25 апреля 2024 года
Финансы№7 июль 2004 — 20 июля 2004

Программы союзного государства 2004

Версия для печати 3849 Материалы по теме
шишкин
Большая часть средств союзного бюджета (93%) направлена на реализацию программ Союзного государства Беларуси и России. Об этом сообщил заместитель государственного секретаря Союзного государства Иван Мацкевич во время деловой встречи в «Российской газете», где обсуждались вопросы разработки и реализации союзных производственных и социальных программ. В беседе принял участие начальник департамента регионального и международного сотрудничества Постоянного комитета Союзного государства Юрий Шишкин.    
По словам И. Мацкевича, основой экономической интеграции являются научно-технические программы, и большая часть бюджета направлена на их реализацию. «Реализация научно-технических программ позволила вернуть к жизни целый ряд отраслей, создать новые рабочие места», — заявил заместитель госсекретаря. Он также сообщил, что в настоящее время реализуется около 45 совместных программ, на финансирование которых союзным бюджетом выделено около 3 млрд. рублей.     Подробнее о реализации программ Союзного государства рассказывает начальник департамента регионального и международного сотрудничества Постоянного комитета Союзного государства Юрий ШИШКИН.

— Какие производственные программы поддерживает или планирует поддержать Союзное государство?
— В первую очередь это программы в тех областях науки и техники, в разработке которых Беларусь и Россия изначально шли на уровне мировых стандартов. Это программы по радиоэлектронике, металлургии, химической промышленности, автомобиле и сельхозмашиностроению. Словом, отрасли, которые в Беларуси и России хорошо развиты и научно-технический потенциал которых сейчас взаимно востребован. Эти направления складывались десятилетиями, и взаимодействие в этих отраслях было налажено еще до распада СССР. На первом этапе работы перед нами стояла задача восстановить связи, которые прежде существовали между предприятиями Союзного государства. Затем мы приступили к следующему этапу — вовлечению белорусских и российских предприятий в процесс совместной модернизации производства и создания новой продукции.
Так сложилось, что после распада Советского Союза вся отраслевая наука осталась в России, а Беларусь, изначально считавшаяся всесоюзным сборочным цехом, оказалась лишена серьезных центров разработки. Именно поэтому сейчас так важно соединить воедино научно-технические разработки российских ученых и производственный потенциал Беларуси.
На сегодняшний день в разработке и процессе реализации находится около 50 программ. Из отраслей, наиболее нуждающихся в поддержке со стороны Союзного государства, можно выделить автомобильное дизелестроение, производство теле- и радиоаппаратуры, производство сельскохозяйственной техники, самолетостроение и производство карьерного транспорта.  Программы рассчитаны на год-два. Особо масштабные — как, например, дизелестроение, карьерный транспорт — на 4—5 лет. Кстати, производственные программы решают не только экономические задачи, но и социальные. Поскольку большинство предприятий-участников являются градообразующими, мы просчитываем не только доход от предприятия, но и выгоду для населения.
 — Не секрет, что процедура утверждения союзных программ многими оценивается как чрезвычайно громоздкая. Известно, что сейчас вы работаете над упрощением этой процедуры. В этой связи вопрос: какие этапы утверждения программы только усложняют жизнь потенциальным исполнителям, а какие действительно позволяют отсеять недоработанные или неинтересные программы?
— В соответствии с существующим положением о порядке реализации союзных программ, утвержденным в октябре 2002 года, цикл разработки программы предполагает достаточно трудоемкую и длительную процедуру. На первом этапе рассматриваются предложения по разработке проекта программы, только потом запускается процедура ее согласования. Такой порядок требует дважды обращаться в правительства обоих государств и Совмин Союзного государства... Учитывая, что заседания правительства проводятся не каждый день и даже не ежемесячно, путь программы затягивается на полтора-два года. Поэтому наш департамент выступил с предложениями по упрощению процедуры утверждения программы. Мы считаем, что на первом этапе достаточно будет утверждения программы отраслевыми министерствами (промышленности, науки и образования, сельского хозяйства). Затем предложения должны быть согласованы с министерствами финансов и экономики, и далее они попадают на рассмотрение Постоянного комитета, который создает комиссию для рассмотрения предложений. На втором этапе проект программы в установленном порядке будет рассмотрен правительствами и Советом Министров Союзного государства.  Упрощение процедуры на первом этапе не сделает путь к бюджетным деньгам слишком простым, однако позволит сэкономить как минимум полгода.
— Какие механизмы бюджетного финансирования производственных программ являются оптимальными? 
— Наиболее эффективным при разработке новой техники и технологий является финансирование НИОКР на безвозмездной основе при условии, что предприятие вкладывает 50% своих средств. Кроме безвозмездного финансирования Союзное государство практиковало выделение бюджетных кредитов под проценты до 1/3 от ставки рефинансирования Центробанка. С 2003 года было предложено отказаться от бюджетного кредитования и просто субсидировать процентную ставку за пользование кредитом. То есть кредит предприятие получает в банковской системе, а Союзное государство берет на себя частичное погашение процентов. Однако мы считаем, что имеет смысл совмещать оба этих механизма, при этом устанавливать реальные сроки для возвращения заимствованных средств. Поэтому сейчас мы предлагаем Совету Министров принимать решения о предпочтительных механизмах финансирования в зависимости от сложности проекта, а не на общих условиях. 
— Очевидно, что эффективность союзных программ зависит от того, как исполнители программы выстроят свои отношения с потенциальными потребителями своей продукции. Планирует ли Союзное государство как-то курировать этот процесс?
 — В первую очередь мы поддерживаем те программы, которые могут заполнить реально существующую нишу на рынке. Одно из требований при разработке программы — наличие маркетинговых исследований, доказывающих присутствие портфеля заказов на данную продукцию. Возьмем, к примеру, программу развития дизельного автомобилестроения: в последнее время наблюдается тенденция роста спроса на большегрузные транспортные средства. По оценкам специалистов, к 2005 году этот показатель может достигнуть 58—60 тыс. машин, соответствующих требованиям европейских стандартов.
— Какие вопросы из числа тех, что касаются производственных программ, намечено обсудить на ближайшем заседании Совмина?
— Предполагается обсудить вопрос о реструктуризации задолженности по программам «Дизельное машиностроение» и «Союзный телевизор». На обсуждение будут представлены проекты программ производства сельхозтехники (планируется запустить универсальный комбайн, который сможет заменить 10—14 узкоспециализированных машин). Также будет представлена программа повышения эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и программа доработки и модернизации парка самолетов Ту-134 (цель программы — переоборудование учебных военных самолетов Ту-134УБЛ в пассажирские самолеты ТУ-134б-3).
— Как идет налаживание межрегионального сотрудничества между Беларусью и российскими регионами?
— Мы осуществляем сотрудничество со всеми субъектами РФ. Причем существует нормативно-правовая база, состоящая из 165 соглашений, регулирующая это сотрудничество. О том, что сотрудничество успешно развивается, можно судить по объему товарооборота между Россией и Беларусью, который составил в минувшем году 13 млрд. долл. (второе место после Германии). Но нас интересуют не только коммерческие эффекты взаимодействия. Мы в первую очередь оцениваем готовность российских предприятий в регионах к сотрудничеству. В 2001 году мы разослали губернаторам РФ письма с предложением о совместных программах.
И должен отметить, большая часть программ, которые мы сегодня рассматриваем, инициированы именно губернаторами.  

Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно