Версия для печати 5509 Материалы по теме
На прочной основе

Аюшеева
Светлана Батоцыреновна АЮШЕЕВА, заместитель руководителя по экономическим и финансовым вопросам — председатель Комитета по финансам МО «Селенгинский район»

Годы роста

Социально-экономическое развитие Селенгинского района в 2008–2010 годы характеризуется ростом основных макроэкономических показателей. Объем производства в промышленности и сельском хозяйстве в 2010 году вырос по сравнению с уровнем 2007 года на 29,7 % и составил 5,79 млрд руб. Важнейшим фактором оживления экономики в 2010 году был инвестиционный спрос. Общий объем инвестиций превысил 3,9 млрд руб., что в номинальном выражении в 16 раз больше, чем в 2007 году.

Оборот розничной торговли в прошлом году составил 1,8 млрд руб. и достиг 161,7 % в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. Расширению потребительского спроса способствует увеличение доходов населения, улучшение ситуации на рынке труда. Так, по итогам 2010 года рост реальных доходов населения составил 198,5 % от показателя 2007 года. Уровень безработицы за тот же период снизился до 10,6 % против 12,9 % на конец 2007 года. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, за 2010 год составила 19,2 % против 24,4 % в 2007 году. В бюджетных отраслях уровень зарплат за последние три года вырос в 1,6 раза в номинальном выражении.

В муниципальном образовании принята и действует районная целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства. На территории Селенгинского района осуществляют деятельность 148 малых предприятий, что на 35,8 % больше, чем в 2007 году. За текущий период в районе капитально отремонтированы и введены в строй более 30 объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, больниц, спортивных центров. Отмечен рост рождаемости, ее показатель в 2010 году составил 16,7 на тысячу человек населения (в Республике Бурятия — 17,1; в Сибирском федеральном округе — 13,9).

Особенности развития

Программа социально-экономического развития района рассчитана на период до 2017 года. Ее материально-техническое и финансовое обеспечение осуществляется через реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных и республиканских целевых программ. Другими источниками финансирования являются собственные средства предприятий и средства бюджетов органов местного самоуправления. На территории района выполняется и комплексный инвестиционный план развития моногорода Гусиноозерск. До 2015 года планируется построить литейно-прокатный комплекс и завод глубокой переработки углеводородов. Появится 1,3 тыс. новых рабочих мест, что позволит снизить уровень безработицы и будет способствовать пополнению бюджетов района и города.

В целях создания стимулов для оптимизации структуры муниципальных образований разрабатывается механизм компенсации потерь при объединении поселений. Для повышения эффективности использования бюджетных средств между муниципальным районом и поселениями ежегодно заключаются соответствующие соглашения. Эта сложная, кропотливая работа была бы невозможной без высококвалифицированных специалистов. Многие годы в финансовой службе района проводится тщательный конкурсный отбор претендентов на замещение вакантных должностей. В 2010 году Селенгинский район заключил соглашение с Бурятским государственным университетом о сотрудничестве и реализации совместных проектов в сфере муниципального управления и подготовки кадров.

Еще одна особенность Селенгинского района — богатый потенциал для развития туризма. Уникальная природа, множество памятников архитектуры, истории и культуры делают его привлекательным для гостей. Наиболее перспективным с этой точки зрения является озеро Щучье — самое доступное место отдыха для всех слоев населения. Кроме того, в рамках проекта «За птицей Феникс» разработан экскурсионный маршрут «Золотая россыпь Селенги». Он включает в себя комплекс «Сэргэ», Святой Крест на горе Убиенной, местность Талын Харгана, музей декабристов, Вознесенскую церковь, памятник английским миссионерам, гору «Англичанка», Старый Селенгинск, а также Тамчинский дацан, который более 130 лет был центром бурятского и российского буддизма.

Финансовое обеспечение развития туризма основывается на необходимости создания конкурентоспособного, высокодоходного туристско-рекреационного комплекса. Это предполагает значительные затраты, в том числе из бюджетных источников. В 2012 году общая сумма расходов на указанные цели составит 1,033 млн руб. Из них 733 тыс. руб. выделяет районный бюджет и 300 тыс. руб. — республиканский. Разумеется, здесь Селенгинский район находится только в начале пути.

Роль личности в истории

Бадмаев
В августе 1994 года указом Президента Республики Бурятия главой районной администрации был назначен Нима Дугаржапович Бадмаев. В 1995 году на всенародных выборах земляки продлили ему мандат доверия. Управлять районом Н. Д. Бадмаеву пришлось в самую трудную эпоху. Задержки заработной платы, закрытие крупнейших промышленных предприятий, безработица, бедность — такое наследие досталось Ниме Дугаржаповичу.

Руководство района с честью преодолело тяготы 90-х. Например, если в среднем по Бурятии количество учреждений культуры сократилось на 20 % и во многих селах нет ни клуба, ни библиотеки, то в Селенгинском районе сохранена сеть учреждений культуры, и в каждом населенном пункте по-прежнему работают и библиотека, и клуб... Одержав уверенную победу на выборах главы района в декабре 1999 года, Нима Дугаржапович продолжил курс на стабилизацию социально-экономической ситуации в районе. При непосредственном участии районной администрации была создана компания «Бурят­уголь», возобновилась добыча угля на разрезе Холбольджинском. Район одним из первых в республике полностью ликвидировал задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы и задолженность по детским пособиям. Поэтому вполне закономерной стала третья победа Н. Д. Бадмаева на выборах 2003 года.

Настало время активной социальной политики. Большая часть бюджетных средств выделялась на содержание школ, детских садов, учреждений дополнительного образования — спортивных школ, центров воспитания и творческого развития детей, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а также на приобретение медицинского оборудования и лекарств. Кризисный 2009 год высветил серьезную проблему: моноотраслевой характер экономики района. Основная доля валового продукта приходилась на электроэнергетику. В этих условиях Нима Дугаржапович и руководство города Гусиноозерска определили основные отрасли для посткризисного развития: промышленный комплекс, АПК, жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктура, туризм, малый бизнес, социальная сфера. Он сделал ставку на внедрение инноваций в промышленность и жилищное хозяйство, создание благоприятных условий для развития кластеров и промышленных зон, новых производств с высокой долей добавленной стоимости. Размышляя о резервах для дальнейшего роста, глава района видел возможность создания замкнутых технологических цепочек.

Очень живо Нима Дугаржапович реагировал на любые инновации. Селенгинский район первым в республике начал работу по созданию органов территориального общественного самоуправления (ТОС). По итогам 2010 года районная администрация заняла первое место в республике по организации и развитию ТОСов. В числе лидеров район находится и по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

В ближайших планах Н. Д. Бадмаева была реализация сразу нескольких крупных проектов. Вместе с парт­нерами из Москвы разрабатывался проект создания предприятия безопасного цикла по переработке и утилизации военного имущества, литейно-прокатного комплекса, завода по производству высококачественных битумов и других материалов для строительства и ремонта дорог. Когда Гусиноозерск вошел в список моногородов России, большинство наработок Н. Д. Бадмаева нашло отражение в Комплексном инновационном плане развития города.

Своей активной деятельностью, огромным желанием развивать родной район Нима Дугаржапович создал предпосылки для устойчивого роста экономики и дальнейшего улучшения жизни людей. Почетный гражданин Селенгинского района, Н. Д. Бадмаев был удостоен званий «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Бурятия» и «Отличник народного просвещения», стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий — 2005». В 2008 году он был награжден орденом «За службу России». Нима Дугаржапович скоропостижно скончался в апреле 2011 года, не завершив всего, что делал и планировал сделать...

Наши предложения

Практика показывает, что собственных доходов подавляющего большинства муниципальных образований явно недостаточно для выполнения ими основных функций. Как правило, финансовыми ресурсами себя в большей степени обеспечивают те муниципалитеты, на территории которых есть крупные промышленные предприятия. Поэтому одним из действенных рычагов социально-экономического развития муниципальных образований является совершенствование отношений между региональным и местными бюджетами. Оно должно быть направлено на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала.

Сейчас органы местного самоуправления в большей степени озабочены увеличением безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов, необходимостью провести финансирование расходов, не обеспеченных доходной базой. В то же время существующая нормативная база в недостаточной степени регулирует все этапы расходования денежных средств муниципалитетов. Нет системы, стимулирующей и контролирующей работу местных органов власти. Перемены в бюджетной и налоговой политике явно назрели.

По нашему мнению, органам местного самоуправления поселений необходимо передать доходы от транспортного налога. Кроме того, правильнее было бы производить зачисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджет по месту проживания граждан, а не по месту их работы. Это связано с тем, что сегодня многие люди трудоустраиваются в других регионах и там же, соответственно, платят НДФЛ, а социальные и имущественные вычеты по-прежнему предоставляются гражданам по месту их постоянной регистрации. Также в связи со значительной разницей в уровнях оплаты труда пора ввести прогрессивную шкалу ставки налога на доходы физических лиц.

Для дополнительного увеличения доходной части бюджетов поселений надо внести в Налоговый кодекс норму, позволяющую органам местного самоуправления самостоятельно вводить местные налоги (сборы). Иначе поселениям будет хронически не хватать средств для решения проблем местного значения: водоснабжения, сбора мусора и бытовых отходов и т. п. И земельный налог необходимо взимать не только с собственников земельных участков, но также и с пользователей землей. Это тоже была бы естественная и логичная мера.

Поделиться