Диана Юрьевна БЕЛЯЕВА, слушатель факультета МВА (корпоративное управление) Всероссийской академии внешней торговли
Кризис как следствие политики
Даже экономические кризисы в России в силу разных причин всегда имели свою специфику. В их основе лежала не столько характерная для капитализма цикличность развития производства, сколько воздействие разных чрезвычайных обстоятельств. В конце XIX века в России шло большое железнодорожное строительство, давшее толчок развитию различных отраслей реального сектора экономики, кредитования, банковской деятельности. Денежная реформа 1896 года связала денежный рынок России с мировым финансовым рынком. Экономический рост сопровождался концентрацией финансовых ресурсов, ввозом из-за границы капитала и различных финансовых новаций, увеличением количества акционерных обществ в самых разнообразных отраслях.Конец 1898 года в России ознаменовался всеобщим напряжением денежных рынков. Сокращение выдачи ссуд под залог ценных бумаг вызвало панику на бирже, последовало общее крушение биржевых ценностей. Финансовый кризис быстро захватил торгово-промышленную сферу. Россия вошла в экономический кризис, перешедший в длительную депрессию.
Однако кризис
Русско-японская война прежде всего привела в расстройство хозяйственную жизнь Сибири. Однако за короткое время экономический кризис
Кризисы конца ХХ — начала ХХI века
Независимо от причин в кризисные времена экономика теряет темпы роста, финансовые инструменты обесцениваются, падает производство, растет безработица и социальная напряженность. Это заставляет государства искать пути и способы снижения последствий кризисов. Во второй половине XX века в качестве таких способов в развитых странах стали использовать активное государственное воздействие на экономику и переход к государственно-монополистическому типу регулирования хозяйства. Развивались и широко применялись на практике методы государственного (при формировании бюджетов, разработке государственных программ) и внутрифирменного планирования и прогнозирования экономических процессов (производства, распределения, ценообразования и т. д.).
Однако кризисы не прекратились ни в XX веке, ни в
В отличие от традиционных капиталистических кризисов в других странах кризис в России, начавшийся в 1990 году, как и российский кризис 1904 года, был вызван воздействием чрезвычайных обстоятельств: революционным переходом от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической со всеми сопутствующими подобным переменам обстоятельствами.
Хотя подготовленная в 1992 году программа либерализации экономики и формирования рыночных отношений содержала меры, направленные на «максимально возможное противодействие падению производства», реализация ее не привела к обещанному в 1996 году подъему экономики. Падение промышленного производства прекратилось лишь в 1999 году, опустившись до 40,9 % от уровня 1990 года. Реформа цен 1992 года лишила большинство промышленных предприятий оборотных средств, обесценила денежные накопления населения, резко сократила платежеспособный спрос. В страну хлынул поток импортных товаров, которые практически вытеснили с рынка отечественную продукцию. Экономика России стала более зависимой от экспорта, динамики мировых цен, давления со стороны внешнеторговых партнеров и конкурентов.
Вследствие финансового кризиса 1997 года упали мировые цены на углеводороды. Сокращение объемов экспорта уменьшило валютные поступления, что стало одной из главных причин дефолта 1998 года с последующей почти пятикратной девальвацией рубля. В 1998 году ВВП России снизился до 55,8 % по отношению к уровню 1989 года, превысить который по официальным данным удалось лишь через 17 лет, к концу 2007 года.
По самым скромным подсчетам за период кризиса национальное богатство России сократилось более чем в два раза, существенно ухудшилась эффективность его использования. А в это же время страны Запада двигались вперед в социально-экономическом развитии, увеличивая свой валовой национальный продукт. Нынешний российский уровень ВВП в расчете на душу населения в Великобритании и Франции был достигнут около 40 лет назад, а в США примерно 50 лет назад.
Что такое «качество жизни»
Уровень социально-экономического развития страны, качество жизни в ней лучше всего отражает такой показатель, как продолжительность жизни основной массы населения, аккумулирующий воздействие многих факторов: уровня интеллектуального, духовного, культурного развития населения, доступности и качества здравоохранения, образования, социального обеспечения, жилья, уровня доходов, потребления и т. д. От них зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения.
В конце
По продолжительности жизни Россия занимает ныне
Рождаемость в СССР стабильно превышала 15 человек в расчете на 1000 человек населения. Даже в годы так называемого застоя она не опускалась ниже этой отметки. За годы реформ коэффициент рождаемости упал с 13,4 в 1990 году до 8,3 в 1999 году, или снизился более чем в 1,6 раза.
Для реформенного периода характерным стал рост смертности населения. Если в дореформенный период смертность составляла 10 человек на 1000 жителей, то в
Начиная с 1991 года численность безработных стала постоянно расти, а численность занятых в экономике с 1990 года имеет тенденцию к сокращению. По данным на июль 2010 года 5,4 млн чел., или 7 % экономически активного населения России, являются безработными в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), хотя официально зарегистрировано в службах занятости 1,79 млн чел. Показатели официально зарегистрированной безработицы по субъектам РФ отличаются более чем в 10 раз и имеют тенденцию к увеличению.
Падение реальной заработной платы в России в период «реформ» оказалось весьма существенным и продолжительным. В США реальная заработная плата только в течение двух лет — 1932 и 1933 годы — была на 30 % ниже предкризисного года, в то время как в России она была ниже докризисного уровня на протяжении 13 лет — с 1992 по 2004 год включительно. Сокращение реальных доходов населения привело к существенному падению уровня потребления, который для значительной части населения остается ниже прожиточного минимума. По общему объему хозяйственной деятельности Россия так и не вышла на уровень начала 1990 года. К осени 2008 года практически были исчерпаны возможности технико-экономического потенциала, созданного в советский период.
На какой «волне» находимся
Всемирный финансово-экономический кризис 2008 года стал следствием не только перенасыщения финансовых рынков необеспеченными финансовыми продуктами, но и изменений в мировой экономике: выведения технологически устаревших отраслей производства из развитых стран в регионы с дешевой рабочей силой и интенсивного развития новейших технологий так называемой третьей волны на основе активного внедрения достижений "квантовой электроники, теории информации, молекулярной биологии, океанологии, ядерной физики, экологии, космонавтики".
Превращение сферы производства информации в один из главных ресурсов общественного производства меняет характер и формы накопления капитала, структуру и объем производства и потребления, существенно сокращает потребность в энергетических, сырьевых, трудовых ресурсах. В России же пока господствующими в большинстве отраслей производства являются технологии, ресурсы, производимые продукты, характерные для "второй волны«.
Глобальный финансово-экономический кризис в значительной степени активизировал усилия развитых стран в принятии практических мер по увеличению регулирующей роли государства в экономике, в формировании инновационной промышленной политики, увеличении государственного контроля в финансовой сфере. В этих странах стали формироваться комплексные программы обновления технологической базы, развития инфраструктуры, организации систем общественных работ, снижения социальной напряженности.
В России же кризис-2008 рассматривался как чисто финансовый, требующий лишь финансовых мер по его преодолению. Поэтому главным в пакете антикризисных мер российского правительства стало «спасение» банковской системы, предоставление ей необходимых денежных средств, позволяющих банкам продолжать свою деятельность с прежней степенью народно-хозяйственной эффективности.
Кто освоит наши ресурсы?
Даже самый краткий анализ отличий в протекании кризисов в России и других странах свидетельствует о значительном влиянии на процессы социально-экономического развития России специфики страны, которая, на наш взгляд, должна быть определяющей при выработке концепций и стратегий, принятии планов и решений. Эта специфика заключается в том, что Россия обладает огромной территорией с большими природными ресурсами. Сегодня она не имеет достаточных людских, материальных и финансовых ресурсов, чтобы их осваивать. Но это не снимает ни с общества, ни с правительства ответственности за сохранение территориальной целостности страны, ее суверенитета, национальных богатств, национальной общности. Кризисы только обостряют стоящие перед нашей страной вызовы времени.
В XX веке борьба за жизненное пространство, за обладание чужой территорией уже была причиной двух мировых войн и множества локальных конфликтов. В XXI веке во многих странах ощущается дефицит природных ресурсов: сельскохозяйственных земель, полезных ископаемых и в первую очередь энергоносителей. Реальным становится дефицит продовольствия и питьевой воды. Для стран с быстро растущими экономикой и населением (Китай, США, Индия, арабские государства) Россия становится объектом все более пристального внимания либо как рынок сбыта их продукции, либо как слабо заселенная территория. При этом надо иметь в виду, что те военные преимущества, которые мы имели во второй половине XX века, исчезают.
Именно с позиций специфики России, а не опыта развитых стран Запада и советов МВФ, следует подходить к решению обострившихся проблем нашего государства: необходимо форсированное развитие экономики и инфраструктуры, решение социальных и демографических задач, восстановление научно-технического потенциала, укрепление обороноспособности страны.
Централизация — требование времени
Усложняющаяся экономическая и политическая обстановка на планете в XXI веке неизбежно ведет к повышению значения и объема государственных финансов. Мировой кризис уже вынудил правительства других стран существенно увеличить социально-экономические функции государства. Это привело к тому, что доля государства в ВВП стала расти. В настоящее время через бюджетную систему в Германии, Франции уже перераспределяется
В России на рост бюджетных расходов будут влиять многие внутренние и внешние факторы: растущая продовольственная зависимость страны, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, в том числе из-за ее неудовлетворительного качества, огромный корпоративный внешний долг, низкие темпы роста экономики, удлинение сроков решения социальных проблем. Немалую роль в росте бюджетных расходов играют внешнеполитические и внешнеэкономические факторы. В этих условиях необходим рост бюджетных расходов на национальную экономику, науку, образование, модернизацию оборонно-промышленного комплекса, развитие инфраструктуры и т. д.
Проблемы социально ориентированной национальной экономики невозможно решить без долгосрочной финансовой политики, крепкой финансовой базы государства. При этом не столь важно, какие сценарии финансовой политики будут избраны. История свидетельствует о неоднократном использовании метода централизации финансовых ресурсов. Как правило, это происходило в периоды войн и послевоенного восстановления экономики. Благодаря жесткой централизации финансовых ресурсов в СССР в середине
Как сберечь народ
Считается, что при централизации общество выигрывает во времени, но проигрывает в эффективности использования бюджетных средств. При децентрализации — наоборот. Но правильность подобных представлений на самом деле научно ничем не обоснована, а скорее принята на веру как аксиома. Независимо от степени централизации (децентрализации) бюджетных ресурсов, скорость бюджетной работы — это функция технологии (компьютеры, линии связи, программное обеспечение и т. д.); качество бюджетного планирования — функция квалификации работников и стимулирования их поведения на работе и за ее пределами; эффективность и степень целевого использования бюджетных средств — это функция финансового контроля и качества его организации.
Проблемы выбора централизации или децентрализации бюджетных средств, безусловно, важны, но гораздо важнее, на что именно и как расходуются деньги налогоплательщика. Чтобы сохранить народ и государство, необходимы экстраординарные меры, формирование долгосрочной демографической, экономической, финансовой и любой другой политики государства на основе главной национальной идеи. Сегодня такой идеей провозглашается модернизация экономики. Но если из процесса модернизации будет исключен человек, во имя которого провозглашается модернизация, если не будет модернизироваться отношение государства к рядовым российским гражданам, если не будет положен конец беспримерному в новейшей истории, не имеющему аналогов в цивилизованном мире расслоению общества, вряд ли декларируемых целей удастся достичь.
Бюджетный процесс планируется направить через так называемые программы развития. "На сегодня определено 40 программ, которые описывают все направления социальной и экономической политики государства«. Из них 12 предполагается посвятить «новому качеству жизни» и направить на это 46 % расходов федерального бюджета. Насколько эффективно будут расходоваться бюджетные средства, в том числе и на «новое качество жизни», прежде всего зависит от того, что конкретно будет определено в качестве конечного результата бюджетирования в каждом конкретном случае, для каждого конкретного объекта. Разумеется, методика определения конечного результата для конкретного типа бюджетного учреждения будет отличаться от методов исследования и идентификации результата для такого объекта, как государство, страна в целом. Но в любом случае независимо от объекта показатель результата бюджетирования должен быть конкретным, четко определенным, измеряемым, проверяемым, исключающим возможность подмены его суррогатом, эрзац-показателем, более удобным для достижения и отчета.
В России надо жить долго
На наш взгляд, среди программ социального блока обязательно должна быть программа кардинального повышения длительности жизни граждан России, существенного улучшения их здоровья, повышения привлекательности продолжения эффективной трудовой деятельности и активной общественной и политической жизни за пределами нынешнего пенсионного порога, всемерное создание условий для появления и укрепления у людей желания продолжать полноценную, нормальную жизнь дольше отведенных любыми нормативами сроков.
Существенное увеличение продолжительности жизни абсолютного большинства населения, а не только представителей имущего класса, — самый объективный критерий качества жизни народа, свидетельствующий об истинном направлении государственной политики и реальной эффективности расходования бюджетных средств. Это — наиболее важный и точный конечный результат, на который должно ориентироваться все бюджетирование в нашей стране. Такая модернизация отношений народа и власти была бы гораздо продуктивнее привычных насильственных приемов (в данном случае — угрозы повышения пенсионного возраста) и, несомненно, оказала бы позитивное влияние на все другие аспекты модернизации.