Необходимость применения государственных (муниципальных) заданий следует из норм ст. 69.2 Бюджетного кодекса, которая была введена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. №
В Амурской области государственное задание существует не первый год. Но на первом этапе многие органы власти не придавали особого значения вопросу его формирования. Все изменило принятие Закона №
Формирование такого сложного документа, как государственное задание, трудно представить без использования систем автоматизации. Министерство финансов Амурской области заключило контракт с компанией «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) на внедрение подсистем системы «АЦК-Планирование». Данные подсистемы позволяют не только повысить эффективность планирования бюджета по расходам, включая формирование реестра расходных обязательств, планирование бюджета по доходам, по источникам финансирования дефицита бюджета и подготовку изменений бюджета в течение года, но и осуществлять формирование государственных заданий и расчет стоимости государственных услуг.
Одной из актуальных проблем формирования государственного задания в настоящее время является формирование перечня государственных услуг и разграничение в нем понятий услуги и работы. В Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Закона №
Отраслевые особенности
Необходимо отметить, что наименование услуги должно ясно говорить о ее содержании и соответствовать отраслевому перечню услуг, сформированному исполнительным органом государственной власти области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в соответствующей сфере деятельности. В разных отраслях существует своя специфика формирования перечней услуг (работ). В рамках контракта с БФТ Министерство финансов и исполнительные органы государственной власти области проанализировали перечни услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и социальной защиты. В результате анализа были подготовлены предложения по уточнению перечня услуг в соответствии с последними требованиями Минфина России и выделению работ, ранее классифицированных как услуги.
Здравоохранение
Наиболее сложным оказалось формирование перечней услуг (работ) в сфере здравоохранения, так как финансирование учреждений здравоохранения отличается от финансирования учреждений других отраслей. Расходы за счет средств областного бюджета производятся как на оказание медицинских услуг, оплачиваемых в полном объеме за счет средств областного бюджета, так и на оплату услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Следовательно, есть значительная разница между стоимостью однотипных услуг, предоставляемых за счет областного бюджета и бюджета ОМС. В связи с этим при формировании перечня услуг на 2011 год были выделены услуги стационарной помощи, амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения, состоящими на бюджете, и учреждениями, функционирующими в системе ОМС. С 2012 года также будет учтена вариативность предоставления услуг, так как в области практически отсутствуют однопрофильные учреждения, а расходы по разным видам специализированной помощи сильно отличаются друг от друга.
Услуга призвана удовлетворить личные потребности физических или юридических лиц, поэтому значительная часть услуг, предоставляемых областными учреждениями здравоохранения, будет переведена с 2012 года в работы.
Физическая культура и спорт
В 2011 году учреждения, подведомственные Министерству физической культы и спорта Амурской области, предлагают услугу по предоставлению дополнительного образования по видам спорта: карате, волейбол, бокс, самбо, вольная борьба, легкая атлетика, настольный теннис, греко-римская борьба, футбол. С 2012 года наименование услуги будет «Реализация дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» и в ее рамках будут выделены варианты предоставления услуг в соответствии с этапами и периодами обучения. Остальные услуги, оказываемые учреждениями в области физической культуры и спорта, будут переименованы в работы.
Культура и архивное дело
Перечень услуг, оказываемых государственными учреждениями, подведомственными Министерству культуры и архивного дела Амурской области, претерпел наибольшие изменения. Практически все услуги (за исключением услуг по библиотечному обслуживанию и в области образования) переименованы в работы, потому что получателями услуг по созданию и прокату концертных программ, спектаклей, по исполнению запросов (социально-правовых и тематических), музейному обслуживанию населения, по организации и проведению кинопоказов в учреждениях культуры, по разработке и выпуску информационно-методических материалов является общество в целом.
Образование
Изменен и перечень услуг, оказываемых государственными учреждениями, подведомственными Министерству образования и науки Амурской области. Так, в 2011 году государственные специальные (коррекционные) общеобразовательные школы оказывали четыре услуги: по предоставлению начального общего и основного общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья и аналогичные услуги этой же категории детей, но на дому. Начиная с 2012 года это будет одна услуга «Реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах» с вариантами предоставления услуг по форме и ступени обучения.
С 2012 года по услуге «Реализация программ дополнительного образования по различным направленностям обучения» предусмотрены варианты предоставления этой услуги по различным направлениям и ступеням обучения.
Показатели качества услуг
Для граждан важен не только результат получения услуги, но и ее качество. Существуют требования к показателям, характеризующим качество услуги. Во-первых, они должны соответствовать целям в конкретной сфере или быть направленными на их достижение. Во-вторых, показатель должен способствовать оценке осуществления учреждением основных видов деятельности, предусмотренных его учредительными документами. В-третьих, показатель должен быть достижим в рамках деятельности соответствующего учреждения.
Физическая культура и спорт
С учетом этих требований был скорректирован подход к формированию показателей качества предоставления услуг, в которые были внесены значительные изменения. Так, если на 2011 год показатели качества услуг, предоставляемых учреждениями, подведомственными Министерству физической культуры и спорта, содержали только количественные показатели (количество занимающихся; количество кандидатов в мастера спорта и спортсменов, имеющих I спортивный разряд; количество сборных команд, участвующих в чемпионатах и первенствах России по видам спорта, и т. д.), то в 2012 году в перечень включены показатели, характеризующие именно качество предоставления услуги. А именно: доля учащихся, перешедших на очередной этап обучения в общем числе обучающихся; процент числа спортсменов, получивших / повысивших разряд в соответствии с планом спортивных мероприятий; прирост числа спортсменов, включенных в состав сборных команд Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации в сравнении с предыдущим годом; прирост числа учащихся, занявших призовые места на спортивных мероприятиях разного уровня и др.
Культура и архивное дело
Пересмотрены и показатели качества услуг, предоставляемых в подведомственных Министерству культуры и архивного дела учреждениях. В работах по организации публичного представления музейных ценностей уточнены показатели «количество посетителей» и «количество выставок». В 2012 году данные показатели будут рассчитываться соответственно на тысячу жителей и десять тысяч жителей области, при этом устанавливаются конкретные показатели: не менее 150 посетителей и не менее 0,3 выставки. Уточнен показатель «доля экспонируемых фондов» — «доля экспонируемых музейных предметов за отчетный период от общего количества предметов музейного фонда», по которому установлен также конкретный количественный показатель — не менее 10 %. Показатель «количество проведенных мероприятий» дополнен: не менее 10 проведенных мероприятий на одного специалиста музея. Применявшиеся ранее показатели качества услуг исключены или уточнены.
Образование
В сфере образования показатели качества услуг также были скорректированы. В частности, показатели качества услуг по реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах дополнены показателями «доля педагогических работников, повысивших (подтвердивших) квалификацию в отчетном периоде» и «доля детей, охваченных досуговой деятельностью». А показатель «процент успеваемости учащихся» сформулирован как «доля в общей численности учащихся, обучающихся в отчетном периоде на „хорошо“ и „отлично“». В первоначальном варианте этот показатель рассчитывался с учетом учащихся, обучающихся на «удовлетворительно», таким образом, не стимулируя учреждение повышать успеваемость.
***
Вопрос о формировании перечней услуг (работ) крайне важен, поскольку это первый шаг в реализации Закона №