Иосиф Орджоникидзе, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям
В современных условиях в целях повышения конкурентоспособности экономики мы наблюдаем во многих странах переход от централизованного управления экономикой к более мягким способам влияния на экономические процессы. Тем не менее в условиях глобализации для экономики России в управлении территориально-производственными комплексами остается актуальной роль государства. Для успешной работы на открытом рынке крупных регионов государство стремится к повышению экономической эффективности хозяйства путем совершенствования таких инструментов управления, как налоговая и бюджетная политика, создание среды, комфортной для бизнеса и инвестиций, антимонопольное и торговое регулирование.
По-новому строятся схемы партнерства между органами государственной власти и бизнесом в ходе проводимых реформ. Создание благоприятных условий для развития бизнеса позволяет решать множество социальных задач, начиная от создания новых рабочих мест и пополнения городского бюджета до строительства объектов современной инфраструктуры.
На протяжении последних лет Москва стремится активно развивать инвестиционное сотрудничество, оказывая всемерную поддержку иностранному бизнесу. С этой целью мы стремимся усилить инвестиционную привлекательность столичного мегаполиса в русле федерального законодательства в области создания благоприятного инвестиционного климата в России.
Относительно Москвы можно отметить, что по итогам прошлого года продолжился рост иностранных инвестиций в недвижимость, а также в сферу услуг, телекоммуникации и связь. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы, составил 13 млрд. 826 млн. долл., что на 64,6% превысило уровень 2002 г. Весьма привлекательными для зарубежных инвесторов оказались такие городские предприятия, как шинный и маргариновый заводы, завод твердосплавных инструментов, производство ручного электрифицированного инструмента и многие другие. Устойчивый интерес инвесторов наблюдается к коммунальным системам. В рамках проводимой в России реформы жилищно-коммунального хозяйства мы начинаем реализовывать в Москве проекты, каждый стоимостью более 100 млн. евро, с привлечением инвесторов на принципах BOOT (строить, владеть, управлять, передать), не дожидаясь окончания дебатов по федеральному закону о концессиях. В качестве успешных примеров сотрудничества по подобной схеме можно назвать очистку воды на Юго-Западной водопроводной станции, ряд мусороперерабатывающих и энергетических предприятий, реконструкцию городского лифтового хозяйства.
Для реализации проектов, требующих больших капиталовложений, мы намереваемся широко привлекать частных инвесторов. Механизм такого сотрудничества следующий: после завершения проекта инвестор сдает готовый объект городу в долгосрочную аренду, но при этом обеспечивает техническую эксплуатацию и управление объектом. И капиталовложения, сделанные инвестором, возвращаются за счет арендных платежей. По окончании срока аренды объект передается городу бесплатно. Таким образом, немало задач в области жилищно-коммунального хозяйства, создания городской инфраструктуры можно было бы решить в рамках частно-государственного партнерства. В результате такого взаимодействия администрация города получает крупные объекты — прежде всего социальной инфраструктуры — и возможность сэкономить бюджетные средства за счет инвестиционных вложений.
Город планомерно реализует ряд инвестиционных программ, среди которых в первую очередь следует упомянуть создание Московского международного делового центра «Москва—Сити», реконструкцию устаревшего жилого фонда, развитие дорожной сети, вывод промышленных предприятий из центральной части города или их перепрофилирование. Весьма интересным представляется создание такого нового для нашего города вида транспорта, как авиатакси. В настоящее время завершено исследование рынка этих услуг и начата подготовка соответствующей городской программы, которая, несомненно, привлечет большое число потенциальных инвесторов. Мы хорошо понимаем, что зарубежный капитал исключительно разборчив и селективен, поэтому естественно, что он направляется туда, где сосредоточены финансовые потоки и развита банковская система, на законодательном уровне наиболее четко проработаны вопросы деятельности иностранного инвестора, создана современная инфраструктура бизнеса, имеется быстрый доступ ко всей необходимой информации. Можно с уверенностью сказать: этими преимуществами Москва обладает так, как никакой другой регион России.
Международные рейтинговые агентства достаточно высоко оценивают кредитоспособность города (уровень «BB+», т. е. «стабильный»). Хотел бы подчеркнуть, что неукоснительное выполнение Москвой своих обязательств как на внутренних, так и на внешних рынках капитала — это принципиальная позиция администрации города. Инвестиционная политика правительства Москвы направлена на создание оптимальных условий для деятельности инвесторов и позволяет сочетать общественные интересы с инвестиционной привлекательностью для собственников вложенного капитала. В Москве работает отлаженная система взаимодействия с иностранными инвесторами, отработана процедура подготовки, представления и реализации инвестиционных проектов с иностранным участием. Мы находим различные формы и схемы привлечения иностранных инвестиций. В случае необходимости обеспечивается квалифицированное сопровождение проектов на всех этапах — от маркетинговых исследований и сбора исходно-разрешительной документации до регулирования финансовых потоков действующих предприятий.
Естественно, что мы стремимся к созданию условий для нормальной конкуренции между потенциальными инвесторами. Поэтому, наряду с экономическим анализом эффективности предложений, мы постоянно занимаемся совершенствованием системы конкурентного выбора партнеров и стремимся к повышению ее прозрачности и справедливости.
Справка «Бюджета»
Иосиф Николаевич Орджоникидзе, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы. Родился 9 февраля 1948 года в г. Боржоми Грузинской ССР. В 1971 году окончил Тбилисский политехнический институт.
С 1974 по 1975 год — первый секретарь Заводского райкома ЛКСМ в Тбилиси.
С 1975 по 1976 год — заместитель заведующего отделом комсомольских организаций ЦК ЛКСМ, затем — инструктор отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ.
С 1976 по 1990 год занимал посты в ЦК ЛКСМ Грузии, затем — ЦК ВЛКСМ. В 1989 году был избран председателем Союза малых венчурных и инновационных фирм СССР. Занимал этот пост до 1991 года.
В 1990 году был заместителем, затем первым заместителем председателя исполкома Моссовета. Был одним из создателей Московской товарной биржи (МТБ). В июне 1991 года Орджоникидзе был назначен заместителем председателя правительства Москвы.
В мае 1996 года Орджоникидзе был назначен председателем координационного совета по туризму правительства Москвы.
В январе 2000 г. назначен заместителем премьера правительства Москвы по внешним связям. Награжден тремя орденами, медалями. Увлекается охотой. Женат. Имеет сына и дочь.
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.
В современных условиях в целях повышения конкурентоспособности экономики мы наблюдаем во многих странах переход от централизованного управления экономикой к более мягким способам влияния на экономические процессы. Тем не менее в условиях глобализации для экономики России в управлении территориально-производственными комплексами остается актуальной роль государства. Для успешной работы на открытом рынке крупных регионов государство стремится к повышению экономической эффективности хозяйства путем совершенствования таких инструментов управления, как налоговая и бюджетная политика, создание среды, комфортной для бизнеса и инвестиций, антимонопольное и торговое регулирование.
По-новому строятся схемы партнерства между органами государственной власти и бизнесом в ходе проводимых реформ. Создание благоприятных условий для развития бизнеса позволяет решать множество социальных задач, начиная от создания новых рабочих мест и пополнения городского бюджета до строительства объектов современной инфраструктуры.
На протяжении последних лет Москва стремится активно развивать инвестиционное сотрудничество, оказывая всемерную поддержку иностранному бизнесу. С этой целью мы стремимся усилить инвестиционную привлекательность столичного мегаполиса в русле федерального законодательства в области создания благоприятного инвестиционного климата в России.
Относительно Москвы можно отметить, что по итогам прошлого года продолжился рост иностранных инвестиций в недвижимость, а также в сферу услуг, телекоммуникации и связь. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы, составил 13 млрд. 826 млн. долл., что на 64,6% превысило уровень 2002 г. Весьма привлекательными для зарубежных инвесторов оказались такие городские предприятия, как шинный и маргариновый заводы, завод твердосплавных инструментов, производство ручного электрифицированного инструмента и многие другие. Устойчивый интерес инвесторов наблюдается к коммунальным системам. В рамках проводимой в России реформы жилищно-коммунального хозяйства мы начинаем реализовывать в Москве проекты, каждый стоимостью более 100 млн. евро, с привлечением инвесторов на принципах BOOT (строить, владеть, управлять, передать), не дожидаясь окончания дебатов по федеральному закону о концессиях. В качестве успешных примеров сотрудничества по подобной схеме можно назвать очистку воды на Юго-Западной водопроводной станции, ряд мусороперерабатывающих и энергетических предприятий, реконструкцию городского лифтового хозяйства.
Для реализации проектов, требующих больших капиталовложений, мы намереваемся широко привлекать частных инвесторов. Механизм такого сотрудничества следующий: после завершения проекта инвестор сдает готовый объект городу в долгосрочную аренду, но при этом обеспечивает техническую эксплуатацию и управление объектом. И капиталовложения, сделанные инвестором, возвращаются за счет арендных платежей. По окончании срока аренды объект передается городу бесплатно. Таким образом, немало задач в области жилищно-коммунального хозяйства, создания городской инфраструктуры можно было бы решить в рамках частно-государственного партнерства. В результате такого взаимодействия администрация города получает крупные объекты — прежде всего социальной инфраструктуры — и возможность сэкономить бюджетные средства за счет инвестиционных вложений.
Город планомерно реализует ряд инвестиционных программ, среди которых в первую очередь следует упомянуть создание Московского международного делового центра «Москва—Сити», реконструкцию устаревшего жилого фонда, развитие дорожной сети, вывод промышленных предприятий из центральной части города или их перепрофилирование. Весьма интересным представляется создание такого нового для нашего города вида транспорта, как авиатакси. В настоящее время завершено исследование рынка этих услуг и начата подготовка соответствующей городской программы, которая, несомненно, привлечет большое число потенциальных инвесторов. Мы хорошо понимаем, что зарубежный капитал исключительно разборчив и селективен, поэтому естественно, что он направляется туда, где сосредоточены финансовые потоки и развита банковская система, на законодательном уровне наиболее четко проработаны вопросы деятельности иностранного инвестора, создана современная инфраструктура бизнеса, имеется быстрый доступ ко всей необходимой информации. Можно с уверенностью сказать: этими преимуществами Москва обладает так, как никакой другой регион России.
Международные рейтинговые агентства достаточно высоко оценивают кредитоспособность города (уровень «BB+», т. е. «стабильный»). Хотел бы подчеркнуть, что неукоснительное выполнение Москвой своих обязательств как на внутренних, так и на внешних рынках капитала — это принципиальная позиция администрации города. Инвестиционная политика правительства Москвы направлена на создание оптимальных условий для деятельности инвесторов и позволяет сочетать общественные интересы с инвестиционной привлекательностью для собственников вложенного капитала. В Москве работает отлаженная система взаимодействия с иностранными инвесторами, отработана процедура подготовки, представления и реализации инвестиционных проектов с иностранным участием. Мы находим различные формы и схемы привлечения иностранных инвестиций. В случае необходимости обеспечивается квалифицированное сопровождение проектов на всех этапах — от маркетинговых исследований и сбора исходно-разрешительной документации до регулирования финансовых потоков действующих предприятий.
Естественно, что мы стремимся к созданию условий для нормальной конкуренции между потенциальными инвесторами. Поэтому, наряду с экономическим анализом эффективности предложений, мы постоянно занимаемся совершенствованием системы конкурентного выбора партнеров и стремимся к повышению ее прозрачности и справедливости.
Справка «Бюджета»
Иосиф Николаевич Орджоникидзе, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы. Родился 9 февраля 1948 года в г. Боржоми Грузинской ССР. В 1971 году окончил Тбилисский политехнический институт.
С 1974 по 1975 год — первый секретарь Заводского райкома ЛКСМ в Тбилиси.
С 1975 по 1976 год — заместитель заведующего отделом комсомольских организаций ЦК ЛКСМ, затем — инструктор отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ.
С 1976 по 1990 год занимал посты в ЦК ЛКСМ Грузии, затем — ЦК ВЛКСМ. В 1989 году был избран председателем Союза малых венчурных и инновационных фирм СССР. Занимал этот пост до 1991 года.
В 1990 году был заместителем, затем первым заместителем председателя исполкома Моссовета. Был одним из создателей Московской товарной биржи (МТБ). В июне 1991 года Орджоникидзе был назначен заместителем председателя правительства Москвы.
В мае 1996 года Орджоникидзе был назначен председателем координационного совета по туризму правительства Москвы.
В январе 2000 г. назначен заместителем премьера правительства Москвы по внешним связям. Награжден тремя орденами, медалями. Увлекается охотой. Женат. Имеет сына и дочь.
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.