На вопросы обозревателя журнала «Бюджет» отвечает глава Варненского района Республики Болгария Яни ЯНЕВ
— Какова роль государственных структур в развитии туризма в Болгарии?
— Можно утверждать, что туризм — это первая в стране отрасль, основанная полностью на принципах рыночной экономики. Только 1% всех средств размещения все еще остается в руках у государства. Планируется, что до конца 2004 года 100% собственности будет частной.
Роль болгарского правительства заключается не в прямом предоставлении туристских услуг, а в содействии турбизнесу в процессе привлечения иностранных туристов. В этом ракурсе следует отметить более низкий уровень НДС (7%), которым облагаются туроператоры, работающие с иностранными туристами, (при основном уровне НДС в 20%).
Деятельность государственных институтов направлена на становление новой и совершенствование имеющейся инфраструктуры туризма в стране, повышение мер безопасности. Интенсивная работа ведется и в области повышения эффективности рекламы и презентации болгарского турпродукта. При этом акцент делается на новые, если хотите, более агрессивные методы рекламирования, ставка на целенаправленную и гибкую рекламную политику, основанную на углубленном изучении конкурентных рынков и конъюнктуры.
Соблюдение баланса цена — качество и увеличение количества мест, особенно в глубинке страны, являются основными факторами для сохранения темпов развития в последующие годы. Активно и последовательно ведется работа по нескольким основным направлениям: увеличение количества мест в гостиницах и повышение категории имеющейся базы, заметное повышение качества туристских услуг посредством сертификации и постоянного контроля, раскрытие новых ниш и стимулирование разнообразия турпродукта, а следовательно — расширение предложения и др.
— К чему конкретно привела приватизация туристских комплексов и отдельных гостиниц?
— Повсеместно используемое определение «болгарский туристский бум» является следствием проведения последовательной политики в сфере туризма в последние годы. Это тот сектор нашей экономики, чьи неоспоримые успехи напрямую связаны с практически завершившейся приватизацией в туризме и нарастающей ролью государства в определении стратегических рамок и создании благоприятной среды, в которой частная инициатива может реализовать себя. На сегодняшний день свыше 99% активов в туризме приватизированы. Радует то, что в ходе этого процесса болгарские курорты совершенно изменили свой облик в лучшую сторону. Гостиницы и объекты индустрии развлечений были полностью реконструированы. Кроме этого, построено огромное количество новых туристических объектов. На болгарский рынок пришли одни из самых крупных гостиничных цепей — «Шератон», «Хилтон, «Рэдиссон САС», «Кемпински», «Иберостарс», RIU и др.
Общими усилиями профессионалов отрасли — специалистов частного и государственного секторов — были преодолены некоторые из сопутствующих процессу трудностей, были восстановлены также позиции нашей страны на основных важных туристских рынках. Болгария имеет имидж востребованной и конкурентной дестинации на туристских выставках. И это не случайное и, уверен, не временное явление. За последние несколько лет Болгария стала утверждаться в качестве спокойной и безопасной для иностранных туристов страны, с красивой и сохраненной природой, уникальными культурными памятниками и современной туристической инфраструктурой. Турпродукт постепенно обновляется, средства размещения модернизированы и в большей степени отвечают современным требованиям категории и качества, сохраняя при этом умеренный ценовой уровень. По оценкам наших зарубежных партнеров, причина становления Болгарии как «модной дестинации» в Германии, Скандинавских странах, Великобритании и Центральной Европе — в повышении качества болгарского продукта и достижении в этой связи оптимального соотношения цена — качество.
— Как обстоит вопрос с инвестициями в туризм? Какова доля государства в современной тур-отрасли страны? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры участия российских и международных инвесторов.
— Что касается внешних инвестиций, то до 2002 года прямые иностранные инвестиции в болгарский туризм составили примерно 200 млн. евро. В 2004 году ожидается их рост до 280—300 млн. евро. По экспертной оценке, более 50% инвестиций осуществлены на территории Варненской области.
Если мы сумели привлечь крупных немецких операторов и они вложили до конца 2002 года свыше 230 млн. евро в обновление гостиниц на Черноморском побережье в качестве предварительного кредитования в обмен на будущее предоставление услуг, то можем считать, что Болгария стала привлекательной для инвестиций в области туризма. Некоторые из немецких туроператоров начали строить в Болгарии и собственные отели. Существует реальный интерес к отрасли и со стороны крупных гостиничных цепей, которые по традиции отслеживают изменения больших туристских потоков. К сожалению, прямые российские инвестиции пока носят символический характер. В отношении внутренних инвестиций могу сказать, что в результате приватизации в туризме на протяжении последних лет было инвестировано 250 млн. евро в повышение качества гостиничной базы — преимущественно на морских курортах. Сегодня более 70% этой базы составляют гостиницы высокой категории — три, четыре и пять звезд.
— Какая часть населения Болгарии занята в туриндустрии? Каковы перспективы на ближайшее будущее?
— Из 4,712 млн. населения в трудоспособном возрасте в 2002 году, по экспертной оценке, приблизительно 140 тыс. были непосредственно заняты в туризме (прирост 7% по сравнению с 2001 годом), а число сезонно занятых — свыше 50 тыс. человек. Это составляет более 4% всего трудоспособного населения (вместе с занятыми на сезон). В 2003 году показатель вырос до 150 тыс. человек, занятых непосредственно в отрасли (+6%), в 2004 году их число возрастет до 155 тыс. (+5%), а в 2005 году, возможно, будет превышен показатель в 160 тыс. (+4%). В то же время в целом международный туризм (incoming) будет развиваться более высокими темпами (от 7 до 12% прироста), а доходы от него в платежном балансе страны возрастут еще больше. Более низкие прогнозируемые темпы прироста в занятости населения обуславливаются стратегией интенсивного введения высоких технологий в отрасль (в индустрию гостеприимства, в ресторанный бизнес, в работу туроператоров и турагентов).
Тем временем необходимо учитывать, что косвенная занятость обусловлена туризмом в смежных отраслях экономики: сельском хозяйстве, транспорте, добывающей промышленности, торговле, потреблении машин и электроэнергии, пищевой промышленности, строительстве и т. д. По оценке специалистов, в 2002 году занятость составляла 250 тыс. рабочих мест. Таким образом, эффект от туризма состоит в обеспечении около 440 тыс. рабочих мест (приблизительно 9,3% всего трудоспособного населения).
— Существует ли в Болгарии генеральный план развития туриндустрии? Как государственные структуры участвуют в его реализации?
— Наша политика акцентирована и на стимулировании развития отрасли в глубинке страны. Специализированный (или альтернативный) туризм, к которому относятся экологический, горные походы, сельский, приключенческий туризм, а также культурно-познавательный, связанный с историческим наследием, кухней, традиционным бытом, паломнический туризм и др., — все эти виды туризма имеют исключительный потенциал для развития в нашей стране. Мы уверены в том, что более активное их развитие приведет к росту уровня занятости и доходов местного населения, будет способствовать преодолению территориальной и сезонной концентрации туристских потоков и обеспечит большее разнообразие предлагаемого туристского продукта.
На сегодняшний день эта политика осуществляется путем направления средств по программам Европейского союза (ФАР, САПАРД и ИСПА) на развитие туризма во внутренней части страны. По программе ФАР ЕС в 2002 году стартовал проект «Развитие культурного туризма в Болгарии». Его цель — улучшение состояния культурных памятников, музеев, церквей и монастырей, а также их социализация, продвижение на рынок и создание местного и регионального турпродукта. Проект будет реализован на территории всей страны, общий размер гранта составляет 7 млн. евро. По программе ФАР начинается реализация проекта в 15 млн. евро для улучшения доступа к туристским объектам. Проект реализовывается исполнительным агентством «Дороги» и охватывает Северо-Восточный и Южный районы. Одна из основных проблем в развитии туризма на местном уровне — неудовлетворительное состояние инфраструктуры и недостаток средств для маркетинга и рекламы. Чтобы реализовать политику децентрализации управления в стране, необходимо предоставление больших полномочий и возложение больших обязательств на местные власти, необходимо трансформировать существующий курортный сбор в туристский. Он будет собираться на территории всей страны при пользовании услугой «ночлег» в средствах размещения. Собранные средства вместе с доходами от сборов в результате присвоения категории (в определенных случаях она присваивается мэром), а также средства, поступившие от реализации закона о туризме, будут накапливаться в созданных общинских (районных) фондах для развития туротрасли. На основании разработанных районных программ развития отрасли эти средства будут расходоваться на совершенствование местной инфраструктуры, благоустройство населенных мест, маркетинг и рекламу местного турпродукта, для создания туристских информационных центров и др.
— Какова динамика посещений российскими туристами Болгарии за последние годы? Какие прогнозы на ближайшее будущее в связи с интегрированием Болгарии в Евросоюз?
— В 2001 году, за вычетом шоп-туристов из соседних стран, Российская Федерация заняла 4-е место по числу прибывших туристов (130 886 человек, прирост составил 23,9%) после Германии (374 323), Греции (344 677) и Македонии (218,7 тыс.) и опередила Югославию (71,9 тыс.), Украину (70 168), Великобританию (69 202), Израиль (50 368), Швецию (48 070). В 2002 году Россия заняла 6-е место после Германии, Греции, Македонии, Великобритании и Югославии. В 2003 году Россия заняла пятое место после Греции, Германии, Македонии и Великобритании.
На 2007 год планируется вступление Болгарии в ЕС, что скажется на всех отраслях экономики. Можно утверждать, что болгарский въездной туризм по своим результатам, по качеству обслуживания и по структуре туристского потока уже занял свое место в Европе — с 10,8% в 1996 году доля туристов из стран ЕС в общем потоке иностранных туристов увеличилась до 41,55% в 2002 году. Этот показатель будет постоянно расти.
Уже несколько лет наша страна отличается достижением соотношений в структуре въездного туризма и общей доли туризма в ВВП, которые характерны для развитой европейской туристской дестинации. И все это — при сохранении оптимального соотношения цены и качества. Присоединение к Европейскому союзу оказало бы косвенное влияние на отрасль — путем стимулирования развития общей инфраструктуры и экономических показателей других отраслей, связанных с туризмом (сельского хозяйства, транспорта, легкой промышленности и др.). В этом смысле будут позитивные изменения для туризма страны после 2007 года.
Россия была и останется одним из основных стратегических рынков для туризма Болгарии — даже после нашего вступления в ЕС. Кроме этого, мы надеемся, что гражданам России до 2007 года предоставят право ездить в Европу без виз. В этом случае отпадают все даже потенциальные проблемы.
— Какова роль государственных структур в развитии туризма в Болгарии?
— Можно утверждать, что туризм — это первая в стране отрасль, основанная полностью на принципах рыночной экономики. Только 1% всех средств размещения все еще остается в руках у государства. Планируется, что до конца 2004 года 100% собственности будет частной.
Роль болгарского правительства заключается не в прямом предоставлении туристских услуг, а в содействии турбизнесу в процессе привлечения иностранных туристов. В этом ракурсе следует отметить более низкий уровень НДС (7%), которым облагаются туроператоры, работающие с иностранными туристами, (при основном уровне НДС в 20%).
Деятельность государственных институтов направлена на становление новой и совершенствование имеющейся инфраструктуры туризма в стране, повышение мер безопасности. Интенсивная работа ведется и в области повышения эффективности рекламы и презентации болгарского турпродукта. При этом акцент делается на новые, если хотите, более агрессивные методы рекламирования, ставка на целенаправленную и гибкую рекламную политику, основанную на углубленном изучении конкурентных рынков и конъюнктуры.
Соблюдение баланса цена — качество и увеличение количества мест, особенно в глубинке страны, являются основными факторами для сохранения темпов развития в последующие годы. Активно и последовательно ведется работа по нескольким основным направлениям: увеличение количества мест в гостиницах и повышение категории имеющейся базы, заметное повышение качества туристских услуг посредством сертификации и постоянного контроля, раскрытие новых ниш и стимулирование разнообразия турпродукта, а следовательно — расширение предложения и др.
— К чему конкретно привела приватизация туристских комплексов и отдельных гостиниц?
— Повсеместно используемое определение «болгарский туристский бум» является следствием проведения последовательной политики в сфере туризма в последние годы. Это тот сектор нашей экономики, чьи неоспоримые успехи напрямую связаны с практически завершившейся приватизацией в туризме и нарастающей ролью государства в определении стратегических рамок и создании благоприятной среды, в которой частная инициатива может реализовать себя. На сегодняшний день свыше 99% активов в туризме приватизированы. Радует то, что в ходе этого процесса болгарские курорты совершенно изменили свой облик в лучшую сторону. Гостиницы и объекты индустрии развлечений были полностью реконструированы. Кроме этого, построено огромное количество новых туристических объектов. На болгарский рынок пришли одни из самых крупных гостиничных цепей — «Шератон», «Хилтон, «Рэдиссон САС», «Кемпински», «Иберостарс», RIU и др.
Общими усилиями профессионалов отрасли — специалистов частного и государственного секторов — были преодолены некоторые из сопутствующих процессу трудностей, были восстановлены также позиции нашей страны на основных важных туристских рынках. Болгария имеет имидж востребованной и конкурентной дестинации на туристских выставках. И это не случайное и, уверен, не временное явление. За последние несколько лет Болгария стала утверждаться в качестве спокойной и безопасной для иностранных туристов страны, с красивой и сохраненной природой, уникальными культурными памятниками и современной туристической инфраструктурой. Турпродукт постепенно обновляется, средства размещения модернизированы и в большей степени отвечают современным требованиям категории и качества, сохраняя при этом умеренный ценовой уровень. По оценкам наших зарубежных партнеров, причина становления Болгарии как «модной дестинации» в Германии, Скандинавских странах, Великобритании и Центральной Европе — в повышении качества болгарского продукта и достижении в этой связи оптимального соотношения цена — качество.
— Как обстоит вопрос с инвестициями в туризм? Какова доля государства в современной тур-отрасли страны? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры участия российских и международных инвесторов.
— Что касается внешних инвестиций, то до 2002 года прямые иностранные инвестиции в болгарский туризм составили примерно 200 млн. евро. В 2004 году ожидается их рост до 280—300 млн. евро. По экспертной оценке, более 50% инвестиций осуществлены на территории Варненской области.
Если мы сумели привлечь крупных немецких операторов и они вложили до конца 2002 года свыше 230 млн. евро в обновление гостиниц на Черноморском побережье в качестве предварительного кредитования в обмен на будущее предоставление услуг, то можем считать, что Болгария стала привлекательной для инвестиций в области туризма. Некоторые из немецких туроператоров начали строить в Болгарии и собственные отели. Существует реальный интерес к отрасли и со стороны крупных гостиничных цепей, которые по традиции отслеживают изменения больших туристских потоков. К сожалению, прямые российские инвестиции пока носят символический характер. В отношении внутренних инвестиций могу сказать, что в результате приватизации в туризме на протяжении последних лет было инвестировано 250 млн. евро в повышение качества гостиничной базы — преимущественно на морских курортах. Сегодня более 70% этой базы составляют гостиницы высокой категории — три, четыре и пять звезд.
— Какая часть населения Болгарии занята в туриндустрии? Каковы перспективы на ближайшее будущее?
— Из 4,712 млн. населения в трудоспособном возрасте в 2002 году, по экспертной оценке, приблизительно 140 тыс. были непосредственно заняты в туризме (прирост 7% по сравнению с 2001 годом), а число сезонно занятых — свыше 50 тыс. человек. Это составляет более 4% всего трудоспособного населения (вместе с занятыми на сезон). В 2003 году показатель вырос до 150 тыс. человек, занятых непосредственно в отрасли (+6%), в 2004 году их число возрастет до 155 тыс. (+5%), а в 2005 году, возможно, будет превышен показатель в 160 тыс. (+4%). В то же время в целом международный туризм (incoming) будет развиваться более высокими темпами (от 7 до 12% прироста), а доходы от него в платежном балансе страны возрастут еще больше. Более низкие прогнозируемые темпы прироста в занятости населения обуславливаются стратегией интенсивного введения высоких технологий в отрасль (в индустрию гостеприимства, в ресторанный бизнес, в работу туроператоров и турагентов).
Тем временем необходимо учитывать, что косвенная занятость обусловлена туризмом в смежных отраслях экономики: сельском хозяйстве, транспорте, добывающей промышленности, торговле, потреблении машин и электроэнергии, пищевой промышленности, строительстве и т. д. По оценке специалистов, в 2002 году занятость составляла 250 тыс. рабочих мест. Таким образом, эффект от туризма состоит в обеспечении около 440 тыс. рабочих мест (приблизительно 9,3% всего трудоспособного населения).
— Существует ли в Болгарии генеральный план развития туриндустрии? Как государственные структуры участвуют в его реализации?
— Наша политика акцентирована и на стимулировании развития отрасли в глубинке страны. Специализированный (или альтернативный) туризм, к которому относятся экологический, горные походы, сельский, приключенческий туризм, а также культурно-познавательный, связанный с историческим наследием, кухней, традиционным бытом, паломнический туризм и др., — все эти виды туризма имеют исключительный потенциал для развития в нашей стране. Мы уверены в том, что более активное их развитие приведет к росту уровня занятости и доходов местного населения, будет способствовать преодолению территориальной и сезонной концентрации туристских потоков и обеспечит большее разнообразие предлагаемого туристского продукта.
На сегодняшний день эта политика осуществляется путем направления средств по программам Европейского союза (ФАР, САПАРД и ИСПА) на развитие туризма во внутренней части страны. По программе ФАР ЕС в 2002 году стартовал проект «Развитие культурного туризма в Болгарии». Его цель — улучшение состояния культурных памятников, музеев, церквей и монастырей, а также их социализация, продвижение на рынок и создание местного и регионального турпродукта. Проект будет реализован на территории всей страны, общий размер гранта составляет 7 млн. евро. По программе ФАР начинается реализация проекта в 15 млн. евро для улучшения доступа к туристским объектам. Проект реализовывается исполнительным агентством «Дороги» и охватывает Северо-Восточный и Южный районы. Одна из основных проблем в развитии туризма на местном уровне — неудовлетворительное состояние инфраструктуры и недостаток средств для маркетинга и рекламы. Чтобы реализовать политику децентрализации управления в стране, необходимо предоставление больших полномочий и возложение больших обязательств на местные власти, необходимо трансформировать существующий курортный сбор в туристский. Он будет собираться на территории всей страны при пользовании услугой «ночлег» в средствах размещения. Собранные средства вместе с доходами от сборов в результате присвоения категории (в определенных случаях она присваивается мэром), а также средства, поступившие от реализации закона о туризме, будут накапливаться в созданных общинских (районных) фондах для развития туротрасли. На основании разработанных районных программ развития отрасли эти средства будут расходоваться на совершенствование местной инфраструктуры, благоустройство населенных мест, маркетинг и рекламу местного турпродукта, для создания туристских информационных центров и др.
— Какова динамика посещений российскими туристами Болгарии за последние годы? Какие прогнозы на ближайшее будущее в связи с интегрированием Болгарии в Евросоюз?
— В 2001 году, за вычетом шоп-туристов из соседних стран, Российская Федерация заняла 4-е место по числу прибывших туристов (130 886 человек, прирост составил 23,9%) после Германии (374 323), Греции (344 677) и Македонии (218,7 тыс.) и опередила Югославию (71,9 тыс.), Украину (70 168), Великобританию (69 202), Израиль (50 368), Швецию (48 070). В 2002 году Россия заняла 6-е место после Германии, Греции, Македонии, Великобритании и Югославии. В 2003 году Россия заняла пятое место после Греции, Германии, Македонии и Великобритании.
На 2007 год планируется вступление Болгарии в ЕС, что скажется на всех отраслях экономики. Можно утверждать, что болгарский въездной туризм по своим результатам, по качеству обслуживания и по структуре туристского потока уже занял свое место в Европе — с 10,8% в 1996 году доля туристов из стран ЕС в общем потоке иностранных туристов увеличилась до 41,55% в 2002 году. Этот показатель будет постоянно расти.
Уже несколько лет наша страна отличается достижением соотношений в структуре въездного туризма и общей доли туризма в ВВП, которые характерны для развитой европейской туристской дестинации. И все это — при сохранении оптимального соотношения цены и качества. Присоединение к Европейскому союзу оказало бы косвенное влияние на отрасль — путем стимулирования развития общей инфраструктуры и экономических показателей других отраслей, связанных с туризмом (сельского хозяйства, транспорта, легкой промышленности и др.). В этом смысле будут позитивные изменения для туризма страны после 2007 года.
Россия была и останется одним из основных стратегических рынков для туризма Болгарии — даже после нашего вступления в ЕС. Кроме этого, мы надеемся, что гражданам России до 2007 года предоставят право ездить в Европу без виз. В этом случае отпадают все даже потенциальные проблемы.
Беседовал Юрий МЕШКОВ Варна — Москва
Журнал «Бюджет» № 6 июнь 2004 г.