Государство№6 Июнь 2011 — 15 июля 2011

Законодательство о госзакупках – новый виток развития

Версия для печати 4306 Материалы по теме
Законодательство о госзакупках – новый виток развития

госзакупка
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» всегда был одним из самых обсуждаемых, но в последние несколько месяцев дискуссия о совершенствовании системы госзакупок достигла наивысшего накала. Необходимость переписать Закон № 94-ФЗ была обозначена президентом России Д. А. Медведевым, так как количество жалоб в сфере госзакупок было колоссальным.

Срочные поправки

Профильные ведомства несколько месяцев обсуждали два конкурирующих документа — концепцию поправок к Закону № 94-ФЗ, подготовленную ФАС России, и концепцию закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС), разработанную Минэкономразвития России совместно с Высшей школой экономики. В результате после совещания у вице-премьера И. И. Шувалова было принято решение не отказываться от действующего закона о госзакупках, но оперативно внести в него поправки, в основу которых легла концепция закона о ФКС.

Поправки к Закону № 94-ФЗ были приняты в кратчайшие сроки, всего за две недели. 1 апреля 2011 года проект закона был внесен в Госдуму Правительством РФ и уже 6 апреля принят в первом чтении, а 11 апреля — во втором и третьем, 13 апреля поправки одобрил Совет Федерации. При этом до 1 сентября текущего года планируется подготовить новый законопроект о госзакупках, более серьезно совершенствующий эту систему. Кроме того, как сообщил заместитель министра экономического развития РФ А. Е. Лихачев, подготовка поправок к Закону № 94-ФЗ не остановила работу над концепцией Федеральной контрактной системы (ФКС) и Минэкономразвития продолжает над ней работать. «Внесенные поправки имеют неотложный характер, направлены на эффективность реализации бюджетных средств в текущем году. Основные новации направлены на повышение качества закупаемой продукции и усиление контроля за показателями поставляемого товара», — прокомментировал принятие поправок А. Е. Лихачев.

Поправки уточняют порядок формирования начальной цены контракта и обязывают заказчиков обосновывать цену, раскрывая информацию о расчетах и использованных источниках данных о стоимости соответствующих товаров, работ или услуг. Очень важно, что Правительство РФ получило право вводить порядки формирования максимальных цен контрактов на отдельные виды товаров, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах, а также по конкретным, особенно важным госзакупкам предъявлять любые требования: и предквалификацию исполнителей госзаказа, и двух­этапность конкурса, и совмещение нескольких контрактов в один. Это обеспечит большую гибкость при важных и объемных госпроектах, а также позволит нарабатывать новую практику, ведь рынки товаров и услуг постоянно развиваются и становятся сложнее.

Уточняется порядок обеспечения гарантийных обязательств по контракту. Для контрактов стоимостью более 50 млн руб. заказчик обязан установить требование об обеспечении обязательств по контракту, предус­матривающих предоставление гарантии производителя и поставщика. При этом обеспечение гарантии поставщика должно быть в размере от 2 % до 10 % начальной цены контракта. Особенно важны эти поправки, по мнению А. Е. Лихачева, для закупки медицинского оборудования: теперь заказчик сможет предъявлять требования по гарантии, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению работе с оборудованием. Именно подготовка Правительством РФ программ по закупке медицинской техники спровоцировала внесение этих поправок в Госдуму.

Также расширяется перечень случаев размещения заказов у единственного поставщика. В этот перечень попадают заказы на изготовление декораций, сценической мебели, театрального реквизита, а также выполнение НИОКР для бюджетных учреждений.

Дальнейшее развитие — обсуждение в Думе

В рамках работы по дальнейшей доработке Закона № 94-ФЗ Комитет Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям провел парламентские слушания, посвященные обсуждению новой редакции закона и необходимым направлениям его доработки. По мнению председателя комитета М. Л. Шаккума, действующее законодательство не позволяло достичь основной цели — обеспечить своевременную закупку качественных товаров, работ и услуг по оптимальной цене, и все многообразие процедур закупочной деятельности свелось в итоге к электронным аукционам. «Введение электронных аукционов не решило главную задачу, о которой так много говорили, — анонимность участников, и не только не устранен возможный сговор между участниками торгов, но фактически созданы условия для появления новых „игроков“ на этом рынке — откровенных мошенников, вокруг электронных торговых площадок возник целый „бизнес“. Кроме того, на электронных площадках регулярно происходят технологически сбои, за которые площадки не несут ни малейшей ответственности. Многочисленные жалобы участников торгов на эти сбои, как правило, ни к чему не приводят. Вообще, ответственность операторов электронных площадок должна стать отдельным направлением совершенствования закона», — рассказал глава комитета. При этом М. Л. Шаккум подчеркнул, что не выступает против самого принципа электронных торгов: «Никто не ставит задачу остановить технический прогресс, заблокировать использование новых технологий и современных методов при осуществлении госзакупок. Но действовать в этом направлении необходимо исключительно разумно». По данным, приведенным директором Института госзакупок ВШЭ И. В. Кузнецовой, электронные аукционы не дают ощутимой экономии средств бюджета, так как основная часть контрактов заключается по начальной цене.

М. Л. Шаккум обозначил направления, по которым должна идти работа над новым законом о госзакупках. Во-первых, это создание системы определения справедливой цены товара, работы или услуги. При этом только снижение цены при осуществлении госзакупок не должно ставиться во главу угла. Главная задача — закупить наилучший товар у лучшего поставщика. Экономию бюджетных средств в ущерб качеству и срокам поставки или выполнения работ нельзя рассматривать в качестве положительного эффекта.

Во-вторых, это повышение ответственности заказчика за достигнутый результат. Сегодня закон о госзакупках сосредоточен исключительно на процедурах, а главное внимание необходимо уделить именно результату закупочной деятельности. Для этого заказчику нужно предоставить больше возможностей, а именно: определять способы закупки, устанавливать дополнительные требования и спрашивать с подрядчика за достигнутый результат.

Сами же процедуры размещения заказа необходимо совершенствовать. Следует предусмотреть многообразие форм закупок и требований к участникам размещения заказа, в том числе квалификационных, с учетом специфики закупаемых товаров, работ или услуг. И одним из важнейших инструментов борьбы с коррупцией остается повышение информационной открытости, обеспечение прозрачности закупок.

Поделиться