В Коломне состоялось расширенное заседание Совета секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России».
Мобилизация доходов

Количество налогоплательщиков на территории Коломны за 2010 год увеличилось на 12,8 %, или на 1099 единиц (основной прирост произошел за счет индивидуальных предпринимателей). Одной из проблем, которую пришлось решать в текущем году, стало практическое прекращение уплаты налогов в местный бюджет воинскими частями (примерно 90 млн руб. выпадающих доходов). Налогоплательщики объясняют это соответствующими приказами Минобороны России и реорганизацией их финансовых служб. К решению проблемы подключились и администрация города, и налоговые органы, но реальный результат в настоящий момент не достигнут.
В Коломне ограничен земельный ресурс, а после проведения кадастровой оценки земли, которая привела к сокращению поступлений земельного налога почти в два раза в связи с уменьшением стоимости земли под торговыми и промышленными объектами, работе с земельным ресурсом мы стали уделять особое внимание. С этой целью создана рабочая группа по инвентаризации земельных участков. В ее состав вошли представители Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям, налоговых органов, Росрегистрации, Роснедвижимости. Параллельно группа занимается выявлением организаций, не вставших на учет по месту ведения хозяйственной деятельности. В Коломне проводится взвешенная политика по продаже земли. Совет депутатов городского округа принял решение, в соответствии с которым физлицу предоставлено право приобретать в собственность землю в случае постановки на учет жилого дома в качестве объекта налогообложения. Данное решение неоднократно опротестовывалось прокуратурой и в связи с этим актуально наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями.
К эффективности через прозрачность

В ноябре прошлого года издано постановление администрации города, утвердившее перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств. В частности:
- — разработаны мероприятия по дополнительному наращиванию доходной базы, утвержден план по привлечению дополнительных доходов в бюджет. Результатом стало увеличение бюджетных назначений по доходам на 2011 год на сумму более 1 млрд руб.;
- в целях обеспечения структурных изменений в части расходов бюджета запланирован переход на новую систему организации бюджетного планирования;
- — проводится работа по формализации критериев отбора инвестпроектов для включения их в состав целевых программ и по созданию института управленческого учета расходов, осуществляемых программно-целевым методом, с учетом персонализации ответственности за качество финансового управления;
- — в городе создается система планирования закупок, являющаяся основой формирования проекта бюджетных расходов. Ее применение позволит понять, что именно и в каком объеме надо приобретать. Тем самым будут созданы условия для оптимизации расходов и сроков уже на этапе создания бюджета города. При условии автоматизации всех процедур город сможет получать оперативную информацию о денежном и натуральном выражении бюджетных расходов. Ожидается, что благодаря этому при формировании плана закупок еще на стадии планирования расходов бюджетные средства будут направляться на решение приоритетных задач;
- — в Ростове-на-Дону создано отдельное подразделение органа администрации города, осуществляющее функции по финансовому контролю. Кроме того, изданы два правовых акта, регулирующих правоотношения в данной сфере. Одним из них утверждена обязанность главных распорядителей проводить контрольную работу на всех стадиях бюджетного процесса.
ЕНВД и УСН

Сейчас система налогообложения в виде ЕНВД в обязательном порядке применяется только для отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных Налоговым кодексом. При этом численность работников не должна превышать 100 человек. Доходы от ЕНВД в полном объеме зачисляются в местные бюджеты. Начиная с 2012 года планируется сократить сферу применения ЕНВД за счет ограничения численности работников со 100 до 50 человек в розничной торговле и общепите с торговыми залами до 150 кв. м. В результате плательщики ЕНВД по данному виду предпринимательской деятельности перейдут на упрощенную систему налогообложения или на общий режим налогообложения, и это уже будут доходы регионального либо федерального бюджетов. С 2013 года предполагается полностью исключить розничную торговлю и общепит с торговыми залами до 150 кв. м. из перечня видов деятельности, где может применяться ЕНВД. Потери бюджета Ярославля в 2013 году составят более 100 млн руб.
С 2014 года планируется полностью отменить ЕНВД. Для Ярославля потери составят еще около 400 млн руб. в год. Кроме того, данный законопроект начиная с 2012 года предлагает выделить из упрощенной системы налогообложения патент в отдельную главу «Патентная система налогообложения» и расширить сферу применения данной системы за счет увеличения численности работников с пяти до 10 человек. Однако данный шаг не компенсирует потери местных бюджетов, так как патент ориентирован на предпринимателей с небольшой численностью работников (всего до 10 человек) и ограничен перечнем разрешенных видов деятельности (меньшим, чем при ЕНВД). При этом следует отметить, что доходы города Ярославля от ЕНВД составляют порядка 400 млн руб. в год (5 % поступлений собственных доходов), а доходы от выдачи патентов (норматив передан субъектом городу в размере 100 %) — 400 тыс. руб. (0,01 % собственных доходов), то есть в 1000 раз меньше.
Также необходимо отметить, что целый ряд субъектов малого и среднего предпринимательства работают по упрощенной системе налогообложения, отчисления от применения которой в настоящее время поступают в региональные бюджеты в полном объеме. В то же время в соответствии с Законом № 131-Ф3 к вопросам местного значения относятся вопросы по содействию развития малого и среднего предпринимательства. Именно на местном уровне органы власти могут учесть многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним механизмы налогообложения, меры финансовой и имущественной поддержки.
Поэтому в целях стимулирования органов местного самоуправления к развитию налогооблагаемой базы по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (в том числе за счет использования ими различных механизмов поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства), а также для компенсации потерь местных бюджетов от отмены ЕНВД необходимо закрепить за местными бюджетами норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением УСН, для чего внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство РФ.
Учет и управление активами МО

Сегодня управление активами муниципального образования в основном осуществляется «в ручном режиме». Учет активов ведется в рамках системы бюджетного учета и составления реестра муниципального имущества согласно требованию Закона №

Применение инструментов управления активами призвано представить текущее положение в данной сфере и сформировать стратегическое видение, усовершенствовать структуру муниципальных активов, подобрать наилучшую форму управления по каждому активу, определить приоритеты, направить усилия и на решение проблемных вопросов, и в точки роста.
Реализация Закона № 210-ФЗ

- — отсутствие единого подхода к определению понятия «государственные (муниципальные) услуги» в Законе №
210-ФЗ и Бюджетном кодексе; - — отсутствие ряда федеральных нормативно-правовых актов лишает органы государственной власти субъектов РФ возможности обеспечить нормативно-правовое регулирование вопросов реализации Закона №
210-ФЗ на региональном и муниципальных уровнях; - вопросы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг урегулированы не в полной мере;
- — отсутствие единого подхода при создании баз данных и несовместимость программного обеспечения различных ведомств;
— отсутствие механизма унификации наименования государственных и муниципальных услуг и их масштаба.
Решение этих проблем будет способствовать более эффективной реализации закона.
В рамках заседания Р. Г. Серазиденов, генеральный директор НПО «САПФИР», рассказал о комплексной автоматизации планирования расходов бюджета на оказание муниципальных услуг с учетом требований Закона №
Примечание. Доклад М. А. Наумовой, начальника финансово-казначейского управления города Рязани, «О необходимости публикации правовых актов финансовых органов» читайте в одном из ближайших номеров журнала «Бюджет».
Статью Н. Н. Фоминой, председателя департамента финансов администрации Липецка читайте в журнале «Бюджет» № 6—7/2011.
Материалы заседания выложены на сайте Сообщества финансистов России http://sfr.bujet.ru.