Версия для печати 7517 Материалы по теме
Формирование перечня государственных услуг  в Амурской области  (в рамках реализации Закона № 83-ФЗ)

Харченко
В настоящее время переход на финансирование на основании государственных (муниципальных) заданий и повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг выступает основной целью изменений в правовом положении государственных и муниципальных учреждений. Анна Анатольевна ХАРЧЕНКО, заместитель министра финансов Амурской области

Необходимость применения государственных (муниципальных) заданий следует из норм ст. 69.2 Бюджетного кодекса, которая была введена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Согласно закону государственное (муниципальное) задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ). Иными словами, государственное (муниципальное) задание представляет собой новый инструмент бюджетного планирования, который используется при составлении проектов бюджетов для планирования ассигнований на оказание услуг. Не на абстрактные «культуру» или «здравоохранение», а на оказание услуг или выполнение работ с заранее определенным набором параметров и с четкой детализацией.

В Амурской области государственное задание существует не первый год. Но на первом этапе многие органы власти не придавали особого значения вопросу его формирования. Все изменило принятие Закона № 83-ФЗ, в силу которого государственное задание стало основным документом, регулирующим взаимоотношения учредителя и государственного учреждения. В рамках этих взаимоотношений определяются и финансовые обязательства со стороны учредителя, и требования к учреждению по исполнению государственных услуг (работ).

Формирование такого сложного документа, как государственное задание, трудно представить без использования систем автоматизации. Министерство финансов Амурской области заключило контракт с компанией «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) на внедрение подсистем системы «АЦК-Планирование». Данные подсистемы позволяют не только повысить эффективность планирования бюджета по расходам, включая формирование реестра расходных обязательств, планирование бюджета по доходам, по источникам финансирования дефицита бюджета и подготовку изменений бюджета в течение года, но и осуществлять формирование государственных заданий и расчет стоимости государственных услуг.

Одной из актуальных проблем формирования государственного задания в настоящее время является формирование перечня государственных услуг и разграничение в нем понятий услуги и работы. В Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Закона № 83-ФЗ под услугами понимаются виды и результаты деятельности учреждений, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные потребности физических и юридических лиц. Работами считаются виды и результаты деятельности учреждений, удовлетворяющие потребности общества в целом. В результате единица измерения объема для услуги принципиально важна, а для работ не обязательна. Именно поэтому основой для дальнейшего формирования государственного задания является перечень услуг (работ).

Отраслевые особенности

Необходимо отметить, что наименование услуги должно ясно говорить о ее содержании и соответствовать отраслевому перечню услуг, сформированному исполнительным органом государственной власти области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в соответствующей сфере деятельности. В разных отраслях существует своя специфика формирования перечней услуг (работ). В рамках контракта с БФТ Министерство финансов и исполнительные органы государственной власти области проанализировали перечни услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и социальной защиты. В результате анализа были подготовлены предложения по уточнению перечня услуг в соответствии с последними требованиями Минфина России и выделению работ, ранее классифицированных как услуги.

Здравоохранение

Наиболее сложным оказалось формирование перечней услуг (работ) в сфере здравоохранения, так как финансирование учреждений здравоохранения отличается от финансирования учреждений других отраслей. Расходы за счет средств областного бюджета производятся как на оказание медицинских услуг, оплачиваемых в полном объеме за счет средств областного бюджета, так и на оплату услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Следовательно, есть значительная разница между стоимостью однотипных услуг, предоставляемых за счет областного бюджета и бюджета ОМС. В связи с этим при формировании перечня услуг на 2011 год были выделены услуги стационарной помощи, амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения, состоящими на бюджете, и учреждениями, функционирующими в системе ОМС. С 2012 года также будет учтена вариативность предоставления услуг, так как в области практически отсутствуют однопрофильные учреждения, а расходы по разным видам специализированной помощи сильно отличаются друг от друга.

Услуга призвана удовлетворить личные потребности физических или юридических лиц, поэтому значительная часть услуг, предоставляемых областными учреждениями здравоохранения, будет переведена с 2012 года в работы.

Физическая культура и спорт

В 2011 году учреждения, подведомственные Министерству физической культы и спорта Амурской области, предлагают услугу по предоставлению дополнительного образования по видам спорта: карате, волейбол, бокс, самбо, вольная борьба, легкая атлетика, настольный теннис, греко-римская борьба, футбол. С 2012 года наименование услуги будет «Реализация дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» и в ее рамках будут выделены варианты предоставления услуг в соответствии с этапами и периодами обучения. Остальные услуги, оказываемые учреждениями в области физической культуры и спорта, будут переименованы в работы.

Культура и архивное дело

Перечень услуг, оказываемых государственными учреждениями, подведомственными Министерству культуры и архивного дела Амурской области, претерпел наибольшие изменения. Практически все услуги (за исключением услуг по библиотечному обслуживанию и в области образования) переименованы в работы, потому что получателями услуг по созданию и прокату концертных программ, спектаклей, по исполнению запросов (социально-правовых и тематических), музейному обслуживанию населения, по организации и проведению кинопоказов в учреждениях культуры, по разработке и выпуску информационно-методических материалов является общество в целом.

Образование

Изменен и перечень услуг, оказываемых государственными учреждениями, подведомственными Министерству образования и науки Амурской области. Так, в 2011 году государственные специальные (коррекционные) общеобразовательные школы оказывали четыре услуги: по предоставлению начального общего и основного общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья и аналогичные услуги этой же категории детей, но на дому. Начиная с 2012 года это будет одна услуга «Реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах» с вариантами предоставления услуг по форме и ступени обучения.

С 2012 года по услуге «Реализация программ дополнительного образования по различным направленностям обучения» предусмотрены варианты предоставления этой услуги по различным направлениям и ступеням обучения.

Показатели качества услуг

Для граждан важен не только результат получения услуги, но и ее качество. Существуют требования к показателям, характеризующим качество услуги. Во-первых, они должны соответствовать целям в конкретной сфере или быть направленными на их достижение. Во-вторых, показатель должен способствовать оценке осуществления учреждением основных видов деятельности, предусмотренных его учредительными документами. В-третьих, показатель должен быть достижим в рамках деятельности соответствующего учреждения.

Физическая культура и спорт

С учетом этих требований был скорректирован подход к формированию показателей качества предоставления услуг, в которые были внесены значительные изменения. Так, если на 2011 год показатели качества услуг, предоставляемых учреждениями, подведомственными Министерству физической культуры и спорта, содержали только количественные показатели (количество занимающихся; количество кандидатов в мастера спорта и спортсменов, имеющих I спортивный разряд; количество сборных команд, участвующих в чемпионатах и первенствах России по видам спорта, и т. д.), то в 2012 году в перечень включены показатели, характеризующие именно качество предоставления услуги. А именно: доля учащихся, перешедших на очередной этап обучения в общем числе обучающихся; процент числа спортсменов, получивших / повысивших разряд в соответствии с планом спортивных мероприятий; прирост числа спортсменов, включенных в состав сборных команд Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации в сравнении с предыдущим годом; прирост числа учащихся, занявших призовые места на спортивных мероприятиях разного уровня и др.

Культура и архивное дело

Пересмотрены и показатели качества услуг, предоставляемых в подведомственных Министерству культуры и архивного дела учреждениях. В работах по организации публичного представления музейных ценностей уточнены показатели «количество посетителей» и «количество выставок». В 2012 году данные показатели будут рассчитываться соответственно на тысячу жителей и десять тысяч жителей области, при этом устанавливаются конкретные показатели: не менее 150 посетителей и не менее 0,3 выставки. Уточнен показатель «доля экспонируемых фондов» — «доля экспонируемых музейных предметов за отчетный период от общего количества предметов музейного фонда», по которому установлен также конкретный количественный показатель — не менее 10 %. Показатель «количество проведенных мероприятий» дополнен: не менее 10 проведенных мероприятий на одного специалиста музея. Применявшиеся ранее показатели качества услуг исключены или уточнены.

Образование

В сфере образования показатели качества услуг также были скорректированы. В частности, показатели качества услуг по реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах дополнены показателями «доля педагогических работников, повысивших (подтвердивших) квалификацию в отчетном периоде» и «доля детей, охваченных досуговой деятельностью». А показатель «процент успеваемости учащихся» сформулирован как «доля в общей численности учащихся, обучающихся в отчетном периоде на „хорошо“ и „отлично“». В первоначальном варианте этот показатель рассчитывался с учетом учащихся, обучающихся на «удовлетворительно», таким образом, не стимулируя учреждение повышать успеваемость.

***

Вопрос о формировании перечней услуг (работ) крайне важен, поскольку это первый шаг в реализации Закона № 83-ФЗ с целью дальнейшей организации работы с государственными заданиями. Эффективному решению данного вопроса способствуют автоматизированные решения компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ), апробированные и активно используемые в Амурской области и других субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Информационно-технологическая поддержка исполнения положений Закона № 83-ФЗ в части формирования государственных (муниципальных) заданий, предлагаемая БФТ, направлена на превращение государственного (муниципального) задания в реальный инструмент управления качеством оказания государственных и муниципальных услуг, что Министерство финансов и органы исполнительной власти Амурской области рассматривают в качестве своей приоритетной задачи.

Поделиться