Государство№6 Июнь 2011 — 15 июля 2011

Государственным и муниципальным услугам нужна регламентация

Версия для печати 7693 Материалы по теме
Государственным  и муниципальным услугам нужна регламентация

услуги
НП «Центр инноваций муниципальных образований» провел семинар «Актуальные вопросы по системе государственных и муниципальных услуг, муниципальному заказу и электронным аукционам».

На семинаре обсуждались вопросы классификации услуг на уровне муниципальных образований, необходимость разработки административных регламентов для этих целей, стандарты перевода услуг в электронный вид, правовое регулирование проведения аукционов в электронной форме, типичные ошибки заказчиков, практика и особенности обжалования электронных торгов и многие другие.

Административные регламенты

Директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России С. В. Шипов отметил, что реализация Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является одним из ключевых направлений административной реформы, за которое отвечает его департамент. «Мы отвечаем за реализацию Закона № 210-ФЗ в части предоставления государственных услуг, включая вопросы перевода услуг в электронный вид, организацию электронного правительства с точки зрения нормотворчества, методическое обеспечение этой работы, снижение административных барьеров», — пояснил С. В. Шипов.

По словам главы департамента, по Закону № 210-ФЗ возникает очень много вопросов. В частности: что такое госуслуги? Чем понятие госуслуг в рамках Закона № 210-ФЗ отличается от трактовки, данной в бюджетном законодательстве, и как все это соотносится между собой. «Есть два подхода к определению госуслуг: в соответствии с Законом № 210-ФЗ — это услуги, которые оказывают только органы государственной власти, соответственно, муниципальные услуги оказывают только органы местного самоуправления. В бюджетном законодательстве закрепляется более широкий подход, при котором под это понятие попадают и услуги организаций, не являющихся органами госвласти. На первый взгляд это противоречие, но на самом деле его нет, так как у этих документов разные зоны применения», — пояснил С. В. Шипов.

Представитель Минэкономразвития России отметил необходимость разработки административных регламентов на все государственные и муниципальные услуги. «Говоря более простым языком, административный регламент — это порядок предоставления услуги: как она предоставляется, какие документы нужно сдать заявителю, чтобы получить услугу, какие документы ему в результате будут выданы, каковы стандарты предоставления услуги, например, сколько времени заявитель должен провести в очереди, сколько раз ему приходить и так далее. Все это должно быть урегулировано в административных регламентах. Эта работа активно ведется на федеральном уровне, и сейчас уже разработано более 500 регламентов федеральных услуг — это больше половины. В регионах, по нашим оценкам, действует более 10 тысяч административных регламентов, в муниципалитетах — более 11 тысяч, но понятно, что суммарное количество административных регламентов по муниципалитетам должно быть значительно больше. Если говорить о муниципальных услугах, то административные регламенты по ним должны быть разработаны до 1 июля 2012 года. Сейчас муниципальные образования — самое слабое звено с точки зрения регламентации услуг», — рассказал С. В. Шипов.

Подготовка административного регламента, по словам представителя Минэкономразвития, должна включать в себя несколько этапов. Перед началом работы необходимо проанализировать, насколько оптимально сейчас предоставляется услуга, действительно ли для ее предоставления необходимы все те документы, которые в настоящий момент запрашиваются, или их требуют по привычке с советских времен. Также нужно провести анализ самих процедур, чтобы понять, может ли быть сокращено время, которое тратится на предоставление услуги. Таким образом, оптимизация процесса предоставления услуги — задача, которую нужно решить до разработки административного регламента.

Работу по оптимизации услуги необходимо вести параллельно с ее переводом в электронный вид. В Законе № 210-ФЗ дан определенный порядок такого перевода, и все эти нюансы сразу следует прописать в административном регламенте, где должно быть указано, что заявитель может подать документы по электронной почте, объяснено, какие формы и бланки могут быть заполнены на портале услуг, и так далее. Эту работу как регионам, так и муниципалитетам нужно вести системно, для этого лучше всего собрать все госуслуги в единый список, причем у регионов должен быть свой список, у муниципалитетов свой. «Для того чтобы был некий ориентир, мы подготовили типовой список региональных и муниципальных услуг, он размещен на сайте административной реформы (http://ar.economy.gov.ru. — Прим. ред.). По этому списку можно провести и ревизию: какие регламенты уже есть, каких нет. Затем нужно составить график разработки регламентов и на уровне глав муниципалитетов четко этот процесс контролировать», — подчеркнул С. В. Шипов.

Кроме того, отметил глава департамента, «при разработке федеральных регламентов мы руководствуемся тем, что регламент — это документ, который должен быть понятен заявителю. Сведение всех норм в один документ решает задачу не только объединения этих норм, но и изложения их понятным языком, чтобы гражданин, придя в орган власти за услугой, мог прочитать регламент и понять, что ему должны, что он должен и как весь процесс происходит».

Регулирование взаимодействия между ведомствами

С 1 июля 2011 года вводится норма, запрещающая одному ведомству требовать от граждан справки, если соответствующая информация есть у других ведомств. Как считает С. В. Шипов, «это существенно сэкономит время и облегчит жизнь гражданам, ведь сейчас для получения дополнительных документов нужно сначала в одном месте узнать, куда за ними идти, потом прийти в следующее место и спросить, каким образом их получить, и т. д. С июля весь этот процесс перекладывается на государство.

Сейчас ведомства готовятся к тому, чтобы самостоятельно обмениваться информацией между собой. «По большей части услуг проблему взаимодействия между ведомствами можно решить следующим образом. Мы выделили 12 базовых федеральных реестров, в которых хранится основная информация об объектах, связанных с предоставлением госуслуг: о людях, организациях, транспортных средствах, объектах недвижимости и так далее. В Правительство РФ уже внесен проект постановления, где фиксируются и сами эти 12 базовых форм учета, и порядок предоставления из них информации. Это должно снять львиную долю проблем, связанных с получением информации, поскольку большая ее часть содержится именно там. Чтобы собрать для гражданина дополнительные документы, ведомству нужно будет лишь обратиться с запросом в нужный реестр. При этом доступ к каждой информационной базе будет обеспечивать ответственный орган исполнительной власти», — рассказал представитель Минэкономразвития.

При этом, по его словам, «существует вероятность того, что один орган власти обратится в другой, а ему не ответят. Чтобы этого избежать, мы предлагаем четко закрепить срок, в который должно быть осуществлено межведомственное взаимодействие, — пять дней с момента направления запроса. Могут оговариваться и специальные сроки (бывает информация, которую сложно собрать), но общее правило — максимум пять дней. При этом мы фактически декларируем презумпцию добросовестности той инстанции, которая запрашивает информацию. Если в ее административном регламенте это право закреплено, значит все остальные ведомства обязаны предоставить ей информацию точно в срок. Соответствующее постановление мы тоже внесли в правительство».

Сложности в работе с порталом по размещению госзаказов

Заместитель начальника Управления информационных систем Федерального казначейства С. В. Старцев рассказал о работе, которая ведется на федеральном уровне по обеспечению функционирования официального сайта для размещения информации о размещении госзаказа. Представители муниципалитетов пожаловались, что из-за чрезвычайно медленной работы сайта, постоянных сбоев многие вынуждены работать круглосуточно, особенно в отдаленных от Москвы регионах, например на Дальнем Востоке. В сельских поселениях очень плохое качество связи, нестабильный доступ в Интернет — все это существенно затрудняет размещение заказов на едином портале. При этом штрафы за несвоевременное размещение информации о госзаказе налагаются на заказчиков.

С. В. Старцев заверил, что на федеральном уровне работа также ведется в круглосуточном режиме и сбои в работе портала устраняются максимально быстро. Зачастую, считает сотрудник Казначейства, проблемы с работой портала в регионах возникают из-за плохого качества местных каналов связи, поэтому предстоит очень масштабная работа по формированию в России качественной инфраструктуры связи.

Поделиться