17—18 июня в Москве прошла конференция «Социальные счета как технология реализации потребительских субсидий и трансформации натуральных льгот». С согласия организатора конференции — Института экономики города — мы публикуем резолюцию конференции.
Рассмотрев опыт внедрения проекта «Увеличение прозрачности местных бюджетов посредством использования технологии индивидуальных социальных счетов» участники конференции пришли к выводу о возможности и целесообразности использования механизма социальных счетов в процессе трансформации натуральных категориальных льгот в адресные формы помощи. Механизм социальных счетов будет способствовать повышению эффективности социально значимых расходов, поскольку он основан на следующих принципах:
— прозрачность бюджетных расходов, следствием которой становятся: более строгая финансовая дисциплина и повышение ответственности перед получателем помощи;
— расширение свободы потребительского выбора и передача получателям экономических рычагов воздействия на качество предоставляемых (субсидируемых) услуг;
— недопущение перекладывания государством своих обязательств на сторонних экономических агентов (что требует приведения обязательств в соответствие возможностям их финансирования).
Для создания условий, в которых преимущества социальных счетов могут быть реализованы в полной мере, участники конференции видят необходимость внесения отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации, а также осуществления ряда практических мероприятий, способствующих повышению эффективности социальной защиты населения. В частности, по итогам конференции выносятся следующие предложения:
Правительству РФ
— Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы РФ проект изменений в статью 217 Налогового кодекса РФ с тем, чтобы исключить выплаты социального характера из числа подлежащих включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
— В рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах разработать и внедрить механизм перевода на контрактную основу оказание социальных услуг населению, с отделением функций управления заказом на социальное обслуживание от функций непосредственного оказания услуг.
— Внести изменения в налоговое законодательство в целях обеспечения равных условий для конкуренции поставщиков различных организационно-правовых форм за право предоставления социально значимых услуг населению, решить проблему раздельного учета затрат на ведение деятельности, финансируемых за счет целевых поступлений, и предпринимательской деятельности по выполнению работ и услуг, ликвидировать препятствия для привлечения негосударственного финансирования.
— Разработать организационно-правовые механизмы, предоставляющие получателям жилищно-коммунальных услуг возможность снижения размера платежей в случае недопоставки услуг или их низкого качества.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ
— Разработать и утвердить методические рекомендации по анализу и расчету стоимости бюджетных услуг, предоставляемых населению, с учетом практического опыта Фонда «Институт экономики города».
— Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ нормативы по трудозатратам для расчета оптимальной штатной численности органов социальной защиты населения с учетом опыта и результатов оценки функциональной нагрузки специалистов этих органов, имеющегося у Фонда «Институт экономики города.
— Предложить Центральному банку РФ рассмотреть возможность создания единых правил обслуживания органов социальной защиты населения по перечислению средств, выплачиваемых в рамках социальных программ на банковские счета граждан.
— Разработать рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ по формированию общих баз данных получателей всех видов социальной помощи и содействовать созданию правовых условий к получению органами социальной защиты населения соответствующей ведомственной информации о составе семьи и доходах членов семьи в режиме on-line или off-line.
Органам исполнительной власти субъектов РФ
— В связи с рассмотрением в Государственной думе Федерального собрания РФ проекта федерального закона «О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством для отдельных категорий граждан», который предусматривает передачу на уровень субъектов Федерации расходных полномочий, связанных с предоставлением льгот наиболее многочисленным категориям граждан, включая ветеранов труда, разработать концепции и механизмы:
— трансформации передаваемых расходных полномочий в форму адресных потребительских субсидий, предусматривающих использование механизма социальных счетов;
— отмены нефинансируемых или переданных муниципальным образованиям без соответствующих субвенций расходных полномочий по предоставлению льгот и оказанию услуг населению;
— передачи государственных полномочий по исполнению федерального и регионального социального законодательства на муниципальный уровень с учетом ресурсов на их административное исполнение.
Кроме того, рекомендацией конференции всем участникам и органам исполнительной и законодательной власти является необходимость учета мирового опыта реализации социальных программ, исходящего из осознанного установления конечной цели каждого вида социальной поддержки, и соотнесения проводимых преобразований со стратегией дальнейшего развития социальной защиты населения в России, в том числе стратегией снижения уровня бедности.
Рассмотрев опыт внедрения проекта «Увеличение прозрачности местных бюджетов посредством использования технологии индивидуальных социальных счетов» участники конференции пришли к выводу о возможности и целесообразности использования механизма социальных счетов в процессе трансформации натуральных категориальных льгот в адресные формы помощи. Механизм социальных счетов будет способствовать повышению эффективности социально значимых расходов, поскольку он основан на следующих принципах:
— прозрачность бюджетных расходов, следствием которой становятся: более строгая финансовая дисциплина и повышение ответственности перед получателем помощи;
— расширение свободы потребительского выбора и передача получателям экономических рычагов воздействия на качество предоставляемых (субсидируемых) услуг;
— недопущение перекладывания государством своих обязательств на сторонних экономических агентов (что требует приведения обязательств в соответствие возможностям их финансирования).
Для создания условий, в которых преимущества социальных счетов могут быть реализованы в полной мере, участники конференции видят необходимость внесения отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации, а также осуществления ряда практических мероприятий, способствующих повышению эффективности социальной защиты населения. В частности, по итогам конференции выносятся следующие предложения:
Правительству РФ
— Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы РФ проект изменений в статью 217 Налогового кодекса РФ с тем, чтобы исключить выплаты социального характера из числа подлежащих включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
— В рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах разработать и внедрить механизм перевода на контрактную основу оказание социальных услуг населению, с отделением функций управления заказом на социальное обслуживание от функций непосредственного оказания услуг.
— Внести изменения в налоговое законодательство в целях обеспечения равных условий для конкуренции поставщиков различных организационно-правовых форм за право предоставления социально значимых услуг населению, решить проблему раздельного учета затрат на ведение деятельности, финансируемых за счет целевых поступлений, и предпринимательской деятельности по выполнению работ и услуг, ликвидировать препятствия для привлечения негосударственного финансирования.
— Разработать организационно-правовые механизмы, предоставляющие получателям жилищно-коммунальных услуг возможность снижения размера платежей в случае недопоставки услуг или их низкого качества.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ
— Разработать и утвердить методические рекомендации по анализу и расчету стоимости бюджетных услуг, предоставляемых населению, с учетом практического опыта Фонда «Институт экономики города».
— Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ нормативы по трудозатратам для расчета оптимальной штатной численности органов социальной защиты населения с учетом опыта и результатов оценки функциональной нагрузки специалистов этих органов, имеющегося у Фонда «Институт экономики города.
— Предложить Центральному банку РФ рассмотреть возможность создания единых правил обслуживания органов социальной защиты населения по перечислению средств, выплачиваемых в рамках социальных программ на банковские счета граждан.
— Разработать рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ по формированию общих баз данных получателей всех видов социальной помощи и содействовать созданию правовых условий к получению органами социальной защиты населения соответствующей ведомственной информации о составе семьи и доходах членов семьи в режиме on-line или off-line.
Органам исполнительной власти субъектов РФ
— В связи с рассмотрением в Государственной думе Федерального собрания РФ проекта федерального закона «О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством для отдельных категорий граждан», который предусматривает передачу на уровень субъектов Федерации расходных полномочий, связанных с предоставлением льгот наиболее многочисленным категориям граждан, включая ветеранов труда, разработать концепции и механизмы:
— трансформации передаваемых расходных полномочий в форму адресных потребительских субсидий, предусматривающих использование механизма социальных счетов;
— отмены нефинансируемых или переданных муниципальным образованиям без соответствующих субвенций расходных полномочий по предоставлению льгот и оказанию услуг населению;
— передачи государственных полномочий по исполнению федерального и регионального социального законодательства на муниципальный уровень с учетом ресурсов на их административное исполнение.
Кроме того, рекомендацией конференции всем участникам и органам исполнительной и законодательной власти является необходимость учета мирового опыта реализации социальных программ, исходящего из осознанного установления конечной цели каждого вида социальной поддержки, и соотнесения проводимых преобразований со стратегией дальнейшего развития социальной защиты населения в России, в том числе стратегией снижения уровня бедности.
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.