Редакция журнала продолжает тему внедрения программных решений в сектор государственного администрирования и предлагает вниманию читателей интервью с председателем совета директоров группы компаний «АйТи» Тагиром Яппаровым.
—Какие решения для автоматизации работы государственных структур предлагает компания «АйТи»?
—Решения, ориентированные на реализацию первоочередных задач госуправления, охватывающие все уровни информатизации — от инфраструктуры информационных систем до услуг по их сопровождению и обучению пользователей. Кроме того, компания предлагает целый ряд специализированных приложений, разработанных для решения задач именно государственных организаций и органов местного самоуправления. Среди них — система защищенного документооборота, удостоверяющие центры с использованием ЭЦП, ситуационно-кризисные центры, многофункциональная социальная карта региона и другие прикладные решения.
Более того, мы разработали концепцию создания единой информационной системы региона, позволяющую поэтапно провести комплексную автоматизацию всей системы региональной власти, начиная от создания коммуникационной инфраструктуры региона и заканчивая внедрением прикладных решений для автоматизации процессов управления финансами, ЖКХ, программами энергосбережения и пр. В частности, мы принимали участие в построении концепции региональной информатизации Республики Хакасия. Этот проект стал одним из победителей конкурса регионов, и буквально на днях мы приступаем к реализации первого этапа.
—Могли бы вы более подробно рассказать о разработке систем социальных карт регионов, позволяющей органам местной власти решать социально-экономические задачи? Каковы перспективы этого направления?
—Со времен первых проектов — а многофункциональными картами «АйТи» занимается уже более 10 лет — концепция социальной карты, разработанная компанией, претерпела существенные изменения. В основе ее по-прежнему остается микропроцессорная смарт-карта, на которую могут быть записаны различные приложения. Однако, в отличие от первых проектов и разработок, сегодня решение построено на базе стандарта EMV, то есть совместимо со всеми международными платежными системами и включает в себя не только платежные, но и целый ряд других приложений. За счет этого одна и та же карта служит платежным средством, с помощью которого граждане могут оплачивать различные услуги, включая коммунальные и проезд в общественном транспорте. Карта служит: идентификатором личности и хранилищем личных данных; электронным страховым полисом и кошельком для перечисления заработной платы, а также различных социальных пособий; ключом авторизации для получения доступа к «электронному правительству», программам телеобучения, телемедицины и т. д.
Таким образом, система дает в руки администраций довольно удобный и эффективный инструмент реализации не только социальных, но и экономических задач. В частности, упрощает контроль за финансовыми потоками в регионе и, как следствие, — способствует сокращению «теневого оборота», позволяет оптимизировать управление транспортным и коммунальным хозяйством, медицинским обслуживанием и другими ресурсами региона, облегчает ввод в действие программ информатизации ГИБДД, ГУИН, ПВС, ЗАГС и пр.
Перспективы у предлагаемого нами решения, на мой взгляд, вполне осязаемые. Уже сегодня наша концепция создания единой социальной карты рассматривается в целом ряде регионов.
—Производит ли ваша компания инсталляцию решений для финансовых органов России, если да, то какие примеры вы могли бы назвать?
—Конечно же, мы работаем с финансовыми ведомствами. Среди наиболее интересных проектов — внедрение системы электронного документооборота в МНС России и создание инфраструктуры здания Управления федерального казначейства по Республике Мордовия.
При оснащении здания УФК Мордовии нами был реализован целый ряд решений с использованием интегрированных инженерных систем с функционалом «интеллектуального здания».
Проект для МНС России просто уникален: система электронного документооборота (СЭД) была внедрена на 96 объектах (в управлениях по субъектам Федерации, межрегиональных инспекциях, федеральных центрах обработки данных и т. д.) во всех 89 субъектах федерации. Общее число пользователей на сегодня — порядка 17 000 человек. В принципе, для России — это прецедент. СЭД такого масштаба в нашей стране, да и за ее пределами, на данный момент больше нет. В общем, проект был непростой и интересный — прежде всего с точки зрения управления. В частности, была разработана специальная система мониторинга работы и интенсивности использования СЭД в различных регионах, что обеспечило централизованный контроль за процессом внедрения. Для обучения распределенных пользователей была создана система дистанционного обучения, предусматривающая централизованный контроль процесса обучения пользователей.
—Осуществляет ли ваша компания сопровождение информационных систем? В каком режиме производится их техническая и оперативная поддержка в удаленных регионах России?
—Безусловно. Мы предлагаем полное обслуживание информационных систем заказчика — от сопровождения оборудования, вычислительных центров и телефонных сетей до поддержки конечных пользователей. Иными словами, полного аутсорсинга IТ-инфраструктуры. Кроме того, на базе «АйТи» работает сертифицированный центр технической поддержки Oracle. Кстати, наш центр — единственный в России, предлагающий услуги по сопровождению продуктов Oracle за пределами Москвы и Санкт-Петербурга — в частности, в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске. Если говорить об организации сопровождения систем территориально распределенных заказчиков, то здесь возможны несколько вариантов. Во-первых, мы разработали специальную схему «доставки сервиса» территориально распределенным заказчикам, используя систему субподрядчиков. Кроме того, поддержка удаленных пользователей и заказчиков может осуществляться через систему передачи данных (специалист «АйТи» получает доступ к компьютеру пользователя, где бы он ни находился), а также силами наших 19 представительств в России и СНГ. При любой схеме все параметры обслуживания регулируются соглашением об уровне сервиса, в котором четко прописываются: состав и условия предоставления услуги, а также параметры оценки качества.
—Наличие современных программных продуктов требует подготовки грамотных пользователей. Скажите, каким образом решается эта задача?
—Для государственных структур актуально не только качество обучения, но также возможность быстро обучить до нескольких тысяч пользователей, разбросанных по всей России. Решаем мы эту задачу по-разному. Обучение пользователей на местах может проводиться на базе региональных филиалов Академии «АйТи». Есть и другой вариант — дистанционное обучение, которое позволяет решать проблему быстрого обучения пользователей при тиражировании системы на все структуры территориально распределенного ведомства.
—В каком направлении вы планируете развивать сотрудничество с органами госуправления?
—Государственные задачи требуют привлечения большого объема профессиональных и зачастую уникальных IТ-услуг — в том числе в области поддержки и развития информационных систем, обучения пользователей и др. Поэтому для «АйТи» ключевое направление сотрудничества с органами власти будет лежать в области уникальных профессиональных IТ-сервисов, которые на сегодня могут предоставить государству лишь немногие отечественные поставщики IТ-услуг. Ну и, конечно же, в области защищенного документооборота, информационной безопасности, социальных карт и других прикладных решений, направленных на повышение эффективности реализации задач государственного управления.
—Какие решения для автоматизации работы государственных структур предлагает компания «АйТи»?
—Решения, ориентированные на реализацию первоочередных задач госуправления, охватывающие все уровни информатизации — от инфраструктуры информационных систем до услуг по их сопровождению и обучению пользователей. Кроме того, компания предлагает целый ряд специализированных приложений, разработанных для решения задач именно государственных организаций и органов местного самоуправления. Среди них — система защищенного документооборота, удостоверяющие центры с использованием ЭЦП, ситуационно-кризисные центры, многофункциональная социальная карта региона и другие прикладные решения.
Более того, мы разработали концепцию создания единой информационной системы региона, позволяющую поэтапно провести комплексную автоматизацию всей системы региональной власти, начиная от создания коммуникационной инфраструктуры региона и заканчивая внедрением прикладных решений для автоматизации процессов управления финансами, ЖКХ, программами энергосбережения и пр. В частности, мы принимали участие в построении концепции региональной информатизации Республики Хакасия. Этот проект стал одним из победителей конкурса регионов, и буквально на днях мы приступаем к реализации первого этапа.
—Могли бы вы более подробно рассказать о разработке систем социальных карт регионов, позволяющей органам местной власти решать социально-экономические задачи? Каковы перспективы этого направления?
—Со времен первых проектов — а многофункциональными картами «АйТи» занимается уже более 10 лет — концепция социальной карты, разработанная компанией, претерпела существенные изменения. В основе ее по-прежнему остается микропроцессорная смарт-карта, на которую могут быть записаны различные приложения. Однако, в отличие от первых проектов и разработок, сегодня решение построено на базе стандарта EMV, то есть совместимо со всеми международными платежными системами и включает в себя не только платежные, но и целый ряд других приложений. За счет этого одна и та же карта служит платежным средством, с помощью которого граждане могут оплачивать различные услуги, включая коммунальные и проезд в общественном транспорте. Карта служит: идентификатором личности и хранилищем личных данных; электронным страховым полисом и кошельком для перечисления заработной платы, а также различных социальных пособий; ключом авторизации для получения доступа к «электронному правительству», программам телеобучения, телемедицины и т. д.
Таким образом, система дает в руки администраций довольно удобный и эффективный инструмент реализации не только социальных, но и экономических задач. В частности, упрощает контроль за финансовыми потоками в регионе и, как следствие, — способствует сокращению «теневого оборота», позволяет оптимизировать управление транспортным и коммунальным хозяйством, медицинским обслуживанием и другими ресурсами региона, облегчает ввод в действие программ информатизации ГИБДД, ГУИН, ПВС, ЗАГС и пр.
Перспективы у предлагаемого нами решения, на мой взгляд, вполне осязаемые. Уже сегодня наша концепция создания единой социальной карты рассматривается в целом ряде регионов.
—Производит ли ваша компания инсталляцию решений для финансовых органов России, если да, то какие примеры вы могли бы назвать?
—Конечно же, мы работаем с финансовыми ведомствами. Среди наиболее интересных проектов — внедрение системы электронного документооборота в МНС России и создание инфраструктуры здания Управления федерального казначейства по Республике Мордовия.
При оснащении здания УФК Мордовии нами был реализован целый ряд решений с использованием интегрированных инженерных систем с функционалом «интеллектуального здания».
Проект для МНС России просто уникален: система электронного документооборота (СЭД) была внедрена на 96 объектах (в управлениях по субъектам Федерации, межрегиональных инспекциях, федеральных центрах обработки данных и т. д.) во всех 89 субъектах федерации. Общее число пользователей на сегодня — порядка 17 000 человек. В принципе, для России — это прецедент. СЭД такого масштаба в нашей стране, да и за ее пределами, на данный момент больше нет. В общем, проект был непростой и интересный — прежде всего с точки зрения управления. В частности, была разработана специальная система мониторинга работы и интенсивности использования СЭД в различных регионах, что обеспечило централизованный контроль за процессом внедрения. Для обучения распределенных пользователей была создана система дистанционного обучения, предусматривающая централизованный контроль процесса обучения пользователей.
—Осуществляет ли ваша компания сопровождение информационных систем? В каком режиме производится их техническая и оперативная поддержка в удаленных регионах России?
—Безусловно. Мы предлагаем полное обслуживание информационных систем заказчика — от сопровождения оборудования, вычислительных центров и телефонных сетей до поддержки конечных пользователей. Иными словами, полного аутсорсинга IТ-инфраструктуры. Кроме того, на базе «АйТи» работает сертифицированный центр технической поддержки Oracle. Кстати, наш центр — единственный в России, предлагающий услуги по сопровождению продуктов Oracle за пределами Москвы и Санкт-Петербурга — в частности, в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске. Если говорить об организации сопровождения систем территориально распределенных заказчиков, то здесь возможны несколько вариантов. Во-первых, мы разработали специальную схему «доставки сервиса» территориально распределенным заказчикам, используя систему субподрядчиков. Кроме того, поддержка удаленных пользователей и заказчиков может осуществляться через систему передачи данных (специалист «АйТи» получает доступ к компьютеру пользователя, где бы он ни находился), а также силами наших 19 представительств в России и СНГ. При любой схеме все параметры обслуживания регулируются соглашением об уровне сервиса, в котором четко прописываются: состав и условия предоставления услуги, а также параметры оценки качества.
—Наличие современных программных продуктов требует подготовки грамотных пользователей. Скажите, каким образом решается эта задача?
—Для государственных структур актуально не только качество обучения, но также возможность быстро обучить до нескольких тысяч пользователей, разбросанных по всей России. Решаем мы эту задачу по-разному. Обучение пользователей на местах может проводиться на базе региональных филиалов Академии «АйТи». Есть и другой вариант — дистанционное обучение, которое позволяет решать проблему быстрого обучения пользователей при тиражировании системы на все структуры территориально распределенного ведомства.
—В каком направлении вы планируете развивать сотрудничество с органами госуправления?
—Государственные задачи требуют привлечения большого объема профессиональных и зачастую уникальных IТ-услуг — в том числе в области поддержки и развития информационных систем, обучения пользователей и др. Поэтому для «АйТи» ключевое направление сотрудничества с органами власти будет лежать в области уникальных профессиональных IТ-сервисов, которые на сегодня могут предоставить государству лишь немногие отечественные поставщики IТ-услуг. Ну и, конечно же, в области защищенного документооборота, информационной безопасности, социальных карт и других прикладных решений, направленных на повышение эффективности реализации задач государственного управления.
Беседовала Алена СИЛИНА
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.