Большинство работодателей (52%) не планируют в этом году повышать своим сотрудникам зарплату. О планах увеличения оплаты труда уверенно сообщают лишь 22% работодателей. Остальные 26% находятся в состоянии неопределенности. Такие данные обнародовал вчера портал SuperJob.ru, который провел в июне опрос среди тысячи менеджеров по персоналу и представителей кадровых служб предприятий и организаций. Специалисты SuperJob зафиксировали несколько причин отказа от повышения зарплат. Первая причина – основное повышение зарплат в этом году уже произошло. По словам некоторых работодателей, зарплаты на их предприятиях индексируются раз в год – и происходит это обычно весной. Вторая причина – тяжелое финансовое положение и необходимость сокращать издержки предприятия. Представители кадровых служб часто указывают, что зарплаты на их предприятиях не только не растут, но даже снижаются. Наконец, третья причина – предприятия отказываются от индексации зарплат своим сотрудникам, считая ее нецелесообразной, и переходят в режим точечного, индивидуального поощрения конкретных работников.
Между тем случившееся весной этого года повышение зарплат, на которое ссылаются многие работодатели, судя по всему, было довольно скромным и на доходах россиян практически не сказалось. Доходы, согласно официальной статистике, за январь–май 2011 года сократились в реальном выражении почти на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Зарплаты, в свою очередь, росли, но очень вяло. При этом с поправкой на инфляцию в некоторых сферах зарплаты сократились. К примеру, по данным Росстата за январь–апрель, в образовании и здравоохранении номинальная зарплата была поднята лишь на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а инфляция при этом составила 9,5%. Также отставала от инфляции индексация зарплат в сфере услуг, таких как организация отдыха и развлечений, культуры и спорта.
В целом же по экономике зарплаты за первые пять месяцев 2011 года выросли в номинальном выражении примерно на 12%, но в реальном выражении – лишь на 2% год к году. Однако уточним, зафиксированный официальной статистикой рост зарплат еще не свидетельствует об улучшении материального положения граждан. Ведь статистика не учитывает, например, иные способы борьбы с издержками, которые часто используют предприятия для преодоления кризисных шоков. Речь идет об отмене премиальных, урезании социального пакета, увеличении нагрузки на каждого работника.
Докризисные темпы повышения оплаты труда теперь россиянам могут только сниться. Напомним, в 2006–2008 годах зарплаты ежегодно увеличивались примерно на 25% в номинальном выражении и на 10–15% в реальном. То есть даже довольно высокая инфляция, которая колебалась в то время на уровне 10–13%, с лихвой перекрывалась постоянно растущей зарплатой. Перелом произошел в кризисном, 2009 году, когда зарплаты в реальном выражении сократились. Теперь ситуация начала постепенно выправляться, однако сами работодатели указывают на то, что докризисных темпов роста затрат в России больше не будет. Более того, работодатели решили подходить к оплате труда выборочно – поощряя только тех работников, которые внесли в развитие компании очевидный и ощутимый вклад.
Опрошенные «НГ» эксперты согласились с тем, что после кризиса политика предприятий в отношении оплаты труда кардинально изменилась. Если до кризиса предприятия стремились привлекать на свои вакансии сотрудников с высокими и постоянно индексируемыми заработками, то теперь они не хотят индексировать оклады сотрудников пропорционально инфляции и готовы рассматривать вопрос о повышении зарплат только с учетом высоких персональных результатов труда. «Если кризис 2008 года ознаменовался массовыми сокращениями и снижением зарплат сотрудников, не попавших под сокращение, то после 2008 года работодатели стали очень выборочно повышать уровень дохода своих сотрудников, – рассказывает начальник управления Флексинвест банка Александр Дятчин. – Как правило, в эту избранную категорию входят либо топ-менеджеры, которые смогли за последнюю пару лет минимизировать издержки работодателя, либо высококвалифицированные сотрудники, которым снижали зарплаты в начале кризиса». «Ранее у сотрудников были фиксированные оклады, а сейчас во многих предприятиях и банках развита система мотивации, которая увеличивает переменную часть зарплат», – продолжает зампред правления банка «АБ Финанс» Леонид Морозовский. «Стандартная индексация зарплат всех сотрудников свойственна скорее государственным организациям. В частных же компаниях обычно принимается индивидуальное поощрение сотрудников по результатам их работы», – добавляет гендиректор компании «Шреи лизинг» Ростислав Футало. «Сегодня чаще практикуется персонифицированное повышение зарплаты. Компания оценивает личный вклад человека в успех общего дела и исходя из этого поднимает или нет зарплату, – объясняет представитель магазинов «Техносила» Андрей Голубков. – Исключение составляют только те службы, которые заняты механическим трудом, – складские или клининговые службы. У них есть свой фронт работ, и отследить качество их работы легко. При удовлетворительных показателях можно говорить об увеличении зарплат для всех этих служб».
В то же время директор кадрового холдинга Анкор Сергей Гадецкий считает, что долгий отказ от повышения зарплат может сыграть уже против работодателей, сделать их неконкурентоспособными на рынке труда. В связи с этим надежды россиян на повышение зарплаты в этом году вполне могут оправдаться. «Для многих компаний малого и среднего бизнеса высокие налоги на фонд оплаты труда стали тяжелым испытанием. В этих условиях часть работодателей пытаются поддерживать рентабельность за счет сокращения издержек на оплату труда, – рассуждает эксперт. – Но в среднесрочной перспективе этот путь может привести к потере конкурентоспособности на рынке труда». По его словам, многие компании уже сейчас вынуждены размораживать зарплаты, чтобы не отстать от конкурентов. «Рынок труда оживает, спрос на персонал повышается, и в таких случаях обычно давление на уровень заработных плат на рынке увеличивается», – резюмирует эксперт. И особенно это касается высококвалифицированных специалистов с высокой или устойчивой результативностью. А таких в компаниях сейчас большинство, потому что всех неэффективных работников уволили уже в кризис.