Отраслевой обзор — 09 июня 2011

Россия должна активнее развивать альтернативную энергетику

Версия для печати 1535 Материалы по теме
Россия должна активнее развивать альтернативную энергетику

энергетика
Энергетическая безопасность сегодня практически во всем мире воспринимается почти наравне с военной. Поиск путей диверсификации источников и поставщиков энергии - вопрос не только политических предпочтений, но, по сути, проблема энергетического суверенитета. 

Почти 40 лет назад в 1973 году разразился так называемый нефтяной кризис, в результате которого цена на нефть в течение следующего года выросла в четыре раза. Ситуация, когда развитые страны в одночасье осознали, насколько их экономики зависимы во-первых, от импорта (причем из нестабильного региона), и, во-вторых, от углеводородов, стала для Запада настоящим шоком. 

В 70-е кризис немало поспособствовал увеличению поставок нефти из СССР в Европу. Но еще одним следствием стало и повышенное внимание Европы и США к исследованиям в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Трудно удержаться от аналогий с тем периодом сегодня, когда Северная Африка охвачена волнениями, а цена нефти уверенно держится выше отметки в 100 долл. за баррель. Немногим ранее в Европе очень остро восприняли известные проблемы с украинским газовым транзитом и российско-белорусские трения вокруг той же транзитной темы, которые еще острее поставили вопрос о диверсификации как путей поставок углеводородов, так и источников энергии. 

И вновь взоры флагманов ведущих экономик устремились к энергетическим альтернативам традиционным углеводородам, а после аварии на японской АЭС "Фукусима" под сомнением оказалась и будущее атомной энергии прежде всего в некоторых европейских странах. Особенно это касается крупнейшей европейской экономики - Германии. Правительство этой страны объявило о решении прекратить эксплуатацию всех АЭС страны к 2022 году (до Фукусимы речь шла о 2035 годе). При этом ключевую роль должен сыграть переход к снабжению из ВИЭ, доля которых в общей структуре энергопотребления страны к 2020 году должна дойти до 25%-30% (уже сейчас этот показатель составляет 14%; доля построенного жилья, отапливаемого с помощью ВИЭ, возросла за 4 года с 5% до более 26%). Федеральный канцлер А.Меркель поставила амбициозную цель сделать Германию новатором в области перехода к возобновляемым источникам энергии. 

Но, разумеется, активность проявляют не только европейцы: в Америке по данным Министерства энергетики США к 2020 г. объем производства электроэнергии на базе ВИЭ может возрасти с 11 до 22%. К 2020 г. мощность только солнечной энергетики Японии составит 37 ГВт, что в 26 раз превышает уровень 2005 г. 

Программы развития альтернативной энергетики приняты в более чем 60 государствах, подавляющее большинство которых развивает ВИЭ вне зависимости от наличия углеводородного сырья. Мотивы у всех разные: создание условий для развития и модернизации действующих производств, научных институтов, создание новых рабочих мест, решение принципиальной для тех же европейцев задачи по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу. 

Темпы роста одной лишь солнечной энергетики, которую ведущие европейские эксперты признают динамично развивающейся и обладающей гораздо большим потенциалом, чем другие возобновляемые источники энергии, составляют более 100% в год в течение последних пяти лет. А объемы установленной мощности солнечных фотоэлектрических установок в 2010 г. достигли 15 ГВт, в 2011 году данный показатель может составить уже 22 ГВт. 

Очевидно, что достигнутые результаты - это эффект от реализованных программ государственной поддержки, объемы которой сокращаются лишь по мере достижения так называемого сетевого паритета - когда себестоимость электроэнергии, выработанной на основе применения возобновляемых источников энергии, равна себестоимости электроэнергии, генерируемой традиционными энергоносителями. Впрочем факт реальной конкурентоспособности возобновляемой и традиционной энергетики, достигнутой в настоящее время в Италии и ожидающейся в ближайшие 2 года в Германии, разрушает последний аргумент противников развития ВИЭ, успевших широко популяризировать тезис о непреодолимой дороговизне альтернативной энергетики. 

В последнее время наибольшая активность наблюдается именно в секторе солнечной энергетики, что связано с удешевлением технологий, и с появлением более эффективного оборудования. Из всего объёма инвестиций в альтернативную энергетику (ежегодные расходы на НИОКР в сфере нетрадиционной энергетики составляют в мире не менее 1 млрд долларов) на долю солнечной за прошлый год пришлось около 40%. По оценкам экспертов Международного энергетического агентства (МЭA) к 2050 г. 20-25% потребностей человечества в электричестве будет обеспечено за счет солнечной энергии. Солнечная энергетика будет вырабатывать до 9 тыс. ТВт/ч. 

В этом сегменте как наиболее оправданные и рациональные, с точки зрения расходования государственных средств, зарекомендовали себя такие инструменты господдержки как софинансирование проектов строительства солнечных электростанций, а также тарифная политика, направленная на стимулирование использования чистой энергии конечными потребителями, государственными организациями и промышленными предприятиями. 

Наибольшее распространение получили меры по введению специальных тарифов на покупку "зеленой" электроэнергии, субсидируемых из государственного бюджета. Например, так называемый feed-in tariff действует более чем 41 странах, в том числе в большинстве стран ЕС, Канаде, Китае, Израиле и Австралии, и с недавнего времени введен также на Украине. 

Продолжая перечень мер государственной поддержки, нужно отметить и такие механизмы стимулирования выработки и использования чистой энергии как субсидии для производителей возобновляемых источников энергии, "зеленые сертификаты", освобождение от уплаты НДС и экологических налогов, льготные кредиты и специальные гранты. 

Подобные программы существуют сегодня в десятках стран. Например, в Южной Корее инвестору компенсируют до 60% стоимости новой станции и существуют льготы на пошлины на ввозимое оборудование. Индия планирует практически с нуля достичь к 2022 году 20 ГВт промышленных и 2 ГВт бытовых солнечных генерирующих мощностей, для этого будет выделено около $40-46 млрд. 

В некоторых странах национальные программы поддержки ВИЭ предусматривают 30%-ю компенсацию гражданам стоимости солнечных установок и 5%-ный кредит на оставшуюся стоимость. В Германии существуют специальные банки, которые кредитуют солнечные системы под низкие проценты, в основном это государственные банки или кредитные организации с государственным участием. Еще в конце 90-х в этой стране была принята программа "100 тыс. солнечных крыш". При оборудовании домов солнечными батареями государство финансировало до 70% их стоимости. Сегодня в стране насчитывается более полумиллиона бытовых солнечных установок для производства электроэнергии и тепла. 

Россия с ее мощной научной базой в этой сфере, формирующейся такими выдающимися научными центрами как Институт им Иоффе, Институт высоких температур РАН, а также с ее возрождающимся производственным потенциалом (крупнейшее в Европе предприятие по выпуску солнечных модулей, реализуемое СП "Реновы" и РОСНАНО компанией "Хевел" в Новочебоксарске) имеет пока еще все шансы присоединиться к мировой тенденции и занять достойное место в альтернативной энергетике. Кроме того, создание компанией "Хевел" высокотехнологичного производства и научно-технического центра в области фотовольтаики с учетом устойчивой мировой тенденции в развитии возобновляемой энергетики будет содействовать формированию и укреплению имиджа России как ключевого игрока мирового энергетического сектора. А применение инновационных технологий в производстве позволит повысить конкурентоспособность российской высокотехнологичной продукции на зарубежных рынках, характеризующихся высоким уровнем конкуренции. 

У России в области солнечной энергетики есть существенные возможности - экономический потенциал солнечной энергии на территории страны составляет 12,5 млн. тонн условного топлива (т.у.т.). Благоприятными регионами для развития солнечной генерации являются юг России, Забайкальский и Приморский края и даже Якутия. 

Однако пока в России развитию не только солнечной энергетики, но и в целом ВИЭ уделяется пока явно не так много внимания, как того требует ситуация. В настоящее время на правительственном уровне существует принципиальное решение (Распоряжение Правительства РФ от января 2009 г.) об увеличении к 2015 и 2020 гг. доли ВИЭ в общем уровне российского энергобаланса до 2,5% и 4,5% соответственно (без учета гидроэнергетики, являющейся также возобновляемым энергоресурсом и вырабатывающим сегодня 16% энергии), что составляет около 80 млрд. кВтч выработки электроэнергии с использованием ВИЭ в 2020 году при 8,5 млрд кВт/час в настоящее время. 

Однако отсутствие подзаконных актов, регламентирующих исполнение федерального закона "Об электроэнергетике" в новой редакции, крайне затрудняет практическую реализацию проектов в солнечной энергетике. В первую очередь, в силу отсутствия механизмов возврата инвестиций в проекты солнечной генерации, а также возможности технологического присоединения солнечных систем к общей сети. Подготовку квалифицированных кадров для строящихся инновационных предприятий инвесторы решают сами, проблему отсутствия отечественного сырья и комплектующих компенсируют импортом, параллельно прорабатывая возможности локализации всего производственного процесса. Таким образом, в настоящее время бизнес пытается самостоятельно решать проблемы, связанные как с запуском производства, так и с реализацией продукции в будущем. В то время как в Европе, Китае, других развитых и развивающихся странах государство берет на себя не только решение многих задач, содействуя развитию модернизационной экономики, но и с освоением чужих рынков. 

Например, правительство Японии собирается выделить более 300 млн долл. на развитие солнечной энергетики в развивающихся странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Цель понятна: "застолбить" за собой рынок развивающихся стран и немалую долю мирового рынка для продукции японских фирм. При этом Япония предполагает предоставлять и устанавливать оборудование на безвозмездной основе в рамках антикризисной программы. 

В настоящее время у нас в стране разрабатываются и запускаются проекты, связанные с альтернативной, и в частности солнечной, энергетикой. Самые актуальные примеры: энергоснабжение иннограда Сколково будет обеспечиваться прежде всего за счет возобновляемых источников энергии, и Сколково будет первым городом в России, живущим за счет собственных энергоресурсов (инженерные предложения будут представлены уже в июне 2011 года). Как минимум четыре объекта зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи (Большая ледовая арена, гостиница Международного олимпийского комитета, учебно-административный корпус российского международного олимпийского университета и горная олимпийская деревня) будут работать с использованием солнечной электроэнергии. 

В сентябре 2010 года в Белгородской области запустили первую отечественную солнечную электростанцию (СЭС), ее мощность - всего 100 кВт, в Чувашии идет реализация проекта "Умный дом", предполагающего использование энергоэффективного оборудования и солнечных модулей, осуществляется программа РЖД по переоснащению вокзальных комплексов с использованием новейших технологий и решений, в их числе альтернативные источники энергии, прорабатывается проект строительства первой в России солнечной электростанции промышленного масштаба мощностью 12,3 МВт - Кисловодской СЭС. Во многом возможность проработки и последующей реализации подобных проектов - личная заслуга губернатора или менеджмента госкомпании. 

Однако нужно трезво отдавать себе отчет в том, что отдельные проекты, реализуемые без государственной поддержки, а порой и в условиях "сопротивления среды", не смогут способствовать комплексному развитию инновационной отрасли и полноценному участию России в мировом процессе формирования альтернативной энергетики. 

Хочется верить, что Россия в скором времени присоединится к числу стран, осознавших важность развития инновационной и низкоуглеводородной экономики.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно