Версия для печати 2808 Материалы по теме
Обсудить проблемы высшего образования в стране

образование
Перед первым сентября председатель правительства Владимир Путин решил проверить, как обстоят дела в вузах страны.

С активом Российского союза ректоров глава правительства встретился в Московском государственном строительном университете (МГСУ). Руководители вузов (а в союз входят практически все ведущие высшие учебные заведения страны) решили присоединиться к Общероссийскому народному фронту, за что Владимир Путин их поблагодарил. Но это не помешало ему раскритиковать вилки зарплат в институтах и университетах и задаться вопросом, почему троечники по ЕГЭ поступают на бюджетные места.

«У нас единое понимание, что качественное, современное образование — залог устойчивого развития нашей страны», — призвал к модернизации Владимир Путин. И благодаря сильной высшей школе Россия не раз добивалась успехов. «Достаточно вспомнить атомный или космический проект», — напомнил премьер.

Даже такая проблема, как утечка мозгов, которая свидетельствует о том, что пока еще нет условий для наилучшего применения способностей выпускников, — не вина самих вузов, считает Владимир Путин. «Но это говорит о том, что высшая школа выдает качественный продукт», — убежден он. Премьер также напомнил, что за последние шесть лет государственные инвестиции в высшую школу выросли более чем в три раза. В этом году они составили 390 млрд рублей.

Владимир Путин обратил внимание и на повышенный интерес к инженерно-техническим специальностям. Прикладная математика и физика — лидеры по баллам ЕГЭ, они опередили даже такую популярную специальность, как международные отношения, подметил он.

Недавние коррупционные скандалы в высшей школе премьер комментировать не стал. Вопросы криминального характера есть в любой сфере и отрасли, заметил он. Но то, что ряд вузов принимает на бюджетные места абитуриентов с крайне низким баллом ЕГЭ, то есть со «слабенькой троечкой по старой советской системе», — «это не отбор», убежден Путин. Это желание получить финансирование.

Кроме того, в десятках вузов был зафиксирован недобор на бюджетные места. «Как это понимать?» — возмутился премьер-министр. — «Люди туда не идут просто». «Но если люди обходят стороной институт или университет, не идут учиться даже на бюджетное место — для нас это звонок, звонок, прежде всего, конечно, ректору», — заметил Путин. И это повод задуматься, насколько востребовано такое учебное заведение. То же самое с созданием непрофильных факультетов, озадачил ректоров премьер-министр.

Необходимо сделать вузы более открытыми, продолжил напутствия глава правительства. Здесь важным инструментом должно стать рейтингование, но нельзя превращать это «в узкокорпоративный, кулуарный процесс», заметил он. И перешел к немаловажному для преподавателей моменту — денежным доходам. Сейчас средняя зарплата по вузам — 21,7 тысячи рублей, она недотягивает до средней по экономике. В течение ближайшего года нужно добиться, чтобы зарплата профессорско-преподавательского состава вузов как минимум сравнялась со средней по региону, указал премьер.

Следует посмотреть на расходы на содержание административного аппарата, который «растет, причем небывалыми темпами», — предложил Владимир Путин. Придумываются разные должности, департаменты, отделы, появляются десятки проректоров. «Получается, что государство финансирует содержание организации, конторы, а не образование», — продолжил критику глава кабмина. В 8-9 раз, а иногда в 15 и более раз доходы руководства вузов превышают заработки преподавателей, возмутился он. «Принцип распределения ресурсов должен быть справедливым», — считает премьер.

Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий внес сразу несколько предложений. Во-первых, выдать гранты на школьные олимпиады, во-вторых, добиться сетевого взаимодействия вузов, а в-третьих, ввести институт образовательных рейтингов внутри страны. Ведь как происходит сейчас, пояснял Садовничий: для того, чтобы вуз вошел в топ-20 за рубежом, нужно, чтобы у него было 2 млрд евро. Еще ректор МГУ заявил о том, что «ректор — это лицо университета», и призвал коллег сохранить корпоративный дух и высокую культуру в профессиональном сообществе. «Мы в каком-то смысле должны быть совестью — на нас смотрят студенты», — считает он.

«Неплохо было бы выработать свои критерии оценки — это правильно», — поддержал Путин Садовничего в вопросе рейтингования. Согласился и с другим предложением: «Гранты на проведение олимпиад, конечно, возможны. Но надо определить, какие конкретно олимпиады поддержать, и мы готовы через министерство это сделать». Что же до двух миллиардов, то за границей «живут по своим правилам, у них есть свой капитал... они размещают его в банки, получают доход и с него могут нанимать высококлассных преподавателей со всего мира», — объяснил Владимир Путин.

Премьер не только обсудил проблемы высшей школы в библиотеке МГСУ, но и ознакомился с самыми яркими достижениями университетских ученых. Главе правительства продемонстрировали нанотехнологии в действии: светопроницаемый бетон. Завели Владимира Путина и в комнату с дорогостоящей (400 000 евро) установкой для натурных испытаний. Она моделирует климат от +80 до −40 градусов Цельсия. Вчера, кстати, в камере была зима: температура опустилась ниже минус 30. Установка полностью автоматизирована, работает в фактически непрерывном режиме, даже умеет отсылать смс о том, что цикл нарушен. «В Европе и США ни одна конструкция не внедряется на строительную площадку, если она не прошла натурных испытаний», — разъяснил руководитель лаборатории Андрей Пустовгар.

Еще премьеру показали стенд с «умным домом». Вернее даже, с «умным городом», потому что простирается он на 12,5 тыс. кв. м. Это целый жилой комплекс с управляемой температурой, влажностью и освещением. «Мы строим систему автоматизации, как универсальный конструктор «лего», — пояснил проректор университета Андрей Волков. «Рынок этих технологий в России должен расти лавинообразно», — предсказывает он.

«С одной стороны, привлекает, с другой — пугает», — отреагировал на «умный дом» Владимир Путин. Премьера настораживает то, что может включиться не то, что нужно.

Поделиться