Несмотря на значительные успехи страны, часто звучит мысль о том, что в России — низкая общественно-политическая культура; политическая система несовершенна; дистанция до нормальных стран значительна. Должно быть, имеется в виду становление институтов гражданского общества.
С нашей точки зрения, одна из больших проблем — это низкая культура в управлении общественными (государственными и муниципальными) финансами. Достаточно заметить, что даже термин «общественные финансы» у нас еще не принят. В самых передовых вузах читается курс под названием «Государственные и муниципальные финансы», но не «Общественные финансы» ( «public finance» — устоявшийся термин во всем мире).
Интересно отметить, что в начале 90-х годов банковское дело приходилось учить по инструкциям ЦБ. Катастрофически не хватало монографий и учебников. Та же ситуация была в области финансов предприятия в течение 90х годов. Однако сейчас мы сильно продвинулись в этих областях. Центральный банк, совместно с Евросоюзом, коммерческими банками, ведущими вузами, организовал масштабную кампанию по переподготовке банковских специалистов. Аналогичное происходило и в области корпоративных финансов. Достаточно вспомнить президентскую программу 1996 года, позволившую тысячам молодых финансистов пройти стажировку и обучение на Западе. Ничего подобного не происходит в области общественных финансов.
Давайте зададимся вопросом, сколько выпускников Гарварда, Оксфорда и других крупнейших мировых университетов работают в бюджетной системе (как федерального, так и территориального уровней)? Смело можно сказать, что таких специалистов крайне мало. Можно возразить, что в этой сфере невысокие заработные платы и поэтому туда никто не идет. Это так, но от этого системе не легче. Ведь вместе с тем закон о бюджете является основным экономическим законом страны либо субъекта. И для инвесторов также состояние бюджетной сферы является одним из важнейших факторов при принятии решения. Не следует забывать, что налоговая система является всего лишь частью бюджетной системы, а именно — ее доходной частью. То есть налоговая реформа требует также глубоких, серьезных и системных знаний в области общественных финансов. Есть ли выход?
На наш взгляд, необходимо организовать масштабную систему переподготовки кадров, аналогичную той, о которой мы указывали выше. Начинать, несомненно, надо с профессорско-преподавательского состава. То есть обучить тех, кто в дальнейшем будет готовить специалистов. Переподготовка должна касаться всех уровней бюджетной системы (от поселкового до федерального) и включать обе ветви власти (законодательную и исполнительную).
Следует уделить пристальное внимание состоянию науки в этой области. В настоящее время в стране есть всего 2-3 научных коллектива, способных на равных разговаривать с западными субъектами. Исследования, необходимые для бюджетной сферы, практически не ведутся даже в системе РАН. В России сегодня нет или очень мало специалистов мирового уровня в области общественных финансов, что неприемлемо для такой большой и сложной, в смысле межбюджетных отношений страны, как наша. До сих пор у студентов нет современного учебника по общественным финансам, соответствующего требованиям мирового уровня. Программу надо формулировать так, чтобы за 5—10 лет в России появились специалисты мирового уровня в области общественных финансов, в области, где есть даже нобелевские лауреаты. Только при такой постановке можно обсуждать, на наш взгляд, и серьезное увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Но, возможно, наоборот. Сначала поднять зарплату, а потом повышать квалификацию.
С нашей точки зрения, одна из больших проблем — это низкая культура в управлении общественными (государственными и муниципальными) финансами. Достаточно заметить, что даже термин «общественные финансы» у нас еще не принят. В самых передовых вузах читается курс под названием «Государственные и муниципальные финансы», но не «Общественные финансы» ( «public finance» — устоявшийся термин во всем мире).
Интересно отметить, что в начале 90-х годов банковское дело приходилось учить по инструкциям ЦБ. Катастрофически не хватало монографий и учебников. Та же ситуация была в области финансов предприятия в течение 90х годов. Однако сейчас мы сильно продвинулись в этих областях. Центральный банк, совместно с Евросоюзом, коммерческими банками, ведущими вузами, организовал масштабную кампанию по переподготовке банковских специалистов. Аналогичное происходило и в области корпоративных финансов. Достаточно вспомнить президентскую программу 1996 года, позволившую тысячам молодых финансистов пройти стажировку и обучение на Западе. Ничего подобного не происходит в области общественных финансов.
Давайте зададимся вопросом, сколько выпускников Гарварда, Оксфорда и других крупнейших мировых университетов работают в бюджетной системе (как федерального, так и территориального уровней)? Смело можно сказать, что таких специалистов крайне мало. Можно возразить, что в этой сфере невысокие заработные платы и поэтому туда никто не идет. Это так, но от этого системе не легче. Ведь вместе с тем закон о бюджете является основным экономическим законом страны либо субъекта. И для инвесторов также состояние бюджетной сферы является одним из важнейших факторов при принятии решения. Не следует забывать, что налоговая система является всего лишь частью бюджетной системы, а именно — ее доходной частью. То есть налоговая реформа требует также глубоких, серьезных и системных знаний в области общественных финансов. Есть ли выход?
На наш взгляд, необходимо организовать масштабную систему переподготовки кадров, аналогичную той, о которой мы указывали выше. Начинать, несомненно, надо с профессорско-преподавательского состава. То есть обучить тех, кто в дальнейшем будет готовить специалистов. Переподготовка должна касаться всех уровней бюджетной системы (от поселкового до федерального) и включать обе ветви власти (законодательную и исполнительную).
Следует уделить пристальное внимание состоянию науки в этой области. В настоящее время в стране есть всего 2-3 научных коллектива, способных на равных разговаривать с западными субъектами. Исследования, необходимые для бюджетной сферы, практически не ведутся даже в системе РАН. В России сегодня нет или очень мало специалистов мирового уровня в области общественных финансов, что неприемлемо для такой большой и сложной, в смысле межбюджетных отношений страны, как наша. До сих пор у студентов нет современного учебника по общественным финансам, соответствующего требованиям мирового уровня. Программу надо формулировать так, чтобы за 5—10 лет в России появились специалисты мирового уровня в области общественных финансов, в области, где есть даже нобелевские лауреаты. Только при такой постановке можно обсуждать, на наш взгляд, и серьезное увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Но, возможно, наоборот. Сначала поднять зарплату, а потом повышать квалификацию.
Главный редактор журнала «Бюджет» Валерий Дмитриевич Дзгоев