Версия для печати 4381 Материалы по теме
Три кита современного города: экономика, финансы, контроль

В июне в Новосибирске прошла конференция «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», посвященная обсуждению проблем законодательства в сфере экономической и финансовой деятельности, совершенствованию финансового контроля, практике привлечения инвестиций в муниципальные образования. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) и мэрия города Новосибирска. Конференция собрала прежде всего руководителей экономических, финансовых служб и контрольно-счетных органов городов Сибири и Дальнего Востока. В качестве экспертов выступили представители Министерства финансов РФ, Государственной думы Федерального Собрания России, Фонда «Институт экономики города». Всего в работе конференции приняли участие более 90 представителей из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Кризис продолжается

Городецкий
Тон дискуссии об экономических проблемах развития муниципалитетов задал президент АСДГ, мэр Новосибирска В. Ф. Городецкий, подчеркнувший своевременность обсуждаемых вопросов.

«Закон № 131-ФЗ сыграл важную роль в развитии местного самоуправления. Были разграничены полномочия муниципальной и региональной ветвей власти, обеспечена основа, в том числе финансовая, для деятельности муниципалитетов. Но сегодня этого недостаточно. Необходимо создавать условия для модернизации экономики в рамках тех функций, которые на нас возложены. Самая главная проблема заключается в том, что сложившаяся финансовая система не создает стимулов для развития реального сектора, не дает возможности формировать полноценный бюджет развития городов, — отметил В. Ф. Городецкий. — Мы неоднократно поднимали вопрос о расширении финансовых возможностей муниципальных образований на уровне федеральной власти, но пока принятые решения не носят системного характера и не оказывают значительного влияния на бюджетные показатели».

Вице-президент АСДГ Р. В. Бабун представил проведенный анализ изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований за 2010 (факт) и 2011 (план) годы. Такого рода аналитические исследования проводятся в АСДГ ежегодно с целью выявления динамики изменения доходов и расходов бюджетов и их структуры. В представленном анализе были сопоставлены отчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов за 2010 год и плановые показатели на 2011 год по 96 крупным и средним муниципальным образованиям Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов.

«Суммарные доходы бюджетов увеличиваются в 2011 году по сравнению с прошедшим годом всего у 24 муниципальных образований и снижаются у 72. Причем у 47 муниципальных образований снижение составляет более 10 %, а у 28 из них — более чем на 20 %. Если наложить на эти цифры инфляционную составляющую, то реальное снижение доходов будет еще больше», — заявил Р. В. Бабун.

Следует отметить, что собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов снижаются только у половины муниципальных образований (48 из 96). Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ — в подавляющем большинстве муниципальных образований (75 из 96) растет, при этом его значительного снижения практически нигде не наблюдается. Земельный налог примерно у половины муниципальных образований в 2011 году возрастает, а у половины снижается. Но отклонения от показателей 2010 года невелики. У большинства муниципальных образований из собственных доходов существенно, в несколько раз, снижается только налог на имущество физических лиц, доля которого в общих доходах бюджетов и до этого была крайне мала. Его снижение вызвано изменением порядка налогообложения (один раз в год вместо двух), в результате чего основная часть платежей 2011 года перейдет на 2012 год. Главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2011 году они увеличиваются всего у 18 муниципальных образований, а у остальных 78 снижаются, причем весьма существенно. Для 17 муниципальных образований безвозмездные поступления снижаются более чем вдвое. Таким образом, в 2011 году продолжится сокращение государственной поддержки муниципальных образований со стороны субъектов РФ.

Ожидаемое увеличение расходов в будущем году в 31 муниципальном образовании, а доходов — только в 24 муниципальных образованиях говорит о планируемом дефиците бюджетов на 2011 год. В 15 муниципальных образованиях рост расходов не превышает 10 %, и лишь в пяти он больше 30 %. Из 65 муниципальных образований, в которых предусмотрено снижение расходов, в 31 снижение не превышает 10 % и еще в 14 — 20 %. Однако в пяти муниципальных образованиях расходы снижаются более чем вдвое. По основным направлениям расходов картина выглядит следующим образом. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в сфере образования, относительно благоприятная — в других отраслях социальной сферы, исключение составляет ЖКХ. Для городских поселений в графе «Образование и молодежная политика» учитывались затраты только по молодежной политике, поскольку расходы на образование являются обязательством муниципальных районов. В основном муниципальные образования при необходимости сокращения расходов делают это за счет сферы ЖКХ. Масштабы сокращений весьма значительны. В трети муниципальных образований в 2011 году намечается сократить расходы на ЖКХ более чем вдвое. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование сферы.

Таким образом, по словам вице-президента АСДГ, несмотря на заявления о завершении в основном финансового кризиса, 2011 год следует признать неблагоприятным для местных бюджетов. Основной фактор снижения доходов бюджетов — резкое сокращение поступлений из вышестоящих бюджетов, то есть сокращение государственной поддержки муниципальных образований. Собственные налоговые и неналоговые доходы снижаются в 2011 году только у половины муниципальных образований. Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ в подавляющем большинстве муниципальных образований растет. Часть муниципальных образований приняла бюджеты на 2011 год с дефицитом, превышающим установленные нормативы. Исполнение бюджетов в этих муниципальных образованиях будет затруднено. Общий вывод таков: кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает, а, напротив, продолжает усиливаться.

Конституционный суд да два дела

Бабуна
Также Р. В. Бабун особо выделил постановления Конституционного суда РФ по двум делам, которые выиграли сибирские и дальневосточные города. В слушаниях по первому делу рассматривалось обращение города Благовещенска Амурской области, в котором ставился под сомнение Закон «Об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности государственных органов субъектов Федерации и муниципальных образованиях Российской Федерации». Коллегам из Благовещенска удалось доказать, что принудительная приватизация всего нежилого фонда противоречит Конституции РФ. В слушаниях по второму делу, которое выиграл город Чита Забайкальского края, проверялась на соответствие Конституции РФ ч. 4 ст. 16 Закона № 131-ФЗ в части компенсации экономически необоснованных тарифов на теплоэнергию. Льготы, установленные субъектом РФ, приводили к возникновению межтарифной разницы, которую должен был возмещать местный бюджет. Конституционный суд признал это требование не соответствующим Конституции РФ и постановил, что платить должен тот, кто установил льготу.

Амбиции стимулируют развитие

зеленская
Т. В. Зеленская, заместитель главы города Красноярска, рассказала собравшимся об амбициозной задаче Красноярска: к 2025 году выйти на позиции мирового города (global city), используя преимущества геополитического положения, геоэкономический и промышленный потенциал советских времен (советское наследие). Для достижения поставленной цели была разработана программа со­­ци­аль­но-экономического развития города, предусматривающая ряд сценариев такого развития. В современных условиях целесообразен переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска. Оцениваемый допустимый средний уровень ежегодного отклонения: индекс промышленного производства +/— 4,5 %, рост инвестиций в сопоставимых ценах +/— 5,5 %, рост реальной заработной платы +/— 4,6 %. На сегодняшний день сравнительный анализ крупнейших административных центров Сибири с населением более 500 тыс. человек показывает, что Красноярск занимает лидирующие позиции по размеру среднемесячной заработной платы, обороту розничной торговли и платным услугам населению, объемам инвестиций в основной капитал и строительству жилья.

Рекомендации

По результатам обсуждения вопросов конференции ее участники приняли ряд рекомендаций, переданных по завершении мероприятия в федеральные министерства, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, субъекты Федерации. В частности было рекомендовано:

1 принять меры по кардинальному укреплению финансовой базы местного самоуправления. Поддержать предложения ВСМС по данному вопросу, включая

  • введение налога на недвижимость в качестве местного налога на основе рыночной оценки налогооблагаемой базы;
  • передачу муниципальным образованиям права регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой по патентам, при сохранении необходимых механизмов контроля со стороны регионов, а также перечисление доходов от их продажи в местные бюджеты в размере 100 %;
  • передачу в местные бюджеты доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100 %;
  • увеличение доли доходов от НДФЛ до 50 % в городских округах и муниципальных районах и до 30 % в сельских поселениях;
  • расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;

2 ускорить работу по переработке Закона № 94-ФЗ или замене его на новый;

3 определить порядок и источники финансирования региональных фондов реформирования ЖКХ, образуемых взамен заканчивающего свою деятельность федерального фонда;

4 возвратить органам местного самоуправления городов — столиц субъектов РФ полномочия в сфере распоряжения городскими землями при обязательном учете и соблюдении интересов органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению необходимых для их деятельности земельных участков;

5 принять законодательные меры по ускорению инвентаризации, рыночной оценке и постановке на налоговый учет недвижимого имущества физических и юридических лиц, включая самовольно занятые земельные участки и объекты, длительное время фиктивно числящиеся в незавершенном строительстве;

6 отменить федеральные льготы по уплате земельного налога в местные бюджеты крупными федеральными ведомствами (РЖД, объекты Минобороны России, энергетики и др.);

7 определить законодательно источники финансирования дорожных фондов субъектов РФ и муниципальных образований;

8 рассмотреть вопрос о передаче органам местного самоуправления администрирования местных налогов по соглашениям с налоговыми органами (в качестве госполномочия);

9 закрепить за органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов право на создание муниципальных органов статистики;

10 внести в Налоговый кодекс РФ дополнения, предоставляющие органам местного самоуправления право получать в налоговых органах информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами;

11 рассмотреть вопросы компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с повышением минимального уровня оплаты труда и общим повышением уровня заработной платы в бюджетной сфере;

12 внести изменения и дополнения в Закон № 131-ФЗ в части организации муниципальных контрольных органов в целях приведения его в соответствие принятому Закону № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». И пр.

Материал предоставлен пресс-службой АСДГ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно