В конце мая свое десятилетие отметила Контрольно-счетная палата Москвы. Это — первая по времени образования палата из аналогичных органов в России. Итоги работы за 10 лет подводит председатель палаты Виктор ДВУРЕЧЕНСКИХ.
Главная цель работы КСП — сделать прозрачным процесс расходования бюджетных средств. Я считаю большим достижением нашей работы то, что без деятельности КСП бюджетный процесс города уже немыслим. То есть сейчас мы осуществляем контроль на всех стадиях бюджетного процесса. По нашим материалам в прошлом году было принято 18 постановлений правительства. Это яркий показатель того, что власть не только прислушивается к нам, но и решает вопросы по нашим материалам. Без наших заключений депутаты не рассматривают проекты городских законодательных актов. И это говорит о том, что палате удалось занять прочное место в бюджетном процессе. Наш КПД измеряется не в возвращенных в бюджет деньгах, а в работе, позволяющей городу постоянно контролировать всю систему исполнения бюджета, находить дополнительные резервы увеличения и оптимизации расходов. Если говорить о будущем Контрольно-счетной палаты, то начну с того, что сейчас мы приняли структуру штатного расписания, которое не будет меняться ближайшие четыре года. Оно выстроено с учетом новой политики палаты, началом нового этапа развития КСП.
Предыдущие десять лет условно можно назвать первым этапом становления Контрольно-счетной палаты. Все это время мы занимались контролем бюджета путем сбора и частичной обработки информации об исполнении бюджета. Это означает, что проводимые нами мероприятия носили большей частью информационный характер. Сейчас мы переходим ко второму этапу, суть которого заключается не только в контроле над исполнением бюджета, но и в контроле качества исполнения бюджета. То есть мы проверяем не только законность и целевое использование бюджетных средств, но рациональность и эффективность их использования. Таким образом мы переходим к новому этапу развития государственного аудита, когда наиболее важным является взаимодополняющее функционирование двух его основных составляющих — аудита рациональности и эффективности. Стоит заметить, что аудит эффективности невозможен, если отсутствует аудит рациональности, предшествующий ему. Поясню на примере. Одно дело проводить проверки, когда бюджетные деньги уже растрачены. В этом случае мы можем в дальнейшем лишь констатировать факты. Другое дело — поставить под контроль все стадии бюджетного процесса. То есть, до принятия решения об утверждении проекта или программы, мы, со своей стороны, также будем проводить проверку ее необходимости. В данном случае это я и называю аудитом рациональности. Он позволяет оценить с точки зрения национальных интересов страны и долгосрочных интересов развития региона рациональность вложения средств в то или иное предприятие и проконтролировать не только статьи уже «отработавшего» бюджета, но и дать анализ готовящегося проекта.
Необходимо также понять, что как аудит эффективности, так и аудит рациональности невозможны без применения передовых методов и новых инструментов контроля. Счетные палаты отличаются от других контрольных органов тем, что главное в нашей деятельности не сделать вывод о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств, а подсказать власти возможные пути для выработки управленческого решения с целью предотвращения нарушений в будущем.
Стоит заметить, что наша палата — в некотором смысле открытое учреждение. Очень часто к нам приезжают делегации из региональных контрольно-счетных органов для обмена опытом и изучения методов нашей работы. К десятилетию палаты мы издали 6 книг, которые, в свою очередь, были направлены в регионы для ознакомления. Сотрудники КСП Москвы постоянно принимают участие в региональных и международных конференциях в целях обогащения знаний и профессиональных навыков работы. В свою очередь наш опыт очень востребован в регионах. Кроме того, для повышения эффективности работы палаты мы постоянно привлекаем независимых экспертов, юридических или физических лиц, что не только способствует организации более продуктивной работы, но и позволяет сформировать независимое объективное мнение о проводимых контрольных мероприятиях.
В заключение хотелось бы еще раз поздравить всех работников Контрольно-счетной палаты с десятилетним юбилеем и пожелать успехов в работе на благо общества.
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.
Главная цель работы КСП — сделать прозрачным процесс расходования бюджетных средств. Я считаю большим достижением нашей работы то, что без деятельности КСП бюджетный процесс города уже немыслим. То есть сейчас мы осуществляем контроль на всех стадиях бюджетного процесса. По нашим материалам в прошлом году было принято 18 постановлений правительства. Это яркий показатель того, что власть не только прислушивается к нам, но и решает вопросы по нашим материалам. Без наших заключений депутаты не рассматривают проекты городских законодательных актов. И это говорит о том, что палате удалось занять прочное место в бюджетном процессе. Наш КПД измеряется не в возвращенных в бюджет деньгах, а в работе, позволяющей городу постоянно контролировать всю систему исполнения бюджета, находить дополнительные резервы увеличения и оптимизации расходов. Если говорить о будущем Контрольно-счетной палаты, то начну с того, что сейчас мы приняли структуру штатного расписания, которое не будет меняться ближайшие четыре года. Оно выстроено с учетом новой политики палаты, началом нового этапа развития КСП.
Предыдущие десять лет условно можно назвать первым этапом становления Контрольно-счетной палаты. Все это время мы занимались контролем бюджета путем сбора и частичной обработки информации об исполнении бюджета. Это означает, что проводимые нами мероприятия носили большей частью информационный характер. Сейчас мы переходим ко второму этапу, суть которого заключается не только в контроле над исполнением бюджета, но и в контроле качества исполнения бюджета. То есть мы проверяем не только законность и целевое использование бюджетных средств, но рациональность и эффективность их использования. Таким образом мы переходим к новому этапу развития государственного аудита, когда наиболее важным является взаимодополняющее функционирование двух его основных составляющих — аудита рациональности и эффективности. Стоит заметить, что аудит эффективности невозможен, если отсутствует аудит рациональности, предшествующий ему. Поясню на примере. Одно дело проводить проверки, когда бюджетные деньги уже растрачены. В этом случае мы можем в дальнейшем лишь констатировать факты. Другое дело — поставить под контроль все стадии бюджетного процесса. То есть, до принятия решения об утверждении проекта или программы, мы, со своей стороны, также будем проводить проверку ее необходимости. В данном случае это я и называю аудитом рациональности. Он позволяет оценить с точки зрения национальных интересов страны и долгосрочных интересов развития региона рациональность вложения средств в то или иное предприятие и проконтролировать не только статьи уже «отработавшего» бюджета, но и дать анализ готовящегося проекта.
Необходимо также понять, что как аудит эффективности, так и аудит рациональности невозможны без применения передовых методов и новых инструментов контроля. Счетные палаты отличаются от других контрольных органов тем, что главное в нашей деятельности не сделать вывод о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств, а подсказать власти возможные пути для выработки управленческого решения с целью предотвращения нарушений в будущем.
Стоит заметить, что наша палата — в некотором смысле открытое учреждение. Очень часто к нам приезжают делегации из региональных контрольно-счетных органов для обмена опытом и изучения методов нашей работы. К десятилетию палаты мы издали 6 книг, которые, в свою очередь, были направлены в регионы для ознакомления. Сотрудники КСП Москвы постоянно принимают участие в региональных и международных конференциях в целях обогащения знаний и профессиональных навыков работы. В свою очередь наш опыт очень востребован в регионах. Кроме того, для повышения эффективности работы палаты мы постоянно привлекаем независимых экспертов, юридических или физических лиц, что не только способствует организации более продуктивной работы, но и позволяет сформировать независимое объективное мнение о проводимых контрольных мероприятиях.
В заключение хотелось бы еще раз поздравить всех работников Контрольно-счетной палаты с десятилетним юбилеем и пожелать успехов в работе на благо общества.
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.