Налоги и сборы№6 Июнь 2011 — 14 июня 2011

О некоторых вопросах повышения эффективности взыскания налоговой задолженности

Версия для печати 16982 Материалы по теме
О некоторых вопросах повышения эффективности взыскания налоговой задолженности

разгулин
Сергей Викторович РАЗГУЛИН, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ, действительный государственный советник РФ 3 класса

Принятые решения

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

Одной из главных целей указанного Федерального закона являлось урегулирование задолженности: совершенствование порядка предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита, а также порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

Изменение срока уплаты налога

В главе 9 НК РФ уточнен перечень оснований предоставления отсрочек/рассрочек, исчерпывающим образом определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком одновременно с заявлением об изменении срока уплаты налога. Необходимо, чтобы механизм изменения срока уплаты налога заработал.

Списание безнадежной задолженности

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и об ее списании принимают налоговые органы. Согласования с финансовыми органами не требуется. Ст. 59 НК РФ установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Критерии признания задолженности безнадежной, установленные кодексом, юридические. Списание задолженности — это не льгота и не способ поддержки налогоплательщика. Задолженность должна быть невозможной к взысканию по юридическим основаниям. Социальные, экономические причины из критериев невозможности взыскания исключены.

В качестве нового основания признания задолженности безнадежной установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам).

Законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам и определен перечень документов, подтверждающих такие основания.

Предусмотрена возможность признания задолженности, числящейся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица (в течение последних 12 месяцев лицо не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету), безнадежной и ее списания. Процедура ликвидации таких фирм в общеустановленном порядке фактически неприменима или требует финансирования из бюджета в размерах, превышающих взыскиваемые суммы.

Поправками к НК РФ также были решены некоторые процедурные вопросы налогового администрирования. В частности, уточнен порядок вручения налоговым органом документов, составляемых в процессе осуществления налогового контроля, принудительного взыскания налогов. Налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть вручено, направлено по почте или передано в электронном виде. При этом налоговый орган может использовать процедуру направления указанных документов по почте, минуя стадию личного вручения. В отношении иных документов сохраняется принцип последовательности действий: вручение, а при невозможности вручения — направление по почте.

Введено важное процессуальное положение о том, что документы, направленные по почте, считаются полученными по истечении шести дней с даты их направления заказным письмом. Установлен срок исполнения требования об уплате налога: восемь рабочих дней вместо 10 календарных.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Изменены правила обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с физического лица задолженности по налогам, сумма которой не превышает 1,5 тыс. руб. Новый механизм призван сократить случаи обращения в суд налогового органа за взысканием незначительных сумм. Только если в течение трех лет со дня истечения срока самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, направленного физическому лицу, общая сумма задолженности не превысила 1,5 тыс. руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Новые правила распространяются на требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, направленных налогоплательщикам после 2 января 2011 года.

Изменения в законодательстве должны повысить эффективность мер по урегулированию задолженности за счет:

  • изменения срока уплаты налога в отношении налогоплательщиков, финансовое положение которых не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка;
  • списания задолженности, срок взыскания которой пропущен или принятие мер взыскания в рамках общеустановленной процедуры неоправданно;
  • закрепления сроков и последовательности действий в процедурах взыскания, в том числе с учетом особенностей категорий налогоплательщиков.

Некоторые вопросы применения Налогового кодекса

О признании задолженности безнадежной в связи с пропуском срока взыскания (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Пунктом 4 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393@ предусмотрено, что документом, подтверждающим наличие названного выше основания, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.

НК РФ не регулирует содержание мотивировочной или резолютивной частей судебного решения. Определяющим при применении подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ является не конкретная формулировка, содержащаяся в судебном акте, а правовые последствия принятия такого акта, в соответствии с которым невозможно применение налоговыми органами принудительных мер по взысканию соответствующей задолженности. В каждой конкретной ситуации требуется проведение налоговым органом комплексного анализа, в том числе с учетом возможности назначения повторных выездных налоговых проверок и т. п. Таким образом, само по себе отсутствие в судебных решениях, которыми налоговому органу отказано во взыскании, прямой формулировки «об утрате налоговым органом права на взыскание» не является препятствием к принятию налоговым органом решения о признании задолженности безнадежной и ее списании с учетом имеющихся обстоятельств, влекущих невозможность взыскания этой задолженности в связи с истечением установленных сроков ее взыскания.

Исчисление сроков взыскания при реструктуризации задолженности

Отношения по проведению реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам регулируются бюджетным законодательством РФ. В связи с этим в случае включения сумм налогов, пеней, штрафов в состав реструктурируемой задолженности, в том числе и той, в отношении которой пропущены сроки взыскания, погашение этой задолженности осуществляется в соответствии с указанным законодательством РФ. При неисполнении условий реструктуризации взыскание задолженности должно осуществляться в установленном порядке (по вновь начавшимся срокам взыскания).

О признании безнадежными к взысканию сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, списанных со счетов налогоплательщика, но не перечисленных в бюджетную систему банками (п. 4 ст. 59 НК РФ).

С учетом положений НК РФ, сложившейся правоприменительной практики (в частности, решение ВАС РФ от 25 декабря 2009 г. № ВАС-17582/08) одна и та же сумма не может числиться как недоимка налогоплательщика и как задолженность банка по перечислению сумм налога в бюджетную систему РФ. В случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка. При этом при неисполнении банком поручения на перечисление налога в бюджетную систему РФ к указанному банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм (ст. 45, 60 НК РФ).

Неперечисленные банком в бюджетную систему РФ суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со ст. 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы. На практике могут возникать ситуации, согласно которым ряд организаций, имеющих суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, производили повторную оплату указанных платежей. При этом, если налоговыми органами будут приниматься решения о списании сумм налоговых платежей, списанных со счетов организаций в банках, но не перечисленных последними в бюджетную систему РФ и ликвидированными, то по данным налогового учета у таких организаций будет числиться «переплата».

Данная ситуация является «искусственно» созданным порядком отражения в учетных документах налоговых органов сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему РФ. В целях избежания подобных ситуаций следует привести порядок отражения в учетных документах налоговых органов сведений об исполнении обязанности по уплате налога в соответствие требованиям НК РФ.

О признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам недействующих юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Установлено ограничение по сроку образования такой задолженности — 1 января 2010 года. Иные ограничения по срокам установления признаков недействующего юридического лица, срокам вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам отсутствуют. Указанную меру по урегулированию задолженности надлежит рассматривать как разовую акцию. В случае законодательного повторения таких процедур будет создан стимул для деятельности фирм-однодневок.

Текущие задачи в работе с задолженностью

Контроль проводимой налоговыми органами работы по реализации подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ (невозможность взыскания по причине пропуска сроков).

В целях восстановления пропущенного срока взыскания требуется подача заявления в суд. Нужна отработка таких заявлений и формирование положительной для налоговых органов судебной практики. Среди показателей работы налоговых органов должен содержаться показатель 0 руб. — сумма задолженности, взыскание которой оказалось невозможным по причине пропуска сроков.

Сроки уплаты налогов (анализ заявлений)

Налоговые органы должны проводить анализ результатов рассмотрения заявлений об изменении срока уплаты налога, обобщать типичные ошибки налогоплательщиков при подаче заявлений. Существует взаимная заинтересованность в урегулировании задолженности со стороны налогоплательщика и налогового органа. В соответствии со ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 57 НК РФ).

Статьей 45 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Статья 61 НК РФ признает изменением срока уплаты налога и сбора перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Таким образом, при обращении заинтересованного лица с заявлением об изменении срока уплаты налога, указанного в направленном налогоплательщику требовании об уплате налога, уполномоченным органом может быть принято решение об изменении срока уплаты налога, установленного в требовании, в форме отсрочки, рассрочки на срок, не превышающий один год со дня истечения установленного срока исполнения требования об уплате налога. В аналогичном порядке может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате пени и штрафа.

О дополнительных мерах законодательного характера

Задолженность при изменении места нахождения организации

Возможно рассмотреть предложение об увеличении срока взыскания за счет невключения в этот период срока, установленного законом для снятия и постановки на учет. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Невключение в срок взыскания установленных сроков постановки на учет продлит процедуру взыскания как минимум на 10 дней.

Задолженность физических лиц

В числе задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имеется задолженность, сроки взыскания которой пропущены (порядка 17 млрд руб., включая задолженность по отмененным налогам — порядка 1,2 млрд руб.). Для того чтобы избежать издержек, связанных с прохождением судебной процедуры признания такой задолженности безнадежной, в законодательстве субъектов РФ, нормативно-правовых актах муниципальных образований могут быть закреплены основания признания такой задолженности безнадежной. Основанием признания безнадежной к взысканию недоимки по отмененным налогам, задолженности по пеням и штрафам по отмененным налогам, числящейся за физическими лицами, может являться пропуск налоговым органом сроков принудительного взыскания (без судебного подтверждения факта такого пропуска).

Необходимо помнить, что списание задолженности — это плохой способ ее урегулирования. Задачей принудительного взыскания было и остается обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему.

Поделиться