Ненужный ресурс
По сути Указ Президента РФ Д. А. Медведева о создании Северо-Кавказского федерального округа, подписанный 19 января 2010 года, знаменовал начало нового этапа государственной политики по развитию региона. Если раньше эти усилия были ограничены рамками нескольких федеральных целевых программ, то теперь заниматься проблемами Северного Кавказа предстояло комплексно.
Вторым важным фактором стало назначение на должность вице-премьера и одновременно главы вновь образованного полпредства А. Г. Хлопонина. Многие наблюдатели тогда отмечали, что выбор кандидатуры опытного регионального лидера свидетельствует о намерении федеральных властей сделать упор именно на экономическое развитие Северного Кавказа. Что характерно, это назначение было воспринято положительно как руководством субъектов, вошедших в СКФО, так и представителями деловых кругов.
Новый вице-премьер обозначил три, на его взгляд, основные проблемы региона: высокий уровень дотационности экономики, безработица и коррупция. Решить эти проблемы должно помочь развитие нескольких ключевых кластеров: энергетического, туристическо-рекреационного, агропромышленного и инновационно-образовательного. Колоссальный потенциал региона в этих сферах пока остается нереализованным, и это находит отражение в ситуации на рынке труда СКФО, которая сегодня гораздо напряженнее, чем в целом по стране. Так, по озвученным недавно данным официальный уровень безработицы в регионе вдвое превышает средний по Российской Федерации — 15,5 % против 7,1 %. В апреле текущего года А. Г. Хлопонин провел окружное совещание по вопросам занятости населения, где констатировал, что положение остается сложным, хотя уровень регистрируемой безработицы в округе стабильно снижается (с 467 тыс. в январе 2010 года до 378 тыс. на конец декабря 2010 года). «Мы сегодня имеем уникальный ресурс трудовой рабочей силы, которым не пользуемся», — отметил полпред.
Значительная часть усилий в первый год работы полпредства была затрачена на разработку Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, где перечисленные Хлопониным направления в итоге и нашли свое отражение. Стратегия была утверждена в сентябре 2010 года. Среди главных целей в ней перечислены «обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики субъектов СКФО», создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения. Реализовывать стратегию будут в два этапа. На первом этапе
Сам А. Г. Хлопонин в январе 2011 года назвал утверждение данной стратегии главным итогом годичной работы полпредства. И действительно, цели в этом документе заявлены весьма масштабные. Так, по «оптимальному сценарию», заложенному в стратегии, к 2025 году средняя зарплата вырастет с 9,6 до 23,8 тыс. руб. в месяц, в округе будет создано не менее 400 тыс. новых рабочих мест, и при этом уровень безработицы снизится с почти 16 % до 5 %. Отметим, что ранее на федеральном уровне отсутствовал единый концептуальный документ, отражающий цели государственной экономической политики в Северо-Кавказском регионе. Отдельные меры реализовывались, во-первых, в рамках ведомственных программ, а во-вторых, по линии трех ФЦП: «Юг России», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия».
Важным шагом стало образование в декабре 2010 года Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа под руководством Председателя Правительства РФ В. В. Путина. В январе 2011 года состоялось первое заседание комиссии, где премьер подтвердил заявленные в стратегии планы, пообещав, что только в текущем году в СКФО будет реализовано несколько десятков крупных проектов на сумму до 400 млрд руб. Тогда же было решено интегрировать все действующие в регионе федеральные целевые программы в единую госпрограмму, превратив ее в основной инструмент реализации упомянутой стратегии. «За последние три года мы направили на их реализацию более 91 миллиарда рублей, в том числе 75 миллиардов — из федерального бюджета, — сказал тогда премьер-министр. — Начиная с 2012 года мы переходим на новое программно-целевое обеспечение использования бюджетных ресурсов и три ФЦП будут интегрированы в рамках одной госпрограммы».
Гарантии для инвесторов
Разумеется, одним из центральных остается вопрос о ресурсах, необходимых для реализации заявленных задач. Очевидно, что финансировать все проекты исключительно за счет бюджетных средств и неправильно, и вряд ли возможно. Именно поэтому особое внимание во всех основополагающих документах уделяется теме привлечения в регион частных инвестиций.
Финансовую поддержку инвестиционным планам на Северном Кавказе должен оказать специальный институт развития округа — ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», созданный в форме дочерней структуры Внешэкономбанка. В дальнейшем к его работе планируется привлечь крупные государственные и частные коммерческие банки. В конце апреля А. Г. Хлопонин на встрече с премьер-министром доложил, что эта корпорация с уставным капиталом 500 млн руб. уже создана и активно занимается проработкой около 30 проектов. На данный момент шесть наиболее перспективных и достаточно разноплановых проектов на сумму около 65 млрд руб. уже одобрены. Так, в их числе создание химического кластера в Ставропольском крае, развитие всесезонного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии, развитие туристическо-курортной зоны Кавказские Минеральные Воды. Среди одобренных проектов оказались и планы разработки рудного месторождения Кизил-Дере в Дагестане, которое было разведано еще в 1962 году.
Сама корпорация окажет отобранным проектам поддержку в объеме 7 млрд руб. — это так называемые якорные инвестиции, база для привлечения денег от других инвесторов, в числе которых помимо российских банков, возможно, окажутся и международные институты развития. Вообще же, как поясняют в руководстве корпорации, перед ней ставится задача добиться того, чтобы на каждый вложенный в округ государственный рубль приходилось не менее
Стимулировать деловую активность и «завлечь» в СКФО частный капитал призван механизм государственных гарантий, который позволит инвесторам минимизировать возможные риски. 4 мая на втором заседании правительственной комиссии по Северному Кавказу премьер-министр объявил, что постановление Правительства РФ о выделении госгарантий подписано. «Только в текущем году общая сумма госгарантий для региона Северного Кавказа составит 50 миллиардов рублей», — заявил В. В. Путин. Схема выглядит следующим образом: государственная гарантия покрывает до 70 % от суммы кредита, предоставленного для реализации инвестиционного проекта, причем сумма государственной гарантии должна быть не менее 300 млн руб. Условием является наличие гарантии субъекта РФ, на территории которого будет реализовываться инвестиционный проект, на сумму не менее 10 % от суммы кредита.
Зона туризма
Не обойдется без специальных институтов развития и туристическая отрасль Северного Кавказа, на активное развитие которой, как уже отмечалось, возлагаются серьезные надежды. Туристический кластер, который планируется развивать в регионе, выходит за рамки собственно СКФО и захватывает Краснодарский край и Адыгею. В октябре 2010 года было принято правительственное постановление, предусматривающее образование шести особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в том числе на территории Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Северной Осетии. Непосредственно управлять этими зонами будет еще одна специальная компания — ОАО «Курорты Северного Кавказа», дочерняя структура уже упомянутой Госкорпорации развития Северного Кавказа.
Недавно А. Г. Хлопонин объявил, что компания уже зарегистрирована, а в ее уставный капитал внесено 5 млрд руб. «В основном это деньги для подготовки проекта развития курортов, — подчеркнул вице-премьер. — Планируется в течение двух лет внести в уставный капитал 60 миллиардов рублей для инвестирования в инфраструктуру этих проектов: дороги, коммуникации, энергетика и все, что с этим связано». В апреле стало известно, что туристическая инфраструктура городов-курортов Кавказских Минеральных Вод станет частью новой корпорации. «Мы хотим всю эту зону сделать проектом с единой управляющей компанией, разобраться с собственностью федеральной, не федеральной, — пояснил вице-премьер. — Разобраться с самой главной вещью: с ресурсами, минеральной водой — грязи, энергетика, вода питьевая и так далее», — добавил он. По словам Хлопонина, перед курортами Кавминвод поставлена задача ежегодно привлекать 2,5 млн туристов.
Кроме того, компания будет управлять строительством шести горнолыжных курортов: Лаго-Наки в Адыгее, Эльбрус и Безенги в Кабардино-Балкарии, Архыз в Карачаево-Черкесии, Мамисон в Северной Осетии и Матлас в Дагестане. Общий объем инвестиций в их инфраструктуру должен составить около 451 млрд руб., включая 60 млрд из уставного капитала корпорации. И, вероятно, первыми негосударственными инвестициями в кавказский туристический проект станут французские: 26 мая президенты России и Франции Д. А. Медведев и Н. Саркози на саммите «Большой восьмерки» договорились включить проект создания туристического кластера на Северном Кавказе в число приоритетных направлений стратегического партнерства между двумя странами.
К слову, массовый туризм вряд ли сможет развиваться на Кавказе без серьезной модернизации транспортной инфраструктуры региона. Подспорьем здесь должны стать мероприятия по реконструкции целого ряда ключевых аэропортов (Магас, Беслан, Шпаковское, Минеральные Воды, Нальчик), проводимые в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России». В этом ряду стоит и проект строительства и реконструкции автодороги М-29 «Кавказ», включающий строительство обходов городов Нальчик, Ставрополь, Владикавказ, Гудермес, Беслан.
Образование — в числе приоритетов
Не может не обнадеживать тот факт, что руководство Северо-Кавказского федерального округа осознает: просто «засыпать деньгами» проблемы региона не получится. Его специфика такова, что любые инициативы в области экономики должны подкрепляться грамотной молодежной политикой. Определенные шаги здесь уже предприняты. Так, при полпреде сформирован и регулярно проводит свои заседания Совет по молодежной политике. В августе 2010 года в Пятигорске состоялся первый Всекавказский молодежный образовательный лагерь «Машук—2010», в котором приняли участие около двух тыс. молодых людей из семи субъектов округа, а также из Южной Осетии и Абхазии. Второй Всекавказский лагерь «Машук—2011» начнет свою работу в начале июля. Здесь же можно отметить и планы строительства различных культурных объектов, например, Кавказского музыкально-культурного центра в Владикавказе (из федерального бюджета в
Но, пожалуй, самое главное — это то, что в центре внимания, наконец, оказались проблемы образования, которые, к слову, напрямую связаны с проблемой безработицы. Если говорить о количестве, а не о качестве, то сегодня вузов в регионе предостаточно. Другой вопрос: какое образование они способны предложить молодым людям? «Первое, с чего бы я начал улучшение высшего образования, это провел бы очень серьезную инвентаризацию так называемых „филиалов“ высших учебных заведений, которых здесь открыто огромное количество, — заметил Хлопонин на окружном совещании по вопросам ситуации на рынке труда. — В одном только Ставропольском крае мы имеем 70 вузов, включая филиальную сеть». По мнению полпреда, необходимо проверить, кто из них реально занимается серьезным делом, готовит специалистов, «а у кого идет штамповка корочек».
При этом уже принято решение о строительстве под Ставрополем Северо-Кавказского федерального университета. "На сегодняшний день министерством образования подготовлена программа по созданию этого вуза, которая согласована практически со всеми министерствами и ведомствами, и в ближайшее время эта программа будет внесена в правительство«,— сказал А. Г. Хлопонин. Вице-премьер пообещал, что университет сможет заработать уже в 2013 году. «Здесь должны быть применены все современные образовательные технологии, должна быть мощная научная база, двухуровневая система образования (бакалавриат и магистратура), должна быть создана сеть предприятий при вузе», — пояснил Хлопонин. В СКФУ смогут одновременно учиться до 45 тыс. студентов.
Госпрограмма
Одна из главных тем, стоящих сейчас на повестке дня как на федеральном уровне, так и, разумеется, на уровне округа, — подготовка государственной программы по развитию СКФО до 2025 года. Она стала ключевой на втором заседании правительственной комиссии 4 мая в Ессентуках. Как уже отмечалось, программа интегрирует в себя и уже действующие крупные федеральные программы, и новые подпрограммы, которые должны быть разработаны для каждого конкретного субъекта, входящего в состав СКФО. «После принятия государственной программы все территории округа будут иметь собственные планы развития, получат необходимую федеральную поддержку на их реализацию», — пояснил премьер-министр на совещании в Ессентуках. При этом В. В. Путин подчеркнул, что заложенные в прежних ФЦП мероприятия и объемы их финансирования сохраняются. Следить за тем, чтобы мероприятия, реализуемые в рамках различных документов, не дублировались, — задача Министерства регионального развития РФ.
Как заявил глава Минрегиона России В. Ф. Басаргин, помимо подпрограмм по отдельным субъектам, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, будут приняты еще три: социально-экономическое развитие Кавказских Минеральных Вод, социально-экономическое развитие Пригородного района Республики Северная Осетия — Алания в местах совместного проживания граждан ингушской и осетинской национальностей, а также развитие инвестиционной привлекательности субъектов округа. По словам Басаргина, Минрегион уже рассмотрел 1,2 тыс. инвестпроектов, отобрав из них 370 с общим объемом финансирования более 1,3 трлн руб. Из них было выделено еще 30 первоочередных проектов на 145 млрд руб., реализация которых может быть начата уже в текущем году. Почти половина связана с агропромышленным комплексом, остальные затрагивают такие сферы, как строительная отрасль, туризм, стекольная промышленность. «Только эти 30 проектов сегодня дают возможность на Северном Кавказе создать свыше 26 тысяч рабочих мест», — подчеркнул Басаргин.
Премьер-министр призвал все участвующие в этом процессе ведомства в максимально сжатые сроки доработать и согласовать госпрограмму: любые затяжки будут мешать эффективной реализации уже отобранных проектов. Объем финансирования программы из федерального бюджета составит 336,9 млрд руб., причем 202 млрд руб. — средства отраслевых министерств и ведомств, направляемые на развитие СКФО уже до 2013 года.
Н. В. ШТОДА