25 апреля 2024 года
Регистрация
Культура№10 октябрь 2004 — 20 октября 2004

Спонсорство культуры—это взаимовыгодное партнерство

Версия для печати 10247 Материалы по теме
Социальная ответственность бизнеса — это наполненное содержанием действие. О том, в чем оно заключается, говорит Владимир АКСЕНОВ, директор по корпоративным отношениям компании «Бритиш Американ Тобакко Россия»

— Какие законодательные акты необходимо принять, чтобы коммерческие предприятия стали более активно участвовать в поддержке культуры?

- Мне кажется, что законодательные акты в этой области не так важны, как общественное признание. Так, до 2002 года существовала льгота по налогообложению для компаний, которые вели благотворительную деятельность, а затем ее отменили. Но наши отчисления на проекты в области культуры не сократились, а, наоборот, выросли с 2002 по 2004 год. И в 2004 году, впервые в истории Всероссийского фестиваля музеев «Интермузей», в его рамках была учреждена номинация «Лучший спонсор», и первый почетный диплом в этой категории Оргкомитет фестиваля вручил компании «Бритиш Американ Тобакко Россия» за поддержку Государственной Третьяковской галереи.
Часто проблема кроется не в отсутствии законодательных актов, а в отсутствии грамотного менеджмента в учреждениях культуры. На Западе в любом музее или театре есть человек (или отдел), в чьи обязанности входит только поиск спонсорских средств. А у нас часто эту функцию выполняет директор или человек, на плечах которого лежит груз других забот. Кроме того, часто в музеях, театрах, библиотеках считают зазорным обращаться к компаниям с просьбой о помощи. Считается, что именно учреждения культуры несут «доброе и вечное», а компании должны это сами знать и нести им свои деньги. Нет хорошо проработанных программ, которые были бы интересны как музеям и их посетителям, так и компаниям. Спонсорство — это взаимовыгодное партнерство, и здесь должны выигрывать обе стороны.
Например, каждый месяц мы получаем порядка 30-40 различных заявок. К сожалению, большинство из них не соответствует требованиям «БAT Россия» (кстати, наши требования и политика в области спонсорства и благотворительности находятся в свободном доступе на www.batrussia.ru), поэтому люди попросту тратят время, посылая нам предложения, скажем, об участии в каких-то скачках или прыжках с парашютом. Мой совет тем, кто ищет деньги на свои проекты, — сначала изучите, что делает та или иная компания, что ей может быть интересно, а уж потом посылайте предложение. Не тратьте зря свое и чужое время! В первую очередь проект должен быть хорошо написан, должно быть четко указано, кто организатор, какие цели ставятся перед проектом, какой бюджет. Кстати, очень часто приходят спонсорские проекты, где вроде бы все прописано, кроме самой главной цифры, — стоимости проекта.
Есть еще одна проблема. Это отчетность по проекту. Некоторые организации очень рады получать деньги, спонсорскую помощь, но при этом совершенно не понимают, что надо отчитываться об их использовании, в том числе и финансовыми документами.
— Как вы полагаете, какой движущий мотив в поддержке благотворительных    акций и культурных проектов обычно первичен: внутренняя потребность руководителей, эффективность PR, другие причины?
-    Все проекты, спонсорами которых является «Бритиш Американ Тобакко Россия», рассчитаны на долгосрочную перспективу и работают на устойчивость компании
в будущем. У нас есть хорошая программа сотрудничества с рядом организаций в рамках политики в области спонсорства и благотворительности (она доступна на нашем сайте www.batrussia.ru любому пользователю Интернета). В основном все проекты, которые мы спонсируем, так или иначе связаны со сферой культуры и искусства.
Все решения принимаются коллективно. Мы собираем представителей разных отделов и вместе обсуждаем самые интересные проекты и заявки, а затем уже выносим единое решение, которое затем доводится до сведения тех, кто подал заявку. Мы отвечаем на все предложения, которые к нам приходят.
Могу сказать точно, что не следует стремиться к моментальной отдаче от вложенных спонсорских средств. Такие проекты нацелены на укрепление репутации компании, а это вопрос времени.
—    Существует понятие «социальная ответственность бизнеса». На ваш взгляд, существует ли эта ответственность, если существует, в чем она заключается?
- Мы считаем, что в современном мире крупным компаниям недостаточно руководствоваться исключительно интересами своих акционеров.  Сегодня любая компания должна учитывать социально-экономические интересы и потребности страны, в которой она работает. «Бритиш Американ Тобакко Россия» начала свою деятельность на российском рынке более десяти лет назад. За это время мы наладили производство высококачественной продукции, создали новые рабочие места. Все эти годы мы вносим вклад в жизнь российского общества, оказывая поддержку социально значимым проектам в области образования, культуры, охраны окружающей среды и благотворительности.
Другой важнейший аспект — ответственность перед потребителями. Это особенно актуально, поскольку мы работаем в отрасли, которая многими признана противоречивой. Мы считаем, что маркетинг табачных изделий должен проводиться с учетом возможных последствий для здоровья, связанных с курением. Кроме того, мы твердо убеждены, что курение -это осознанный выбор взрослого человека. Дети курить не должны. Наша компания поддерживает ряд программ по предотвращению курения среди несовершеннолетних. Мы    несем    ответственность и перед своими сотрудниками. Это касается оплаты и условий труда, безопасности производства. Кроме того, сотрудники «БАТ Россия» -а сейчас в компании работает более 3 000 человек — должны знать и понимать  все  существующие в компании возможности для профессионального роста, быть в курсе намерений руководства относительно развития бизнеса. Только
в этом случае можно говорить об ответственном подходе компании к работе с персоналом.
Как видно, ответственность для нас — понятие довольно широкое. И в своей работе мы стремимся охватить все ее возможные аспекты. Компания реализует принципы социальной ответственности во взаимоотношениях со всеми заинтересованными сторонами, к которым относятся сотрудники, потребители, акционеры, жители близлежащих домов, представители государственных органов, средств массовой информации, рекламного сообщества, медицинских и образовательных учреждений. В конечном счете, социально ответственное поведение обеспечивает стабильное развитие бизнеса компании в долгосрочной перспективе.
—    Поддержку каких культурных проектов вы проводите?
-    Наши фабрики расположены в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Саратове, поэтому неудивительно, что и наша спонсорская помощь сконцентрирована
именно там. Одним из наших любимых проектов является поддержка Государственной Третьяковской галереи в Москве. Мы сотрудничаем с галереей около шести лет, финансируем проведение выставок, покупку произведений искусства, а также поддерживаем проекты по техническому перевооружению галереи. У нас сложились дружеские отношения с сотрудниками галереи. Это особенно ценно, т. к. существует предвзятое отношение культуры к бизнесу. Мы рады, что разбили этот лед и установили такие хорошие отношения.
Кроме того, следует отметить спонсорство камерного оркестра Musica Viva, с которыми мы общаемся вот уже пятый год.
В Саратове с 1997 года мы являемся, я надеюсь, пока, единственными спонсорами Саратовского государственного академического театра оперы и балета. Что же касается Санкт-Петербурга, то мы оказываем поддержку Русскому музею. С 2003 года Русский музей реализует большой проект «Россия», в который входит организация передвижных выставок и создание «виртуальных филиалов» во многих городах России. Проект уже реализован в Нижнем Новгороде, Саратове и Самаре. Это очень хороший новаторский проект, и мы гордимся, что имеем к нему отношение.
— Участие, в каких проектах культуры могло бы быть интересным бизнес-элите России?
Время, когда суждение об успехе бизнеса выносилось на основе только количественных критериев, прошло, и удельный вес качественных критериев — например, социальных и экологических последствий деятельности — вырос.
Не существует единого проекта, который был бы интересен всем компаниям сразу. Каждая компания выбирает для себя сферу интересов и регион, в котором реализуются проекты. Безусловно, компании должны самостоятельно решать, какие шаги они готовы предпринять в области социальной ответственности.

Материал подготовила Наталья МАЛАШЕНКОВА
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно