Любовь Денисова, заместитель начальника Управления федерального казначейства по Москве
Организация работы по исполнению федерального бюджета охватывает чрезвычайно широкий спектр функций, возложенных на органы федерального казначейства в сфере финансово-бюджетной и налоговой политики, проводимой в Российской Федерации. Доходы федерального бюджета, поступившие на территории Москвы и учитываемые органами федерального казначейства, составляют 41,5% всех доходов федерального бюджета РФ.
Учет доходов на территории Москвы в 2003 г., в соответствии с реализацией Концепции функционирования единого счета федерального казначейства, осуществлялся на едином счете №-40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ». Одновременно в 2003 г. органами федерального казначейства, в соответствии с законом «О бюджете города Москвы на 2003 год», производилось распределение средств, поступающих в уплату налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения по муниципальным образованиям. Доходы, распределенные в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетом Москвы, бюджетами муниципальных образований и бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов, ежедневно перечислялись в указанные бюджеты в день получения банковской выписки по счету. Ежедневно на следующий рабочий день информация по доходам, зачисленным в доход федерального бюджета, направлялась в ГУФК МФ РФ по ф. 611. В установленные сроки в ГУФК МФ РФ представлялась оперативная справка о перечислении сумм единого социального налога по ф. 606. Ежемесячно готовилась информация по отчету № 607 «Об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами федерального казначейства» для представления в ГУФК МФ РФ.
Ежемесячно осуществлялся краткосрочный прогноз ожидаемых поступлений в доход федерального бюджета на текущий месяц, за исключением периода с 26 по 30 (31) число и 1-го рабочего дня. Указанная информация отражалась в ежемесячно представляемых в ГУФК Минфина России оперативных сведениях об ожидаемых кассовых расходах федерального бюджета. В целях оперативного управления доходами, зачисленными в федеральный бюджет, дополнительно производился ежедневный прогноз доходов на текущий день.
Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов федерального бюджета в 2003 г. Управлением перечислено со счета 40101 на счет 40105 «Средства федерального бюджета» 468 410,2 млн. руб. в пределах доведенных по реестрам ГУФК МФ РФ объемов финансирования, без подкрепления денежными средствами.
Из указанной суммы за счет доходов, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, дополнительно профинансировано расходов 2 790,0 млн. руб. Обмен электронными документами с МЦИ при Банке России в отчетном году проводился с использованием новой версии шифрования и ЭЦП. Работа проходила без замечаний. Ежедневно, в соответствии с Соглашением по обмену информацией в электронном виде, осуществляется передача информации в государственные социальные внебюджетные фонды. В целях недопущения расхождений в отчетных данных органов казначейства и территориальных органов социальных внебюджетных фондов по доходам, перечисленным в бюджеты указанных фондов, ежемесячно проводилась сверка. В 2003 г. расхождений в отчетных данных не имелось.
В ходе исполнения федерального бюджета по учету доходов органы федерального казначейства столкнулись со следующими проблемами.
Невыясненные платежи
Во-первых, основная проблема по учету доходов федерального бюджета была связана с огромной суммой невыясненных платежей на счетах органов федерального казначейства — как при завершении 2002 г., так и при исполнении федерального бюджета 2003 г.
Следует отметить, что многочисленные изменения, вносимые в классификацию доходов бюджетов РФ приказом Минфина России от 11.12.2002 г. № 127н, и несвоевременное доведение до налогоплательщиков указанных изменений сказывались на правильности заполнения налогоплательщиками платежных поручений и повлекли резкое увеличение невыясненных поступлений. В целях снижения сумм невыясненных поступлений Минфином России и МНС России были разработаны совместные указания, и Управлением были предприняты максимальные меры к тому, чтобы все невыясненные платежи были выяснены.
Регламентация администраторов платежей
Не решенный до конца вопрос с регламентацией администраторов платежей потребовал от органов казначейства принятия мер, связанных с возвратами указанных платежей. В процессе взаимодействия с ГУФК Минфина России был частично решен вопрос по возврату плательщикам поступлений, не подлежащих зачислению на счет 40101. Управлению предоставлена возможность осуществлять возвраты указанных средств на основании заявления плательщика.
Частично решение вышеуказанных проблем при осуществлении учета доходов на счете 40101 возможно при зачислении на территории Москвы всех налогов и сборов, являющихся источниками формирования доходов бюджета города на счет органов федерального казначейства.
В 2003 г. органы казначейства приступили к учету доходов в разрезе администраторов, осуществляющих контроль за поступлением конкретных платежей. В связи с этим органами казначейства ежедневно производилась группировка доходов для администраторов, в том числе для налоговых органов, Государственного таможенного комитета, территориального органа Минимущества «Агентство федерального имущества по г. Москве», Московского земельного комитета, Минфина России.
Информация, сгруппированная по администраторам, направлялась в адрес указанных администраторов, при этом в Минфин России и ГТК России информация передавалась на бумажных носителях один раз в месяц. В адрес территориального органа Минимущества «Агентство федерального имущества по г. Москве» передача осуществлялась еженедельно на магнитных носителях. По каналам электронной связи передача информации производилась в Московский земельный комитет и налоговые органы. Были установлены и введены в эксплуатацию средства электронной цифровой подписи (ЭЦП), предназначенные для защиты обрабатываемой информации, на рабочих станциях локальной вычислительной сети отдела. Проверка работы средств ЭЦП при обмене информацией с подразделением УМНС по Москве в отчетном году не проводилась из-за неготовности в УМНС. Передача информации в органы казначейства, в нарушение указанных приказов в 2003 г., производилась налоговыми органами на бумажных носителях.
Ошибочные зачисления
Еще одна проблема, с которой мы столкнулись и которая остро встала перед органами федерального казначейства в 2003 г., — указание плательщиками ошибочных кодов, что приводило в ряде случаев к ошибочному зачислению средств на счет 40101. Управлению приходилось проводить определенную работу по уточнению. С одной стороны, действительно, если плательщик указал ошибочный код — органы федерального казначейства обязаны отразить его в отчетности и до получения заключения соответствующего администратора не вправе изменять этот код классификации. В таких случаях, когда само содержание платежа противоречит здравому смыслу, допустимо изменять назначение платежа по заявлению плательщика. Соответственно, с налогоплательщиком уточняли назначение платежа, потому что ни налоговый орган, ни какой-либо иной орган такого уточнения сделать не сможет.
Распределение регулирующих доходов
Проблемный вопрос связан с распределением регулирующих доходов. Дело в том, что Счетная плата РФ квалифицирует отклонение нормативов как потери федерального бюджета в связи с зачислением регулирующих доходов. Управлением принимаются все меры, направленные на правильное применение нормативов такого распределения. Отклонения от законодательно установленных нормативов образовывались только за счет округлений. Также в целях соблюдения межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней ежемесячно проводились сверки с Департаментом финансов Москвы и Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Москве. Поэтому при формировании отчета, и особенно при операциях по завершении года, необходимо обеспечить координацию деятельности не только с налоговыми, но и с финансовыми органами, c тем чтобы они своевременно уведомляли налоговые органы, а те — органы федерального казначейства о суммах регулирующих доходов, зачисляемых на счета субъектов с тем, чтобы мы правильно смогли применить нормативы распределения. С целью контроля над соблюдением законодательно установленных нормативов отчислений в федеральный бюджет регулирующих доходов от уплаты налогов и сборов осуществлялся анализ соблюдения нормативов отчислений в федеральный бюджет по регулирующим доходам от уплаты налогов и сборов на основании учетных данных органов федерального казначейства и данных налоговых органов.
Порядок зачисления налогов
Следует также отметить, что из-за несоблюдения налогоплательщиками порядка зачисления налогов и сборов значительная часть доходов, подлежащая зачислению напрямую на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», зачислялась на счет 40101. При этом одновременно часть доходов, подлежащая распределению на счете 40101, зачислялась на счета финансовых органов. Учитывая, что Москва относится к субъектам, не получающим дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на ее территории в 2003 г. было открыто свыше 200 счетов 40201 для зачисления региональных и местных налогов, а также налога на прибыль. Это создавало сложности при определении налогоплательщиками счетов для зачисления того или иного налога или сбора. В свою очередь зачисление налогов в ненадлежащем порядке создает дополнительные сложности при учете указанных доходов — как налоговыми органами, так и государственными внебюджетными фондами.
Исходя из анализа работы органов федерального казначейства по Москве за 2003 г., с точки зрения положений, вытекающих из Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2003 год», можно сделать выводы о том, что задачи, поставленные перед органами федерального казначейства по организации исполнения федерального бюджета на территории Москвы, в основном выполнены. Существующая система учета и распределения доходов на едином казначейском счете доходов позволяет органам федерального казначейства обрабатывать большие объемы платежных документов, осуществлять распределение доходов по администраторам и в минимальные сроки передавать соответствующую информацию по электронным каналам связи.
Постоянно проводится значительная работа по повышению эффективности управления государственными финансами. Регулярно проводятся совещания, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, требующие оперативного решения в процессе исполнения федерального бюджета, а также кассового обслуживания расходов федерального бюджета. Не случайно Управление лидирует среди территориальных управлений федерального казначейства по субъектам РФ по объему и насыщенности потоков средств федерального бюджета.
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.
Организация работы по исполнению федерального бюджета охватывает чрезвычайно широкий спектр функций, возложенных на органы федерального казначейства в сфере финансово-бюджетной и налоговой политики, проводимой в Российской Федерации. Доходы федерального бюджета, поступившие на территории Москвы и учитываемые органами федерального казначейства, составляют 41,5% всех доходов федерального бюджета РФ.
Учет доходов на территории Москвы в 2003 г., в соответствии с реализацией Концепции функционирования единого счета федерального казначейства, осуществлялся на едином счете №-40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ». Одновременно в 2003 г. органами федерального казначейства, в соответствии с законом «О бюджете города Москвы на 2003 год», производилось распределение средств, поступающих в уплату налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения по муниципальным образованиям. Доходы, распределенные в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетом Москвы, бюджетами муниципальных образований и бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов, ежедневно перечислялись в указанные бюджеты в день получения банковской выписки по счету. Ежедневно на следующий рабочий день информация по доходам, зачисленным в доход федерального бюджета, направлялась в ГУФК МФ РФ по ф. 611. В установленные сроки в ГУФК МФ РФ представлялась оперативная справка о перечислении сумм единого социального налога по ф. 606. Ежемесячно готовилась информация по отчету № 607 «Об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами федерального казначейства» для представления в ГУФК МФ РФ.
Ежемесячно осуществлялся краткосрочный прогноз ожидаемых поступлений в доход федерального бюджета на текущий месяц, за исключением периода с 26 по 30 (31) число и 1-го рабочего дня. Указанная информация отражалась в ежемесячно представляемых в ГУФК Минфина России оперативных сведениях об ожидаемых кассовых расходах федерального бюджета. В целях оперативного управления доходами, зачисленными в федеральный бюджет, дополнительно производился ежедневный прогноз доходов на текущий день.
Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов федерального бюджета в 2003 г. Управлением перечислено со счета 40101 на счет 40105 «Средства федерального бюджета» 468 410,2 млн. руб. в пределах доведенных по реестрам ГУФК МФ РФ объемов финансирования, без подкрепления денежными средствами.
Из указанной суммы за счет доходов, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, дополнительно профинансировано расходов 2 790,0 млн. руб. Обмен электронными документами с МЦИ при Банке России в отчетном году проводился с использованием новой версии шифрования и ЭЦП. Работа проходила без замечаний. Ежедневно, в соответствии с Соглашением по обмену информацией в электронном виде, осуществляется передача информации в государственные социальные внебюджетные фонды. В целях недопущения расхождений в отчетных данных органов казначейства и территориальных органов социальных внебюджетных фондов по доходам, перечисленным в бюджеты указанных фондов, ежемесячно проводилась сверка. В 2003 г. расхождений в отчетных данных не имелось.
В ходе исполнения федерального бюджета по учету доходов органы федерального казначейства столкнулись со следующими проблемами.
Невыясненные платежи
Во-первых, основная проблема по учету доходов федерального бюджета была связана с огромной суммой невыясненных платежей на счетах органов федерального казначейства — как при завершении 2002 г., так и при исполнении федерального бюджета 2003 г.
Следует отметить, что многочисленные изменения, вносимые в классификацию доходов бюджетов РФ приказом Минфина России от 11.12.2002 г. № 127н, и несвоевременное доведение до налогоплательщиков указанных изменений сказывались на правильности заполнения налогоплательщиками платежных поручений и повлекли резкое увеличение невыясненных поступлений. В целях снижения сумм невыясненных поступлений Минфином России и МНС России были разработаны совместные указания, и Управлением были предприняты максимальные меры к тому, чтобы все невыясненные платежи были выяснены.
Регламентация администраторов платежей
Не решенный до конца вопрос с регламентацией администраторов платежей потребовал от органов казначейства принятия мер, связанных с возвратами указанных платежей. В процессе взаимодействия с ГУФК Минфина России был частично решен вопрос по возврату плательщикам поступлений, не подлежащих зачислению на счет 40101. Управлению предоставлена возможность осуществлять возвраты указанных средств на основании заявления плательщика.
Частично решение вышеуказанных проблем при осуществлении учета доходов на счете 40101 возможно при зачислении на территории Москвы всех налогов и сборов, являющихся источниками формирования доходов бюджета города на счет органов федерального казначейства.
В 2003 г. органы казначейства приступили к учету доходов в разрезе администраторов, осуществляющих контроль за поступлением конкретных платежей. В связи с этим органами казначейства ежедневно производилась группировка доходов для администраторов, в том числе для налоговых органов, Государственного таможенного комитета, территориального органа Минимущества «Агентство федерального имущества по г. Москве», Московского земельного комитета, Минфина России.
Информация, сгруппированная по администраторам, направлялась в адрес указанных администраторов, при этом в Минфин России и ГТК России информация передавалась на бумажных носителях один раз в месяц. В адрес территориального органа Минимущества «Агентство федерального имущества по г. Москве» передача осуществлялась еженедельно на магнитных носителях. По каналам электронной связи передача информации производилась в Московский земельный комитет и налоговые органы. Были установлены и введены в эксплуатацию средства электронной цифровой подписи (ЭЦП), предназначенные для защиты обрабатываемой информации, на рабочих станциях локальной вычислительной сети отдела. Проверка работы средств ЭЦП при обмене информацией с подразделением УМНС по Москве в отчетном году не проводилась из-за неготовности в УМНС. Передача информации в органы казначейства, в нарушение указанных приказов в 2003 г., производилась налоговыми органами на бумажных носителях.
Ошибочные зачисления
Еще одна проблема, с которой мы столкнулись и которая остро встала перед органами федерального казначейства в 2003 г., — указание плательщиками ошибочных кодов, что приводило в ряде случаев к ошибочному зачислению средств на счет 40101. Управлению приходилось проводить определенную работу по уточнению. С одной стороны, действительно, если плательщик указал ошибочный код — органы федерального казначейства обязаны отразить его в отчетности и до получения заключения соответствующего администратора не вправе изменять этот код классификации. В таких случаях, когда само содержание платежа противоречит здравому смыслу, допустимо изменять назначение платежа по заявлению плательщика. Соответственно, с налогоплательщиком уточняли назначение платежа, потому что ни налоговый орган, ни какой-либо иной орган такого уточнения сделать не сможет.
Распределение регулирующих доходов
Проблемный вопрос связан с распределением регулирующих доходов. Дело в том, что Счетная плата РФ квалифицирует отклонение нормативов как потери федерального бюджета в связи с зачислением регулирующих доходов. Управлением принимаются все меры, направленные на правильное применение нормативов такого распределения. Отклонения от законодательно установленных нормативов образовывались только за счет округлений. Также в целях соблюдения межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней ежемесячно проводились сверки с Департаментом финансов Москвы и Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Москве. Поэтому при формировании отчета, и особенно при операциях по завершении года, необходимо обеспечить координацию деятельности не только с налоговыми, но и с финансовыми органами, c тем чтобы они своевременно уведомляли налоговые органы, а те — органы федерального казначейства о суммах регулирующих доходов, зачисляемых на счета субъектов с тем, чтобы мы правильно смогли применить нормативы распределения. С целью контроля над соблюдением законодательно установленных нормативов отчислений в федеральный бюджет регулирующих доходов от уплаты налогов и сборов осуществлялся анализ соблюдения нормативов отчислений в федеральный бюджет по регулирующим доходам от уплаты налогов и сборов на основании учетных данных органов федерального казначейства и данных налоговых органов.
Порядок зачисления налогов
Следует также отметить, что из-за несоблюдения налогоплательщиками порядка зачисления налогов и сборов значительная часть доходов, подлежащая зачислению напрямую на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», зачислялась на счет 40101. При этом одновременно часть доходов, подлежащая распределению на счете 40101, зачислялась на счета финансовых органов. Учитывая, что Москва относится к субъектам, не получающим дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на ее территории в 2003 г. было открыто свыше 200 счетов 40201 для зачисления региональных и местных налогов, а также налога на прибыль. Это создавало сложности при определении налогоплательщиками счетов для зачисления того или иного налога или сбора. В свою очередь зачисление налогов в ненадлежащем порядке создает дополнительные сложности при учете указанных доходов — как налоговыми органами, так и государственными внебюджетными фондами.
Исходя из анализа работы органов федерального казначейства по Москве за 2003 г., с точки зрения положений, вытекающих из Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2003 год», можно сделать выводы о том, что задачи, поставленные перед органами федерального казначейства по организации исполнения федерального бюджета на территории Москвы, в основном выполнены. Существующая система учета и распределения доходов на едином казначейском счете доходов позволяет органам федерального казначейства обрабатывать большие объемы платежных документов, осуществлять распределение доходов по администраторам и в минимальные сроки передавать соответствующую информацию по электронным каналам связи.
Постоянно проводится значительная работа по повышению эффективности управления государственными финансами. Регулярно проводятся совещания, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, требующие оперативного решения в процессе исполнения федерального бюджета, а также кассового обслуживания расходов федерального бюджета. Не случайно Управление лидирует среди территориальных управлений федерального казначейства по субъектам РФ по объему и насыщенности потоков средств федерального бюджета.
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.