Интересно, что сама концепция офисов открытого типа была введена еще в
Такие выводы были сделаны, в частности, на основе анализа мозговой активности. Человек сидел в галдящем офисе и пытался работать, а датчики, закрепленные на его голове, считывали, насколько хорошо это ему удавалось. Результаты показали наличие внезапных пауз, перебоев в целенаправленном обдумывании чего-либо.
«Офисы открытого типа были разработаны с целью способствовать творческому мышлению и быстрому решению проблем. Однако на деле это работает не так, как задумано. Например, вы поглощены какой-то работой, а где-то рядом с вами начинает трезвонить телефон. Даже если вы стараетесь не реагировать на раздражитель, ваш мозг в любом случае сделает это», — отмечает невролог Джек Льюис, проводивший исследование.
В пользу этой точки зрения говорят и данные других научных изысканий. Так, в прошлом году Университетский колледж Лондона опросил 20 тыс. человек на предмет того, насколько счастливыми они себя чувствуют в своих офисах. Было выявлено, что 56% респондентов жаловались на отсутствие личной жизни, 55% — на неправильный температурный режим в помещении, 60% — на недостаток тихого пространства. Каждый третий был обеспокоен отсутствием дневного света и высоким уровнем шума.
Офисы открытого типа принято обвинять и в плохом самочувствии работающих в них людей. Исследование австралийских ученых в 2009 году выявило, что в офисах открытого типа болеет больше сотрудников. В свою очередь Технологический университет Куинсленда обнаружил, что шум и суета способны повышать артериальное давление людей, что приводит их к стрессу, чувству опустошенности и делает беззащитными перед гриппом.
Между тем, поскольку практика офисов с открытой планировкой распространена настолько, что отказаться от нее нельзя, исследователи пытаются выяснить условия, при которых даже в открытом офисе получилось бы работать продуктивнее. И кое-что понять уже удалось.
«Компании привлекает идея предоставлять своим работникам скудное пространство для работы или даже униформу, которая, по их мнению, сводит на нет лишние отвлекающие факторы, — сетует психолог из Эксетерского университета Крейг Найт. — Между тем мы натолкнулись на один аспект: сотрудники работали более эффективно в офисах с фотографиями и растениями».
Если персоналу было позволено обогащать пространство вокруг себя вещами вроде плакатов с любимыми персонажами, просто смешными картинками или персонализировать рабочее место другими способами, люди могли улучшить свое благосостояние на 32%, а производительность труда — на 15%. «Все это потому, что они получали возможность контактировать с комфортными для них атрибутами и, как результат, лучше концентрироваться», — отмечает Крейг Найт.