Транспорт — 28 июня 2011

Пассажиров будут предупреждать о замене самолета на рейсе

Версия для печати 1200 Материалы по теме
Пассажиров будут предупреждать о замене самолета на рейсе
Самолет
Пассажиров при замене самолета на их рейсе должны обязательно предупреждать, считают эксперты. Однако в нормативной базе нашей страны они такого требования не нашли, сообщил вчера бывший первый заместитель председателя авиационной комиссии Совета Международной организации гражданской авиации Вадим Олейник.

Замена судна в принципе обычное дело, но вопрос о нормативах в этой сфере был поднят именно после катастрофы в Карелии. Тогда за несколько дней до рейса, 17 июня, авиакомпания приняла решение по замене "Бомбардье" на Ту-134. В самолете, который должен быть лететь изначально, не хватало пассажирских мест.

Однако оказалось, что, несмотря на большой налет часов на Ту-134, пилот, летевший в Карелию, не знал аэропорта. Летчик, по словам Олейника, летел туда в первый раз. И сейчас, отметил эксперт, выясняется, прошел ли пилот перед вылетом углубленную подготовку к полету, изучив все нюансы аэродрома под Петрозаводском. Это было необходимо, потому что экипаж не совершил провозного, то есть ознакомительного рейса на аэродром в Карелии. Эксперт не стал делать поспешных выводов о вине экипажа и отметил, что только после расшифровки переговоров диспетчеров с пилотами можно будет сделать какие-то предварительные выводы о причинах аварии.

Его коллега, вице-президент организации "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков отметил, что бум роста авиаперевозок после кризиса повлиял на соблюдение безопасности полетов. Хотя за последние пять лет общие показатели по аварийности в авиации в нашей стране замерли на одном уровне и сейчас нет тенденции к их снижению или увеличению. Но, увы, причины аварии повторяются из раза в раз. И, к сожалению, главной из них является человеческий фактор. Проводивший испытания Ту-134 Олейник сказал, что на протяжении многих лет эта машина эксплуатировалась вполне успешно. И катастроф по техническим причинам не было. Из 14 катастроф на Ту-134 в 13 случаях самолет заходил на посадку в схожих метеоусловиях.

Анализируя статистику этих случаев, Аптуков отметил: летчики не хотели уходить на второй круг, отсутствовал визуальный контакт с наземными ориентирами, были ошибки в действиях пилотов, которые не выдерживали установленных параметров выполнения полетов. Были факты нарушения схемы заходов на посадку, что повышает вероятность столкновения с землей. В любом случае большое значение имеет подготовка пилотов и слетанность экипажа.

Между тем, сейчас в России ощущается большой дефицит профессионалов. Со временем эта проблема будет обостряться еще больше, подчеркивают эксперты. Но летчики нередко кочуют из одной авиакомпании в другую и не всегда хорошо знают напарников. Необходимо срочно решать проблему подготовки экипажей, подходить к этому надо серьезно, вливать в обучение большие деньги, отметил Олейник.

Налет выпускников училища должен быть не 60, а 200 часов, чтобы они хорошо знали крайние режимы полетов и умели управлять самолетом при вероятности ухода в штопор. Увы, не хватает не только летной практики, но и занятий на тренажерах. При этом самих тренажеров тоже недостаточно - каждый из них стоит 7 - 8 тысяч долларов.

Осложняют воздушную ситуацию и лазерные хулиганы, которые слепят пилотов. В ряде стран уже отмечены случаи ухода на второй круг при попадании лазерными лучами в кабину пилота. Олейник отметил, что некоторое время назад в России испытывалась система лазерной посадки для судов гражданской авиации. Но 70 процентов экипажей высказалось против, так как пилотам при виде лазерных линий вокруг себя было некомфортно.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно