Версия для печати 8579 Материалы по теме
Бюджеты МО: находки и потери

В Коломне состоялось расширенное заседание Совета секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России».

Мобилизация доходов

Гоцко
Т. В. Гоцко, начальник Коломенского финансового управления, поделилась своим опытом организации работы по мобилизации доходов в городском округе Коломна. По ее словам, налоговые и неналоговые доходы стабильно составляют основную часть доходов бюджета города (в 2010 г. — 63,9 %, в 2011 г. — 79 %). Объем поступлений доходов (без учета межбюджетных поступлений) в I квартале 2011 года вырос по сравнению с I кварталом 2010 года на 105,3 млн руб., или на 26 %, и составил 510,3 млн руб. Рост произошел прежде всего за счет увеличения поступлений НДФЛ, в меньшей степени — госпошлины и налога на имущество физических лиц.

Количество налогоплательщиков на территории Коломны за 2010 год увеличилось на 12,8 %, или на 1099 единиц (основной прирост произошел за счет индивидуальных предпринимателей). Одной из проблем, которую пришлось решать в текущем году, стало практическое прекращение уплаты налогов в местный бюджет воинскими частями (примерно 90 млн руб. выпадающих доходов). Налогоплательщики объясняют это соответствующими приказами Минобороны России и реорганизацией их финансовых служб. К решению проблемы подключились и администрация города, и налоговые органы, но реальный результат в настоящий момент не достигнут.

В Коломне ограничен земельный ресурс, а после проведения кадастровой оценки земли, которая привела к сокращению поступлений земельного налога почти в два раза в связи с уменьшением стоимости земли под торговыми и промышленными объектами, работе с земельным ресурсом мы стали уделять особое внимание. С этой целью создана рабочая группа по инвентаризации земельных участков. В ее состав вошли представители Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям, налоговых органов, Росрегистрации, Роснедвижимости. Параллельно группа занимается выявлением организаций, не вставших на учет по месту ведения хозяйственной деятельности. В Коломне проводится взвешенная политика по продаже земли. Совет депутатов городского округа принял решение, в соответствии с которым физлицу предоставлено право приобретать в собственность землю в случае постановки на учет жилого дома в качестве объекта налогообложения. Данное решение неоднократно опротестовывалось прокуратурой и в связи с этим актуально наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями.

К эффективности через прозрачность

максимов
В своем выступлении на тему практической реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов А. В. Максимов, начальник МУ «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону», отметил, что в связи с перераспределением некоторых полномочий, в том числе касающихся здравоохранения, региональные власти, вероятнее всего, существенно сократят или отменят полностью передаваемые городу из областного бюджета доходы. Бюджет Ростова-на-Дону в следующем году может потерять порядка 2 млрд руб. Дополнительным расходным бременем станет необходимость вернуть бюджетные кредиты, возникшие в связи с реализацией крупнейших инфраструктурных проектов на территории города: в 2012 году — в объеме 536 млн руб., в 2013–2014 годах — 1,5 млрд руб. В сложившихся условиях диспаритета темпов роста доходов и расходов бюджета у города практически исчерпаны резервы для экстенсивного роста доходной базы (за счет роста налоговых ставок при отсутствии активной экономической политики).

В ноябре прошлого года издано постановление администрации города, утвердившее перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств. В частности:

  1. — разработаны мероприятия по дополнительному наращиванию доходной базы, утвержден план по привлечению дополнительных доходов в бюджет. Результатом стало увеличение бюджетных назначений по доходам на 2011 год на сумму более 1 млрд руб.;
  2. в целях обеспечения структурных изменений в части расходов бюджета запланирован переход на новую систему организации бюджетного планирования;
  3. — проводится работа по формализации критериев отбора инвестпроектов для включения их в состав целевых программ и по созданию института управленческого учета расходов, осуществляемых программно-целевым методом, с учетом персонализации ответственности за качество финансового управления;
  4. — в городе создается система планирования закупок, являющаяся основой формирования проекта бюджетных расходов. Ее применение позволит понять, что именно и в каком объеме надо приобретать. Тем самым будут созданы условия для оптимизации расходов и сроков уже на этапе создания бюджета города. При условии автоматизации всех процедур город сможет получать оперативную информацию о денежном и натуральном выражении бюджетных расходов. Ожидается, что благодаря этому при формировании плана закупок еще на стадии планирования расходов бюджетные средства будут направляться на решение приоритетных задач;
  5. — в Ростове-на-Дону создано отдельное подразделение органа администрации города, осуществляющее функции по финансовому контролю. Кроме того, изданы два правовых акта, регулирующих правоотношения в данной сфере. Одним из них утверждена обязанность главных распорядителей проводить контрольную работу на всех стадиях бюджетного процесса.

ЕНВД и УСН

данц
17 мая 2011 года в первом чтении Госдума приняла законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство РФ. Он предполагает с 2012 года сокращение сферы применения ЕНВД, и его полную отмену с 2014 года. По мнению А. А. Данца, заместителя мэра — директора департамента финансов мэрии Ярославля, принятие законопроекта приведет к сокращению доходной базы местных бюджетов.

Сейчас система налогообложения в виде ЕНВД в обязательном порядке применяется только для отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных Налоговым кодексом. При этом численность работников не должна превышать 100 человек. Доходы от ЕНВД в полном объеме зачисляются в местные бюджеты. Начиная с 2012 года планируется сократить сферу применения ЕНВД за счет ограничения численности работников со 100 до 50 человек в розничной торговле и общепите с торговыми залами до 150 кв. м. В результате плательщики ЕНВД по данному виду предпринимательской деятельности перейдут на упрощенную систему налогообложения или на общий режим налогообложения, и это уже будут доходы регионального либо федерального бюджетов. С 2013 года предполагается полностью исключить розничную торговлю и общепит с торговыми залами до 150 кв. м. из перечня видов деятельности, где может применяться ЕНВД. Потери бюджета Ярославля в 2013 году составят более 100 млн руб.

С 2014 года планируется полностью отменить ЕНВД. Для Ярославля потери составят еще около 400 млн руб. в год. Кроме того, данный законопроект начиная с 2012 года предлагает выделить из упрощенной системы налогообложения патент в отдельную главу «Патентная система налогообложения» и расширить сферу применения данной системы за счет увеличения численности работников с пяти до 10 человек. Однако данный шаг не компенсирует потери местных бюджетов, так как патент ориентирован на предпринимателей с небольшой численностью работников (всего до 10 человек) и ограничен перечнем разрешенных видов деятельности (меньшим, чем при ЕНВД). При этом следует отметить, что доходы города Ярославля от ЕНВД составляют порядка 400 млн руб. в год (5 % поступлений собственных доходов), а доходы от выдачи патентов (норматив передан субъектом городу в размере 100 %) — 400 тыс. руб. (0,01 % собственных доходов), то есть в 1000 раз меньше.

Также необходимо отметить, что целый ряд субъектов малого и среднего предпринимательства работают по упрощенной системе налогообложения, отчисления от применения которой в настоящее время поступают в региональные бюджеты в полном объеме. В то же время в соответствии с Законом № 131-Ф3 к вопросам местного значения относятся вопросы по содействию развития малого и среднего предпринимательства. Именно на местном уровне органы власти могут учесть многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним механизмы налогообложения, меры финансовой и имущественной поддержки.

Поэтому в целях стимулирования органов местного самоуправления к развитию налогооблагаемой базы по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (в том числе за счет использования ими различных механизмов поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства), а также для компенсации потерь местных бюджетов от отмены ЕНВД необходимо закрепить за местными бюджетами норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением УСН, для чего внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство РФ.

Учет и управление активами МО

Маслова Марина Викторовна
Эксперты Фонда «Институт экономики города» М. В. Маслова и Д. В. Жигалов рассказали о реализуемом ими проекте по совершенствованию системы учета и управления активами муниципальных образований. Основная идея проекта: активы — это не только и не столько бюджет. Бюджет — лишь вершина айсберга, а за пределами бюджета муниципальный сектор генерирует финансовые потоки, по объему сопоставимые с объемами местных бюджетов и даже превышающие их. Поскольку финансовые потоки, генерируемые активами, в большинстве случаев превосходят местный бюджет, то, как управляются активы, во многом определяет эффективность муниципального управления в целом.

Сегодня управление активами муниципального образования в основном осуществляется «в ручном режиме». Учет активов ведется в рамках системы бюджетного учета и составления реестра муниципального имущества согласно требованию Закона № 131-ФЗ. Однако те реестры собственности, которые ведут муниципалитеты, во-первых, не обеспечивают полноту учета активов всех видов, а во-вторых, не обеспечивают полноту информации о каждом объекте, включенном в реестр, и преемственность данных. И самое главное: существующие реестры муниципального имущества не отвечают вызову времени — необходимости повышения качества муниципального управления и обеспечения эффективности бюджетных расходов, в том числе на содержание имущества.

жигалов
Практическая ценность этой работы — возможность упорядочить и формализовать учет и управление активами муниципального образования. Для этого Институт экономики города разрабатывает инструментарий для управления активами: трехуровневую классификацию активов и более полный (по сравнению с существующими реестрами муниципального имущества) реестр активов муниципального образования. Реестр активов служит источником данных для формирования сводного баланса активов-пассивов муниципалитета и входящих в его состав балансов активов-пассивов казны, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.

Применение инструментов управления активами призвано представить текущее положение в данной сфере и сформировать стратегическое видение, усовершенствовать структуру муниципальных активов, подобрать наилучшую форму управления по каждому активу, определить приоритеты, направить усилия и на решение проблемных вопросов, и в точки роста.

Реализация Закона № 210-ФЗ

кулаченко
Г. М. Кулаченко, исполнительный директор ООО «„РАСТАМ“ — Бюджетные технологии» «УК „РАСТАМ“», к проблемам реализации Закона № 210-ФЗ отнесла следующие:

  1. — отсутствие единого подхода к определению понятия «государственные (муниципальные) услуги» в Законе № 210-ФЗ и Бюджетном кодексе;
  2. — отсутствие ряда федеральных нормативно-правовых актов лишает органы государственной власти субъектов РФ возможности обеспечить нормативно-правовое регулирование вопросов реализации Закона № 210-ФЗ на региональном и муниципальных уровнях;
  3. вопросы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг урегулированы не в полной мере;
  4. — отсутствие единого подхода при создании баз данных и несовместимость программного обеспечения различных ведомств;
  5. — отсутствие механизма унификации наименования государственных и муниципальных услуг и их масштаба.

Решение этих проблем будет способствовать более эффективной реализации закона.

В рамках заседания Р. Г. Серазиденов, генеральный директор НПО «САПФИР», рассказал о комплексной автоматизации планирования расходов бюджета на оказание муниципальных услуг с учетом требований Закона № 83-ФЗ и их дальнейшем предоставлении населению при реализации Закона № 210-ФЗ. По его словам, на выполнение именно этих двух законодательных актов направлены сейчас значительные усилия специалистов компании «САПФИР» в сотрудничестве со специалистами муниципальных образований.

Примечание. Доклад М. А. Наумовой, начальника финансово-казначейского управления города Рязани, «О необходимости публикации правовых актов финансовых органов» читайте в одном из ближайших номеров журнала «Бюджет».

Статью Н. Н. Фоминой, председателя департамента финансов администрации Липецка читайте в журнале «Бюджет» № 6—7/2011.

Материалы заседания выложены на сайте Сообщества финансистов России http://sfr.bujet.ru.

Поделиться