Версия для печати 4653 Материалы по теме
Никонов
Стиль и методы работы в госслужбе должны постепенно приближаться к методам передовых коммерческих предприятий, считает председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Александр НИКОНОВ.

—Александр Анатольевич, как складывается бюджет Санкт-Петербурга в этом году?

—В целом успешно. Бюджет года корректировкой к закону увеличен примерно на 5 млрд. руб., и по расходам и по доходам соответственно. Это стало возможным благодаря ожиданию существенных дополнительных поступлений по двум источникам. Первый источник — средства на развитие городской инфраструктуры от инвесторов, получающих земельные участки; второй — акцизы на нефтепродукты, идущие через федеральное казначейство. К этому можно добавить еще примерно 600 млн. руб., которые, по нашему прогнозу, город должен получить сверх бюджетных назначений по налогам на прибыль и имущество.  
—Что вы ожидаете от перераспределения расходных и доходных полномочий на будущий год?
—В перераспределении доходных и расходных полномочий в том виде, который предлагается сейчас федеральным правительством, мы видим очень серьезные проблемы для бюджета Санкт-Петербурга 2005 года. С одной стороны, происходит существенное уменьшение доходных источников, основные из них:   уменьшение региональной ставки по налогу на прибыль на 1,5% (потери для бюджета города 1,8 млрд. руб.);  отмена налога на рекламу без какой-либо замены его (потери для консолидированного бюджета — 0,6 млрд. руб.);  изъятие из регионов поступлений платы за пользование водными объектами (потери для бюджета города — 0,3 млрд. руб.). С другой стороны, происходит перераспределение расходных обязательств между федеральным и местным бюджетами, что является причиной значительного роста расходов бюджета Санкт-Петербурга с будущего года. В этой группе прежде всего необходимо отметить:
— платежи на обязательное медицинское страхование, увеличивающиеся в связи со снижением почти в два раза доли ЕСН, зачисляемой в территориальный ФОМС. Для бюджета города результат состоит в увеличении расходов на 2,5 млрд. руб.;
— финансирование среднего профессионального образования (дополнительные расходы города около 3 млрд. руб.);
 — перевод противопожарной службы на полное финансирование субъектов Федерации (0,7 млрд. руб.);
— выплата пособий гражданам, имеющим детей (0,5 млрд. руб.).
—Насколько значительна возникающая разбалансированность бюджета? 
львы
—По нашей оценке, разбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, возникающая в связи с будущими изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, составляет 7 млрд. руб. Это равносильно увеличению дефицита бюджета — по отношению к плановому — в 2,5 раза. В итоге он достигнет величины 11 млрд. Я считаю, в настоящий момент для города это слишком большая сумма. В случае сохранения дефицитности бюджета на уровне, определенном трехлетним финансовым планом, примерно на треть сократится вся инвестиционная программа города. Это также плохой результат, потому что развитие определяется инвестициями. Если мы сегодня не создадим основу для развития, то в будущем не получим никаких дополнительных доходов. Поэтому проблема существует, и она достаточно серьезна.
—Тем не менее, на ваш взгляд, бюджетная реформа в принципиальных аспектах приемлема?
—Да, ее идеология мне кажется правильной. Все принципиальные положения реформы, заявленные Минфином, мы поддерживаем. Что я имею в виду? Прежде всего твердое намерение строить бюджет так, чтобы он был ориентирован на результат, и вести его на принципах программно-целевого планирования. Не секрет, что сейчас значительная часть бюджета планируется индексным способом. Этот метод расчета останется, конечно, и в будущем. Однако, что очень важно, есть намерение закладывать в бюджет прямую связь между объемом средств и планируемым результатом. И следующий бюджетный период будет начинаться с анализа того, достигнут этот результат или нет, и почему. В конечном счете, ведь важно получить вполне определенный результат, а не потратить сумму средств, увеличенную на индекс инфляции по отношению к предыдущему году. Значительная часть бюджета, прежде всего в сфере капитальных вложений, независимо от того, в каком разделе бюджета они находятся, должна, конечно, иметь строгую целевую ориентацию. Впрочем, часть текущих затрат тоже имеет и должна иметь целевой характер. Например, все затраты, связанные с ремонтом и строительством жилого и нежилого фонда. Трата этих денег должна иметь понятные натуральные показатели (снижение количества аварий, снижение числа жалоб граждан, снижение затрат на текущее содержание и т. д.). Приобретение оборудования для больниц и поликлиник должно приводить в итоге к повышению качества лечения больных. И такой принцип должен применяться практически в любой сфере городского хозяйства, если мы хотим увеличить эффективность использования денежных средств. И я считаю, что другого пути у города, как и у всей страны, просто нет. При этом контроль должен проводиться, исходя не из того, насколько освоены эти деньги, а достигнуты ли поставленные цели. Если цели достигнуты меньшими ассигнованиями, чем было запланировано, это может только приветствоваться, так как возникает реальная экономия.
Другая цель реформы — четче и надолго закрепить за бюджетом любого уровня определенные доходы и расходные полномочия. Причем желательно сделать так, чтобы была достигнута возможно большая сбалансированность. Только при таком подходе регион сможет ясно понимать, на что он может рассчитывать через год, два, три... Это упростит планирование, позволит лучше понять проблемы конкретного региона и искать пути их решения. Так что генеральная цель, считаю, правильна.
нева
Для начала реализации реформы бюджетного учета и методов составления бюджета необходимо наличие нескольких основополагающих документов. К сожалению, еще не приняты инструкция по бюджетному учету, бюджетная классификация, нет подробных методических материалов по применению этих документов. Мы надеемся на их утверждение в ближайшем будущем. Однако времени остается до конца года мало, и в рамках огромного города подготовиться к работе по новым правилам начиная с 2005 года, уже практически нереально. Ведь субъект Федерации должен принять целый ряд нормативных документов на своем уровне, решить массу вопросов технического и организационного уровня. Мы вышли в Минфин с предложением перенести срок внедрения новых правил бюджетного учета на 01.01.2006 г. и надеемся на удовлетворение нашей просьбы. 
—До прихода на должность руководителя Комитета финансов Санкт-Петербурга вы работали в коммерческом предприятии. Наверное, вам близок именно такой принцип работы? На ваш взгляд, ваш деловой опыт как-то сказывается на организации работы в госструктуре?
—Да, я девять лет проработал в «Пивоваренной компании «Балтика». Это одно из самых передовых предприятий страны — и в производственном плане, и в плане управления бизнесом. Деятельность этой компании по всем направлениям четко ориентирована на результат, все подчинено экономической эффективности, результативности вложений денег. Компания считает для себя базовыми те же основные принципы, которые установил город в качестве приоритетов бюджетной политики: социальная ответственность, эффективность, развитие. «Балтика» много делает в этом направлении. Финансово-экономическое планирование, анализ также направлены на повышение эффективности, поэтому идеология проводимой ныне бюджетной реформы мне близка и понятна.
Различия в работе на коммерческом предприятии и в органах власти очень значительны. Там меньше инертность, короче путь от принятия решения до получения результата. Здесь люди связаны огромным количеством нормативных актов, инструкций, в которых иногда теряется экономический смысл. Кроме того, степень ответственности лиц, принимающих решения в органах власти, явно находится в противоречии с резко ограниченными возможностями по материальному стимулированию работников. В целом, конечно, подходы, стиль и методы работы в госслужбе должны постепенно приближаться к методам передовых коммерческих предприятий, в этом один из резервов для экономики.
—Сейчас в стране много говорят о задаче Путина в удвоении ВВП. Реально ли удвоение ВВП города в ближайшие годы?
—Полагаю, да. Мы приняли финплан, который направлен на реализацию этой задачи. Согласно ему в 2007 году бюджет города будет примерно в два раза больше, чем в 2003-м. Правда, этот финплан не учитывал всех изменений, которые предстоят в бюджетном и налоговом законодательстве.  —Расскажите, пожалуйста, о работе по управлению государственным долгом. —Город начал развивать рынок своих облигаций с 1995 года. За прошедший период работники Комитета финансов накопили большой опыт по управлению государственным долгом. Можно отметить, что в годы экономического кризиса в России Санкт-Петербург был одним из немногих регионов в стране, который полностью исполнил все свои обязательства по долгам, хотя период был действительно тяжелым. Сейчас в Управлении государственного долга работают профессионалы, имеющие опыт работы на фондовом рынке, опыт управления долговой ситуацией большого города. Работа строится в прозрачном режиме на основе понятных принципов, зафиксированных в Концепции управления государственным долгом, утвержденной правительством в феврале.  Основной объем госдолга сейчас составляют государственные именные облигации. Общий объем долга около 12 млрд. руб. По основным критериям — объему долга и процентам на его обслуживание — размер долга существенно ниже критических показателей, которые мы для себя установили. Поэтому сейчас он находится на безопасном экономическом уровне.
карета
Инвесторы работают с облигациями города достаточно успешно и охотно. Это надежный и доходный инструмент. Круг уполномоченных дилеров насчитывает сейчас около сорока организаций, в целом он открыт для новых участников. В этом году существенных новых размещений мы не проводили, занимались в основном операциями по рефинансированию долга. В будущем я не исключаю возможности увеличения объема государственного долга в рамках установленных Концепцией ограничений.  Бюджет города в первом полугодии исполняется с профицитом. Для размещения временно свободных средств мы активно используем механизм сделок РЭПО. Эти операции предпочтительнее, чем размещение средств на депозиты банков, т. к. они обеспечены городскими облигациями. 
—Как будет меняться налогооблагаемая база города?
—У субъектов РФ осталось очень немного прав по влиянию на налоговое окружение за счет изменения ставок налогов или предоставления налоговых льгот. Существует некоторая свобода в отношении транспортного налога и налога на игорный бизнес. Практически все остальное определяется Налоговым кодексом.
В частности, недавно правительством Санкт-Петербурга был рассмотрен и одобрен проект закона о внесении изменений в закон о транспортном налоге. Этими изменениями ставки транспортного налога были подняты по основному объему транспортных средств (автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с.) только на уровень инфляции. В результате ставка по этой категории ТС составила всего около 60% от той максимальной ставки, которую можно установить по налоговому кодексу. Примерно та же ситуация по большегрузным автомобилям, которые производят основной объем транспортной работы в регионе — 60—80% от максимальной ставки. До максимального уровня поднята налоговая ставка по мощным легковым автомобилям.  Ставки налога на игорный бизнес, я надеюсь, будут немного повышены в ближайшие несколько месяцев.
 —Говорят, вы очень поздно уходите с работы... Это так? Как вы снимаете психологическую нагрузку?
—Времени мало. Естественно, его не хватает. В среднем мой рабочий день длится по 12—13 часов. Есть хобби, но уже давно нехватает на это времени. Последние годы неделю — две из отпуска провожу за рубежом. Стараюсь (но это плохо получается) уделять время семье и детям.
—Какой вы в идеале видите работу человека на государственной службе?
 —В моем представлении чиновник — это человек, работа которого — думать о соблюдении государственных интересов. В широком смысле этого слова, потому что в круг государственных интересов попадает и социальное направление, и забота о развитии экономики путем создания привлекательных условий. Таким образом, надо постараться учесть интересы самых разных групп населения и слоев общества, обеспечив при этом повышение общего благосостояния. В целом идеология работы должна также содержать нацеленность на результат. Только при таком подходе можно будет что-то сделать. Ведь в конечном счете мы работаем на благо наших граждан, и это высокая степень доверия и ответственности. Работа от звонка до звонка не должна быть нормой для чиновника. Главное, любое дело надо делать качественно.
—Чем вас привлекло предложение стать руководителем Комитета финансов? Что вы ждете лично для себя от этой работы?
—Я рассматриваю работу в комитете как достаточно интересный проект для себя. Думаю, что сумею получить здесь определенный жизненный опыт, который может пригодиться в будущем. Такой шанс выпадает нечасто, и я посчитал правильным им воспользоваться.

 Беседовал Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.

Поделиться