Версия для печати 4251 Материалы по теме
Три года назад ситуация в области была очень напряженная. Можно сказать, что Нижегородская область находилась в состоянии финансового кризиса. Уровень государственного долга области превышал 90% от собственных доходов бюджета, были плохо отрегулированы финансовые отношения с энергетиками. Долг только перед ОАО «Нижновэнерго» составлял 1,2 млрд. рублей. Кроме того, обычным явлением были задолженности по социальным расходам: зарплате бюджетникам и детским пособиям. Сейчас ситуация иная. О произошедших изменениях рассказывает министр финансов Нижегородской области Вадим Соболев.

—Что сделало правительство для вывода области из кризиса?  
—Сначала мы подписали глобальное соглашение с РАО «ЕЭС России» о реструктуризации задолженности на три года. Год назад нам удалось пролонгировать это соглашение до пяти лет. Это серьезный шаг.  Благодаря внедрению системы централизованных расчетов за газ и электроэнергию в 2002 году нам удалось решить проблему с отключениями за неоплату школ и больниц области. Договорились с газовиками по оплате не по факту потребления, а равными суммами ежемесячно, в результате чего снизилась нагрузка на бюджет в I и IV кварталах. Полностью выплатили старые долги школ, больниц и коммунальных предприятий за природный газ. Но еще оставалась проблема с просроченными долгами. Мы разработали принципиально новую схему взаимодействия с энергетиками — программу государственных гарантий. Впервые она была применена в конце 2002 года, когда в ряде районов не могли начать отопительный сезон из-за больших старых долгов (300 млн. рублей). Областной бюджет гарантировал энергетикам, что этот долг будет погашен в I квартале 2003 года. «Нижновэнерго» возобновило подачу тепла в 2002 году без немедленной оплаты, только под данную гарантию. Эта сумма, а также частичный возврат средств от муниципалитетов были предусмотрены в областном бюджете на 2003 год. Муниципалитеты закончат погашение возникшего перед областью долга в  I квартале 2005 года.  Эта схема сработала успешно в 2002 году, и до сих пор мы применяем ее для решения наиболее серьезных проблем с энергетиками. Нам удалось стабилизировать отношения с поставщиками энергоресурсов и приемлемыми для сторон способами решать возникающие проблемы.  
—Какая была ситуация с финансами?
—Самая серьезная проблема — огромные долги по Еврозайму, пиковые платежи по которому приходились на 2003—2004 годы. Нам необходимо было предпринять шаги по исправлению ситуации. В условиях превышения потребности в расходах над доходами бюджета это было особенно трудно сделать.
Н.Новгород
Главное мы понимали — необходимы реформы. Было принято решение начать с бюджета, поскольку без этого регион не смог бы преодолеть кризис и сориентироваться на развитие. Дополнительным толчком послужило подписание протокола с Министерством финансов РФ, согласно которому мы принимали на себя ряд обязательств, направленных на оздоровление государственных финансов. В частности, мы гарантировали проведение реформ, результатом которых стали увеличение налоговой базы, снижение кредиторской задолженности, сокращение определенных расходов для обеспечения своевременного обслуживания долгов, применение новых технологий в исполнении бюджета — казначейство, государственные закупки. В свою очередь Минфин РФ оказал нам серьезную помощь и поддержку в решении вопроса по Еврозайму, была разработана схема выплат двух первых траншей.  В результате действий правительства по оптимизации управления госдолгом за последние три года мы практически остановили темп прироста государственного долга. Но самое главное — нам удалось качественно изменить соотношение госдолга и собственных доходов. Если в 2001 году госдолг составлял 95% от собственных доходов, то в 2003 году он снизился до 49%. Мы ставим перед собой задачу довести это соотношение до 30%. Дальше мы планируем выстраивать свою долговую политику исходя из возможностей экономики и необходимости в государственных бюджетных расходах.
—Как продвигается решение вопроса по выплате долгов Нижегородской области, в том числе по Еврозайму, в этом году?
—В первом полугодии 2004 года мы провели большую работу по оптимизации управления государственным долгом и качественному изменению его структуры. Во-первых, погашен третий транш по Еврозайму в размере 772,6 млн. рублей. Во-вторых, снижена просроченная задолженность предприятий—заемщиков средств Еврозайма на 732 млн. рублей. Урегулированы отношения с крупнейшими должниками, такими как администрация Нижнего Новгорода, авиастроительный завод «Сокол», Горьковский автомобильный завод. На 1 сентября в областной бюджет от субзаемщиков Еврозайма возвращено 70,8 млн. долларов США из запланированных к возврату 105,5 млн. долларов США. В-третьих, урегулирована просроченная задолженность перед Минфином РФ по средствам МБРР проектам «Жилищный займ» и «Городской общественный транспорт» (г. Нижний Новгород), и проекту «Повышение эффективности использования энергии» (г. Семенов, Нижегородская область), по которым Нижегородская область является гарантом. Наконец, увеличена доля привлечения кредитных ресурсов через открытие кредитных линий с более длительными сроками заимствований, чем это было ранее. В итоге общий долг областного бюджета уменьшился к началу года на 484 млн. рублей (или 7%) и составил 6,5 млрд. рублей.
—Как область намерена в дальнейшем рассчитываться по долгам?
 —Проблема не в том, чтобы как можно скорее рассчитаться по долгам, а в том, чтобы создать механизм эффективного управления госдолгом с целью реализации приоритетов промышленной и социальной политики, повышения конкурентоспособности экономики. Мы выстроили четкие правила управления госдолгом, что позволило своевременно и в полном объеме исполнять текущие обязательства перед кредиторами, сгладить график пиковых платежей и контролировать совокупную долговую нагрузку на бюджет, создав тем самым оптимальные условия для рефинансирования и погашения имеющихся долгов.  Наша основная задача — повысить инвестиционный рейтинг Нижегородской области. Это возможно в том числе за счет четкого обслуживания долговых обязательств.  Сейчас также происходит постепенное замещение внешней задолженности на внутренний долг с более низкой стоимостью обслуживания и равномерным графиком погашения. Мы планируем также «удешевить» госдолг области путем выпуска внутреннего облигационного займа.  Мы хотим привлечь средства на 1 млрд. рублей сроком на 3 года. Ставка, определенная в договоре с генеральным агентом «Вэб-инвест банком», не более 12% годовых. Генеральный агент гарантирует нам размещение всего выпуска облигаций в течение 30 рабочих дней либо сам осуществит выкуп облигаций.
—Расскажите, как идет процесс исполнения бюджета в первом полугодии 2004 года, какие есть успехи и трудности?
—По итогам первого полугодия ситуация с исполнением бюджета складывается благоприятно — доходная часть формируется даже с неким перевыполнением. План первого полугодия по поступлению собственных доходов исполнен на 108%, дополнительные поступления составили более 1 млрд. рублей, в том числе областной бюджет увеличил свои поступления на 490 млн. рублей. Важно этот темп не потерять до конца года, чтобы все наши отрасли экономики работали с прибылью, с ростом заработной платы и своевременно платили налоги. Тогда и стартовая площадка на 2005 год будет более основательная. В целом мы оцениваем исполнение бюджета по доходам удовлетворительно.  Следует отметить, что выполнение плана поступления доходов позволило профинансировать все основные социальные расходы: не было сбоев по выплате заработной платы бюджетникам, отпускных учителям, обеспечена выплата субсидий на оплату ЖКУ семьям с низкими доходами, были отработаны механизмы финансирования сезонных расходов. И это при безусловном и своевременном выполнении долговых обязательств. Расходы социального блока составляют 60% расходов бюджета области, расходы на заработную плату бюджетникам — 35%. Это довольно существенная социальная нагрузка на бюджет.
—Как отражается на региональном бюджете снижение налогов?
—Проводимая налоговая реформа влечет за собой снижение налогового бремени на производителей и одновременно централизацию налоговых доходов в федеральном бюджете. Поэтому значительная часть усилий руководства области направлена на развитие собственного доходного потенциала региона, создание базы, способной обеспечить самодостаточность области. В этих целях нами разработан ряд нормативных документов, направленных на увеличение собственных доходов.
красота
В частности, оптимизировано количество льгот по налогу на имущество, в результате чего учтена их социальная направленность, и в то же время достигнуто расширение налогооблагаемой базы. Об этом свидетельствует рост поступлений по этому налогу: за 6 месяцев в бюджет поступило 1,2 млрд. рублей, или 132% к плану первого полугодия.  Кроме того, органы местного самоуправления области активизировали работу по увеличению собственной доходной базы. Этому во многом способствовал созданный в рамках бюджета Фонд стимулирования, средства которого распределяются между районами, увеличивающими свою налогооблагаемую базу и не допускающими роста долгов по зарплате бюджетникам. В этом году из Фонда стимулирования получили дополнительные средства 11 районов области.
 —Известно, что денег на все всегда не хватает. Какие меры вы предпринимаете для повышения эффективности расходования средств?
 —В условиях ограниченности финансовых ресурсов областное правительство начало использовать современные формы и методы взаимоотношений с реальным сектором экономики. С 2003 года в области начала реализовываться программа финансовой аренды (лизинга). В первую очередь мы применили эту схему для обновления парка социальных автобусов. В прошлом году в лизинг было приобретено 74 автобуса, в 2004 году — еще 51. Все они работают на социальных маршрутах. По лизинговой схеме был обновлен автопарк бюджетных учреждений, мы также закупили санитарные автомобили, микроавтобусы, сельхозтехнику. Использование системы финансового лизинга позволило правительству приобрести магниторезонансный томограф стоимостью 91,4 млн. рублей, который сейчас установлен в областной больнице им. Семашко. Раньше область не могла себе позволить такие покупки, поскольку у бюджета нет возможности производить крупные одноразовые выплаты. И конечно, мы широко применяем практику возмещения из средств областного бюджета процентной ставки по кредитам коммерческих банков — это позволяет привлечь в реальный сектор экономики большие объемы средств.
—Вы упомянули новые механизмы финансирования сезонных расходов, можно подробнее?
—Основной пик сезонных платежей связан с закупкой топлива, и решить этот вопрос безболезненно зачастую не могут даже недотационные муниципалитеты. В бюджете на 2003 год впервые был предусмотрен Фонд сезонных закупок в размере 32 млн. рублей, в 2004 году — уже 70 млн. рублей. Цель создания фонда — финансирование закупок и выполнение работ сезонного характера, а также оплата государственных контрактов, расчет по которым осуществляется в момент наибольшей эффективности их исполнения при недостаточных бюджетных ассигнованиях в этот момент. Основной смысл создания фонда заключается в выделении кредитов на возвратной основе, в том числе на закупку топлива для районов и бюджетных учреждений области. Восполнение фонда идет в течение всего года. Благодаря созданию фонда отопительный сезон 2003-2004 годов прошел без сбоев.
—Какие еще рыночные механизмы используются в области?
—В прошлом году правительство области создало координационный совет по развитию страховых рынков, главная цель которого — координация действий всех органов власти, страховых компаний и представителей бюджетного сектора, чьи риски мы страхуем. Мы разработали концепцию развития страхового рынка. Эта концепция — отнюдь не теоретический документ, это набор конкретных программ, которые сейчас воплощаются в жизнь. В ней есть несколько блоков. Первый — разработка программы имущественного страхования. Второй — страхование рисков в агропромышленном секторе, третий — страхование последствий чрезвычайных ситуаций и бедствий. Четвертый блок — страхование автогражданской ответственности. В 2003 году мы заложили в бюджет на эти цели более 16 млн. рублей. Важное направление — обязательное медицинское страхование неработающего населения — пенсионеров, детей. Это очень большое направление — и по объему работы, и по объему финансов. В 2003 году областной бюджет направил на эти цели 575 млн. рублей. Кстати, к этой сумме мы дополнительно получили из Пенсионного фонда России 106 млн. рублей. На 2004 год в бюджете запланировано 2,5 млрд. рублей. Хочу отметить, страховой взнос на одного неработающего в Нижегородской области составляет 1255 рублей в год. Этот показатель — один из самых высоких в России.
  —И последний вопрос. Чем живет нижегородский минфин сейчас, какие задачи вы решаете?
—Наша основная задача качественно сформировать бюджет на 2005 год. Правительство области уже одобрило Концепцию бюджетной и налоговой политики, идет формирование доходной и расходной частей бюджета. Мы оценили, как изменятся наши доходы и расходные обязательства, теперь необходимо установить между ними баланс. Но мы успеваем заниматься не только бюджетом. В этом году мы начали возрождать старые традиции: провели конкурс на звание «Лучшего специалиста министерства финансов», в котором приняли участие 11 молодых специалистов минфина. Конкурс показал, что у нас много светлых голов, новых мыслей и свежих идей. Мы выбрали трех победителей, которые были премированы в день финансиста, 8 сентября. В заключение хотел бы сказать, что, несмотря на профессионализм, наши работники болеют душой за интересы области и простых нижегородцев. Я глубоко уверен, что какие бы задачи ни ставились, во главе угла всегда стоят интересы простых людей: учителей, врачей, и мы, финансисты, выполняем скромную, но очень важную функцию государства — служение гражданам России.  

Справка «Бюджета»
Вадим Викторович Соболев родился 4 сентября 1960 года в Саратове. Окончил Военный институт иностранных языков по специальности «референт-переводчик (персидский и английский языки)» и Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «финансы и кредит». Магистр управления, кандидат педагогических наук. Отмечен орденом «За службу Родине в ВС СССР» и медалью «За боевые заслуги».
В 1982—1984 гг. работал военным переводчиком в Афганистане.  
В 1984—1994 гг. преподавал на кафедре средневосточных языков в Военном институте иностранных языков.
С 1994 г. занимал руководящие должности в крупнейших российских банках. Последняя должность перед Нижним Новгородом — директор департамента развития розничного бизнеса АКБ «Петрокоммерц».  С 31 августа 2001 г. — министр финансов Нижегородской области.  Женат, двое детей.

Беседовала Тая Олейник Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2004 г.

Поделиться