Успешные результаты социально-экономического развития России в последние месяцы позволяют президенту и правительству делать весьма амбициозные прогнозы на будущее.
В ежегодном обращении президента к Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу добиться удвоения ВВП уже к 2010 г. и постепенно снижать инфляцию — до 3% в год. Четко обозначены президентом и задачи налоговой реформы, и реформы бюджетной системы, а также проблемы социальной политики — реформы системы здравоохранения, образования, обеспечения граждан доступным жильем. В целом поставленные президентом задачи с энтузиазмом восприняты в обществе, но методы достижения результатов трактуются по-разному. Едино общество лишь в том, что текущая ситуация, в которой находится экономика страны, благоприятна для того, чтобы добиться максимальных результатов в кратчайшие сроки. Вопрос лишь в том, какими средствами добиться этих результатов.
Алексей Синюрин, кандидат экономических наук
Президент Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию обратил внимание прежде всего на высокие темпы экономического роста в России.
«В прошлом году темпы роста нашей экономики составили 7,3%, а в первые 4 месяца этого года — 8%», — сообщил он. Тем не менее, по его словам, не все возможности для экономического роста и социального развития были использованы. Президент убежден, что России сейчас необходимо «расти быстрее, чем остальной мир», поскольку именно это «вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях». В связи с этим В. Путин вновь вернулся к задаче удвоения ВВП за 10 лет, подчеркнув, что «действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в том числе и борьбы с бедностью, может дать только экономический рост». По его словам, «мы вполне способны за 10 лет увеличить наш экономический потенциал в 2 раза, как говорили еще в прошлом году; способны, если удержим среднегодовые темпы роста хотя бы на уровне I квартала текущего года. Более того, при сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за 10 лет, а уже к 2010 г.»
Действительно, если бы темпы экономического роста, сложившиеся в январе—апреле, сохранились неизменными в течение нескольких лет, удвоить ВВП удалось бы не за 10 лет, а за 8-9. Вопрос лишь в том, какой год брать за базу сравнения. Можно взять за «начало отсчета» 2000 г., когда В. Путин стал президентом, можно 2003 г., т. к. задача удвоения ВВП была впервые озвучена именно в 2003 г., можно 2002 г. — ведь если об удвоении ВВП впервые заговорили в 2003 г., то за базу отсчета нужно было брать последний год, за который имелись данные.
Помимо задачи удвоения ВВП В. Путин обозначил и более сложную проблему — сдерживание инфляции и замедление ее темпов. Он заявил в обращении к Федеральному Собранию, что «необходима взвешенная макроэкономическая политика — нужно продолжать то, что у нас сложилось в экономике в последние годы, — политика последовательного снижения инфляции до 3% в год и создания в течение ближайших 2 лет необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля». Несмотря на то, что низкие темпы роста цен сдерживают развитие производства (таков закон экономического развития), президент все же настаивает на том, чтобы добиться этого уровня. Правда, со слов президента осталось непонятно, подразумевается ли замедление инфляции до 3% в год или же снижение темпов инфляции на 3 процентных пункта каждый год (например, с 10% в 2004 г. до 7% в 2005 г., затем до 4% в 2006 г. и т. д.). Но в любом случае задача была обозначена, и на эту тему уже разгорелась ожесточенная дискуссия в среде экономистов.
Президент в обращении заявил буквально следующее: «Мы знаем о принятых в этой сфере законах, знаем, что и правительство, и Центральный банк такую задачу ставят, но создают для себя более комфортные условия — где-то к 2007 году. Можно, вполне можно сегодня намного быстрее». Но тут планы президента были подвергнуты критике Министерством экономического развития и торговли. По мнению Германа Грефа, в период структурных реформ фоновая инфляция должна быть на уровне 5-6% и «ее снижение до 3% целесообразно за пределами 2008 г.». Выход на уровень инфляции в 3% ранее 2008 г. может законсервировать структурные преобразования в различных отраслях экономики, считает министр. Министр финансов Алексей Кудрин, наоборот, уверен, что правительство может обеспечить снижение уровня инфляции до 3% в год. По его словам, главным фактором инфляции является количество денежной массы в обращении, а не тарифы естественных монополий, как полагают многие. «Минфин путем проведения специальных мер, в том числе путем изъятия избыточной денежной массы в стабилизационный фонд, может удержать инфляцию на уровне 3% в год», отметил министр.
Несмотря на поставленные президентом задачи удержания нынешних темпов экономического роста и недопущения их снижения, МЭРТ по-прежнему прогнозирует замедление экономического роста в ближайшие годы. Однако если раньше МЭРТ прогнозировал, что рост ВВП в 2004 г. составит 6,4%, то теперь, исходя из повышения оценки среднегодовой цены на нефть с 28,5 до 29 долларов за баррель, ожидается, что он достигнет 6,6%; в 2005—2007 гг. рост ВВП будет составлять 5,9—6,1% ежегодно, а не 4,8—4,9%, как предполагалось ранее. Увы, при таких темпах экономического роста удвоить ВВП не удастся не только к 2010 г., но и к 2012 г. А ведь МЭРТ предусматривает не только благоприятный вариант развития событий (исходя из более высоких мировых цен на нефть), но и неблагоприятный (предполагающий снижение цен на нефть до 20 долл./барр.)
По большому счету, эксперты МЭРТ правы, поскольку объективно оценивают текущую ситуацию и возможные перспективы внешней конъюнктуры, не строя иллюзий насчет того, что высокие цены на нефть сохранятся в течение нескольких лет. Однако они не учитывают, что президент помимо задачи удвоения ВВП в своем обращении говорил и о структурных реформах в экономике, которые должны были стать дополнительным фактором экономического роста. «Необходимым условием обеспечения высоких темпов развития остается завершение преобразований, идущих во многих секторах экономики и социальной сферы», говорил В. Путин в обращении к Федеральному Собранию.
Действительно, без структурных изменений в российской экономике, которые позволили бы нам избавиться от сырьевой зависимости и создали бы условия для стимулирования тех производств, которые не зависят от цен на энергоносители и ориентируются на внутреннее потребление, а также нацелены на переработку сырья и материалов, сложно гарантировать высокие темпы экономического роста. Ведь высокий рост ВВП достигается сейчас за счет интенсивного развития топливной промышленности и производств, занятых ее обслуживанием.
Увы, в последние месяцы создается ощущение, что вся экономическая политика России, а также важнейших министерств и ведомств нацеливается на выполнение задачи удвоения ВВП любыми возможными средствами. В самой задаче нет ничего плохого; плохо то, что достижение результата любой ценой может отвлечь правительство от комплексного подхода к проведению структурных реформ. Например, укрепление реального эффективного курса рубля, которое по итогам 2004 г. не должно превысить 7%, Центральный банк объясняет интересами российских производителей, прежде всего экспортеров нефти. Однако при этом поддерживается лишь нефтяная отрасль — локомотив экономического роста. Но никаких мер для поддержки других отраслей промышленности не принимается. И хотя реальное укрепление рубля способствует повышению уровня жизни населения, этот фактор воспринимается как второстепенный, так как главная задача Центробанка — стимулировать добычу и экспорт нефти. При этом более высокий курс доллара позволяет увеличить стоимостной объем ВВП при постоянном физическом объеме. Уже на этом можно добиться увеличения ВВП на несколько процентных пунктов, а ведь еще имеет значение и экономическая заинтересованность экспортера наращивать физический объем при большей валютной выручке.
В результате фактором роста ВВП становится не структурная перестройка экономики, а увеличение физических и стоимостных объемов добычи нефти. По этой причине Центральный банк не заинтересован в укреплении курса рубля по отношению к доллару и всячески старается не допустить этого укрепления. Банк России активно покупает доллары на валютной сессии, а также напрямую у банков. В итоге только за неделю с 22 по 28 мая золотовалютные резервы России выросли на 2,2 млрд. долл. и достигли уровня конца февраля — 85,4 млрд. долл. При этом во избежание инфляции рубли не эмитируются, денежная база не растет. Для покупки валюты используются средства стабилизационного фонда федерального бюджета. Тем самым делаются не слишком надежные вложения в американскую экономику, которая в последнее время не отличается устойчивостью. Ситуация на валютном рынке осложняется нестабильностью в банковском секторе после скандала вокруг «Содбизнесбанка» и банка «КредитТраст». В банковском сообществе поселилось взаимное недоверие, на межбанковском рынке многие банки начали закрывать лимиты кредитования друг другу. Не исключено, что в случае сохранения нестабильности на финансовом рынке Центральный банк может не справиться с задачей удержания инфляции и сдерживания укрепления реального эффективного курса рубля.
Хочу в заключение отметить один очень значимый и благоприятный факт: в мае Федеральная служба государственной статистики (ФСГС, бывший Госкомстат) была выведена из подчинения МЭРТ и перешла в прямое подчинение Правительству России. Это не просто формальная процедура, но еще и свидетельство того, что правительство заинтересовано в том, чтобы статистические данные по развитию российской экономики были объективными и непредвзятыми, а не подлежали предварительному визированию чиновниками заинтересованного министерства. Недаром в начале апреля советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов высказал соображение, что статус Федеральной службы государственной статистики будет изменен. Необходимость изменения статуса ФСГС, по его словам, связана с тем, что «деятельность ее сотрудников находится под влиянием групп, преследующих свои интересы». А. Илларионов также выразил мнение, что статслужба не может предоставлять объективные данные о состоянии российской экономики, если находится в ведении МЭРТ РФ.
Темпы роста в основных отраслях экономики России в апреле были ниже, чем в целом за период с начала года. К тому же МЭРТ прогнозирует замедление роста к концу года по всем отраслям, кроме сельского хозяйства. Например, в промышленности при росте производства в январе—апреле на 7,4% к концу года рост должен замедлиться до 6,1%, инвестиции в основной капитал при нынешнем росте на 12,9% должны по итогам года вырасти лишь на 11%, оборот розничной торговли при росте на 10,7% в январе—апреле, по итогам 2004 г., как предполагается, покажет рост лишь на 8,8%. Иными словами, налицо стагнация производства по всей номенклатуре отраслей, для преодоления которой необходимы серьезные реформы не на словах, а на деле.
В социальной сфере к концу года также ожидается ухудшение ситуации: реальные доходы россиян, которые в январе—апреле превысили прошлогодние значения на 11,5%, к концу года покажут гораздо меньший рост — лишь 9%. Зарплата будет расти, но темпы роста также замедлятся: если сейчас она на 27,3% превышает значение 2003 г., то к концу года превышение составит всего 22,7%. Реальная зарплата, которая характеризует ее покупательную способность с поправкой на инфляцию, сейчас показывает рост на 15,1%, а концу 2004 г. рост будет составлять лишь 12,5%. Кроме того, вырастет безработица: общая численность безработных увеличится примерно на 100 тыс. человек, а уровень безработицы увеличится с нынешних 8,4 до 8,6%.
Во внешней торговле к концу года ситуация также изменится. Если сейчас темпы роста экспорта ненамного превышают темпы роста импорта (экспорт растет на 23%, а импорт — на 21%), то к концу года импорт будет расти быстрее экспорта— соответственно на 20 и на 12%. Поэтому если по итогам января—апреля экспорт превысил импорт почти вдвое (соответственно 51 млрд. долл. против 27 млрд. долл.), то к концу года от этого двукратного превышения останется лишь 68%.
И если сейчас положительное сальдо внешней торговли, которое составило в январе—апреле 24,3 млрд. долл., на 26% (то есть более чем на четверть) превышает аналогичный показатель за 4 месяца 2003 г., то в целом по итогам 2004 г. мы получим положительное внешнеторговое сальдо на уровне 61,4 млрд. долл., что всего лишь на 1,5% больше прошлогоднего. Увы, это означает, что все попытки спасти отечественного экспортера в любом случае к концу года приведут к ухудшению ситуации, тогда как значительные валютные и рублевые средства будут затрачены.
Оперативные данные по инфляции в России за май оказались довольно тревожными. Рост потребительских цен составил 0,7%, хотя МЭРТ первоначально прогнозировал рост на 0,50,6%. Кроме того, инфляция в мае этого года оказалась лишь чуть-чуть ниже, чем в мае 2003 г., когда она составила 0,8%. Довольно высокие темпы инфляции объясняются более интенсивным ростом цен на непродовольственные товары, которые повысились на 0,8% против 0,6% в апреле. При этом автомобильный бензин за май подорожал на 4,6% (в апреле — на 1,9%). Высокими темпами (на 1,4% за месяц) росли в мае и тарифы на услуги (прежде всего на услуги пассажирского транспорта и жилищно-коммунальные). С другой стороны, существенно замедлился в мае по сравнению с апрелем рост цен на продовольственные товары — с 0,8 до 0,4%, причем некоторые продукты питания даже подешевели (такие как молоко и молочная продукция, сливочное и подсолнечное масло, картофель и некоторые виды фруктов). Иными словами, сравнительно высокие темпы инфляции в мае сложились под воздействием значительной рублевой эмиссии в первые месяцы 2004 г., которая отразилась на покупательной способности россиян таким образом, что население стало более активно приобретать непродовольственные товары и в целом товары длительного пользования, цены на которые не замедлили повыситься.
Тем не менее динамика потребительских цен в годовом исчислении (по сравнению с тем же месяцем прошлого года) в последние несколько месяцев стабильно улучшается. В мае 2004 г. по сравнению с тем же месяцем 2003 г. инфляция в России составила 10,1%, хотя еще в апреле она составляла 10,2, в марте — 10,3, в феврале — 10,6, а в январе — 11,3%. Тем самым вполне достижимой становится задача удержания темпов инфляции по итогам 2004 г. на уровне 10% — для этого достаточно выдерживать в июне—декабре темпы инфляции хотя бы не выше тех, что были в аналогичных месяцах прошлого года. При этом вероятность того, что инфляция по итогам 2004 г. будет ниже 10%, постоянно увеличивается.
Невзирая на все сложности и неблагоприятные прогнозы, в целом текущую ситуацию в российской экономике и социальной сфере следует признать благоприятной. Действительно, хотя сохраняются отдельные негативные тенденции, практически по всем отраслям экономики отчетливо виден устойчивый стабильный рост, который даже при плохом стечении обстоятельств сохранится в ближайшие год-полтора. И если намеренно не сгущать краски, то и текущая ситуация, и ближайшие перспективы российской экономики покажутся одними из самых лучших за все годы рыночных преобразований.
В ежегодном обращении президента к Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу добиться удвоения ВВП уже к 2010 г. и постепенно снижать инфляцию — до 3% в год. Четко обозначены президентом и задачи налоговой реформы, и реформы бюджетной системы, а также проблемы социальной политики — реформы системы здравоохранения, образования, обеспечения граждан доступным жильем. В целом поставленные президентом задачи с энтузиазмом восприняты в обществе, но методы достижения результатов трактуются по-разному. Едино общество лишь в том, что текущая ситуация, в которой находится экономика страны, благоприятна для того, чтобы добиться максимальных результатов в кратчайшие сроки. Вопрос лишь в том, какими средствами добиться этих результатов.
Алексей Синюрин, кандидат экономических наук
Президент Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию обратил внимание прежде всего на высокие темпы экономического роста в России.
«В прошлом году темпы роста нашей экономики составили 7,3%, а в первые 4 месяца этого года — 8%», — сообщил он. Тем не менее, по его словам, не все возможности для экономического роста и социального развития были использованы. Президент убежден, что России сейчас необходимо «расти быстрее, чем остальной мир», поскольку именно это «вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях». В связи с этим В. Путин вновь вернулся к задаче удвоения ВВП за 10 лет, подчеркнув, что «действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в том числе и борьбы с бедностью, может дать только экономический рост». По его словам, «мы вполне способны за 10 лет увеличить наш экономический потенциал в 2 раза, как говорили еще в прошлом году; способны, если удержим среднегодовые темпы роста хотя бы на уровне I квартала текущего года. Более того, при сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за 10 лет, а уже к 2010 г.»
Действительно, если бы темпы экономического роста, сложившиеся в январе—апреле, сохранились неизменными в течение нескольких лет, удвоить ВВП удалось бы не за 10 лет, а за 8-9. Вопрос лишь в том, какой год брать за базу сравнения. Можно взять за «начало отсчета» 2000 г., когда В. Путин стал президентом, можно 2003 г., т. к. задача удвоения ВВП была впервые озвучена именно в 2003 г., можно 2002 г. — ведь если об удвоении ВВП впервые заговорили в 2003 г., то за базу отсчета нужно было брать последний год, за который имелись данные.
Помимо задачи удвоения ВВП В. Путин обозначил и более сложную проблему — сдерживание инфляции и замедление ее темпов. Он заявил в обращении к Федеральному Собранию, что «необходима взвешенная макроэкономическая политика — нужно продолжать то, что у нас сложилось в экономике в последние годы, — политика последовательного снижения инфляции до 3% в год и создания в течение ближайших 2 лет необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля». Несмотря на то, что низкие темпы роста цен сдерживают развитие производства (таков закон экономического развития), президент все же настаивает на том, чтобы добиться этого уровня. Правда, со слов президента осталось непонятно, подразумевается ли замедление инфляции до 3% в год или же снижение темпов инфляции на 3 процентных пункта каждый год (например, с 10% в 2004 г. до 7% в 2005 г., затем до 4% в 2006 г. и т. д.). Но в любом случае задача была обозначена, и на эту тему уже разгорелась ожесточенная дискуссия в среде экономистов.
Президент в обращении заявил буквально следующее: «Мы знаем о принятых в этой сфере законах, знаем, что и правительство, и Центральный банк такую задачу ставят, но создают для себя более комфортные условия — где-то к 2007 году. Можно, вполне можно сегодня намного быстрее». Но тут планы президента были подвергнуты критике Министерством экономического развития и торговли. По мнению Германа Грефа, в период структурных реформ фоновая инфляция должна быть на уровне 5-6% и «ее снижение до 3% целесообразно за пределами 2008 г.». Выход на уровень инфляции в 3% ранее 2008 г. может законсервировать структурные преобразования в различных отраслях экономики, считает министр. Министр финансов Алексей Кудрин, наоборот, уверен, что правительство может обеспечить снижение уровня инфляции до 3% в год. По его словам, главным фактором инфляции является количество денежной массы в обращении, а не тарифы естественных монополий, как полагают многие. «Минфин путем проведения специальных мер, в том числе путем изъятия избыточной денежной массы в стабилизационный фонд, может удержать инфляцию на уровне 3% в год», отметил министр.
Несмотря на поставленные президентом задачи удержания нынешних темпов экономического роста и недопущения их снижения, МЭРТ по-прежнему прогнозирует замедление экономического роста в ближайшие годы. Однако если раньше МЭРТ прогнозировал, что рост ВВП в 2004 г. составит 6,4%, то теперь, исходя из повышения оценки среднегодовой цены на нефть с 28,5 до 29 долларов за баррель, ожидается, что он достигнет 6,6%; в 2005—2007 гг. рост ВВП будет составлять 5,9—6,1% ежегодно, а не 4,8—4,9%, как предполагалось ранее. Увы, при таких темпах экономического роста удвоить ВВП не удастся не только к 2010 г., но и к 2012 г. А ведь МЭРТ предусматривает не только благоприятный вариант развития событий (исходя из более высоких мировых цен на нефть), но и неблагоприятный (предполагающий снижение цен на нефть до 20 долл./барр.)
По большому счету, эксперты МЭРТ правы, поскольку объективно оценивают текущую ситуацию и возможные перспективы внешней конъюнктуры, не строя иллюзий насчет того, что высокие цены на нефть сохранятся в течение нескольких лет. Однако они не учитывают, что президент помимо задачи удвоения ВВП в своем обращении говорил и о структурных реформах в экономике, которые должны были стать дополнительным фактором экономического роста. «Необходимым условием обеспечения высоких темпов развития остается завершение преобразований, идущих во многих секторах экономики и социальной сферы», говорил В. Путин в обращении к Федеральному Собранию.
Действительно, без структурных изменений в российской экономике, которые позволили бы нам избавиться от сырьевой зависимости и создали бы условия для стимулирования тех производств, которые не зависят от цен на энергоносители и ориентируются на внутреннее потребление, а также нацелены на переработку сырья и материалов, сложно гарантировать высокие темпы экономического роста. Ведь высокий рост ВВП достигается сейчас за счет интенсивного развития топливной промышленности и производств, занятых ее обслуживанием.
Увы, в последние месяцы создается ощущение, что вся экономическая политика России, а также важнейших министерств и ведомств нацеливается на выполнение задачи удвоения ВВП любыми возможными средствами. В самой задаче нет ничего плохого; плохо то, что достижение результата любой ценой может отвлечь правительство от комплексного подхода к проведению структурных реформ. Например, укрепление реального эффективного курса рубля, которое по итогам 2004 г. не должно превысить 7%, Центральный банк объясняет интересами российских производителей, прежде всего экспортеров нефти. Однако при этом поддерживается лишь нефтяная отрасль — локомотив экономического роста. Но никаких мер для поддержки других отраслей промышленности не принимается. И хотя реальное укрепление рубля способствует повышению уровня жизни населения, этот фактор воспринимается как второстепенный, так как главная задача Центробанка — стимулировать добычу и экспорт нефти. При этом более высокий курс доллара позволяет увеличить стоимостной объем ВВП при постоянном физическом объеме. Уже на этом можно добиться увеличения ВВП на несколько процентных пунктов, а ведь еще имеет значение и экономическая заинтересованность экспортера наращивать физический объем при большей валютной выручке.
В результате фактором роста ВВП становится не структурная перестройка экономики, а увеличение физических и стоимостных объемов добычи нефти. По этой причине Центральный банк не заинтересован в укреплении курса рубля по отношению к доллару и всячески старается не допустить этого укрепления. Банк России активно покупает доллары на валютной сессии, а также напрямую у банков. В итоге только за неделю с 22 по 28 мая золотовалютные резервы России выросли на 2,2 млрд. долл. и достигли уровня конца февраля — 85,4 млрд. долл. При этом во избежание инфляции рубли не эмитируются, денежная база не растет. Для покупки валюты используются средства стабилизационного фонда федерального бюджета. Тем самым делаются не слишком надежные вложения в американскую экономику, которая в последнее время не отличается устойчивостью. Ситуация на валютном рынке осложняется нестабильностью в банковском секторе после скандала вокруг «Содбизнесбанка» и банка «КредитТраст». В банковском сообществе поселилось взаимное недоверие, на межбанковском рынке многие банки начали закрывать лимиты кредитования друг другу. Не исключено, что в случае сохранения нестабильности на финансовом рынке Центральный банк может не справиться с задачей удержания инфляции и сдерживания укрепления реального эффективного курса рубля.
Хочу в заключение отметить один очень значимый и благоприятный факт: в мае Федеральная служба государственной статистики (ФСГС, бывший Госкомстат) была выведена из подчинения МЭРТ и перешла в прямое подчинение Правительству России. Это не просто формальная процедура, но еще и свидетельство того, что правительство заинтересовано в том, чтобы статистические данные по развитию российской экономики были объективными и непредвзятыми, а не подлежали предварительному визированию чиновниками заинтересованного министерства. Недаром в начале апреля советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов высказал соображение, что статус Федеральной службы государственной статистики будет изменен. Необходимость изменения статуса ФСГС, по его словам, связана с тем, что «деятельность ее сотрудников находится под влиянием групп, преследующих свои интересы». А. Илларионов также выразил мнение, что статслужба не может предоставлять объективные данные о состоянии российской экономики, если находится в ведении МЭРТ РФ.
Темпы роста в основных отраслях экономики России в апреле были ниже, чем в целом за период с начала года. К тому же МЭРТ прогнозирует замедление роста к концу года по всем отраслям, кроме сельского хозяйства. Например, в промышленности при росте производства в январе—апреле на 7,4% к концу года рост должен замедлиться до 6,1%, инвестиции в основной капитал при нынешнем росте на 12,9% должны по итогам года вырасти лишь на 11%, оборот розничной торговли при росте на 10,7% в январе—апреле, по итогам 2004 г., как предполагается, покажет рост лишь на 8,8%. Иными словами, налицо стагнация производства по всей номенклатуре отраслей, для преодоления которой необходимы серьезные реформы не на словах, а на деле.
В социальной сфере к концу года также ожидается ухудшение ситуации: реальные доходы россиян, которые в январе—апреле превысили прошлогодние значения на 11,5%, к концу года покажут гораздо меньший рост — лишь 9%. Зарплата будет расти, но темпы роста также замедлятся: если сейчас она на 27,3% превышает значение 2003 г., то к концу года превышение составит всего 22,7%. Реальная зарплата, которая характеризует ее покупательную способность с поправкой на инфляцию, сейчас показывает рост на 15,1%, а концу 2004 г. рост будет составлять лишь 12,5%. Кроме того, вырастет безработица: общая численность безработных увеличится примерно на 100 тыс. человек, а уровень безработицы увеличится с нынешних 8,4 до 8,6%.
Во внешней торговле к концу года ситуация также изменится. Если сейчас темпы роста экспорта ненамного превышают темпы роста импорта (экспорт растет на 23%, а импорт — на 21%), то к концу года импорт будет расти быстрее экспорта— соответственно на 20 и на 12%. Поэтому если по итогам января—апреля экспорт превысил импорт почти вдвое (соответственно 51 млрд. долл. против 27 млрд. долл.), то к концу года от этого двукратного превышения останется лишь 68%.
И если сейчас положительное сальдо внешней торговли, которое составило в январе—апреле 24,3 млрд. долл., на 26% (то есть более чем на четверть) превышает аналогичный показатель за 4 месяца 2003 г., то в целом по итогам 2004 г. мы получим положительное внешнеторговое сальдо на уровне 61,4 млрд. долл., что всего лишь на 1,5% больше прошлогоднего. Увы, это означает, что все попытки спасти отечественного экспортера в любом случае к концу года приведут к ухудшению ситуации, тогда как значительные валютные и рублевые средства будут затрачены.
Оперативные данные по инфляции в России за май оказались довольно тревожными. Рост потребительских цен составил 0,7%, хотя МЭРТ первоначально прогнозировал рост на 0,50,6%. Кроме того, инфляция в мае этого года оказалась лишь чуть-чуть ниже, чем в мае 2003 г., когда она составила 0,8%. Довольно высокие темпы инфляции объясняются более интенсивным ростом цен на непродовольственные товары, которые повысились на 0,8% против 0,6% в апреле. При этом автомобильный бензин за май подорожал на 4,6% (в апреле — на 1,9%). Высокими темпами (на 1,4% за месяц) росли в мае и тарифы на услуги (прежде всего на услуги пассажирского транспорта и жилищно-коммунальные). С другой стороны, существенно замедлился в мае по сравнению с апрелем рост цен на продовольственные товары — с 0,8 до 0,4%, причем некоторые продукты питания даже подешевели (такие как молоко и молочная продукция, сливочное и подсолнечное масло, картофель и некоторые виды фруктов). Иными словами, сравнительно высокие темпы инфляции в мае сложились под воздействием значительной рублевой эмиссии в первые месяцы 2004 г., которая отразилась на покупательной способности россиян таким образом, что население стало более активно приобретать непродовольственные товары и в целом товары длительного пользования, цены на которые не замедлили повыситься.
Тем не менее динамика потребительских цен в годовом исчислении (по сравнению с тем же месяцем прошлого года) в последние несколько месяцев стабильно улучшается. В мае 2004 г. по сравнению с тем же месяцем 2003 г. инфляция в России составила 10,1%, хотя еще в апреле она составляла 10,2, в марте — 10,3, в феврале — 10,6, а в январе — 11,3%. Тем самым вполне достижимой становится задача удержания темпов инфляции по итогам 2004 г. на уровне 10% — для этого достаточно выдерживать в июне—декабре темпы инфляции хотя бы не выше тех, что были в аналогичных месяцах прошлого года. При этом вероятность того, что инфляция по итогам 2004 г. будет ниже 10%, постоянно увеличивается.
Невзирая на все сложности и неблагоприятные прогнозы, в целом текущую ситуацию в российской экономике и социальной сфере следует признать благоприятной. Действительно, хотя сохраняются отдельные негативные тенденции, практически по всем отраслям экономики отчетливо виден устойчивый стабильный рост, который даже при плохом стечении обстоятельств сохранится в ближайшие год-полтора. И если намеренно не сгущать краски, то и текущая ситуация, и ближайшие перспективы российской экономики покажутся одними из самых лучших за все годы рыночных преобразований.
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г