Версия для печати 7370 Материалы по теме
Доходный потенциал области: точки роста

Лобанова
Регионы РФ принимают все меры для мобилизации доходов в бюджет. Однако работу по расширению источников доходной части бюджета усложняет ряд вопросов, решать которые необходимо на федеральном уровне. О том, что это за вопросы, и о мерах, предпринимаемых правительством Нижегородской области по увеличению доходов бюджета, рассказывает Наталья Геннадьевна ЛОБАНОВА, заместитель министра финансов Нижегородской области.

Прогноз по доходам консолидированного бюджета Нижегородской области на 2010 год составлял 91,8 млрд руб., из них налоговые и неналоговые доходы — 80,4 млрд руб., или 87,6 %. Остальные доходы — 11,3 млрд руб., или 12,4 %, — это безвозмездные перечисления из федерального бюджета. Фактическое исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 87,8 млрд руб., или 109,1 % к первоначальному плану. В абсолютном выражении перевыполнение первоначального плана составило 7,3 млрд руб. Такие результаты, в частности, были достигнуты за счет реализации ряда мероприятий, предпринятых правительством Нижегородской области для увеличения доходов бюджета.

В первую очередь правительство области перед всеми подразделениями поставило конкретные задачи не только по обеспечению администрирования закрепленных за ними в качестве администраторов доходных источников, но и по изысканию дополнительных ресурсов пополнения доходов. Также правительство области заключило более 400 соглашений с крупными и средними налогоплательщиками об обязательствах по последовательному наращиванию облагаемой базы по налогу на прибыль. Была активизирована работа по принудительному взысканию задолженности путем обращения взыскания на имущество должников. Достигнута договоренность о том, что налоговая служба и служба судебных приставов будут ежеквартально предоставлять в Минфин области информацию о принятых к должникам мерах и полученных результатах. Организована работа, направленная на предотвращение образования задолженности по заработной плате, выплат заработной платы в конвертах и доведению уровня заработной платы до среднего уровня по видам экономической деятельности по Нижегородской области. В районах области по данным вопросам работают соответствующие комиссии.

Повышенное внимание правительства Нижегородской области было направлено на развитие промышленного потенциала региона. Организациям, которые реализуют приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, вводят основные средства, предоставлялись стимулирующие преференции в форме льгот по налогам на прибыль и имущество. Кроме того, господдержка в виде разного рода субсидий оказывалась субъектам малого предпринимательства, предприятиям легкой промышленности, народных художественных промыслов, предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение. Осуществлялась государственная поддержка в виде льготирования процентной ставки по кредитам, выданным на приобретение автомобилей производства Горьковского автозавода, предоставлялись компенсационные выплаты на возмещение затрат или недополученных доходов при продаже автотранспортных средств со скидкой взамен сдаваемых на утилизацию, выплачивались компенсации физическим лицам при обмене старых автомобилей на новые. В результате проделанной работы нижегородские заводы и другие участники программы обеспечили загрузку своих производств, автолюбители получили возможность приобрести автомобиль по выгодной цене. На реализацию данных мер поддержки в 2010 году было направлено более 300 млн руб. В рамках данной программы было изготовлено и продано более 2,8 тыс. новых автотранспортных средств.

Меры по укреплению налоговой базы

Большое значение придавалось работе по обеспечению достоверности и расширению налогооблагаемой базы по имущественным налогам. В этом направлении реализуется целый ряд мер. Так, по земельному налогу утвержден Регламент взаимодействия всех заинтересованных структур: УФНС, Росреестра и органов местного самоуправления. Регламент был разработан с целью своевременного уточнения сведений о ранее сформированных земельных участках и внесения в налого­облагаемую базу сведений по вновь сформированным земельным участкам. Для увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц на уровне правительства области проводится работа по переоценке имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности. Инициирована работа с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, направленная на регистрацию имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности.

Для увеличения поступления транспортного налога приняты максимальные ставки по большинству групп транспортных средств. Кроме того, в области накоплена хорошая практика по взаимодействию регионального правительства, УФНС, УГИБДД по Нижегородской области, Федеральной регистрационной службы, Федеральной миграционной службы, ЗАГСа по вопросам обеспечения достоверности базы для начисления транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц и т. д.

Вопросы на злобу дня

Земельный налог и многоквартирные дома

Однако существует ряд проблем, которые не представляется возможным решить на региональном уровне. Первый вопрос, который до сих пор остается без ответа, — это начисление земельного налога по участкам, находящимся под многоквартирными домами. В нашей области на кадастровый учет поставлено более 13 тыс. земельных участков, однако налог начисляется всего по 200 участкам (1,5 %), поскольку только по ним в налоговые органы передана информация о доле собственности физического лица в общей собственности на участок. Главная причина в том, что до сих пор не решено, какие структуры должны сделать расчет доли собственности физического лица в общей долевой собственности на многоквартирный дом. Недавно был принят приказ ФНС о том, что эту долю указывает Федеральная регистрационная служба, но на сегодня никаких разъяснений по этому порядку не поступало. В Минфине России также не дали четкого ответа, как и кем будет осуществлен расчет.

В данном вопросе есть еще один нюанс. Решение по формированию земельных участков под многоквартирными домами для последующего определения долей принимается на общем собрании собственников жилья многоквартирных домов. Созвать жильцов на собрание и набрать необходимый кворум — достаточно сложная задача. На наш взгляд, нужно упростить эту процедуру: может быть, стоит рассматривать вопрос о формировании участка по заявлению одного собственника, например муниципалитета. Также на федеральном уровне необходимо законодательно решить вопрос о предельных сроках постановки вновь построенных объектов недвижимости на учет в Росреестр. Не секрет, что по вновь возведенным объектам собственники затягивают регистрацию объектов, введенных в эксплуатацию, с целью ухода от налогообложения.

Акцизы на алкогольную продукцию

В неменьшей степени волнует и проблема доходов от акцизов на алкогольную продукцию. Как известно, 60 % от суммы, уплаченной производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 % и свыше 25 %, зачисляется на счета УФК по Смоленской области. При формировании бюджета на предстоящий период прогноз общих поступлений указанных доходов по территории РФ производится Министерством финансов РФ. От этого прогноза определяется размер поступлений доходов на счет УФК по Смоленской области и производится расчет планируемых отчислений в бюджеты субъектов РФ в зависимости от утвержденных законом о федеральном бюджете на соответствующий год нормативов распределения.

Анализ показывает, что на протяжении ряда лет федеральные прогнозные оценки поступления доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ принимаются завышенными. Так, в 2008–2010 годах поступления были на 25 % ниже запланированных сумм. Для Нижегородской области это вылилось в 1,2 млрд руб. По итогам I квартала 2011 года из УФК по Смоленской области в бюджет Нижегородской области доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию поступило только 16,4 % к годовым назначениям, в то время как ранее в среднем за этот период поступало 24,5 % от годовых сумм. Есть опасения, что прогнозные оценки по поступлениям акцизов вновь не оправдаются и бюджет Нижегородской области недополучит около 20 % от намеченных сумм (ориентировочно 300 млн руб.).

Недопоступление средств в бюджет области негативным образом сказывается на его исполнении. В результате область вынуждена привлекать заемные средства для финансирования социально значимых расходов, что впоследствии приводит к увеличению государственного долга. Мы предлагаем Министерству финансов РФ принять меры к безусловному исполнению прогноза по указанным доходам или изменить норматив распределения акцизов (все акцизы зачислять по месту производства продукции).

Нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ

В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из условия зачисления в местные бюджеты не менее 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога. Однако в случае отказа муниципалитета от получения дополнительного норматива субъекту РФ невозможно выполнить это условие. Не всегда возможно передать этот норматив другому муниципалитету, поскольку у каждого муниципального образования своя облагаемая база по НДФЛ. В связи с этим предлагаем отменить нормы ст. 58 Бюджетного кодекса РФ о необходимости закрепления единых и (или) дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Еще одна проблема требует решения на федеральном уровне. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется следующим образом: 20 % — в федеральный бюджет, 40 % — в бюджеты субъектов РФ и 40 % — в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов. Ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах в результате выбросов в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями, автотранспортом, увеличения количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации, и другие виды загрязнения способствуют росту вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья местного населения. С учетом вышеизложенного целесообразно установить следующие нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду: 50 % — в бюджеты субъектов РФ и 50 % — в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов, то есть непосредственно по месту нанесения вреда окружающей среде и проживающему там населению.

Норматив распределения штрафов за нарушение пожарной безопасности

Законом о федеральном бюджете ежегодно устанавливается норматив распределения штрафов за нарушение Федерального закона от 12 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: 50 % — в федеральный бюджет, 50 % — в бюджеты субъектов РФ. Поскольку несоблюдение правил пожарной безопасности является угрозой для имущества и граждан, находящихся вблизи пожароопасных объектов, а также для окружающей их среды, считаем обоснованным установить норматив зачисления штрафов за нарушение закона «О пожарной безопасности» — 100 % в бюджеты субъектов РФ, то есть по месту нанесения ущерба в случае пожаров.

Полномочия по оказанию медицинской помощи

Следующий вопрос, на который бы хотелось обратить внимание законодателей, — это закрепление полномочий по оказанию медицинской помощи на территории субъекта РФ за органами государственной власти с соответствующим финансированием за счет средств бюджета субъекта РФ. Введение новых полномочий потребует значительных изменений в расходах областного бюджета и в формировании межбюджетных отношений. На финансирование оказания медицинской помощи из бюджета субъекта или на делегирование этих полномочий органам местного самоуправления потребуются значительные средства. Например, по нашей области эта сумма оценивается более чем в 5 млрд руб. При существующем бюджетном и налоговом законодательстве сконцентрировать данные суммы в полном объеме в областном бюджете не представляется возможным. Механизмов изъятия доходов из местных бюджетов в областной в связи с перераспределением полномочий бюджетным законодательством не предусмотрено, а сокращение дотаций органам местного самоуправления области также не обеспечит получения необходимой суммы для финансирования оказания медицинской помощи из областного бюджета. Бюджетообразующие городские округа и муниципальные районы области получают минимальные суммы дотаций, которые значительно ниже их расходов на здравоохранение. По нашим расчетам, около 2 млрд руб. останется в бюджетах бюджетообразующих муниципалитетов при сокращении их расходных полномочий. Таким образом, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в части сокращения единых нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты с 30 % до 20 %. Только при таком изменении появится возможность сбалансировать консолидированный бюджет области.

Поделиться