Версия для печати 5726 Материалы по теме
Подготовка к расчетам специализированных организаций (часть II)
Красницкий
Иванов
Юдин
Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России
Александр Александрович ИВАНОВ, заместитель начальника отдела ФСТ России
Александр Викторович ЮДИН, заместитель начальника отдела ФСТ России

В предыдущей статье («Бюджет» № 5/2011, стр. 94) достаточно подробно рассмотрены принципы построения раздельного учета в специализированных оргнизациях, обязательного при расчете тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортного комплекса, а также необходимые подходы по его ведению.

Теперь, понимая, каким образом нужно вести раздельный учет, попробуем заполнить предлагаемые ФСТ России таблицы. Для чего они нужны? Мы разрабатывали таблицы для упрощения понимания раздельного учета в целях типизации документов и облегчения расчетов проектов тарифов на услуги по оценке уязвимости.

Настаивать на том, что именно таким образом специализированные организации должны организовывать расчеты тарифов, мы не можем, так как это не предусмотрено Административным регламентом ФСТ России. Однако практика показала, что когда организации идут своим путем, то материалы по расчетам неизбежно возвращаются заявителям в связи с необоснованными расчетами затрат.

Таким образом, специализированным организациям предлагается при подготовке расчетов для установления тарифов представлять планируемые показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации от осуществления услуги по проведению оценки уязвимости, по формам, образцы которых даны в таблицах 1–8.

При заполнении таблицы 1 необходимо учитывать следующее:

по строке 1 отражаются специалисты в соответствии со штатным расписанием предприятия, непосредственно занятые оценкой уязвимости транспортной инфраструктуры, то есть сотрудники, которые будут эту работу осуществлять (инженеры, эксперты и т. п.);

по строке 2 отражаются единицы АУП (бухгалтер, директор, главный инженер и т. п.), которые относятся на данный вид деятельности в соответствии с организованным у Заявителя раздельным учетом по различным видам деятельности.

При заполнении таблицы 2 необходимо обратить внимание на то, что:

по строке 1 отражаются страховые взносы, исчисленные в соответствии со штатным расписанием организации с ФОТ специалистов, непосредственно занятых оценкой уязвимости транспортной инфраструктуры, то есть сотрудники, которые будут эту работу осуществлять (инженеры, эксперты и т. п.);

по строке 2 отражаются страховые взносы, исчисленные с ФОТ административно-управленческого аппарата (бухгалтер, директор, главный инженер и т. п.), в части, относящейся на данный вид деятельности в соответствии с организованным у Заявителя раздельным учетом по различным видам деятельности.

123
В данном разделе необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года» предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении каждого физического лица составляют сумму, не превышающую 463 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2011 года.

При составлении таблицы 3 организация должна учесть, что в ней отражается планируемая стоимость каждого из используемых материалов, определенная в соответствии с нормами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н) и п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н)(далее — ПБУ 6/01) с учетом стоимостного лимита, установленного Учетной политикой организации.

В данной таблице должны быть учтены как прямые, так и косвенные планируемые материальные расходы. То есть организация при заполнении данной таблицы отражает как планируемые материальные расходы, которые могут пойти на осуществление деятельности, связанной с оценкой уязвимости, так и материальные расходы АУП, которые относятся на данный вид деятельности в соответствии с организованным в учреждении раздельным учетом по различным видам деятельности. Также в данной таблице рекомендуем отражать долю расходов по программным продуктам, лицензиям, расходы по которым списываются равномерно в течение срока их действия.

В таблице 4 организация должна отразить амортизационные отчисления по основным средствам (ОС) и нематериальным активам (НМА), определяемые в соответствии с нормами ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н) (далее — ПБУ 14/2007), с учетом необходимых пояснений в части порядка начисления амортизации.

В данной таблице должны быть учтены как прямые, так и косвенные планируемые расходы на амортизационные отчисления по ОС и НМА. То есть организация при заполнении данной таблицы отражает планируемые расходы как на амортизационные отчисления, которые могут пойти на осуществление деятельности, связанной с оценкой уязвимости, так и расходы на амортизационные отчисления по ОС и НМА АУП, которые относятся на данный вид деятельности в соответствии с организованным у Заявителя раздельным учетом по различным видам деятельности.

В таблице 5 отражаются расходы, которые не нашли отражения в таблицах 1, 2, 3, 4 в части косвенных, распределяемых затрат, и командировочные расходы. Также в данной таблице необходимо отразить расходы на услуги сторонних организаций и прочие расходы в общей сумме без расшифровки.

В таблице 6 дается расшифровка услуг сторонних организаций и прочих расходов, планируемых при оказании услуги по оценке уязвимости, которые нашли свое отражение в таблице 5.

В таблице 7 отражается планируемое распределение прибыли по соответствующим статьям. Кроме того, при заполнении данной таблицы необходимо представить дивидендную политику за три года (при наличии), положение о премировании (при наличии), коллективный договор (при наличии) и прочие нормативные документы, служащие основанием для распределения прибыли организации.

При составлении таблицы 8 организация:

по строке 1 показывает планируемые показатели на 2011 год от проведения оценки уязвимости по регулируемой ФСТ России деятельности (код 74.60.1). Данные о необходимой валовой выручке (НВВ) берутся из приложения к Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом ФСТ России от 4 октября 2010 г. № 477-а;

по строке 2 проставляются показатели из сводного отчета организации за 2010 год, то есть по выручке, полученной от других видов деятельности, не связанной с оценкой уязвимости объектов транспортного комплекса.

Данная таблица является обобщающей, в ней отражаются планируемые показатели, отраженные в таблицах 1–7 кроме показателей из таблицы 6.

4567
Надеемся, что теперь есть понимание того, для чего нужно такое количество таблиц, хотя человек, скептически настроенный, скажет: «Это ведь чиновники! И все это для того, чтобы запутать и создать огромное количество бюрократических проволочек». Ответ будет простой: «Для того чтобы „красной линией“ провести в сознании руководителей организаций необходимость четко отделить деятельность по проведению оценки уязвимости от всех остальных видов деятельности, возникла необходимость создания такого количества таблиц». Поэтапно заполняя их, специалист, даже далекий от ведения раздельного учета, поймет, как отделить одно от другого. Повторимся: необходимо отделить деятельность по проведению оценки уязвимости, регулируемую государством, от всех прочих видов деятельности, регулируемых рыночными механизмами.

Типичные ошибки

Кроме того, разработать такое количество таблиц нас заставила жизнь. Просматривая материалы, которые представили специализированные организации, мы столкнулись с большим количеством ошибок. Это стало напоминать проверку тетрадей учеников, которые плохо подготовили домашнее задание: красные чернила по всем расчетам...

Какие наиболее распространенные ошибки встречаются при просмотре материалов?

Во-первых, ошибки регистрационного характера. Вид деятельности под названием «оценка уязвимости» в уставных документах должен именоваться в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности»: «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».

Во-вторых, ошибки, связанные с неправильным отнесением расходов на те или иные статьи.

В-третьих, арифметические ошибки, сделанные просто от невнимательности. В период до установления тарифов по оценке уязвимости при консультациях специализированных организаций наши специалисты наблюдали типичные ошибки, когда завышались (занижались) показатели по себестоимости услуги, что приводило к неправильному расчету тарифа. Например, в учетной политике не прописывались методы и детализация раздельного учета. Тогда, если специализированная организация в расходах на оплату труда (см. табл. 1) указывала количество специалистов производственного персонала, связанного с оценкой уязвимости, 10 единиц, при том что количество административно-управленческого аппарата (АУП) составляло воскмь единиц, получалось, что весь управленческий аппарат организации обслуживает оценку уязвимости. По нашему мнению, это верный путь к убыткам.

В таблице 2 «Расходы на страховые взносы» специализированные организации умножают процентную ставку страховых платежей (34 %) на общий годовой фонд заработной платы работников, занятых проведением оценки уязвимости, забывая, что база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2011 года.

Еще одна типичная ошибка — применять процентную ставку не 34 %, а 34,2 %, имея в виду, что нужно учитывать страховой тариф в размере 0,2 % за травматизм. Однако в Федеральном законе от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. № 329-ст, пока нет такого вида деятельности, поэтому применение ставок по травматизму в настоящее время неправомерно.

Формируя материальные расходы (табл. 3), специализированные организации не дают расшифровку материалов, а списывают, например, по статье «Расходные материалы» общую сумму. Когда по нашей просьбе в одной из организаций раскрыли эти расходы, оказалось, что были списаны на себестоимость основные средства (легковой автомобиль) по остаточной стоимости 300 тыс. руб. Однако в соответствии с Налоговым кодексом РФ и приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов могут отражаться только активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу.

При исчислении расходов на амортизационные отчисления (табл. 4) специализированные организации начисляли амортизацию по программам ЭВМ, имея в виду, что это нематериальные активы. Между тем в ПБУ 14/2007 определено, что к нематериальным активам относятся только исключительные права, которые приносят доход и списываются через амортизацию. В письме Минфина России от 9 августа 2005 г. № 03-03-04/1/156 «О расходах на компьютерные программы» в соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

При определении состава косвенных расходов (табл. 5) специализированные организации необоснованно относили значительные суммы затрат на статью «непредвиденные расходы будущих периодов» без расшифровки.

При формировании косвенных расходов (табл. 6) по статьям «Услуги сторонних организаций» и «Прочие расходы» специализированные организации не расшифровывали статьи «прочие расходы» и «представительские расходы», по которым были показаны значительные суммы. Например, в одной из организаций по статье «Услуги сторонних организаций» без расшифровки запланированы расходы в сумме 600 тыс. руб. Вместе с тем в Методических указаниях ФСТ России прямо сказано, что расчет тарифов осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат и принять такие расходы ФСТ России не сможет.

При распределении прибыли (табл. 7) специализированные организации не дают расшифровки статей направления прибыли. Между тем Административным регламентом ФСТ России предусмотрена расшифровка направления прибыли организации от услуг по проведению оценки уязвимости.

В таблице 8, которая является сводной, неправильно подсчитаны итоги, то есть нет корреспонденции с данными предыдущих таблиц.

Эти и другие ошибки, допущенные специализированными организациями при расчете тарифа на услуги по оценке уязвимости, приведут к тому, что ФСТ России вынуждена будет вернуть материалы по расчету тарифа заявителю. На причинах возможного возврата документов мы остановимся в следующей статье.

Поделиться