— Валерий Васильевич, судя по итогам 2010 года, экономика Добринского района на подъеме. Особенно радует тот факт, что растет производственная активность в реальном секторе экономики. За счет чего достигаете таких результатов?
— На самом деле 2010 год был для Добринского района непростым, как, впрочем, и для всей Центральной России. Наши аграрии столкнулись с аномально жаркой погодой и вызванными ею проблемами, а ведь АПК — основа экономики района. Поэтому нам пришлось одновременно ликвидировать последствия экономического кризиса
— Одна из главных задач, которую вы ставите перед районом, как раз привлечение инвестиций. Чем можете заинтересовать потенциальных инвесторов?
— Инвесторы в нас уже заинтересованы. В 2010 году в деятельность района было привлечено около 750 миллионов рублей инвестиций, в том числе получено более 40 миллионов рублей кредитных средств. Более 520 миллионов инвестировано в промышленность. Само собой, не обошлось и без государственной поддержки. Для нормального функционирования сельского хозяйства нам удалось привлечь из бюджетов разных уровней 149,6 миллиона рублей.
На текущий, 2011 год намечено привлечь инвестиции в объеме 1036 миллионов рублей, в том числе в промышленность — 800 миллионов рублей. Мы гарантируем самый благоприятный режим тем, кто готов осуществлять новые инвестиционные проекты. Говорю специально для будущих инвесторов: приоритет в ближайшие годы будет отдан программам жилищного строительства, развитию малого и среднего бизнеса. Администрация района открыла удобный интернет-сайт, где содержится масса полезной информации для представителей бизнеса. Сведения о нас теперь доступны любому потенциальному инвестору в любом регионе России.
— А местный бизнес может рассчитывать на финансовую поддержку из бюджета? Что делается и уже сделано в данном направлении?
— На сегодня в Добринском районе 179 малых и средних предприятий, 749 индивидуальных предпринимателей. Объем их финансовой поддержки из различных бюджетов составил в 2010 году 18 миллионов рублей. За этот период создано 578 новых рабочих мест. Доля субъектов малого и среднего бизнеса в доходной части районного бюджета — 12 процентов. В денежном выражении это 33,5 миллиона рублей — кстати, на 33 процента больше, чем в 2009 году. Самый востребованный вид поддержки — помощь молодым предпринимателям (3,39 миллиона рублей), эти средства были возмещены из областного бюджета.
Администрация района предоставила залоговый фонд предпринимателям на сумму 4,6 миллиона рублей. Нам помогает и областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. За
— Вы стремитесь увеличить доходы бюджета района, при этом снижая его зависимость от бюджетообразующих предприятий. Откуда возьмутся дополнительные средства?
— Да, на нашей территории работают ОАО «Добринский сахарный завод», ОАО «Лакто», ООО «Добринская швейная фабрика». Их продукция пользуется заслуженным успехом и известна всей стране. Они вносят весомый вклад в районный бюджет. Но мы не должны быть привязаны к нескольким крупным налогоплательщикам. Так, например, одна из первоочередных экономических задач, поставленных администрацией района, — создание сельскохозяйственных кооперативов. В 10 из 19 сельских поселений уже создано 14 таких хозяйств. Их заготовительный оборот составил 7,6 миллиона рублей (при господдержке в 123 тысячи рублей). Конечно, этого пока недостаточно и работа предстоит большая. Но я верю, что наши кооперативы себя еще покажут и тоже пополнят доходную часть бюджета.
— Многие представители органов местного самоуправления жалуются на нехватку средств для выполнения своих обязательств перед жителями и тем более — на развитие муниципалитетов. Какие еще шаги вы предпринимаете по увеличению доходов бюджета?
— Бюджетная политика — это не только поиск доходов. Это еще и рациональное использование имеющихся ресурсов, разумная экономия там, где это возможно. Так, мы уделяем большое внимание реализации областной и муниципальной программ энергосбережения. В рамках этих программ приборами учета были оснащены жилые дома и бюджетные учреждения. В результате сокращение потребления энергоресурсов по объектам бюджетной сферы в целом по району составило 8,7 процента (областной показатель — 8,5 процента). А без энергосбережения и энергетической эффективности не может быть успешной модернизации экономики.
— В 2010 году в Добринском районе открылся многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Какие проблемы вы решили и планируете решить с помощью МФЦ?
— На создание МФЦ было затрачено 7,8 миллиона рублей, в том числе 650 тысяч рублей — из муниципального бюджета. Большую часть расходов взял на себя областной бюджет, за что мы глубоко признательны региональным властям. Этот проект имеет большое значение для района. Здесь централизованно будут оказываться около 250 различных услуг, из них федеральными службами — 67, областными — 43, муниципальными — 108.
Центр является по сути частью электронного правительства, постепенно внедряемого в России. Он позволяет сельским жителям получать услуги в соответствии с современными европейскими стандартами. Людям, которые обслуживаются по принципу «одного окна», теперь не нужно тратить свое время на посещение множества чиновников, стоять в многочисленных очередях. Липецкая область — уникальный в этом отношении регион. Доступа к такому количеству услуг через МФЦ нигде больше нет.
— Что еще планируется сделать для развития района?
— Губернатор Липецкой области Олег Петрович Королев поставил перед органами местного самоуправления задачу по созданию «народных» предприятий. Это будут закрытые акционерные общества (ЗАО), где 75 процентов акций должны принадлежать работникам. Сейчас администрация Добринского района совместно с главами сельских поселений определяет круг подходящих предприятий, чтобы начать необходимые совместные действия в данном направлении.
Таков один из ключевых приоритетов нашей нынешней деятельности. А вообще, миссия района согласно Стратегии социально-экономического развития до 2020 года — обеспечение высокого уровня жизни населения через развитие сельского хозяйства и промышленности. Отсюда и цели: создание условий для повышения качества жизни; улучшение демографической ситуации; создание сбалансированной и конкурентоспособной экономики; улучшение качества муниципального управления, повышение его эффективности. Стратегия была утверждена депутатами районного Совета 24 апреля 2008 года, впоследствии при проведении актуализации в нее были внесены изменения и дополнения.
— Что, на ваш взгляд, нужно сделать на региональном и федеральном уровнях, чтобы муниципалитеты имели возможность развиваться должными темпами?
— Вопросы местного самоуправления нельзя пускать на самотек, полагая, что жизнь сама все отрегулирует. У наших муниципалитетов при равных правах далеко не равные возможности, прежде всего экономические и финансовые. Президент России Д. А. Медведев недавно поднял тему децентрализации властных полномочий и возможной передачи части федеральных и региональных налогов на местный уровень. Вряд ли это произойдет быстро, даже если соответствующие решения будут приняты, но большинство муниципальных образований, конечно, заинтересовано в таком развитии событий.
Разумеется, органы местного самоуправления должны четко координировать свою политику с политикой субъекта Федерации и вместе с тем проявлять как можно больше инициативы, изыскивать новые источники доходов, не полагаться исключительно на государственную поддержку. Большое будущее здесь за малым и средним бизнесом, о котором мы уже подробно говорили.
— Добринский район стал одним из победителей Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Хорошая оценка вашей работы. Как удалось ее добиться?
— О том, как удалось этого добиться, я уже частично сказал. Две стороны нашей работы — высокая требовательность и ответственность. Жизнь сама заставляет действовать энергично, не полагаясь на удачу. Наш район аграрный, здесь нет и не предвидится мощной сырьевой базы, которая гарантировала бы поступление значительных средств в бюджет. А сельское хозяйство в России всегда было занятием рискованным. Поэтому мы в своей бюджетной политике учитываем все возможные риски и в то же время постоянно заботимся о завтрашнем дне, о перспективе.
Улучшение качества муниципального управления, повышение его эффективности, как я уже говорил, — составная часть нашей Стратегии развития до 2020 года. Сюда входит и повышение эффективности использования муниципального имущества и земельного фонда, и внедрение программно-целевого бюджетирования. Нам предстоит шире применять новейшие информационно-коммуникационные технологии в деятельности местного самоуправления, идти в ногу со временем — и все у нас получится.