Версия для печати 1532 Материалы по теме
Ученые подвергли критике распространенную форму организации офисного труда

офис
Известно, что условия труда влияют на производительность. Но вот как именно? Целый ряд исследований показывает, что офисы с открытой планировкой — там, где много сотрудников в одном помещении и перегородки не до потолка, — отрицательно влияют на выработку. И ситуация ухудшается в случае, если сотрудникам вдобавок запрещают персонализировать их рабочие места.

Интересно, что сама концепция офисов открытого типа была введена еще в 1950-е годы. Цели работодателей были самые благие — улучшение взаимосвязей между коллегами, командный дух, лучшая производительность труда. Однако теперь ученые утверждают, что такая организация рабочего пространства несет в себе больше минусов, чем плюсов.

Такие выводы были сделаны, в частности, на основе анализа мозговой активности. Человек сидел в галдящем офисе и пытался работать, а датчики, закрепленные на его голове, считывали, насколько хорошо это ему удавалось. Результаты показали наличие внезапных пауз, перебоев в целенаправленном обдумывании чего-либо.

«Офисы открытого типа были разработаны с целью способствовать творческому мышлению и быстрому решению проблем. Однако на деле это работает не так, как задумано. Например, вы поглощены какой-то работой, а где-то рядом с вами начинает трезвонить телефон. Даже если вы стараетесь не реагировать на раздражитель, ваш мозг в любом случае сделает это», — отмечает невролог Джек Льюис, проводивший исследование.

В пользу этой точки зрения говорят и данные других научных изысканий. Так, в прошлом году Университетский колледж Лондона опросил 20 тыс. человек на предмет того, насколько счастливыми они себя чувствуют в своих офисах. Было выявлено, что 56% респондентов жаловались на отсутствие личной жизни, 55% — на неправильный температурный режим в помещении, 60% — на недостаток тихого пространства. Каждый третий был обеспокоен отсутствием дневного света и высоким уровнем шума.

Офисы открытого типа принято обвинять и в плохом самочувствии работающих в них людей. Исследование австралийских ученых в 2009 году выявило, что в офисах открытого типа болеет больше сотрудников. В свою очередь Технологический университет Куинсленда обнаружил, что шум и суета способны повышать артериальное давление людей, что приводит их к стрессу, чувству опустошенности и делает беззащитными перед гриппом.

Между тем, поскольку практика офисов с открытой планировкой распространена настолько, что отказаться от нее нельзя, исследователи пытаются выяснить условия, при которых даже в открытом офисе получилось бы работать продуктивнее. И кое-что понять уже удалось.

«Компании привлекает идея предоставлять своим работникам скудное пространство для работы или даже униформу, которая, по их мнению, сводит на нет лишние отвлекающие факторы, — сетует психолог из Эксетерского университета Крейг Найт. — Между тем мы натолкнулись на один аспект: сотрудники работали более эффективно в офисах с фотографиями и растениями».

Если персоналу было позволено обогащать пространство вокруг себя вещами вроде плакатов с любимыми персонажами, просто смешными картинками или персонализировать рабочее место другими способами, люди могли улучшить свое благосостояние на 32%, а производительность труда — на 15%. «Все это потому, что они получали возможность контактировать с комфортными для них атрибутами и, как результат, лучше концентрироваться», — отмечает Крейг Найт.

Поделиться