Владимир Кечин, Алексей Сергеев (Владимирский государственный университет)
Очевидно, что лидирующей нацией в ХХI веке будет та, которая сейчас стремится к созданию наиболее эффективной образовательной системы. Экономическое соревнование государств перемещается в сферу образования и новых технологий. Нет сомнений, что в национальной образовательной политике первое место будут занимать университеты. Весь мировой опыт подтверждает, что университет — главный институт общества, и превращение университета в центр образования, науки и культуры оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Владимирская область по географическому положению и наличию природных ресурсов относится к числу регионов с перерабатывающей промышленностью, представленной целым рядом крупных машиностроительных заводов, радио- приборостроительных предприятий и предприятий пищевой и легкой промышленности. Развитие общества, изменение экономической структуры области и региона, внедрение рыночных отношений ставят перед системой образования, новые цели и требуют адекватного этим преобразованиям развития. Владимирский государственный университет, преобразованный последовательно из политехнического института и технического университета, сформировался как центр образования, науки и культуры региона.
В настоящее время на базе ВлГУ создан университетский комплекс в форме ассоциаций образовательных учреждений различного уровня подготовки специалистов, в который вошли девять колледжей региона. В ВлГУ ведется подготовка высококвалифицированных кадров по 61 специальности и 5 направлениям. Учитывая специфику промышленных предприятий региона и особенности их структурной перестройки, при университете создан межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, а также региональный центр реабилитации и профессионального обучения инвалидов по слуху.
Промышленный потенциал региона представлен 11 отраслями народно-хозяйственного комплекса. Наибольший удельный вес в общем объеме производства занимают машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, легкая промышленность, пищевая, стекольная, химическая и нефтехимическая, что обуславливает повышенные требования к квалификации выпускников вуза и делает направление в работе вуза по содействию трудоустройству выпускников одним из приоритетных.
В настоящее время эта задача решается на качественно новом уровне. Толчком послужили общественные слушания, прошедшие в 2000 году во Владимире, — «Молодежь и занятость: работа, карьера, успех», а также прошедшие на базе университета в 2001 году региональная научно-практическая конференция «Молодежь и занятость: образование — путь к успеху» в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001—2005)» и совещание-семинар в 2002 году «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров», объединившие силы города и региона по решению вопросов трудоустройства выпускников.
В университете создана и функционирует система содействия трудоустройству, составляющими которой являются административный аппарат вуза, кафедры и факультеты, отдел развития дополнительного профессионального образования и содействия трудоустройству (ОДПО), распределенная информационная система с базой данных по трудоустройству выпускников вуза, а также система ДПО. Система содействия трудоустройству выпускников вуза синтезирует в себе новые и традиционные формы работы. На всех факультетах университета работают независимые комиссии по содействию трудоустройству выпускников. База данных по трудоустройству выпускников вуза способствует определению места работы будущего выпускника еще в процессе учебы.
С целью лучшей адаптации к рынку труда своих выпускников университет использует различные формы подготовки и переподготовки специалистов по системе ДПО на кафедрах и факультетах университета и на базе Межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров ВлГУ. В университете координационно-аналитическую функцию в системе содействия трудоустройству выпускников выполняет отдел дополнительного профессионального образования, который осуществляет внешние связи на местном, региональном и федеральном уровнях.
С целью повышения эффективности работы по реализации задач трудоустройства выпускников вуза в университете налажено консультационно-справочное взаимодействие с Межрегиональным координационно-аналитическим центром при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Динамичное развитие приобретает в вузе целевой набор подготовки специалистов, учитывающий интересы выпускника и предприятия (с 1999 по 2002 г. набор по целевым договорам увеличился с 70 до 340 человек). Оптимизации баланса на рынке труда способствует также форма подготовки специалистов с помощью освоения образовательных программ студентами заочной формы обучения непосредственно по месту их жительства и работы на базе представительств университета. (Вуз имеет 9 представительств, в которых реализуется 21 образовательная программа, и обучается около тысячи студентов). Наличие представительств открывает перед университетом перспективы создания сети агентств по содействию трудоустройству выпускников на местах.
В университете создана система, позволяющая по желанию студента получение второго высшего образования или дополнительной квалификации с получением соответствующих дипломов государственного образца. В соответствии с утвержденным ученым советом ВлГУ положением студенту это право предоставляется при условии успешного завершения трех лет обучения по основной образовательной программе. При этом освоение материала по второй образовательной программе осуществляется по индивидуальному плану в очно-заочной форме. Вышеописанная система позволяет будущему механику, строителю, технологу и др. специалистам получить второе высшее образование по юриспруденции, экологии, информатике, экономике и т. п., повышая конкурентноспособность выпускника ВлГУ на рынке труда.
Следует заметить, что эффективное решение проблем по трудоустройству может быть обеспечено при четком взаимодействии всех структур, имеющих отношение к рынку труда, не только на местном, но и региональном и федеральном уровнях. Активные позиции занимает университет в городах Владимирской области. По заявкам градообразующих предприятий г. Гусь-Хрустальный и г. Кольчугино в филиалах этих городов организована подготовка специалистов по ряду специальностей с использованием дистанционных технологий. В ВлГУ созданы региональный центр новых информационных технологий, региональный лазерный инженерно-технологический центр, центр новых инженерных технологий, межвузовский региональный инновационный центр высокоэффективных процессов. На базе ВлГУ созданы филиалы агентства по мониторингу МЧС РФ, Международного лазерного центра МГУ. С учетом разработок этих центров принята концепция стратегического планирования в системе управления и разработана программа развития информационной сети и мониторинга системы образования Владимирской области.
Университет постоянно инициирует развитие фундаментальных направлений и новейших технологий. Сегодня по отношению к промышленности университет не занимает позицию просителя денежных средств на хоздоговорные работы; дальновидные руководители предприятий все более явно по собственной инициативе выступают в качестве заказчиков на проведение исследований, и в этом смысле университет в инновационных процессах региона все более отчетливо реализует свой статус центра научной и образовательной деятельности.
За последние 5 лет учеными университета в федеральном институте промышленной собственности получено 133 патента. Частично эти патенты внедрены на предприятиях региона и за его пределами. Если всерьез говорить об импортозамещении, о производстве лучших товаров, об экспортных поставках, то в масштабах региона патентно-лицензионную деятельность следует пересмотреть коренным образом. Сегодня университет является единственным предприятием, в котором патентование изобретений успешно развивается, но число обращений предпринимателей, руководителей фирм по вопросам патентной защиты, создания патентоспособных объектов ничтожно мало. Отсутствие в регионе отчетливо выраженной позиции в отношении патентования и лицензирования совершенно несовместимо с развитием инновационной деятельности. Следующим не менее важным направлением, в котором инновационный потенциал университета не находит эффективного использования, является создание современных технологий системного проектирования, информационных технологий сопровождения продукции на всех этапах жизненного цикла, создание систем управления качеством продукции на предприятиях и многое другое.
Предприятия заинтересованы в работе с университетом, потому что к одному рублю, который платит предприятие, университет добавляет полтора из программ, финансируемых из федерального бюджета. Это дает возможность доводить исследования до завершающей стадии, т. е. до внедрения. А это и есть «точки начала роста и развития» инновационной деятельности.
На прошедшей по инициативе ВлГУ встрече работников промышленности, представителей областной и городской администрации с учеными университета состоялся обмен мнениями о путях взаимодействия и сотрудничества в инновационной сфере. Настало время взять на вооружение такие проверенные на практике новые механизмы создания наукоемкой продукции, как продвижение корпоративных инновационных проектов с многоканальным финансированием из бюджетов разных уровней, использование центров коллективного пользования, создание временных творческих коллективов, подготовка научных кадров по заявкам предприятий и др. По решению ВАК на базе университета открыто четыре докторских диссертационных совета по 10 научным специальностям. Более ста соискателей без отрыва от производства работают в университете над диссертациями.
Университет может осуществлять подготовку научных кадров по согласованной тематике, по соответствующим учебным планам под конкретные задачи реконструкции, инвестирования, освоения выпуска перспективной продукции.
В университете работа по развитию различных форм инновационной деятельности проводится под постоянным контролем и при активном содействии ректората. Наши достижения отмечены серебряными и золотыми медалями на международных выставках — например, в 2000 и 2001 гг. в Брюсселе. На II международном салоне инноваций и инвестиций разработка университета также удостоена высшей золотой награды. В университете создана вся инфраструктура для многократного увеличения масштабов этой деятельности. С учетом специфики Владимирской области, ее кадрового научного и производственного потенциала, имеющихся основных фондов и финансовых активов предложено разработать Программу инновационного развития региона в целом или отдельных его отраслей. А в плане реализации этой Программы университет принимает на себя обязательство по организации экономических исследований.
Очевидно, что лидирующей нацией в ХХI веке будет та, которая сейчас стремится к созданию наиболее эффективной образовательной системы. Экономическое соревнование государств перемещается в сферу образования и новых технологий. Нет сомнений, что в национальной образовательной политике первое место будут занимать университеты. Весь мировой опыт подтверждает, что университет — главный институт общества, и превращение университета в центр образования, науки и культуры оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Владимирская область по географическому положению и наличию природных ресурсов относится к числу регионов с перерабатывающей промышленностью, представленной целым рядом крупных машиностроительных заводов, радио- приборостроительных предприятий и предприятий пищевой и легкой промышленности. Развитие общества, изменение экономической структуры области и региона, внедрение рыночных отношений ставят перед системой образования, новые цели и требуют адекватного этим преобразованиям развития. Владимирский государственный университет, преобразованный последовательно из политехнического института и технического университета, сформировался как центр образования, науки и культуры региона.
В настоящее время на базе ВлГУ создан университетский комплекс в форме ассоциаций образовательных учреждений различного уровня подготовки специалистов, в который вошли девять колледжей региона. В ВлГУ ведется подготовка высококвалифицированных кадров по 61 специальности и 5 направлениям. Учитывая специфику промышленных предприятий региона и особенности их структурной перестройки, при университете создан межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, а также региональный центр реабилитации и профессионального обучения инвалидов по слуху.
Промышленный потенциал региона представлен 11 отраслями народно-хозяйственного комплекса. Наибольший удельный вес в общем объеме производства занимают машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, легкая промышленность, пищевая, стекольная, химическая и нефтехимическая, что обуславливает повышенные требования к квалификации выпускников вуза и делает направление в работе вуза по содействию трудоустройству выпускников одним из приоритетных.
В настоящее время эта задача решается на качественно новом уровне. Толчком послужили общественные слушания, прошедшие в 2000 году во Владимире, — «Молодежь и занятость: работа, карьера, успех», а также прошедшие на базе университета в 2001 году региональная научно-практическая конференция «Молодежь и занятость: образование — путь к успеху» в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001—2005)» и совещание-семинар в 2002 году «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров», объединившие силы города и региона по решению вопросов трудоустройства выпускников.
В университете создана и функционирует система содействия трудоустройству, составляющими которой являются административный аппарат вуза, кафедры и факультеты, отдел развития дополнительного профессионального образования и содействия трудоустройству (ОДПО), распределенная информационная система с базой данных по трудоустройству выпускников вуза, а также система ДПО. Система содействия трудоустройству выпускников вуза синтезирует в себе новые и традиционные формы работы. На всех факультетах университета работают независимые комиссии по содействию трудоустройству выпускников. База данных по трудоустройству выпускников вуза способствует определению места работы будущего выпускника еще в процессе учебы.
С целью лучшей адаптации к рынку труда своих выпускников университет использует различные формы подготовки и переподготовки специалистов по системе ДПО на кафедрах и факультетах университета и на базе Межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров ВлГУ. В университете координационно-аналитическую функцию в системе содействия трудоустройству выпускников выполняет отдел дополнительного профессионального образования, который осуществляет внешние связи на местном, региональном и федеральном уровнях.
С целью повышения эффективности работы по реализации задач трудоустройства выпускников вуза в университете налажено консультационно-справочное взаимодействие с Межрегиональным координационно-аналитическим центром при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Динамичное развитие приобретает в вузе целевой набор подготовки специалистов, учитывающий интересы выпускника и предприятия (с 1999 по 2002 г. набор по целевым договорам увеличился с 70 до 340 человек). Оптимизации баланса на рынке труда способствует также форма подготовки специалистов с помощью освоения образовательных программ студентами заочной формы обучения непосредственно по месту их жительства и работы на базе представительств университета. (Вуз имеет 9 представительств, в которых реализуется 21 образовательная программа, и обучается около тысячи студентов). Наличие представительств открывает перед университетом перспективы создания сети агентств по содействию трудоустройству выпускников на местах.
В университете создана система, позволяющая по желанию студента получение второго высшего образования или дополнительной квалификации с получением соответствующих дипломов государственного образца. В соответствии с утвержденным ученым советом ВлГУ положением студенту это право предоставляется при условии успешного завершения трех лет обучения по основной образовательной программе. При этом освоение материала по второй образовательной программе осуществляется по индивидуальному плану в очно-заочной форме. Вышеописанная система позволяет будущему механику, строителю, технологу и др. специалистам получить второе высшее образование по юриспруденции, экологии, информатике, экономике и т. п., повышая конкурентноспособность выпускника ВлГУ на рынке труда.
Следует заметить, что эффективное решение проблем по трудоустройству может быть обеспечено при четком взаимодействии всех структур, имеющих отношение к рынку труда, не только на местном, но и региональном и федеральном уровнях. Активные позиции занимает университет в городах Владимирской области. По заявкам градообразующих предприятий г. Гусь-Хрустальный и г. Кольчугино в филиалах этих городов организована подготовка специалистов по ряду специальностей с использованием дистанционных технологий. В ВлГУ созданы региональный центр новых информационных технологий, региональный лазерный инженерно-технологический центр, центр новых инженерных технологий, межвузовский региональный инновационный центр высокоэффективных процессов. На базе ВлГУ созданы филиалы агентства по мониторингу МЧС РФ, Международного лазерного центра МГУ. С учетом разработок этих центров принята концепция стратегического планирования в системе управления и разработана программа развития информационной сети и мониторинга системы образования Владимирской области.
Университет постоянно инициирует развитие фундаментальных направлений и новейших технологий. Сегодня по отношению к промышленности университет не занимает позицию просителя денежных средств на хоздоговорные работы; дальновидные руководители предприятий все более явно по собственной инициативе выступают в качестве заказчиков на проведение исследований, и в этом смысле университет в инновационных процессах региона все более отчетливо реализует свой статус центра научной и образовательной деятельности.
За последние 5 лет учеными университета в федеральном институте промышленной собственности получено 133 патента. Частично эти патенты внедрены на предприятиях региона и за его пределами. Если всерьез говорить об импортозамещении, о производстве лучших товаров, об экспортных поставках, то в масштабах региона патентно-лицензионную деятельность следует пересмотреть коренным образом. Сегодня университет является единственным предприятием, в котором патентование изобретений успешно развивается, но число обращений предпринимателей, руководителей фирм по вопросам патентной защиты, создания патентоспособных объектов ничтожно мало. Отсутствие в регионе отчетливо выраженной позиции в отношении патентования и лицензирования совершенно несовместимо с развитием инновационной деятельности. Следующим не менее важным направлением, в котором инновационный потенциал университета не находит эффективного использования, является создание современных технологий системного проектирования, информационных технологий сопровождения продукции на всех этапах жизненного цикла, создание систем управления качеством продукции на предприятиях и многое другое.
Предприятия заинтересованы в работе с университетом, потому что к одному рублю, который платит предприятие, университет добавляет полтора из программ, финансируемых из федерального бюджета. Это дает возможность доводить исследования до завершающей стадии, т. е. до внедрения. А это и есть «точки начала роста и развития» инновационной деятельности.
На прошедшей по инициативе ВлГУ встрече работников промышленности, представителей областной и городской администрации с учеными университета состоялся обмен мнениями о путях взаимодействия и сотрудничества в инновационной сфере. Настало время взять на вооружение такие проверенные на практике новые механизмы создания наукоемкой продукции, как продвижение корпоративных инновационных проектов с многоканальным финансированием из бюджетов разных уровней, использование центров коллективного пользования, создание временных творческих коллективов, подготовка научных кадров по заявкам предприятий и др. По решению ВАК на базе университета открыто четыре докторских диссертационных совета по 10 научным специальностям. Более ста соискателей без отрыва от производства работают в университете над диссертациями.
Университет может осуществлять подготовку научных кадров по согласованной тематике, по соответствующим учебным планам под конкретные задачи реконструкции, инвестирования, освоения выпуска перспективной продукции.
В университете работа по развитию различных форм инновационной деятельности проводится под постоянным контролем и при активном содействии ректората. Наши достижения отмечены серебряными и золотыми медалями на международных выставках — например, в 2000 и 2001 гг. в Брюсселе. На II международном салоне инноваций и инвестиций разработка университета также удостоена высшей золотой награды. В университете создана вся инфраструктура для многократного увеличения масштабов этой деятельности. С учетом специфики Владимирской области, ее кадрового научного и производственного потенциала, имеющихся основных фондов и финансовых активов предложено разработать Программу инновационного развития региона в целом или отдельных его отраслей. А в плане реализации этой Программы университет принимает на себя обязательство по организации экономических исследований.
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2004 г.