предполагает усиление контроля над бизнесом со стороны Правительства и определенный отход от свободных рыночных связей, а также более широкое использование централизованного контроля и планирования. Могу сказать, что создать условия и предложить стимулы для ускорения экономического роста, – весьма сложная задача.
—По ряду причин достижения первого срока президентства были «размыты» в последние шесть месяцев. Какие факторы влияют на политическую и экономическую нестабильность? На что надо обратить особое внимание?
—Аресты Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и других бизнесменов оказали отрицательное влияние на стабильность и последовательность экономического развития. В этом вопросе необходимо понимание и согласие между властями и деловым сообществом. Михаил Ходорковский считается одним из самых преуспевающих, образованных и прогрессивных бизнесменов России. В целом для делового мира вопрос сводится к следующему: если аресты этих бизнесменов были инициированы определенными силами внутри Администрации, то почему эти меры не были согласованы с российским бизнесом, и почему изменилась позиция Администрации по отношению к нему?
Я считаю, что уже к середине 2003 года Администрация осознала необходимость поиска взаимопонимания с деловым миром. Независимо от подоплеки дела Ходорковского, его возникновение дает возможность создать новую основу взаимоотношений.
Сейчас было бы полезным повернуть это дело в нужное русло, обеспечив проведение соответствующего судебного процесса, надлежащую гласность и приемлемые результаты.
Что касается будущего, то для дальнейшего продвижения представляют угрозу итоги выборов, на которых подавляющее большинство голосов избирателей получили Президент и партия «Единая Россия». С одной стороны, такие итоги означают получение огромных полномочий и могут существенно стимулировать быстрые перемены. С другой -- они могут быть чреваты недостаточно критической оценкой проводимой политики, самоуспокоенностью, застоем и партийной междоусобицей. Вместе с тем, есть надежды на то, что цель с максимальной пользой задействовать богатые природные запасы и высококвалифицированные людские ресурсы России на благо ее народа будет той путеводной звездой, которая сориентирует Администрацию Президента и Правительство России на правильный и достойный выбор.
—Исходя из вашего опыта работы с российскими компаниями и, в особенности, из опыта оказания консультационных услуг, считаете ли вы, что российские руководители предприятий стараются совершенствовать деятельность своих компаний?
—Исходя из моего опыта, могу дать положительный ответ. Руководители ведущих российских компаний используют методы, направленные на повышение эффективности работы возглавляемых ими предприятий и ставят задачу расширения реинвестирования получаемой прибыли.
Они стремятся применять передовые производственные процессы, опираться на эффективные методы управления, совершенствовать механизмы снабжения, поставок и контроля запасов, сокращать численность управленческого аппарата, внедрять эффективные бизнес-процессы, налаживать учет целевых затрат, тщательно оценивать результаты хозяйственной деятельности и разрабатывать схемы оплаты труда, ориентированные на конечные результаты.
Проводимые перемены также предполагают упрощение правовых структур, более широкое и прозрачное освещение деятельности предприятий, а также более эффективную связь со всеми заинтересованными сторонами.
—Считаете ли вы реально выполнимыми задачи экономического роста, поставленные Президентом Путиным? Каково ваше мнение, как главы Международного совета КПМГ по энергетике и природным ресурсам, о зависимости результатов выполнения поставленных задач от мировых цен на нефть?
—Эффективное управление предполагает, что поставленные задачи должны быть как смелыми, так и достижимыми. Несомненно, что запланированные показатели экономического роста России представляются масштабными. Они реально выполнимы, в особенности, если руководство страны будет и дальше устранять препятствия на пути роста и создавать благоприятные условия для реинвестирования прибыли. Тем более в условиях высоких цен на энергоносители. Сейчас российские бизнесмены проявляют готовность вкладывать капиталы в российскую экономику и положительно рассматривают возможности будущей отдачи от таких капиталовложений.
Высокий уровень цен на нефть благоприятен для роста российской экономики, ее торгового баланса и уровня валютных резервов. Снижение мировых цен на энергоносители может привести к снижению темпов экономического роста, но я сомневаюсь в том, что оно серьезно скажется на общих результатах.
Опасность заключается в том, что Правительство может строить планы экономического развития страны и разрабатывать ее бюджет, полностью полагаясь на то, что мировые цены на энергоносители будут оставаться высокими до бесконечности. Но все обстоит по-другому. Руководство страны анализирует стратегию своей деятельности, разрабатывает планы экономического развития и бюджет на основе ряда сценариев, включая уровень мировых цен на нефть о т$15 до $18 за баррель.
Поворот назад может произойти, если в экономике не будет достаточных средств на фоне низкого уровня инвестиций и слабого кредитования, что может подорвать общее доверие со стороны общества и привести к финансовому кризису, как в 1998 году.
—За последние два-три года изменились ли взгляды на Россию у ваших коллег?
—Итоги деятельности российского отделения КПМГ на фоне стратегических задач и запланированных результатов работы представляют собой основной фактор, влияющий на мнения моих коллег-членов Международного совета КПМГ по энергетике и природным ресурсам.
Бизнес-модель, которую мы стали использовать с момента начала работы КПМГ в России, была ориентирована на применение наших глобальных методологий аудита и консультирования, которые приемлемы для российского рынка.. При этом мы привлекали к работе главным образом российских специалистов. С учетом этого, мы сосредоточили наши инвестиции на российских кадрах, бизнес-процессах и развитии инфраструктуры.
Мы также считаем, что наша деятельность в России должна органически вписываться в экономическую жизнь России, чтобы нас воспринимали так же, как и в других странах, в которых мы работаем на протяжении уже более ста лет. Мы не хотим, чтобы нас рассматривали как иностранных инвесторов. Мы поставили цель играть определенную роль в совершенствовании системы регулирования и инфраструктуры в России и вносить вклад в развитие ее экономических и других организаций.
Сейчас среди наших клиентов такие крупные российские компании, как ОАО «ЛУКОЙЛ», «Базовый элемент», ОАО «Газпром», ТНК-BP, ОАО «Транснефть», «ЮКОС», РАО «ЕЭС России», Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО «Северсталь», МДМ, Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО «Силовые машины» и концерн «Разгуляй Укррос». Более 85% наших клиентов представлены российскими компаниями, и более 90% нашего персонала – российские специалисты.
В течение последних трех лет мы принимали активное участие в ряде крупных событий на российском рынке: регистрация компанией «ЛУКОЙЛ» ее акций на Лондонской фондовой бирже, слияние «Бритиш Петролеум» и «Тюменской нефтяной компании», совершенствование организационной структуры и бизнес-процессов компании ЮКОС и подготовка ее слияния с компанией «Сибнефть», а также выпуски облигаций «Северсталью» и Магнитогорским металлургическим комбинатом.
В настоящее время темпы роста российского отделения КПМГ самые высокие по сравнению с ростом отделений фирмы в других странах мира. Мы ведем бизнес на основе самофинансирования и располагаем высокопрофессиональными и опытными российскими кадрами, численность которых составляет более одной тысячи человек. Человеческий фактор представляет особую важность, поскольку профессиональные способности и знания наших кадров – это источник преимуществ в конкуренции в нашем виде деятельности. Мы продолжаем вкладывать значительные средства в профессиональное совершенствование наших российских специалистов и в развитие нашей рабочей среды в стремлении сделать КПМГ наиболее привлекательным работодателем в нашей отрасли.
Мы также оказываем содействие в разработке нормативной базы аудита, которую возглавляет Министерство финансов, участвуем в совершенствовании аудиторской профессии и внедрении передовой практики корпоративного управления, соответствующего специфике деятельности российских компаний. Эту работу мы ведем совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Российским институтом директоров.
В этой связи мои коллеги-руководители КПМГ считают, что мы выбрали правильный путь для решения задач, которые мы поставили перед собой с самого начала нашей работы в России. Расширение нашего бизнеса, проведение независимых обзоров рынка, эффективная работа с клиентурой, мотивация наших работников и финансовые показатели нашей деятельности подтверждают эту оценку.
Мнения моих коллег и других зарубежных бизнесменов зависят также от того, были ли они в России.
Неудивительно, что на взгляды тех, кто не был в России, основное влияние оказывают телевидение и пресса. Остается определенное наследие холодной войны, когда на взаимоотношения между людьми влияла враждебная позиция их правительств и связанная с ней пропаганда. А сейчас они узнают, что в России существуют огромные возможности, используя которые можно получать фантастические прибыли. Предвзятый подход и наследие прошлого может создать проблемы для международного бизнеса в России.
Те же, кто посетил Россию, начинают понимать характер существующих здесь проблем и необходимость проявления настойчивости, огромной жизненной энергии и целеустремленности для решения этих проблем. Они видят огромные ресурсы страны, ее образованных деловых людей, оптимизм, энергию и большую самоотдачу молодежи, которой, кстати, много среди наших кадров в КПМГ, и, конечно, они видят достижении прогресса и конечный потенциал страны, который может быть реализован при правильном направлении усилий и оптимальном использовании имеющихся возможностей. И те, кто побывали в России, признают, что между тем, что они знали раньше о России, и тем, что они в действительности увидели здесь, существует мало общего.
—Положительными чертами российской экономики в последние годы были стабильность и постоянство курса. Есть ли, на ваш взгляд, какие-либо изменения в политике Правительства в течение второго срока президентства В.В. Путина?
—Вкратце мой ответ сводится к следующему: задача экономического возрождения России будет оставаться в центре внимания государственной политики. Ускоренный экономический рост и более равномерное распределение благ, полученных в результате этого роста, Президент рассматривает как наиболее важные задачи. Достигнув определенного успеха в этих направлениях в течение первого срока президентских полномочий, он, по всей вероятности, считает, что можно достичь гораздо большего. Поэтому он будет уделять этим вопросам больше внимания.
На начальном этапе президентства создавалось впечатление, что Правительство, руководствуясь пониманием законов рыночной экономики, взяло на себя функции создания эффективной рыночной структуры. Российские бизнесмены старались направить свой профессиональный опыт и капиталы на возрождение экономики. По общему признанию, пересмотр законодательной и регулирующей базы в целях полного соответствия поставленным целям и учета интересов участников рынка будет весьма сложной задачей, решение которой потребует немало времени и усилий. Тем не менее реформы уже идут полным ходом. Такой подход в сочетании с энергичными усилиями привел к ускорению экономического роста и появлению новых возможностей, а также способствовал притоку иностранного капитала и вложению российского капитала в форме прямых инвестиций и кредитов. Ежегодный прирост ВВП составлял от 5% до 9% - это довольно впечатляющий и обнадеживающий результат, в особенности на фоне снижения или стагнации ВВП в конце 1990-х годов.
Стабильность и постоянство выбранного курса стали основными составляющими успеха. Они явились как адекватным ответом на хаотичное развитие событий в последние годы пребывания у власти Ельцина, так и основной предпосылкой для убеждения передовых людей России инвестировать свои капиталы и связать свое будущее с развитием своей страны. Были также и другие причины для оптимизма. Президент Путин оказался современным, вдумчивым и восприимчивым к новым идеям лидером.
Для Администрации Президента очевидно, что, несмотря на одни из самых высоких показателей добычи нефти и газа и природных ископаемых, а также производства энергии, при существующих мировых темпах роста, в России должен еще пройти определенный период времени, чтобы достигнуть уровня ведущих экономически развитых стран. Хотя в отдельных отраслях экономические результаты были достаточно высокими, существующие схемы налогообложения не обеспечивали достаточного поступления средств в государственный бюджет, а прибыль после налогообложения не реинвестировалась в российскую экономику. Наряду с этим весьма невысокий уровень конкурентоспособности промышленности России, отмечавшийся после 30 лет относительного экономического застоя, создал благоприятные условия для иностранных компаний по размещению производственных мощностей в России или по ввозу товаров, которые стали вытеснять менее конкурентоспособные российские аналоги. В итоге это привело к завоеванию иностранными компаниями все более широкой ниши на потребительском рынке. Иными словами, наблюдался значительный отток прибыли по целому ряду каналов, что приводило к существенному снижению эффективности и общего экономического роста российской экономики.
Администрация Президента, по всей видимости, пришла к мнению, что с учетом географического положения и климатических условий России, а также применения протекционистской практики в ряде отраслей и определенного наследия плановой экономики, не удалось бы обеспечить успешного долгосрочного развития экономики без титанических усилий и определенных социальных проблем.
Было очевидным, что руководство страны заняло нетерпимую позицию по отношению к тем, кто упрекал Россию за отход от традиционных концепций, не учитывая при этом стоящие перед ней проблемы, вызванные наследием прошлого, а, также, не принимая во внимание имеющиеся у нее естественные преимущества.
Я не согласен с тем, что такая позиция вызвана непониманием или категорическим неприятием таких концепций со стороны Администрации Президента и Правительства. Скорее всего, руководствуясь прагматическими соображениями, российские власти не считают, что тотальное применение подобных универсальных концепций даст наилучшие результаты в России на данном этапе ее развития.
Разумеется, высказанные соображения небесспорны, но при рассмотрении той или иной проблемы всегда необходимо учитывать высокий уровень компетенции российского руководства.
—Какие конкретные шаги можно ожидать от Правительства?
—Отвечу с позиции бизнесмена, а не государственного чиновника.
Во-первых, для эффективного осуществления намеченных действий я бы подобрал команду, которая проявит рациональный подход к разработке последующего курса. Шаги в этом направлении уже были предприняты в рамках формирования нового кабинета министров, состав которого многие обозреватели рассматривают как вполне сбалансированный. В него входят министры, имеющие большой опыт осуществления реформ и структурной перестройки.
Во-вторых, я бы принял меры, препятствующие оттоку прибыли, который тормозит эффективное развитие экономики. России крайне необходима деловая мудрость ее ведущих бизнесменов. Хотелось бы, чтобы они четко осознавали свою роль в рациональном управлении предприятиями, обеспечивая соответствующий уровень вознаграждения для своих работников, акционеров и других заинтересованных сторон, включая государственный бюджет. Я бы также занялся поиском путей стимулирования инвестиций накопленного капитала в российский бизнес, возможно, применив для этого некоторые налоговые льготы.
Я считаю необходимым сконцентрировать внимание на повышении эффективности работы тех отраслей, которые обеспечивают России естественные преимущества в конкуренции: добыча нефти, газа и полезных ископаемых, а также энергетический комплекс. Именно эти отрасли дают стране большую часть доходов от экспорта производимых в них сырья и продукции. Эти доходы могут обеспечить значительные поступления средств в бюджет и могут быть реинвестированы в другие сектора экономики. Стимулятором могут быть конкретные налоговые льготы на прибыль, получаемую в этих отраслях, а также оперативная репатриация экспортной выручки.
Потребуются также меры по защите других отраслей экономики по мере повышения уровня их конкурентоспособности. В этой связи стоит повременить с членством в ВТО, если обнаружится, что предлагаемые ВТО условия не учитывают специфику российской экономики.
Я бы направил усилия на сокращение базы затрат в российской экономике на основе повышения эффективности энергетики, транспорта и инфраструктуры связи.
Такой подход предполагает усиление контроля над бизнесом со стороны Правительства и определенный отход от свободных рыночных связей, а также более широкое использование централизованного контроля и планирования. Могу сказать, что создать условия и предложить стимулы для ускорения экономического роста, – весьма сложная задача.
—По ряду причин достижения первого срока президентства были «размыты» в последние шесть месяцев. Какие факторы влияют на политическую и экономическую нестабильность? На что надо обратить особое внимание?
—Аресты Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и других бизнесменов оказали отрицательное влияние на стабильность и последовательность экономического развития. В этом вопросе необходимо понимание и согласие между властями и деловым сообществом. Михаил Ходорковский считается одним из самых преуспевающих, образованных и прогрессивных бизнесменов России. В целом для делового мира вопрос сводится к следующему: если аресты этих бизнесменов были инициированы определенными силами внутри Администрации, то почему эти меры не были согласованы с российским бизнесом, и почему изменилась позиция Администрации по отношению к нему?
Я считаю, что уже к середине 2003 года Администрация осознала необходимость поиска взаимопонимания с деловым миром. Независимо от подоплеки дела Ходорковского, его возникновение дает возможность создать новую основу взаимоотношений.
Сейчас было бы полезным повернуть это дело в нужное русло, обеспечив проведение соответствующего судебного процесса, надлежащую гласность и приемлемые результаты.
Что касается будущего, то для дальнейшего продвижения представляют угрозу итоги выборов, на которых подавляющее большинство голосов избирателей получили Президент и партия «Единая Россия». С одной стороны, такие итоги означают получение огромных полномочий и могут существенно стимулировать быстрые перемены. С другой -- они могут быть чреваты недостаточно критической оценкой проводимой политики, самоуспокоенностью, застоем и партийной междоусобицей. Вместе с тем, есть надежды на то, что цель с максимальной пользой задействовать богатые природные запасы и высококвалифицированные людские ресурсы России на благо ее народа будет той путеводной звездой, которая сориентирует Администрацию Президента и Правительство России на правильный и достойный выбор.
—Исходя из вашего опыта работы с российскими компаниями и, в особенности, из опыта оказания консультационных услуг, считаете ли вы, что российские руководители предприятий стараются совершенствовать деятельность своих компаний?
—Исходя из моего опыта, могу дать положительный ответ. Руководители ведущих российских компаний используют методы, направленные на повышение эффективности работы возглавляемых ими предприятий и ставят задачу расширения реинвестирования получаемой прибыли.
Они стремятся применять передовые производственные процессы, опираться на эффективные методы управления, совершенствовать механизмы снабжения, поставок и контроля запасов, сокращать численность управленческого аппарата, внедрять эффективные бизнес-процессы, налаживать учет целевых затрат, тщательно оценивать результаты хозяйственной деятельности и разрабатывать схемы оплаты труда, ориентированные на конечные результаты.
Проводимые перемены также предполагают упрощение правовых структур, более широкое и прозрачное освещение деятельности предприятий, а также более эффективную связь со всеми заинтересованными сторонами.
—Считаете ли вы реально выполнимыми задачи экономического роста, поставленные Президентом Путиным? Каково ваше мнение, как главы Международного совета КПМГ по энергетике и природным ресурсам, о зависимости результатов выполнения поставленных задач от мировых цен на нефть?
—Эффективное управление предполагает, что поставленные задачи должны быть как смелыми, так и достижимыми. Несомненно, что запланированные показатели экономического роста России представляются масштабными. Они реально выполнимы, в особенности, если руководство страны будет и дальше устранять препятствия на пути роста и создавать благоприятные условия для реинвестирования прибыли. Тем более в условиях высоких цен на энергоносители. Сейчас российские бизнесмены проявляют готовность вкладывать капиталы в российскую экономику и положительно рассматривают возможности будущей отдачи от таких капиталовложений.
Высокий уровень цен на нефть благоприятен для роста российской экономики, ее торгового баланса и уровня валютных резервов. Снижение мировых цен на энергоносители может привести к снижению темпов экономического роста, но я сомневаюсь в том, что оно серьезно скажется на общих результатах.
Опасность заключается в том, что Правительство может строить планы экономического развития страны и разрабатывать ее бюджет, полностью полагаясь на то, что мировые цены на энергоносители будут оставаться высокими до бесконечности. Но все обстоит по-другому. Руководство страны анализирует стратегию своей деятельности, разрабатывает планы экономического развития и бюджет на основе ряда сценариев, включая уровень мировых цен на нефть о т$15 до $18 за баррель.
Поворот назад может произойти, если в экономике не будет достаточных средств на фоне низкого уровня инвестиций и слабого кредитования, что может подорвать общее доверие со стороны общества и привести к финансовому кризису, как в 1998 году.
—За последние два-три года изменились ли взгляды на Россию у ваших коллег?
—Итоги деятельности российского отделения КПМГ на фоне стратегических задач и запланированных результатов работы представляют собой основной фактор, влияющий на мнения моих коллег-членов Международного совета КПМГ по энергетике и природным ресурсам.
Бизнес-модель, которую мы стали использовать с момента начала работы КПМГ в России, была ориентирована на применение наших глобальных методологий аудита и консультирования, которые приемлемы для российского рынка.. При этом мы привлекали к работе главным образом российских специалистов. С учетом этого, мы сосредоточили наши инвестиции на российских кадрах, бизнес-процессах и развитии инфраструктуры.
Мы также считаем, что наша деятельность в России должна органически вписываться в экономическую жизнь России, чтобы нас воспринимали так же, как и в других странах, в которых мы работаем на протяжении уже более ста лет. Мы не хотим, чтобы нас рассматривали как иностранных инвесторов. Мы поставили цель играть определенную роль в совершенствовании системы регулирования и инфраструктуры в России и вносить вклад в развитие ее экономических и других организаций.
Сейчас среди наших клиентов такие крупные российские компании, как ОАО «ЛУКОЙЛ», «Базовый элемент», ОАО «Газпром», ТНК-BP, ОАО «Транснефть», «ЮКОС», РАО «ЕЭС России», Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО «Северсталь», МДМ, Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО «Силовые машины» и концерн «Разгуляй Укррос». Более 85% наших клиентов представлены российскими компаниями, и более 90% нашего персонала – российские специалисты.
В течение последних трех лет мы принимали активное участие в ряде крупных событий на российском рынке: регистрация компанией «ЛУКОЙЛ» ее акций на Лондонской фондовой бирже, слияние «Бритиш Петролеум» и «Тюменской нефтяной компании», совершенствование организационной структуры и бизнес-процессов компании ЮКОС и подготовка ее слияния с компанией «Сибнефть», а также выпуски облигаций «Северсталью» и Магнитогорским металлургическим комбинатом.
В настоящее время темпы роста российского отделения КПМГ самые высокие по сравнению с ростом отделений фирмы в других странах мира. Мы ведем бизнес на основе самофинансирования и располагаем высокопрофессиональными и опытными российскими кадрами, численность которых составляет более одной тысячи человек. Человеческий фактор представляет особую важность, поскольку профессиональные способности и знания наших кадров – это источник преимуществ в конкуренции в нашем виде деятельности. Мы продолжаем вкладывать значительные средства в профессиональное совершенствование наших российских специалистов и в развитие нашей рабочей среды в стремлении сделать КПМГ наиболее привлекательным работодателем в нашей отрасли.
Мы также оказываем содействие в разработке нормативной базы аудита, которую возглавляет Министерство финансов, участвуем в совершенствовании аудиторской профессии и внедрении передовой практики корпоративного управления, соответствующего специфике деятельности российских компаний. Эту работу мы ведем совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Российским институтом директоров.
В этой связи мои коллеги-руководители КПМГ считают, что мы выбрали правильный путь для решения задач, которые мы поставили перед собой с самого начала нашей работы в России. Расширение нашего бизнеса, проведение независимых обзоров рынка, эффективная работа с клиентурой, мотивация наших работников и финансовые показатели нашей деятельности подтверждают эту оценку.
Мнения моих коллег и других зарубежных бизнесменов зависят также от того, были ли они в России.
Неудивительно, что на взгляды тех, кто не был в России, основное влияние оказывают телевидение и пресса. Остается определенное наследие холодной войны, когда на взаимоотношения между людьми влияла враждебная позиция их правительств и связанная с ней пропаганда. А сейчас они узнают, что в России существуют огромные возможности, используя которые можно получать фантастические прибыли. Предвзятый подход и наследие прошлого может создать проблемы для международного бизнеса в России.
Те же, кто посетил Россию, начинают понимать характер существующих здесь проблем и необходимость проявления настойчивости, огромной жизненной энергии и целеустремленности для решения этих проблем. Они видят огромные ресурсы страны, ее образованных деловых людей, оптимизм, энергию и большую самоотдачу молодежи, которой, кстати, много среди наших кадров в КПМГ, и, конечно, они видят достижении прогресса и конечный потенциал страны, который может быть реализован при правильном направлении усилий и оптимальном использовании имеющихся возможностей. И те, кто побывали в России, признают, что между тем, что они знали раньше о России, и тем, что они в действительности увидели здесь, существует мало общего.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.