В последнее время СМИ уделяют особое внимание Сочи как одной из точек роста российской экономики. О сегодняшних экономических реалиях и перспективах развития города рассказывает Сергей Щербинин, начальник Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.
—Сергей Иванович, сейчас в России идет бюджетная реформа. Насколько сложно она у вас проходит?
—Бюджет города Сочи входит в единую бюджетную систему Краснодарского края и страны, и естественно, что любая реформа предполагает новые подходы к формированию бюджетной политики города. Мы очень внимательно следим за новым законодательством по проведению бюджетной реформы. Проект бюджета города Сочи на 2005 год мы будем формировать в соответствии с принятым Государственной Думой законом по данному вопросу.
—Насколько эффективно происходит ваше взаимодействие с бюджетным комитетом городской думы?
—В бюджетном комитете городского собрания Сочи работают профессионалы, которые глубоко вникают в процесс формирования бюджета города Сочи и его исполнение. Конечно, в процессе работы возникают различного рода разногласия в подходе к решению тех или иных проблем города, но путем детального рассмотрения вопросов мы приходим к единому общему решению, работая в соответствии с положением о бюджетном процессе в г. Сочи.
—На каких принципах, по вашему мнению, должна строиться инвестиционная политика города? Каким образом вы собираетесь привлекать инвесторов; что, со своей стороны, ждете от них?
—Инвестиционная политика в городе должна строиться с учетом специфики курорта, с учетом разрабатываемой концепции развития Сочи, в которой представлено интенсивное развитие необходимых отраслей в настоящий период времени и в будущем. Также инвестиционная политика должна придерживаться и градостроительной документации с учетом обоснованных экономических экспертиз, экологических экспертиз, а также мнения населения. Что касается привлечения инвесторов в город, то необходимо разработать нормативно-правовую базу, которая позволила бы защищать интересы крупных инвесторов, войти им на инвестиционный рынок города на уже подготовленные в соответствии с интересами города проекты, подкрепленные технико-экономическими обоснованиями привлекательности.
Необходимо создать целые пакеты таких инвестиционных предложений, а также создать систему, при которой инвестор сможет легко вкладывать инвестиции в город. Для привлечения инвесторов город участвует в выставках, семинарах, симпозиумах, презентациях. При наличии нормативно-правовой базы и целого ряда предложений для инвесторов городу необходимо иметь официальный сайт в Интернете, где можно было бы освещать все проекты. Также необходимы и публикации в крупных финансовых журналах. Все эти мероприятия, по нашему мнению, могут способствовать интенсификации развития инвестиционной программы города Сочи. В свою очередь от инвесторов город ждет крупных вложений в экономику города, в его инфраструктуру и в выполнение разработанных городских программ, что должно повлечь за собой увеличение налогооблагаемой базы и пополнение доходной части бюджетов всех уровней.
—Исполнение бюджета 2004 г. Довольны ли вы фактом 1-го полугодия? И насколько оптимистично на 2005 год вы смотрите?
—Да. Среднекраевой темп роста доходов в бюджеты муниципальных образований за I полугодие составил 108%. Планируем сохранить достигнутые темпы роста.
— Расскажите, пожалуйста, о структуре федеральных поступлений в бюджет города за 1-е полугодие?
—В федеральный бюджет по г. Сочи поступило налогов и сборов за 1-е полугодие 2003 г. 808 735 тыс. рублей, за 1-е полугодие 2004 г. — 582 493 тыс. руб. Доля федерального бюджета в общем поступлении составила за 1-е полугодие 2003 г. — 37, 73%, за 1-е полугодие 2004 г. — 23, 89%. Доля федеральной помощи (дотации) г. Сочи в бюджетных расходах по итогам 1го полугодия 2004 г. составила 32,9%.
—Вы неоднократно подчеркивали, что раз Сочи курорт федерального значения, то и его бюджет должен входить в число приоритетных тем федеральной власти. Каким бы вы хотели видеть отношение федеральных властей к вопросам финансирования Сочи?
—Постановлением президиума ВС РФ и СМ РФ от 12 апреля 1993 г. № 4776-337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» наш регион признан курортом федерального значения. Сочи — город-курорт, на территории которого расположены ведомственные санатории и здравницы федерального значения. Гости прибывают к нам на отдых круглый год.
Особенно в летний сезон значительно увеличивается приток отдыхающих. Чтобы справиться с проблемой обслуживания гостей курорта, задействуются все службы города, возрастают дополнительные расходы. Для поддержания действующей инфраструктуры города на уровне курорта федерального значения также необходимы дополнительные затраты. В связи с проводимым в Сочи разграничением государственной собственности на землю, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» бюджет города Сочи теряет доходы по земельному налогу в сумме 400 млн. рублей. В 2004 году город не в полном объеме получает субвенции из федерального и краевого бюджетов на предоставление льгот и выплату компенсаций отдельным категориям граждан. Возмещение льгот социально незащищенным слоям населения в большей части предусмотрено за счет средств местного бюджета. Решением городского собрания Сочи от 19.05.2004 г. № 78 была утверждена Программа экономического и социального развития города Сочи на 2004—2008 гг., основной целью которой является превращение курорта Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристический центр. Данная программа предусматривает комплексное развитие транспортной инфраструктуры, строительство новых и реконструкцию инженерных сооружений, выполнение природоохранных мероприятий и многое другое. Источниками финансирования реализации данной программы будут являться банковские кредиты, привлеченные средства инвесторов, собственные средства предприятий и бюджетное финансирование.
—Каким бы вы хотели видеть Сочи через 10—15 лет? Чего за этот срок хотели бы достичь?
—Я думаю, что не только мне, но и всем жителям нашего города хотелось бы видеть Сочи уже в ближайшем будущем городом, ничем не уступающим самым известным мировым курортам.
Материал подготовил Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2004 г.
—Сергей Иванович, сейчас в России идет бюджетная реформа. Насколько сложно она у вас проходит?
—Бюджет города Сочи входит в единую бюджетную систему Краснодарского края и страны, и естественно, что любая реформа предполагает новые подходы к формированию бюджетной политики города. Мы очень внимательно следим за новым законодательством по проведению бюджетной реформы. Проект бюджета города Сочи на 2005 год мы будем формировать в соответствии с принятым Государственной Думой законом по данному вопросу.
—Насколько эффективно происходит ваше взаимодействие с бюджетным комитетом городской думы?
—В бюджетном комитете городского собрания Сочи работают профессионалы, которые глубоко вникают в процесс формирования бюджета города Сочи и его исполнение. Конечно, в процессе работы возникают различного рода разногласия в подходе к решению тех или иных проблем города, но путем детального рассмотрения вопросов мы приходим к единому общему решению, работая в соответствии с положением о бюджетном процессе в г. Сочи.
—На каких принципах, по вашему мнению, должна строиться инвестиционная политика города? Каким образом вы собираетесь привлекать инвесторов; что, со своей стороны, ждете от них?
—Инвестиционная политика в городе должна строиться с учетом специфики курорта, с учетом разрабатываемой концепции развития Сочи, в которой представлено интенсивное развитие необходимых отраслей в настоящий период времени и в будущем. Также инвестиционная политика должна придерживаться и градостроительной документации с учетом обоснованных экономических экспертиз, экологических экспертиз, а также мнения населения. Что касается привлечения инвесторов в город, то необходимо разработать нормативно-правовую базу, которая позволила бы защищать интересы крупных инвесторов, войти им на инвестиционный рынок города на уже подготовленные в соответствии с интересами города проекты, подкрепленные технико-экономическими обоснованиями привлекательности.
Необходимо создать целые пакеты таких инвестиционных предложений, а также создать систему, при которой инвестор сможет легко вкладывать инвестиции в город. Для привлечения инвесторов город участвует в выставках, семинарах, симпозиумах, презентациях. При наличии нормативно-правовой базы и целого ряда предложений для инвесторов городу необходимо иметь официальный сайт в Интернете, где можно было бы освещать все проекты. Также необходимы и публикации в крупных финансовых журналах. Все эти мероприятия, по нашему мнению, могут способствовать интенсификации развития инвестиционной программы города Сочи. В свою очередь от инвесторов город ждет крупных вложений в экономику города, в его инфраструктуру и в выполнение разработанных городских программ, что должно повлечь за собой увеличение налогооблагаемой базы и пополнение доходной части бюджетов всех уровней.
—Исполнение бюджета 2004 г. Довольны ли вы фактом 1-го полугодия? И насколько оптимистично на 2005 год вы смотрите?
—Да. Среднекраевой темп роста доходов в бюджеты муниципальных образований за I полугодие составил 108%. Планируем сохранить достигнутые темпы роста.
— Расскажите, пожалуйста, о структуре федеральных поступлений в бюджет города за 1-е полугодие?
—В федеральный бюджет по г. Сочи поступило налогов и сборов за 1-е полугодие 2003 г. 808 735 тыс. рублей, за 1-е полугодие 2004 г. — 582 493 тыс. руб. Доля федерального бюджета в общем поступлении составила за 1-е полугодие 2003 г. — 37, 73%, за 1-е полугодие 2004 г. — 23, 89%. Доля федеральной помощи (дотации) г. Сочи в бюджетных расходах по итогам 1го полугодия 2004 г. составила 32,9%.
—Вы неоднократно подчеркивали, что раз Сочи курорт федерального значения, то и его бюджет должен входить в число приоритетных тем федеральной власти. Каким бы вы хотели видеть отношение федеральных властей к вопросам финансирования Сочи?
—Постановлением президиума ВС РФ и СМ РФ от 12 апреля 1993 г. № 4776-337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» наш регион признан курортом федерального значения. Сочи — город-курорт, на территории которого расположены ведомственные санатории и здравницы федерального значения. Гости прибывают к нам на отдых круглый год.
Особенно в летний сезон значительно увеличивается приток отдыхающих. Чтобы справиться с проблемой обслуживания гостей курорта, задействуются все службы города, возрастают дополнительные расходы. Для поддержания действующей инфраструктуры города на уровне курорта федерального значения также необходимы дополнительные затраты. В связи с проводимым в Сочи разграничением государственной собственности на землю, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» бюджет города Сочи теряет доходы по земельному налогу в сумме 400 млн. рублей. В 2004 году город не в полном объеме получает субвенции из федерального и краевого бюджетов на предоставление льгот и выплату компенсаций отдельным категориям граждан. Возмещение льгот социально незащищенным слоям населения в большей части предусмотрено за счет средств местного бюджета. Решением городского собрания Сочи от 19.05.2004 г. № 78 была утверждена Программа экономического и социального развития города Сочи на 2004—2008 гг., основной целью которой является превращение курорта Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристический центр. Данная программа предусматривает комплексное развитие транспортной инфраструктуры, строительство новых и реконструкцию инженерных сооружений, выполнение природоохранных мероприятий и многое другое. Источниками финансирования реализации данной программы будут являться банковские кредиты, привлеченные средства инвесторов, собственные средства предприятий и бюджетное финансирование.
—Каким бы вы хотели видеть Сочи через 10—15 лет? Чего за этот срок хотели бы достичь?
—Я думаю, что не только мне, но и всем жителям нашего города хотелось бы видеть Сочи уже в ближайшем будущем городом, ничем не уступающим самым известным мировым курортам.
Материал подготовил Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2004 г.