Версия для печати 4758 Материалы по теме
Барнаул: заслуженные награды  и новые вызовы

Савинцев Игорь Григорьевич
В последние годы в России осуществляются масштабные преобразования системы управления государством: проводятся административная и бюджетная реформы, совершенствуются межбюджетные отношения. Барнаул не стоит в стороне от проводимых преобразований. Именно позиция активного участника реализации государственной политики, направленной в конечном итоге на создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципального образования, позволяет сегодня говорить о накопленном опыте и достижениях.

Реформирование муниципальных финансов

В целях содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ на федеральном уровне действовал механизм предоставления финансовой помощи муниципалитетам по принципу «деньги в обмен на реформы в бюджетной сфере». Когда в 2005 году Министерство финансов РФ впервые объявило отбор муниципальных образований для участия в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, администрация города приняла решение об участии в отборе. И Барнаул вошел в число восьми муниципальных образований, претендующих на получение субсидий. За два с половиной года муниципалитет реализовал 27 мероприятий, принял 54 нормативно-правовых акта по следующим основным направлениям:

  • реформа бюджетного процесса;
  • разработка системы бюджетирования, ориентированной на результат;
  • проведение административной реформы;
  • реформирование муниципального сектора экономики;
  • совершенствование системы инвестиций;
  • создание условий для развития доходной базы бюджета города;
  • совершенствование долговой политики;
  • снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности.

Благодаря реализации программы реформирования город в условиях проходящей в стране бюджетной реформы оказался в более выгодной ситуации, чем многие другие муниципальные образования страны, в которых соответствующая нормативно-правовая база только формировалась. Безусловно, на сегодняшний день некоторые нормативно-правовые акты утратили силу, однако не все из них полностью потеряли актуальность, многие получили дальнейшее развитие в рамках указанных выше направлений реформирования.

На смену количественным показателям для оценки результатов осуществления структурными подразделениями администрации города собственных функций и полномочий пришли показатели индикативного плана, утвержденные на основе распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р, и доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Сегодня в Барнауле в рамках реформы бюджетного процесса осуществляется переход к новым механизмам финансового обеспечения муниципальных учреждений. С учетом требований Закона № 83-ФЗ утвержден новый порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, разработаны методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание муниципальных услуг. Для формирования муниципального задания отраслевые комитеты города подготовили расчеты нормативов финансовых затрат. В ходе реализации мероприятий по совершенствованию правового положения сформированы перечни субъектов, не являющихся участниками бюджетного процесса. Проводится процедура открытия лицевых счетов для обширной сети муниципальных учреждений нового типа. В конечном счете целью проводимых реформ является повышение качества оказания муниципальных услуг.

Программно-целевой метод бюджетирования реализуется в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ. На федеральном уровне поставлена задача формирования программного бюджета. Сегодня в бюджете Барнаула удельный вес расходов, осуществляемых в рамках программ, составил 16 %. Повышение доли программных расходов — задача, которая решается в рамках мероприятий по разработке проекта бюджета города на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Особое внимание уделяется контролю и оценке достижения показателей программного бюджета. Теперь важны результаты, которые планируется достичь за счет выделенных на это финансовых ресурсов. Во вновь утвержденном порядке оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ города Барнаула предусмотрена ответственность исполнителей за недостижение целевых индикаторов программы и поощрение за их качественное исполнение.

«Формирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию», — заявил в Бюджетном послании 2007 года президент России В. В. Путин. Принятие трехлетнего бюджета было революционным изменением в рамках бюджетной реформы. Барнаул одним из первых вслед за федеральным центром и администрацией края осуществил переход к утверждению трехлетнего бюджета. В конце ноября 2007 года городская дума приняла бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Практика разработки трехлетних бюджетов не была приостановлена и в годы кризиса. Кроме того, все проекты решений по бюджету начиная с 2006 года проходят обязательную процедуру публичных слушаний и общественную независимую экспертизу.

Сегодня можно сказать, что результат наших усилий очевиден. Барнаул отмечен дипломами Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». В феврале 2011 года на Красноярском экономическом форуме озвучены итоги III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС». Барнаул отмечен дипломом в номинации «За эффективное формирование и исполнение бюджета города». Участие в конкурсах — это возможность для города показать имеющиеся достижения, уровень развития, качество управления, продвинуть свои интересы как инвестиционной площадки, наглядно продемонстрировать свой ресурсный потенциал, обеспечивающий стабильное социально-экономическое развитие муниципального образования.

Социально-экономическое развитие и бюджет города

В минувшем году в развитии экономики нашего города наметились положительные тенденции в сфере промышленности, инвестиций, потребительского рынка и жилищного строительства. Индекс промышленного производства за 2010 год составил 118,5 % к 2009 году. В 2010 году увеличилась сеть предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах к 2009 году вырос на 7,2 %, оборот общественного питания увеличился на 9,1 %. Объем инвестиций в основной капитал за 2010 год увеличился на 12,5 % к уровню 2009 года.

Оживление производства, ввод новых рабочих мест в городе позволили снизить напряженность на рынке труда. Число безработных за отчетный год уменьшилось в 1,5 раза. Уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению снизился до 1 %. На особом контроле у администрации города остается вопрос просроченной задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях. За 2010 год сумма просроченной задолженности в городе сократилась в четыре раза. Средний размер заработной платы по крупным и средним предприятиям Барнаула за 2010 год увеличился к уровню 2009 года на 9,5 %.

Благодаря оживлению экономики и реализации антикризисных мер в городе обеспечена положительная динамика. В целях преодоления последствий финансового кризиса и повышения эффективности процесса исполнения бюджета города начиная с 2009 года утверждаются планы мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов бюджета города. Антикризисные меры и целенаправленная работа по укреплению финансовой самостоятельности бюджета позволили в 2010 году обеспечить выполнение основных социальных обязательств.

Темп поступления налоговых и неналоговых доходов в 2010 году к уровню 2008 года составил 117 %. Основное увеличение доходов бюджета произошло за счет налоговых поступлений, темп роста по которым составил 123,2 %. Доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась с 63 % в 2008 году до 67 % в 2010 году (см. рис. 1).

рис 1
За три года муниципальный долг города снижен на 95 %. Расходы на его обслуживание в 2010 году по сравнению с 2008 годом снизились на 85,4 % (см. рис. 2). Общий объем расходов бюджета города превысил докризисный уровень на 7,2 %. В приоритетном порядке исполнены обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, за предоставленные бюджетным учреждениям коммунальные услуги, по обслуживанию муниципального долга, социальным выплатам.

Несмотря на кризисные явления в экономике, расходы на реализацию адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета города в 2010 году удалось увеличить к уровню 2009 года в 1,5 раза. Сдан в эксплуатацию современный двухэтажный спортивный комплекс. Чтобы обеспечить максимальную доступность услуг для населения, открыт уникальный библиотечно-информационный центр. С 2008 года в Барнауле реализуются мероприятия, направленные на создание новых мест в дошкольных образовательных учреждениях, ежегодно вводится в эксплуатацию не менее одной тысячи дополнительных мест.

В 2010 году проведена работа по сокращению неэффективных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Отменено субсидирование организаций по возмещению недополученных доходов по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению. В результате к настоящему моменту неэффективные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства сокращены на четверть по сравнению с 2009 годом.

рис 2
За пять лет просроченная кредиторская задолженность сократилась на сумму более 1,2 млрд руб., или 99,6 %. Доля муниципальных бюджетных учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, составила 73 %.

За последние годы удалось достичь определенных успехов в формировании системы управления муниципальными финансами. В настоящее время на первый план выходит задача повышения эффективности работы бюджетной сферы как за счет структурных преобразований, так и благодаря использованию новых методов управления.

Поделиться