Политика№8 август 2004 — 20 августа 2004

Таможенные ворота России: новый кодекс в действии

Версия для печати 4433 Материалы по теме
Юрий АЗАРОВ, статс-секретарь — заместитель председателя Государственного таможенного комитета РФ

 
таможня
   Как показал минувший 2003 г., внешнеторговую сферу нашей экономики можно считать наиболее стабильно развивающейся как в части экспорта товара, так и импорта. Судите сами: по данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот поднялся до самого высокого за последнее десятилетие уровня и достиг 191 млрд. долл. (рост по сравнению с 2002 г. на 25%). При этом экспорт вырос на 25,3, а импорт — на 24,3%. Если рост экспорта во многом можно объяснить благоприятной ситуацией на мировом рынке нефти и ростом спроса на металлы и изделия из них в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то рост импорта происходит в значительной степени за счет увеличения ввоза машин и оборудования (удельный вес в импорте около 40%). Этот факт, на мой взгляд, является самым ярким подтверждением стремления России к развитию производства товаров непосредственно на ее территории взамен ввоза готовых изделий, что делает нашу экономику более привлекательной для инвестиций. Рост импорта означает также возрастающий внутренний потребительский спрос на различные товары в связи с реальным ростом доходов населения.
Как в этой статистике выглядит Московский регион? Внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных в Москве и Московской области, составил в минувшем году 55,6 млрд. долл. (29% от российского оборота) и вырос за год на 22%. При этом экспорт вырос на 17,8, а импорт на 28,6%.
    В таможенном отношении Московский регион — самый оживленный и развитый в стране. Здесь оформляется 23% от всего российского экспорта и 42% импорта. В Москве и области действуют 13 таможен, 109 таможенных постов, 162 склада временного хранения. Участников внешнеэкономической деятельности обслуживают 287 организаций — таможенных брокеров.
Такое мощное сосредоточение сил и средств позволяет нам эффективно осуществлять таможенные формальности в отношении всего гигантского потока товаров и транспортных средств.
    Для этого теперь созданы и качественно новые правовые условия. В результате более чем четырехлетней работы принят и с 1 января этого года вступил в действие новый Таможенный кодекс РФ, который внес кардинальные изменения в организацию таможенного дела, в таможенные процедуры, по-новому сформулировал права и обязанности участников внешнеторговой деятельности и перевозчиков, более четко определил полномочия Правительства РФ и таможенных органов.
На формирование нового таможенного законодательства большое влияние оказали процессы оживления и роста российской экономики, усиления интеграции в мировое экономическое пространство, решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию.
    Мы учли опыт применения предыдущего Таможенного кодекса, принятого еще в 1993 г., все его положительные стороны и многочисленные недостатки, а также мировую практику организации таможенного дела. При этом хочу подчеркнуть особо: мы тщательно изучали и учитывали таможенное законодательство других государств мира. Проект кодекса на стадии его разработки и принятия прошел тщательную экспертизу со стороны российского и международного бизнеса, Всемирной торговой и таможенной организаций, получил их поддержку и одобрение.
    Таможенное законодательство РФ теперь приведено в соответствие с общепринятыми международными нормами — прежде всего с новой редакцией Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в июне 1999 г. Учтены также условия и требования к России со стороны Всемирной торговой организации, которые выдвигались в ходе переговорного процесса. Такая унификация законодательства с международными нормами, безусловно, снимает многие препятствия в международном перемещении товаров, будет способствовать развитию внешней торговли и ее стимулированию.
Теперь введено предельно прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере непосредственно самим кодексом (из-за несовершенства прежнего кодекса до 1 января 2004 г. в России действовало несколько тысяч различных подзаконных актов). Законодательно через таможенные механизмы учтены интересы развития российской экономики, предпринимательства в сфере внешней торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры. Созданы лучшие условия для беспрепятственного, а в ряде случаев и льготного инвестирования в российскую экономику со стороны других государств мира и их предпринимательских структур.
Теперь по новому кодексу основным направлением в работе российской таможни становится содействие развитию бизнеса, его обслуживание, регулирование внешнеторговой деятельности. При этом фискальная функция, которая была для нас главной, уходит на второй план. В настоящее время, когда мир становится более открытым и динамичным, вмешательство таможенных органов во внешнеторговый процесс будет минимизировано и выстроено в соответствии с логикой обоюдного интереса государства и участников ВТО.
       Непосредственно в законе реализованы принципы облегчения, унификации и предсказуемости таможенных процедур, положенных в основу деятельности таможенных служб государств с развитой экономикой. Для бизнеса это означает стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории России, которая имеет, как известно, 11 часовых поясов. С решением такой задачи не сталкивается ни одна таможенная служба мира.
Новый Таможенный кодекс — хочу это вновь особенно подчеркнуть — написан настолько детально, что не нуждается в большом количестве подзаконных актов, то есть кодекс в большинстве случаев действует напрямую.
Непосредственно в кодексе установлен, например, перечень сведений и документов, которые необходимо предъявить таможне в момент прибытия транспортного средства с товаром на пограничный пункт пропуска. Мы напрямую перенесли в перечень положения международных конвенций, регулирующих международный таможенный транзит, с тем чтобы таможенник требовал от перевозчика лишь те документы и сведения, которые прямо указаны в международных правовых актах и всем понятны.
А это в свою очередь дает нам основание для состыковки отечественной системы таможенного транзита с общеевропейской транзитной системой. Это чрезвычайно важный для России вопрос. Впрочем, не только для России, если иметь в виду выгодные для всех государств транзитные маршруты, проходящие через нашу территорию в направлениях восток—запад и юг—север.
Новый кодекс потребовал серьезной перестройки таможенного администрирования, способствовал переходу на экономические рычаги управления таможенными процессами взамен административно-правовых.
Предусмотрено ускорение процедур таможенного оформления. Срок таможенного оформления сокращен с десяти до трех дней, что реально снизит издержки участников внешнеторговой деятельности, сократит простои транспортных средств, ускорит товарооборот.
        С 1 января мы до 80% товаров оформляем в один день. Предельно, до минут сокращены процедуры таможенного оформления на границе.
арофат
Предусмотрена возможность выпуска товаров до завершения процесса таможенного оформления. Введена упрощенная форма декларирования для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Установлена возможность выпуска товара в свободное обращение с завершением процедуры таможенного оформления в течение 45 дней с момента подачи неполной декларации, когда для ее заполнения отсутствует полный набор сведений. (По старому кодексу при отсутствии каких-либо сведений, необходимых для таможенного оформления, декларация не принималась и товар или транспортное средство не оформлялись.)
Нормативно закреплена процедура предварительного декларирования, когда документальное оформление можно совершить за 15 дней до ввоза товаров и выпустить его сразу после прибытия, лишь сверив документы и содержимое груза с тем, что заявлено в декларации. Расширен круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры.
Важным является положение кодекса о том, что при таможенном оформлении транспортного средства принимаются в качестве въездной и выездной декларации стандартные документы перевозчика, если в них содержатся все необходимые сведения о транспортном средстве, цели ввоза (вывоза), маршруте, грузе, припасах, экипаже, пассажирах и т. п.
    Предусмотрено широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом, что позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности и тем самым снизить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов. Для развития таможенных информационных систем Всемирный банк выделил таможенной службе России кредит на сумму более  140 млн. долл., что позволит нам в течение 6—8 лет вывести таможенное ведомство России в число лучших как в организации таможенного дела, так и в техническом оснащении службы.
Новым кодексом введена система управления рисками и таможенный постконтроль, что позволит сосредоточить внимание лишь на тех товарах, по которым нарушения таможенных правил отмечаются наиболее часто. Тем самым мы уходим от ранее существовавшего тотального таможенного контроля. В законе установлено право участника внешнеторговой деятельности на обжалование действий (или бездействия) таможенных органов в суде или в вышестоящем таможенном органе. Решения таможенных органов должны быть мотивированны и представлены в письменном виде.
Материальный ущерб, нанесенный незаконными действиями (бездействием) сотрудников таможенных органов, подлежит возмещению из государственной казны (федерального бюджета).
        В кодексе в числе основных правомочий таможенных органов оговорено наше право устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с внешней торговлей с представителями как российских, так и иностранных деловых кругов, ориентированных в своем бизнесе на Россию. Мы готовы разъяснять положения кодекса, создавать условия для развития внешнеторговой деятельности. А таких возможностей немало. Так, кодекс дает возможность российским лизингополучателям заявлять ввозимый товар в режиме временного ввоза на 34 месяца с выплатой за этот срок таможенных платежей из расчета 3% в месяц и последующим автоматическим выпуском товара в свободное обращение на российской территории. Для иностранных лизингодателей и российских лизингополучателей это фактически означает беспроцентную рассрочку уплаты таможенной пошлины и налогов.
    Кроме Таможенного кодекса в России за последнее время принят пакет других важных законопроектов, которые либерализуют внешнюю торговлю и устанавливают более четкие и понятные правила, соответствующие требованиям Всемирной торговой организации. Это, безусловно, будет способствовать развитию международных экономических отношений.

Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.

Поделиться