Первый этап реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №
Три критерия и море вопросов
Так, по словам С. А. Власихина, заместителя генерального директора Центра фискальной политики по юридическим вопросам, проблемным остается вопрос, связанный с тем, какими критериями следует руководствоваться при отнесении учреждения к тому или иному типу. Этот вопрос возник на повестке дня буквально с первых моментов начала реализации Закона №
Комментируя вопросы, связанные с учредительством, С. А. Власихин обратил внимание на то, что в муниципальных образованиях достаточно часто функции и полномочия учредителя отдаются на откуп не органу местного самоуправления, как того требуют Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях» в интерпретации Закона №
Много вопросов возникает и по поводу не вполне ясных формулировок законодательства относительно статуса учреждений. Автономным учреждениям законодатель посвятил целый Федеральный закон №
Проблемные услуги
Не меньше вопросов возникает по платным услугам. Так, сегодня ведутся споры о том, следует ли включать платные услуги в перечень муниципальных услуг. Позицию экспертов Центра фискальной политики озвучила его директор Г. В. Курляндская. Поскольку платные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными учреждениями, согласно Бюджетному кодексу относятся к категории государственных и муниципальных услуг, то они однозначно должны фигурировать в перечне таких услуг. «Кто инициирует включение этих услуг в перечень: само ли учреждение по согласованию с учредителем, или учредитель, а также кто утверждает этот перечень — вопрос второй, но то, что они должны быть утверждены, зафиксированы в перечне и известны потребителю — это однозначно», — подчеркнула Г. В. Курляндская. Что касается включения платных услуг в государственное, муниципальное задание, то, по мнению Г. В. Курляндской, они могут быть включены, если, во-первых, федеральные законы предусматривают предоставление таких услуг на платной основе и, во-вторых, если учредителю необходим реальный контроль за количеством и качеством предоставляемых учреждением услуг. К примеру, услуга в сфере дополнительного образования — обучение детей плаванию в детских садах. Это дополнительная платная услуга, но учредитель заинтересован в том, чтобы контролировать и ее объем (чтобы не было перегрузки в группах), и качество (чтобы не было травматизма и несчастных случаев). Также стоит поступить и в отношении платных медицинских услуг, и платных услуг в сфере высшего образования.
Частично платные услуги — это отдельная проблема, которая сегодня требует решения. Несмотря на то что действующее законодательство напрямую не накладывает запрета на существование частично платных услуг, тем не менее из всех нормативных актов исчезло упоминание о них. Дело в том, что реформа, предусматривающая изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, вызывает у потребителя большие опасения по поводу того, что все государственные, муниципальные услуги станут платными. Рассеять эти опасения можно лишь при условии, что потребитель четко будет знать, какие услуги ему предоставляются на бесплатной основе, а какие — на платной. В случае с частично платными услугами сделать это не представляется возможным. Как, к примеру, обосновать размер доплаты потребителем за услуги в сфере образования, культуры, здравоохранения? Чтобы избежать таких спорных ситуаций, эксперты рекомендуют все-таки по возможности отделить платные услуги от бесплатных.
Новшества учетной политики
С 1 января 2011 года все три типа государственных, муниципальных учреждений: казенные, бюджетные, автономные — ведут бухгалтерский учет, формируют отчетность, основываясь на единой методологии, единых принципах, правилах и в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н. Обусловлено это тем, что всем учреждениям независимо от того, участвуют они в бюджетном процессе или выведены за его рамки (получатели субсидий), вменено в обязанность отчитываться за качество управления имуществом, которым их наделил учредитель. Это очень важный момент в том плане, что за любой результат деятельности учреждения — получателя субсидий хоть и опосредованно ответственность несет собственник, его создавший. Следовательно, насущной задачей становится контроль за результатами деятельности учреждений (его «ликвидностью» — обеспеченностью принимаемых обязательств имеющимися в распоряжении (управлении) активами (полученными гарантиями (лимитами)). Одним из инструментов такого контроля как раз и является бухгалтерский учет.
О новых положениях учетной политики для государственных, муниципальных учреждений участникам семинара рассказала С. В. Сивец, начальник отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Она указала на то, что органам местного самоуправления сегодня следует обратить особое внимание на те автономные учреждения, которые были созданы до 1 января 2011 года. Дело в том, что до наступления этой даты автономные учреждения вели бухгалтерский учет по коммерческому плану счетов. При этом многие автономные учреждения в соответствии с Налоговым кодексом РФ применяли упрощенную систему налогообложения, а некоторые из них неправомерно относили себя к субъектам малого предпринимательства и, как следствие, не вели бухгалтерский учет и не представляли учредителям отчетность. С. В. Сивец отметила, что данный факт следует расценивать как прямое нарушение норм законодательства о бухгалтерском учете. Неважно, как ведется расчет налоговой базы: по упрощенной или по традиционной системе налогообложения — бухгалтерский учет государственные, муниципальные учреждения обязаны были вести в полном объеме. То есть с отражением всего объема кредиторской, дебиторской задолженности, финансовых активов, с определением финансового результата и т. д.
При этом важно обеспечить, чтобы все автономные учреждения представляли отчетность своему учредителю. Если учреждение до сих пор не отчитывалось в соответствии с законодательством, учредитель в свою очередь обязан востребовать с них отчетность. В связи с этим сегодня необходимо проверить наличие у органов власти, исполняющих функции и полномочия учредителя автономных учреждений, созданных до 1 января 2011 года, бухгалтерских годовых отчетов в полном комплекте. И не забывать о том, что ответственность за непредставление отчетности лежит не только на учреждении, но и на его учредителе. Часть автономных учреждений в силу большого объема собственных доходов от оказания ими услуг (работ) в 2010 году не получала из бюджета субсидий. Этот факт также не дает им права не представлять бухгалтерскую отчетность учредителю.
Второй момент, на котором акцентировала внимание С. В. Сивец, предполагает, что с момента вступления в силу приказа Минфина России № 157н — с 1 января 2011 года — в каждом учреждении, невзирая на его тип, должен был быть утвержден Рабочий план счетов. Ответственность за издание такого приказа лежит на руководителе, а проект документа должен был подготовить главный бухгалтер (бухгалтерская служба). Если ведение бухгалтерского учета передано в централизованную бухгалтерию, то подготовкой проекта приказа должна была заниматься она, но утверждать документ должен руководитель учреждения. Кроме того, при подготовке такого акта позже 1 января 2011 года (что сегодня наиболее распространено среди учреждений) необходимо отдельным параграфом прописать, что положение его распространяется на операции начиная с 1 января 2011 года, а все регистры (бухгалтерские корреспонденции), сформированные ранее даты принятия акта, утверждающего рабочий план счетов, необходимо привести в соответствие принятому документу. Рассматривая основные положения действующих нормативных актов в России, регулирующих вопросы формирования учетной политики государственного, муниципального учреждения, С. В. Сивец напомнила, что согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. №
Любой объект имущества, находящийся в пользовании учреждения, порождает расходы, связанные с его содержанием и использованием, которые в свою очередь необходимо предусматривать при планировании объема средств (доходов) для обеспечения расходов и, как следствие, нужно учитывать. В связи с этим обязанность учитывать используемые в деятельности учреждения объекты имущества однозначно предопределена. При этом не стоит забывать, что раскрытие информации о забалансовых счетах является обязательным требованием при формировании бухгалтерской отчетности государственных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, вытекающим из нормы Закона №