Версия для печати 11470 Материалы по теме
Рассказывает первый заместитель председателя правительства — министр инновационной, инвестиционной политики и внешнеэкономических связей Александр Брокерт

брокерт
—Какие факторы обеспечивают инвестиционную привлекательность республики?

—Правительство Республики Тыва уделяет особое внимание разработке и реализации мер по созданию благоприятного инвестиционного и инновационного климата и привлечению отечественного и иностранного капитала. За последние пять лет наблюдается увеличение валового регионального продукта на 26% в физическом объеме и в пять раз на душу населения. Динамичное развитие предприятий республики способствует созданию новых рабочих мест, росту доходов населения, увеличению доходов бюджета. Объем инвестиций в основной капитал составил 883 млн. рублей в 2003 году, и возрос к уровню 1997 года в четыре раза в сопоставимых ценах. Основными источниками инвестиций выступают средства федерального и республиканского бюджета, привлечение частных инвестиций.- экономического развития Республики Тыва предполагается решить целый комплекс вопросов, связанных с привлечением инвестиций в республику.
 —Какими условиями привлекают инвесторов в экономику Тывы?
—Правительством республики принимаются меры по улучшению инвестиционного климата республики, созданию эффективной и стабильной правовой базы инвестиционной деятельности, защите прав собственников, инвесторов, развития инфраструктуры. Действуют Закон Республики Тыва «Об инвестиционной деятельности», предусматривающий льготы для инвесторов, нормативные акты правительства, регулирующие инвестиционные процессы. Принята Концепция инвестиционной политики, которая определяет основные направления инвестиционной деятельности. Создана единая информационная база данных инвестиционных и инновационных проектов в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики. Формируется банк данных о потенциальных отечественных и иностранных инвесторах.
Формирование благоприятного инвестиционного имиджа республики в России и за ее пределами осуществляется путем распространения информации о Туве, о ее инвестиционном потенциале и инвестиционных проектах.
В соответствии с государственной инвестиционной политикой, при реализации инвестиционных проектов на первый план выдвигается задача стимулирования привлечения средств частного капитала (отечественного и иностранного), поиск новых форм совместного долевого (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.
Для финансирования инвестиционных проектов будут привлекаться российские региональные и иностранные финансовые институты. Всестороннюю поддержку получат компании, специализирующиеся на лизинге.
На основе мониторинга и анализа рынка финансовых посредников (российских и зарубежных) будут отбираться компании для работы по привлечению инвестиций в наиболее значимые проекты и на основе соглашений с ними определяться формы сотрудничества между правительством Республики Тыва и компаниями-инвесторами.  Предприятия и отрасли республики способны принять гораздо больший объем прямых иностранных инвестиций, чем осваивается сейчас.
Правительство республики усиливает инновационную направленность инвестиций. В 2004 году предусматривается направить более 26%, а в будущем — до 45% от общего объема республиканской инвестиционной программы на реализацию инновационных проектов с применением новейшего высокотехнологичного оборудования.
—Каких инвесторов ждут в регионе? Насколько, например, Корея заинтересована в инвестициях в Тыву? Какие осуществляются совместные проекты?
—В марте 2004 года состоялся визит председателя правительства Республики Тыва Ш.Д. Ооржака вместе с представителями ЗАО «Международный промышленный банк» в Монголию, Республику Корея (г. Сеул) с целью проведения переговоров о совместном освоении Элегестинского месторождения коксующихся углей в Республике Тыва. Во время поездки состоялись встречи в корпорации «POSCO» и корпорации малого бизнеса «SBC», подписан протокол о намерениях. В июне 2004 года делегация экспертов корпорации «POSCO» Республики Корея провела совместную работу с российскими экспертами по детальному изучению совместного освоения Элегестинского месторождения коксующихся углей. По итогам работы экспертов подписан протокол. Достигнута договоренность о поставке пробной партии угля с Чаданского угольного разреза корпорации «POSCO» объемом в 10 000 тонн.
горец
В июле 2004 года республику посетила делегация корпорации малого бизнеса «SBC» Республики Корея. Делегация приняла участие в республиканском совещании «Привлечение частных инвестиций в экономику Республики Тыва». По итогам визита делегации корпорации «SBC» подписан протокол о сотрудничестве, согласно которому корейская сторона рассмотрит возможность привлечения инвестиций для развития предприятий малого бизнеса Республики Тыва. —А как развивается сотрудничество с Монголией? —Новый импульс развитию экономического, научно-технического, культурного и других направлений и форм сотрудничества с Монголией придали договоренности на высшем уровне, достигнутые во время визита в Монголию Президента РФ В.В. Путина. Подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о принципах сотрудничества между местными администрациями Монголии и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Аспекты сотрудничества закреплены и конкретизированы председателем Правительства РФ М.М. Касьяновым 25—26 марта 2002 года во время переговоров в Улан-Баторе с премьер-министром Монголии Н. Энхбаяром.
Дальнейшему расширению сотрудничества послужили соглашения между правительством Республики Тыва и администрациями Убса-Нурского, Завханского и Ховдинского, Баян-Ульгийского аймаков Монголии о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и протоколы согласованных мероприятий по их реализации.
По просьбе правительства Республики Тыва в г. Кызыле открыто Генеральное консульство Монголии в г. Кызыле, отделение представительства Министерства иностранных дел РФ в г. Красноярске. Таким образом создаются все условия для процветания взаимоотношений с приграничными аймаками Монголии, и это дает свои результаты.
—Каков внешнеторговый оборот республики? Кто является основным партнером?
—Внешнеторговый оборот Республики Тыва за I полугодие 2004 года составил 1956,4 тыс. долл., в том числе экспорт — 1785,6 тыс. долл., импорт — 170,8 тыс. долл. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года внешнеторговый оборот (ВТО) республики снизился, что связано с запретом согласно телеграмме главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 13.02.2004 г. №13-8-01/1735 на ввоз из Монголии живых животных, мяса всех видов, рыбы, молочных продуктов, животноводческого сырья и кормов.
А ведь в настоящее время основным внешнеторговым партнером Республики Тыва является Монголия, торговля с которой обеспечивает 99% внешнеторгового оборота республики. Номенклатура импорта представлена в основном мясом, рыбой мороженой, шерстью, шкурами крупного рогатого скота. Почти все экспортно-импортные операции осуществляются по бартерным сделкам. Номенклатура экспорта — продовольственные товары, автотранспортные средства и запасные части к ним, канцелярские товары, предметы бытовой химии.
Реальные перспективы совершенствования и расширения внешней торговли не только нашей республики, но и сибирских регионов мы связываем с организацией транзитной торговли и превращением республики в связующее звено Сибири с рынками Монголии, Китая, Республики Корея. Для реализации этой задачи необходимо создать экономические предпосылки для организации товарных потоков Сибирь — Тыва — Монголия — Китай и обратно по той же схеме. Эффективное использование имеющихся для этого возможностей могут быть достигнуты совместными усилиями регионов Сибири в рамках межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
—За несколько лет объем валового регионального продукта увеличился в несколько раз. Как удалось достичь таких результатов?
—В период с 1996 по 2003 год валовой региональный продукт республики увеличился с 1484,1 млн. руб. до 7866,8 млн. руб., или в 5,3 раза в действующих ценах и в 1,3 раза — в сопоставимых ценах. Производство добавленной стоимости в промышленности увеличилось в действующих ценах в 4,4 раза, в сельском хозяйстве — в 6,1 раза, в строительстве — в 6,1 раза, лесном хозяйстве — в 3 раза, на транспорте — в 3,2 раза, в связи — в 3,6 раза, в торговле и общепите — в 4,8 раза. В отраслях социальной сферы произведено 49,7—53% валового регионального продукта, объем добавленной стоимости по производству социальных услуг увеличился за анализируемый период в 5,7 раза. Тем не менее, по оценке Минэкономразвития России, республика относится к регионам с депрессивной экономикой и занимала по интегральному уровню развития 86е место (в 2002 г.) среди субъектов Российской Федерации. Но при этом производит на душу населения валового регионального продукта 24,1%, вкладывает инвестиций 18,7% от федерального уровня. Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости) составляют 43,3%, уровень финансовой обеспеченности — 47,7% от общероссийского на душу населения.
—Как изменилась структура ВРП?
 —Различие в динамике объема ВРП и темпов роста добавленной стоимости отрасли в 1997—2003 годах обусловило сдвиги в отраслевой структуре регионального продукта: удельный вес отраслей, имевших темпы роста ниже темпов роста общего объема добавленной стоимости, снизился в промышленности с 11,2 до 9,3%; на транспорте — с 4,5 до 2,8%, в связи — с 2,3 до 1,5%, в торговле и общественном питании — с 14,1 до 12,8%. Сельское хозяйство и строительство повысили свой удельный вес в объеме ВРП соответственно с 12,9 до 14,9% и с 4,5 до 5,2%.
Высокий удельный вес добавленной стоимости отраслей социального блока свидетельствует о наличии значительных резервов развития и увеличения доли добавленной стоимости отраслей материального производства. Кризисное падение объемов материального производства и его последствия, дефолт 1998 года, наличие устаревшего оборудования, выпуск ряда наименований неконкурентоспособной продукции, частичная потеря квалифицированных кадров обусловили снижение доли производственных отраслей в производстве валового регионального продукта. Доля производства товаров в валовом региональном продукте оставалась стабильной — на уровне 30,2—30,6%. Удельный вес производства услуг снизился с 74,6 до 69,5%, при этом доля нерыночных услуг возросла с 39,7 до 42,5%.
ночью
Удельный вес добавленной стоимости в стоимости валовой продукции в основных отраслях экономики в 2003 году характеризовался следующими данными: в промышленности — 43,2%, в сельском хозяйстве — 58,9%, в обороте розничной торговли — 29,2%; в объеме инвестиций в основной капитал — 55,1%. Это показывает, что наиболее эффективный путь достижения удвоения ВРП республики — это принятие мер по увеличению выпуска сельскохозяйственной и промышленной продукции, развитие строительства, сферы торговли и услуг.
 —А какие тенденции развития экономики республики преобладают сейчас? 
—Конечно, следует учитывать, что позитивные результаты в экономике республики достигнуты на фоне глубокого экономического провала 90х годов. Более того, процессы, которые происходили в последнее время, далеко не однозначны. Все многообразие экономического развития можно свести к трем главным тенденциям. Первая — это возрастание доли социальных трансфертов в производстве валового регионального продукта с 45 до 53% в условиях снижения выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Вторая — усиление зависимости показателей экономического развития от добычи полезных ископаемых и природно-климатических условий. Доля добычи золота и угля в объеме промышленной продукции возросла на 12,7%. Изменение порядка лицензирования добычи золота, ряд неурожайных лет привели к сбоям в динамике экономического роста и снижению конкурентоспособности экономики региона. Третья тенденция — ухудшение параметров социальной сферы, несмотря на рост реальных доходов. Прежде всего это выражается в недостаточной доступности большинства значимых социальных услуг. Кроме того, продолжается снижение качества предоставляемых услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании.
Отсюда объективно возникает главная задача экономической политики правительства республики на ближайшие три года. Для обеспечения социально приемлемых темпов роста валового регионального продукта с целью его удвоения к 2010 году уровень конкурентоспособности, продовольственной безопасности экономики республики должен быть значительно повышен.

 Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.

Поделиться