В начале сентября телевизионщики РБК-ТВ отметили первую годовщину со дня запуска первого делового российского телеканала. Их есть с чем поздравить. Проект оказался жизненным и востребованным. У него есть свое лицо. И – главное! – у канала есть своя особая философия.
Крупнейший российский медиахолдинг «РосБизнесКонсалтинг» запустил такой канал, которого уже давно ждали телезрители. «Наше телевидение – это как сообщающиеся сосуды, - разводит руками руководитель студии «Новости культуры» (ТК «Культура») Владислав Флярковский. – Если на одном канале появляется интересная, рейтинговая передача, то ее тут же копируют на другом». Это – главная причина, почему центральные телеканалы в последние годы перестали удовлетворять телезрителей. Людям надоели «близнецы», которые бьются на одном поле.
Популярность РБК-ТВ растет на интересе к передачам экономической и финансовой тематике. Расчет топ-менеджеров РБК оказался верен. «Мы прекрасно знаем свою целевую аудиторию. Но при этом хотим, чтобы наш проект мог отвечать насущным интересам самого широкого круга зрителя, - говорит генеральный директор РБК Юрий Ровенский. - Программная сетка канала построена таким образом, чтобы по возможности полно удовлетворить этот интерес. Одним более важны новости в режиме нон-стоп, другим – тематические, узкопрофильные передачи с комментариями экспертов, третьи хотят повысить свой общекультурный кругозор и иметь общее представление о процессах в экономике – таким необходимы передачи с большим образовательным потенциалом».
Интерес – вот первое и главное, что с удивлением отмечают зрители, будь они экономистами или обывателями, когда речь заходит о причинах, которые побуждают их жертвовать сериалами в пользу новостей РБК-ТВ. Как признался член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Михаил Задорнов, «в последнее время многие мои родственники и друзья, которые, казалось бы, далеки от политики и экономики, называют РБК-ТВ одним из тех каналов, которые они смотрят постоянно. Это стало для меня большим удивлением, поскольку я считал, что РБК-ТВ - это абсолютно деловой канал, и его должны смотреть только люди, занимающиеся бизнесом и интересующиеся деловой информацией. Однако выяснилось, что аудитория канала значительно шире». Можно сказать, что в силу этого общего и разного интереса РБК-ТВ стал каналом общефедерального значения.
Несмотря на то, что главный интерес телеканала лежит в экономике, ему удается интересно и объективно говорить и о других сферах жизни общества – политике, культуре, спорте. Журналистам РБК-ТВ удается подойти к любой вещи с необычной для российского телезрителя стороны – как к бизнес-проекту. У такого подхода есть свои очевидные преимущества. «Если говорить о том, как на РБК-ТВ подается политика, то я думаю, что пока деловой телеканал справляется с этой задачей значительно лучше, чем другие, - заявил лидер «Яблока» Григорий Явлинский. – РБК-ТВ говорит серьезно, непредвзято и по существу. В наше время серьезно говорить о бизнесе - это значит серьезно говорить о политике. В то время как центральные телеканалы все чаще формально подходят к этой проблеме и стараются развести эти вещи, отодвинуть бизнес от власти. Конечно, это неправильный, порочный подход. По существу, сегодня власть и бизнес у нас срослись, слиплись, и замалчивать это нельзя».
Выпуски «Новостей» на деловом ТВ выходят каждые полчаса, выпуски «Рынков» – каждые 40 минут. Количество прямых эфиров ежедневно доходит до 70. Никогда прежде российское ТВ не работало в подобном режиме. Благодаря гибкой программной сетке режиссеры могут отодвинуть те передачи, которые мешают следить за развитием главных событий дня. Если происходит нечто из ряда вон выходящее, и тем более если это может отразиться на ходе биржевых торгов, то время выхода передач оперативно перекраивается, и свежая информация выдается в прямой эфир по мере ее поступления. Так было, например, с арестом Ходорковского. А благодаря уникальному оборудованию – удаленным камерам, установленных в десятке крупнейших инвестиционных компаний и банков, аналитики имеют возможность выходить в прямой эфир прямо со своего рабочего места.
Философия телеканала ярче всего проявилась именно в информационных программах. «Мы принципиально отказались от «социалки», - говорит главный редактор РБК-ТВ Михаил Ермолаев. - Ведь сколько ни кричи, что у бабушки прорвало трубу, ни ей, ни стране легче не станет. Пора брать молоток, гвозди и начинать строить. Наша цель – увлечь людей строительством новой экономики. РБК-ТВ – это позитивное телевидение».
Этот подход оказался по душе аудитории. «Я смотрю РБК-ТВ каждый день, потому что деловые новости в настоящий момент передает только этот канал, - признается президент УК «Тройка-Диалог» Павел Теплухин. – Мне важно, что телеканал оперативно подает новости. Кроме того, РБК-ТВ удалось разделить новости и комментарии к этим новостям. Это, безусловно, полезная вещь. Для какой-то аудитории более важным является оперативное информирование о новостях. Для других же более привлекательными являются рассуждения на тему».
Руководство РБК-ТВ обещает, что в будущем телеканал будет еще интереснее. «Сейчас мы пока проигрываем некоторым каналам в визуальном ряде. Сами себя мы даже иногда называем себя «радио с картинкой», - говорит Михаил Ермолаев. - Тем же, впрочем, грешат, Bloomberg и CNBC… Однако мы планируем расширить и видоизменить часть существующих программ. Так, программа «Недвижимость», появившаяся полгода назад в расширенном формате, теперь содержит не только квалифицированный рассказ о проблемах недвижимости, но и богатый визуальный ряд - карты рынка, диаграммы, исключительно визуальную рубрику «дизайн»… Это уже телевидение! Мы постараемся обогатить «картинкой» и другие программы. Однако часть программ не требует богатого визуального ряда, как, например, «Капитал», рассказывающий о финансовых инструментах. Они останутся в прежнем виде, а некоторые даже будут сокращены».
Какое телевидение возможно без звезд? Однако политика телеканала заключалась в том, чтобы не делать ставку на известность ведущих, хотя узнаваемые лица, конечно, есть. Так, например, Алла Волохина хорошо знакома телезрителям многим по ТСН. А Елена Нефедова запомнилась как ведущая «Деловой России». Тем не менее, канал предпочитает делать звезд самостоятельно. Как выяснилось, телезвезду можно сделать из банковского клерка! Ведь кроме профессиональных телевизионщиков на РБК-ТВ пришли работать профессионалы финансового рынка, трейдеры, аналитики из банков и финансовых компаний. Кто лучше их мог бы рассказать о том, что сегодня делается в нашей экономике и что нас ждет завтра? Их нужно было только научить дикторским премудростям. Перед тем, как показаться на экранах, все они прошли через занятия с профессиональными педагогами, обучающими технике дикторской речи. Своей славе почти все они обязаны Светлане Макаровой, через руки которой за 30 лет прошли несколько тысяч талантливых журналистов. «Мне очень интересно работать с людьми из бизнеса и политики, - признается Светлана Макарова. – В РБК многим моим ученикам удалось найти свою индивидуальность и сделать стремительную карьеру. В «Рынках», например, ребята отлично знали свое дело, но техникой речи владели слабо. А теперь стали популярными ведущими, и я с гордостью слышу их речь с телеэкрана!» Так, например, Олег Богданов из программы «Рынки» никогда раньше не был в эфире. Но сел в кресло ведущего, заговорил и стало ясно, что он для этой профессии родился. Или Игорь Владимирский. Он работал когда-то на ВВС, но российского журналистского пороха не нюхал. А сегодня именно его свободную ироничную манеру ведения передачи замечают многие зрители.
Можно сказать, что интересный проект всегда обречен на коммерческий успех. Однако масштабы этого успеха всегда зависят от грамотного бизнес-плана. К концу прошлого года бизнес-ТВ принесло медиахолдингу РБК более 5,6 млн. долларов (около 12% от общей суммы доходов). По итогам первого квартала 2004 г. РБК-ТВ принес $3,5 млн. доходов (к концу года, как предполагается, доходы составят $16 млн.).
Столь значительной прибыли команде топ-менеджеров РБК-ТВ удалось добиться за счет того, что ставка была сделана не на зрителя, а на рекламодателя. Пока Госдума обсуждает размеры налога на телезрителя (как заявил недавно заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник («Единая Россия»), создание общественного российского ТВ потребует введение абонентской платы – около 16 руб. с человека в месяц), бизнесмены на практике показывают, что возможно бесплатное независимое и качественное телевидение. Весь вопрос в том, как привлечь рекламодателя. Кстати, по данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), объем российского медиарекламного рынка в первом квартале 2004 года составил приблизительно 670-700 миллионов долларов США (+25-30%). Наиболее высокие темпы роста продемонстрировал именно телевизионный сегмент рекламного рынка - до 35%, в остальных основных сегментах рынка прирост составил 20-25%.
Судя по этим цифрам, будущее телеканал выглядит более чем привлекательно. Более того, владельцы РБК-ТВ ждут дополнительных поступлений от продажи рекламы. Летом Госдума приняла ряд поправок в Налоговый кодекс и отменила 5%-ный налог на рекламу. «Мы воодушевлены происходящими переменами», - заявил председатель совета директоров ОАО "РБК Информационные Системы" Герман Каплун. - Налог на рекламу был важным психологическим фактором, сдерживающим рост расходов на продвижение товаров и услуг в нашей стране. Мы надеемся, что отмена налога будет способствовать дальнейшему росту рекламного бизнеса РБК».
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.
Крупнейший российский медиахолдинг «РосБизнесКонсалтинг» запустил такой канал, которого уже давно ждали телезрители. «Наше телевидение – это как сообщающиеся сосуды, - разводит руками руководитель студии «Новости культуры» (ТК «Культура») Владислав Флярковский. – Если на одном канале появляется интересная, рейтинговая передача, то ее тут же копируют на другом». Это – главная причина, почему центральные телеканалы в последние годы перестали удовлетворять телезрителей. Людям надоели «близнецы», которые бьются на одном поле.
Популярность РБК-ТВ растет на интересе к передачам экономической и финансовой тематике. Расчет топ-менеджеров РБК оказался верен. «Мы прекрасно знаем свою целевую аудиторию. Но при этом хотим, чтобы наш проект мог отвечать насущным интересам самого широкого круга зрителя, - говорит генеральный директор РБК Юрий Ровенский. - Программная сетка канала построена таким образом, чтобы по возможности полно удовлетворить этот интерес. Одним более важны новости в режиме нон-стоп, другим – тематические, узкопрофильные передачи с комментариями экспертов, третьи хотят повысить свой общекультурный кругозор и иметь общее представление о процессах в экономике – таким необходимы передачи с большим образовательным потенциалом».
Интерес – вот первое и главное, что с удивлением отмечают зрители, будь они экономистами или обывателями, когда речь заходит о причинах, которые побуждают их жертвовать сериалами в пользу новостей РБК-ТВ. Как признался член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Михаил Задорнов, «в последнее время многие мои родственники и друзья, которые, казалось бы, далеки от политики и экономики, называют РБК-ТВ одним из тех каналов, которые они смотрят постоянно. Это стало для меня большим удивлением, поскольку я считал, что РБК-ТВ - это абсолютно деловой канал, и его должны смотреть только люди, занимающиеся бизнесом и интересующиеся деловой информацией. Однако выяснилось, что аудитория канала значительно шире». Можно сказать, что в силу этого общего и разного интереса РБК-ТВ стал каналом общефедерального значения.
Несмотря на то, что главный интерес телеканала лежит в экономике, ему удается интересно и объективно говорить и о других сферах жизни общества – политике, культуре, спорте. Журналистам РБК-ТВ удается подойти к любой вещи с необычной для российского телезрителя стороны – как к бизнес-проекту. У такого подхода есть свои очевидные преимущества. «Если говорить о том, как на РБК-ТВ подается политика, то я думаю, что пока деловой телеканал справляется с этой задачей значительно лучше, чем другие, - заявил лидер «Яблока» Григорий Явлинский. – РБК-ТВ говорит серьезно, непредвзято и по существу. В наше время серьезно говорить о бизнесе - это значит серьезно говорить о политике. В то время как центральные телеканалы все чаще формально подходят к этой проблеме и стараются развести эти вещи, отодвинуть бизнес от власти. Конечно, это неправильный, порочный подход. По существу, сегодня власть и бизнес у нас срослись, слиплись, и замалчивать это нельзя».
Выпуски «Новостей» на деловом ТВ выходят каждые полчаса, выпуски «Рынков» – каждые 40 минут. Количество прямых эфиров ежедневно доходит до 70. Никогда прежде российское ТВ не работало в подобном режиме. Благодаря гибкой программной сетке режиссеры могут отодвинуть те передачи, которые мешают следить за развитием главных событий дня. Если происходит нечто из ряда вон выходящее, и тем более если это может отразиться на ходе биржевых торгов, то время выхода передач оперативно перекраивается, и свежая информация выдается в прямой эфир по мере ее поступления. Так было, например, с арестом Ходорковского. А благодаря уникальному оборудованию – удаленным камерам, установленных в десятке крупнейших инвестиционных компаний и банков, аналитики имеют возможность выходить в прямой эфир прямо со своего рабочего места.
Философия телеканала ярче всего проявилась именно в информационных программах. «Мы принципиально отказались от «социалки», - говорит главный редактор РБК-ТВ Михаил Ермолаев. - Ведь сколько ни кричи, что у бабушки прорвало трубу, ни ей, ни стране легче не станет. Пора брать молоток, гвозди и начинать строить. Наша цель – увлечь людей строительством новой экономики. РБК-ТВ – это позитивное телевидение».
Этот подход оказался по душе аудитории. «Я смотрю РБК-ТВ каждый день, потому что деловые новости в настоящий момент передает только этот канал, - признается президент УК «Тройка-Диалог» Павел Теплухин. – Мне важно, что телеканал оперативно подает новости. Кроме того, РБК-ТВ удалось разделить новости и комментарии к этим новостям. Это, безусловно, полезная вещь. Для какой-то аудитории более важным является оперативное информирование о новостях. Для других же более привлекательными являются рассуждения на тему».
Руководство РБК-ТВ обещает, что в будущем телеканал будет еще интереснее. «Сейчас мы пока проигрываем некоторым каналам в визуальном ряде. Сами себя мы даже иногда называем себя «радио с картинкой», - говорит Михаил Ермолаев. - Тем же, впрочем, грешат, Bloomberg и CNBC… Однако мы планируем расширить и видоизменить часть существующих программ. Так, программа «Недвижимость», появившаяся полгода назад в расширенном формате, теперь содержит не только квалифицированный рассказ о проблемах недвижимости, но и богатый визуальный ряд - карты рынка, диаграммы, исключительно визуальную рубрику «дизайн»… Это уже телевидение! Мы постараемся обогатить «картинкой» и другие программы. Однако часть программ не требует богатого визуального ряда, как, например, «Капитал», рассказывающий о финансовых инструментах. Они останутся в прежнем виде, а некоторые даже будут сокращены».
Какое телевидение возможно без звезд? Однако политика телеканала заключалась в том, чтобы не делать ставку на известность ведущих, хотя узнаваемые лица, конечно, есть. Так, например, Алла Волохина хорошо знакома телезрителям многим по ТСН. А Елена Нефедова запомнилась как ведущая «Деловой России». Тем не менее, канал предпочитает делать звезд самостоятельно. Как выяснилось, телезвезду можно сделать из банковского клерка! Ведь кроме профессиональных телевизионщиков на РБК-ТВ пришли работать профессионалы финансового рынка, трейдеры, аналитики из банков и финансовых компаний. Кто лучше их мог бы рассказать о том, что сегодня делается в нашей экономике и что нас ждет завтра? Их нужно было только научить дикторским премудростям. Перед тем, как показаться на экранах, все они прошли через занятия с профессиональными педагогами, обучающими технике дикторской речи. Своей славе почти все они обязаны Светлане Макаровой, через руки которой за 30 лет прошли несколько тысяч талантливых журналистов. «Мне очень интересно работать с людьми из бизнеса и политики, - признается Светлана Макарова. – В РБК многим моим ученикам удалось найти свою индивидуальность и сделать стремительную карьеру. В «Рынках», например, ребята отлично знали свое дело, но техникой речи владели слабо. А теперь стали популярными ведущими, и я с гордостью слышу их речь с телеэкрана!» Так, например, Олег Богданов из программы «Рынки» никогда раньше не был в эфире. Но сел в кресло ведущего, заговорил и стало ясно, что он для этой профессии родился. Или Игорь Владимирский. Он работал когда-то на ВВС, но российского журналистского пороха не нюхал. А сегодня именно его свободную ироничную манеру ведения передачи замечают многие зрители.
Можно сказать, что интересный проект всегда обречен на коммерческий успех. Однако масштабы этого успеха всегда зависят от грамотного бизнес-плана. К концу прошлого года бизнес-ТВ принесло медиахолдингу РБК более 5,6 млн. долларов (около 12% от общей суммы доходов). По итогам первого квартала 2004 г. РБК-ТВ принес $3,5 млн. доходов (к концу года, как предполагается, доходы составят $16 млн.).
Столь значительной прибыли команде топ-менеджеров РБК-ТВ удалось добиться за счет того, что ставка была сделана не на зрителя, а на рекламодателя. Пока Госдума обсуждает размеры налога на телезрителя (как заявил недавно заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник («Единая Россия»), создание общественного российского ТВ потребует введение абонентской платы – около 16 руб. с человека в месяц), бизнесмены на практике показывают, что возможно бесплатное независимое и качественное телевидение. Весь вопрос в том, как привлечь рекламодателя. Кстати, по данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), объем российского медиарекламного рынка в первом квартале 2004 года составил приблизительно 670-700 миллионов долларов США (+25-30%). Наиболее высокие темпы роста продемонстрировал именно телевизионный сегмент рекламного рынка - до 35%, в остальных основных сегментах рынка прирост составил 20-25%.
Судя по этим цифрам, будущее телеканал выглядит более чем привлекательно. Более того, владельцы РБК-ТВ ждут дополнительных поступлений от продажи рекламы. Летом Госдума приняла ряд поправок в Налоговый кодекс и отменила 5%-ный налог на рекламу. «Мы воодушевлены происходящими переменами», - заявил председатель совета директоров ОАО "РБК Информационные Системы" Герман Каплун. - Налог на рекламу был важным психологическим фактором, сдерживающим рост расходов на продвижение товаров и услуг в нашей стране. Мы надеемся, что отмена налога будет способствовать дальнейшему росту рекламного бизнеса РБК».
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.