Политика№7 июль 2004 — 20 июля 2004

Страховщики под надзором

Версия для печати 3686 Материалы по теме
В начале марта Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно указу была создана Федеральная служба страхового надзора (ФССН), которой переданы функции страхового надзора Минфина РФ. Положение о ФССН будет подписано правительством в ближайшее время. А сегодня о необходимости создания подобного органа надзора и условиях, требуемых для успешного развития страхового рынка России, мы беседуем с руководителем службы страхового надзора Ильей Ломакиным-Румянцевым.

— Какие основные функции взяла на себя служба страхового надзора?
— Все функции будут определены правительством в Положении о ФССН, которое, я надеюсь, будет подписано уже к моменту выхода в свет журнала. Наши основные функции вытекают из Закона «Об организации страхового дела», из Гражданского кодекса РФ и множества других документов и включают в себя лицензирование; ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела; контроль над соблюдением страхового законодательства; обобщение практики страхового надзора; подготовку предложений по совершенствованию страхового законодательства и многое другое. Если говорить о кадровом составе, то численность территориальных органов страховой службы увеличится до 119, а штат центрального аппарата составит 150 человек. 
— Почему именно сейчас было принято решение о создании подобной службы?
— Это одно из положений административной реформы, главной задачей которой было отделить функции по развитию рынка от функций, связанных с контролем и надзором. 
— Какие дополнительные гарантии и возможности получат страховщики в результате работы службы?
— Надзор будет выявлять «больных и слабых». Большие возможности получат даже не страховщики, а застрахованные и страхователи. Мы поможем им избежать некачественных услуг. Если обратиться к истории — и не только российской, — то органы надзора возникают в помощь маленькому человеку. Считается, что крупные корпорации могут сами постоять за себя, могут определиться и с партнерами, и оценить качество услуг, которые им предлагают. А маленький человек не умеет этого делать. Да он и не должен. Основная его проблема —  в недостатке информации. И для этого в помощь маленькому человеку государство вводит систему контроля и надзора. Мы берем на себя функции контроля качества услуг, предоставляемых людям.
— Как вы осуществляете сотрудничество со страховщиками?
— Когда я собираю страховщиков на совещание, начинаю его фразой: «Добрый день, граждане поднадзорные». Это основная формула наших взаимоотношений. Но рынок этого не очень боится. Более того, он заинтересован в подобном надзоре, главная задача которого — оставить только надежные компании.
 — Какие шаги уже были предприняты вами в качестве руководителя службы?
— Мы подготовили и направили в правительство проект положения о ФССН, ввели практику еженедельного рассмотрения проблем закона об «автогражданке». Закон тяжелый, и необходимо выработать более удобную схему страхования автогражданской ответственности. Первым шагом была подготовка проекта постановления о полисе «выходного дня». Это дало бы возможность пенсионерам, пользующимся автомобилем только в выходные для поездок на дачу, приобрести страховку в два раза дешевле. Или, например, доработка системы бонус-малус, когда добропорядочный автолюбитель может получить скидку на приобретение страховки, а человек, неоднократно нарушавший правила дорожного движения, должен будет заплатить существенно большую сумму. Можно назвать это экономическим воспитанием правильного поведения.  Один из первых шагов — «вывешивание» списка очереди на лицензирование в Интернете. Это позволит успокоить рынок, да и нас это дисциплинирует. Еще мы ужесточили контроль над активами, которые принимаются на покрытие страховых резервов. Раньше основные решения принимались на основании годовой отчетности страховщиков. То есть существовал большой лаг между возникновением проблем и подготовкой мер по их устранению. Сейчас мы хотим сделать эту систему более динамичной, в интересах и страховщиков и их клиентов.
— Как вы оцениваете состояние страхового рынка в России? 
— Рынок развивается, и очень успешно. Он растет быстрее, чем многие другие отрасли экономики. Самый стремительный темп сейчас демонстрируют те сегменты рынка, которые находились до 90-х годов практически в неразвитом состоянии. Думаю, еще пять-десять лет эти темпы роста сохранятся. И если предположить, что ВВП у нас будет расти на 7—8% ежегодно, то рынок страхования должен расти как минимум в два раза быстрее.
— Какие условия необходимы для успешного развития страхового рынка России?
— Первое — это серьезное продумывание причин, порождающих различные схемы псевдострахования, и борьба с причинами их появления, а не с их последствиями. Понятно, если человек не верит в эффективное использование ЕСН, то он будет продолжать получать деньги в конверте. А если дать ему понять, что это может принести ему уже через несколько лет, то он сам захочет перейти на «белую» зарплату. Второе — необходимо стимулировать капитализацию рынка, в том числе привлекая зарубежные инвестиции. Есть еще несколько мер, которые могут показаться экзотическими, но они действенны. Например, если навести порядок в судебной системе, то существенно быстрее начнет развиваться страхование ответственности. А самое главное условие — общеэкономический рост и повышение благосостояния людей. Страхование развивается тогда, когда думают о завтрашнем дне, а не о том, как выжить сегодня.

Беседовала Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.

Поделиться