Версия для печати 6358 Материалы по теме
Больше конкуренции!

Новак
О перспективах сокращения дефицита федерального бюджета, о финансировании дорожного строительства и инноваций, а также о масштабных планах приватизации государственных компаний рассказал заместитель министра финансов РФ Александр Валентинович НОВАК.

— Александр Валентинович, Министерство финансов не раз заявляло о намерении добиться того, чтобы к 2015 году федеральный бюджет стал бездефицитным. Как эта цель соотносится с затратными планами государства в области поддержки инноваций, развития инфраструктуры?

— В июле Правительство РФ одобрило Основные направления бюджетной политики и основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Планируем, что предельные объемы дефицита федерального бюджета в 2012 году составят 2,7 процента от ВВП, в 2013 году — 2,7 процента и в 2014 году — 2,3 процента. При этом федеральный бюджет 2012, 2013 и 2014 годов будет нацелен на решение двух разнонаправленных задач: сокращение дефицита и реализацию бюджетной политики в приоритетных сферах, в том числе в сфере национальной экономики.

На мой взгляд, к 2015 году достижение бездифицитного бюджета выглядит пока маловероятным. Без существенного сокращения расходной части это сделать затруднительно. А в среднесрочной перспективе для этого необходимо в первую очередь значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств. С данной целью уже проводятся реформы в образовании, здравоохранении, идет оптимизация бюджетного процесса, системы государственных закупок, пенсионной системы, создается система электронного правительства, планируется децентрализация полномочий в пользу субъектов РФ, реализуются крупные инфраструктурные проекты и инновационные программы.

— Одна из довольно затратных для федерального бюджета статей — финансирование дорожного строительства. На какие суммы отрасль сможет рассчитывать в ближайшие годы, когда полностью заработает система дорожных фондов?

— Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» ведется работа по созданию системы дорожных фондов. Это Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Размер Федерального дорожного фонда утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объем ассигнований Федерального дорожного фонда планируется предусмотреть в 2012 году в сумме 364 миллиардов рублей, что на 88 миллиардов, или 25 процентов, больше расходов на дорожное строительство в докризисном 2008 году (276 миллиардов рублей).

Региональные дорожные фонды должны быть созданы не позднее 1 января 2012 года. Их доходная часть будет складываться из взимаемых акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации. По нашим оценкам, совокупный размер доходов региональных дорожных фондов составит в 2012 году 385 миллиардов рублей, в 2013 году — 463 миллиарда, в 2014 году — 497 миллиардов, что на 115 миллиардов, или на 30 процентов, больше, чем в 2011 году (382 миллиарда рублей). К 2015 году эти доходы достигнут порядка 551 миллиарда рублей, а к 2020 году — 752 миллиарда.

Общий объем финансирования дорожного строительства через систему дорожных фондов в 2011 году составит около 734 миллиардов рублей, а к 2014 году достигнет почти 1 триллиона рублей. Запуск системы дорожных фондов позволит нам в 2014 году впервые за многие годы выйти на стопроцентное обеспечение потребностей в финансировании капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автодорог в соответствии с утвержденными нормативами.

Несмотря на общий рост расходов на дорожное строительство, выделяемых средств пока недостаточно для нормального содержания существующей сети автомобильных дорог и ее развития. По оценкам экспертов, на эти цели необходимо выделять не менее 1,5 триллиона рублей в год.

— Государство берет на себя значительные обязательства в области поддержки инноваций. Ощутима ли отдача от вложенных в инновационные проекты бюджетных средств? В целом насколько действенными показали себя созданные за последние годы элементы инновационной инфраструктуры?

— Мы провели работу по анализу расходов федерального бюджета на цели инновационного развития. Всего в 2010 году на них было затрачено 477 миллиардов рублей, в 2011 году запланировано израсходовать 742 миллиарда. Из них 312 миллиардов будет потрачено на реализацию 17 федеральных целевых программ инновационного характера по таким направлениям, как развитие фармацевтической и медицинской промышленности, модернизация системы образования, развитие космодромов, ядерные энерготехнологии нового поколения, информационное общество и другие.

Кроме того, почти 16 миллиардов рублей пойдет на развитие особых экономических зон, 25 миллиардов будет внесено в уставный капитал ОАО «Роснано». 4 миллиарда будут направлены на развитие малых форм предприятий в научно-технической сфере, 6 миллиардов — на поддержку развития кооперации вузов и предприятий, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств, еще 1,5 миллиарда — на создание технопарков в сфере высоких технологий. Кроме того, 62 миллиарда рублей будет передано Фонду прямых инвестиций.

Как видите, спектр инструментов поддержки инноваций достаточно широк. Мы можем выявить те формы, которые дают наибольшую отдачу от бюджетных вложений, и затем тиражировать их по всей стране. Следует отметить, что это долгосрочные комплексные проекты с длительными бизнес-циклами. Полностью оценить эффективность вложенных в них средств было бы целесообразно по прошествии нескольких лет их активной работы.

Тем не менее первые оценки уже свидетельствуют о том, что результативность упомянутых инструментов пока носит фрагментарный характер и что имеются значительные резервы для повышения отдачи от вкладываемых средств. Это хорошо заметно на примере особых экономических зон, которых с 2005 года в России было создано 21. По итогам 2010 года общий объем бюджетного финансирования за счет строительства объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ составил около 37,3 миллиарда рублей. Наибольшие объемы бюджетных инвестиций пришлись на ОЭЗ в Республике Татарстан, городе Дубна Московской области, в Липецкой области, городах Томске и Зеленограде.

Приходится констатировать, что объем привлеченных инвестиций — главный показатель результативности ОЭЗ — по всем зонам, за редким исключением, остается ниже объема бюджетного финансирования. В некоторых ОЭЗ частные инвестиции вообще пока не привлекались. По отношению объема инвестированных частных средств к объему инвестированных бюджетных средств лидерами сегодня являются Липецкая область (500 процентов), Республика Татарстан (370 процентов) и Томск (150 процентов). Калининградской области и Краснодарскому краю пока не удалось привлечь частное финансирование.

— Как вы оцениваете эффективность государственной корпорации «Роснанотех»?

— Первые результаты ее работы вселяют оптимизм. С 2008 по 2010 год корпорация одобрила 104 инновационных проекта с общим бюджетом 347 миллиардов рублей, включая софинансирование со стороны корпорации в объеме 140,1 миллиарда рублей. Среди них 92 инвестиционных проекта, восемь проектов по формированию российских и международных венчурных фондов, а также четыре проекта создания нанотехнологических центров. Из утвержденных проектов 28 — проекты с иностранным участием. По состоянию на конец 2010 года начато финансирование 49 проектов, в которые корпорация инвестировала 64,2 миллиарда рублей.

Всего же в 2010 году первые 17 проектных компаний, созданных при финансовом участии корпорации, получили выручку от реализации продукции в объеме более 1 миллиарда рублей, причем около четверти выручки обеспечил экспорт. Предполагается, что выручка утвержденных в 2008–2010 годах 100 производственных проектов и фондов к 2015 году достигнет порядка 200 миллиардов рублей. С учетом создания новых проектов в 2011–2013 годах ожидается, что объем продаж проектных компаний к 2015 году достигнет 300 миллиардов рублей, в том числе экспорт — 60 миллиардов.

— Что вы можете сказать о перспективах центра «Сколково»?

— Этот уникальный для нашей страны инновационный центр интенсивно развивается. В настоящее время статус участника иннограда «Сколково» присвоен 109 компаниям. Общий объем грантов составляет 4 миллиарда рублей. На реализацию проектов был привлечен 1 миллиард рублей от соинвесторов. Только за июнь-июль 2011 года семь венчурных фондов подписали соглашения об аккредитации на общую сумму 115 миллионов долларов, подписаны соглашения о партнерстве с девятью крупными компаниями — Nokia, Siemens, EADS, NSN, Johnson&Johnson, IBM, Dow Chemicals, GE, TNK-BP.

Содействие развитию инновационного центра «Сколково» продолжится. В 2012 году бюджетные ассигнования составят 22,1 миллиарда рублей, в 2013 и 2014 годах — по 17,1 миллиарда. Предполагается также, что` центр привлечет частные инвестиции в объеме 62,5 миллиарда рублей.

Ожидается, что до конца текущего года количество компаний — участников иннограда «Сколково» удвоится, также будут подписаны соглашения о сотрудничестве с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями и исследовательскими центрами. Так, например, Массачусетский технологический институт (MIT) и Фонд «Сколково» подписали соглашение об основных условиях сотрудничества по созданию Института науки и технологий «Сколково».

— Будет ли и дальше наращиваться объем бюджетного финансирования инноваций? Есть ли надежды изменить пропорции в подобных инвестициях в сторону большего участия бизнеса?

— На мой взгляд, сегодня наращивать финансирование инноваций из государственных источников уже нецелесообразно. Государство выделяет достаточно средств и использует почти все известные в мире институты стимулирования. Наступает время, когда двигателем массовой инновационной активности должен стать частный бизнес.

Хотел бы отметить, что по расчетам независимых экспертов в течение 15 последних лет расходы на исследования и разработки в России росли темпами, опережающими средние по странам ОЭСР и всего мира. В итоге при пересчете по паритету покупательной способности валют наша страна вышла на восьмое место в мире по объемам финансирования, выделяемого на эти цели, опередив Канаду и Италию.

Однако рост затрат на исследования обеспечивается преимущественно государством. За последнее десятилетие расходы на науку выросли в номинальном выражении в четыре раза, а по доле в бюджете — в полтора. Сейчас вклад государства в инновационное развитие в 2,5 раза превышает идущие на это средства бизнеса, и позиция бизнеса, на мой взгляд, недостаточна активна. Независимые исследования показывают, что за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах превышает 65 процентов, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70 процентам. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 процентов затрат на НИОКР. Суммарный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР более чем в два раза уступает бюджету на исследования и разработки компании Volkswagen, а удельный вес затрат на исследования в выручке российских компаний в четыре-шесть раз ниже, чем у зарубежных конкурентов.

— В начале года активно обсуждалась перспектива создания в 2012 году на федеральном уровне фонда поддержки инвестиций в регионах. Будет ли реализована данная инициатива?

— Сегодня финансовые возможности регионов по выполнению своих расходных обязательств значительно дифференцированны. Это результат исторически сложившихся различий в структуре их экономики, степени развития экономического потенциала, размере территорий, количестве проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т. д. Именно региональные программы улучшения инвестиционного климата, создания новых высокотехнологичных производств позволят поднять производительность и эффективность региональных экономик. Для этого сегодня создается система федеральной поддержки инвестиционных программ регионов, в основе которой — распределение дотаций бюджетам регионов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Преимущество получат субъекты Федерации, достигшие наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала.

Оценка регионов будет осуществляться по четырем простым показателям:

  1. численность постоянного населения;
  2. объем инвестиций в основные фонды компаний в отраслях сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающего производства, гостиниц и ресторанов, относящихся к частной, иностранной, совместной российской и иностранной, а также смешанной российской с долей государственной собственности;
  3. объем налоговых доходов в консолидированных региональных бюджетах (за исключением налогов по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых»);
  4. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) в отраслях сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающего производства, гостиниц и ресторанов.

По результатам такой комплексной оценки для предоставления дотаций ежегодно будут отбираться 20 субъектов Российской Федерации. При этом размер дотации любому из отобранных регионов не может превышать 20 процентов общего объема дотаций. В 2011 и 2012 годах общая сумма дотаций запланирована в объеме 10 миллиардов рублей.

— Недавно вы заявили, что долю государственного сектора в экономике России в ближайшие годы необходимо снизить с сегодняшних 50 до 40 процентов, в том числе чтобы повысить конкуренцию и спрос на инновации. За счет чего этого можно добиться?

— Опыт развитых рыночных экономик показывает, что лучшим стимулом для развития и роста бизнеса остается конкуренция. Построение в нашей стране по-настоящему эффективной высокотехнологичной экономики требует развития конкуренции как главной движущей силы предпринимательской активности в сфере инноваций. На смену прямому государственному финансированию модернизации рано или поздно должны будут прийти рыночные механизмы, такие как частные инвестиции и банковское инвестиционное кредитование. Сегодня по поручению Президента Российской Федерации правительство работает над расширением принятого в 2010 году плана приватизации государственных активов: разрабатываются дополнительные предложения по продаже находящихся в федеральной собственности акций крупных компаний.

Реализация этой инициативы планируется по трем основным направлениям. В ряде компаний государство полностью выйдет из уставного капитала. В частности, это относится к ОАО «Совкомфлот», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Банк ВТБ». Где-то, как в ОАО «АК Алроса», оно сохранит за собой «золотую акцию», то есть специальное право на участие в управлении обществом. В ряде компаний, таких как ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Российская Федерация могла бы понизить свою долю до контрольного пакета 50 процентов плюс одна акция. Наконец, в третьей группе компаний в планах государства значится сократить свое участие до 75 процентов плюс одна акция. Сюда относятся ОАО «Российские железные дороги», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти „Транснефть“».

Помимо снижения роли государства в экономике у приватизации есть и другая цель. Согласно расчетам Министерства экономического развития доходы от расширенного плана приватизации могут достигать 1 триллиона рублей ежегодно, а это еще один источник покрытия бюджетного дефицита, который поможет гарантировать исполнение запланированных на ближайшие годы масштабных инфраструктурных и социальных программ.

Серьезное значение приватизация будет иметь и для улучшения инвестиционного климата. Приток частных предпринимательских денег, в том числе иностранного капитала, даст дополнительный толчок развитию модернизационных процессов, технологическому обновлению самих компаний, а также расширению международного делового сотрудничества.

Поделиться