25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4344 Материалы по теме
наговицын
За последние 15 лет в экономике России произошли кардинальные перемены, а вот социальная сфера осталась практически такой же. О реформировании здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства на уровне регионов гораздо больше говорится, чем делается. Ниже речь пойдет о том, что в Томской области уже сделано и какие задачи будут решаться в ближайшее время.
Вячеслав НАГОВИЦЫН, первый вице-губернатор, председатель правительства Томской области

Здравоохранение
В состав соглашения, подписанного между администрацией Томской области и Минздравсоцразвития России по национальному проекту «Здоровье», входит пилотный проект модернизации здравоохранения. С 1 января 2007 г. началась реализация первого этапа проекта: введена одноканальная система финансирования в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Если ранее через фонд обязательного медицинского страхования оплачивались четыре статьи (зарплата, налоги на зарплату, питание больных, мягкий инвентарь), то с 2006 г. в тариф включены текущий ремонт и коммунальные услуги, а в 2007 г. – еще и дорогостоящее оборудование и капитальный ремонт.
В середине 2006 г. Томская область приступила к осуществлению следующего этапа – введению фондодержания. Теперь практически все финансирование здравоохранения будет идти через первичное звено. Врач общей практики или групповая общая врачебная практика станут самостоятельно рассчитываться с другими участниками рынка услуг.
Цель реструктуризации – создание конкурентной среды, повышение качества и доступности медицинских услуг для населения. Создается принципиально новая система здравоохранения, при которой врач будет заинтересован в том, чтобы люди не болели, а профилактика заболеваний станет приносить доход лечебному учреждению.
Однако есть ряд проблем, решение которых возможно только на федеральном уровне. Сегодня по нацпроекту «Здоровье» оснащается ряд поликлиник. Но при новом принципе финансирования, когда объем выделяемых средств зависит от числа пациентов, поликлиники начнут конкурировать друг с другом – и сразу окажутся в неравных условиях. Томский опыт модернизации здравоохранения показал, что необходимо создавать и оснащать диагностические центры общего пользования.
В условиях полного фондодержания при расчетах между медицинскими учреждениями нужно платить налоги. Хотя поликлиника или врач общей практики рассчитываются со стационаром, оплачиваются услуги узких специалистов из фонда обязательного медицинского страхования. Для решения проблемы в Налоговый кодекс необходимо внести изменения, освободив от налогов эти виды расчетов; в противном случае финансовые ресурсы начнут вымываться из системы здравоохранения.
В сфере здравоохранения – в отличие от сферы образования – закон запрещает создавать автономные некоммерческие организации, хотя при переходе на АНО эффективность работы муниципальных учреждений, как правило, существенно повышается. Особенно актуальным данный вопрос становится при переходе на одноканальное финансирование.

Образование
из университета
Для Томской области сфера образования всегда, даже в тяжелые и кризисные годы, имела принципиальное значение. Сейчас, учитывая победу региона в конкурсе на создание технико-внедренческой зоны и получение двумя томскими университетами статуса инновационных, она вышла на первый план.
Механизмом дополнительной поддержки региональной образовательной политики в Томской области стал нацпроект «Образование». В 2006 г. его общий бюджет на нашей территории превысил 1 млрд руб, почти 800 млн из которых было получено из федеральной казны. В результате 150 млн руб. было направлено на нужды общего образования, 630 млн – на поддержку инновационных вузов, 1,4 млн – на поддержку талантливой молодежи. 260 млн пришлось на долю «региональной составляющей» – средств, поступивших из областного бюджета, томских университетов и других образовательных учреждений города. Подобного мощного финансового потока в томском научно-образовательном комплексе не имелось на протяжении нескольких последних десятилетий.
Одновременно с реализацией нацпроекта в образовании осуществлялся переход на подушевое финансирование. Мы установили переходный период реформы равным трем годам. Средства на образовательный процесс, которые выделены из бюджета субъекта, уже распределяются по принципу «деньги следуют за учеником». Однако содержание образовательных учреждений финансируется из местных бюджетов, что не позволяет использовать единый норматив.
Для продолжения реформы необходимо внедрение одноканального финансирования. У нас такие предложения есть. Именно поэтому Томская область, в числе других регионов, приняла участие в конкурсе по отбору субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Комплексный проект модернизации образования предусматривает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; расширение общественного участия в управлении образованием.
Подушевое финансирование, когда деньги приходят на каждого ученика, для малокомплектных школ губительно, поскольку сказывается на качестве образования. Для решения проблемы мы планируем внедрять современные электронные технологии обучения. Так, в 2006 г. около 200 школ были подключены к Интернету по скоростному каналу связи. Компьютеры появились не только в школах райцентров, но и малокомплектных учебных заведениях сельских глубинок. В 2007 г. еще 130 школ будут подключены к сети Интернет, а через два-три года практика обучения в «прямом эфире» станет обычном делом для жителей отдаленных сел.

Жилищное строительство
На строительство жилья и обеспечение его доступности для жителей Томской области в 2006 г. из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников потрачено 1,3 млрд руб. Разработаны целевые программы «Жилье», «Обеспечение жильем молодых семей», «Экспериментальная застройка района “Московский тракт” в городе Томске на 2005–2010 гг.».
В 2006 г. по различным жилищным программам с участием федерального финансирования (переселение из северных районов, обеспечение жильем военнослужащих и пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.) квартиры получили более 2 тыс. семей. В сельской местности приобретено или построено жилье для 104 семей молодых специалистов. Мощности строительного комплекса области позволяют довести ежегодный ввод жилья к 2010 г. до 650 тыс. кв. м.
В регионе созданы условия для привлечения инвестиций, разработана законодательная база, позволяющая защитить вкладываемые в строительство средства, принят Градостроительный кодекс. В Томске утвержден генеральный план застройки, определены основные участки, выделяемые под жилищное строительство. Проведен первый аукцион по пос. Восточному. В 2007 г. по индивидуальному проекту планируется построить поселок на 2,5 тыс. домов в Кудринке.
Государство запустило механизм ипотеки, и на этот рынок пришли новые инвесторы. Объем ипотечного кредитования жителей банками области составляет более 1 млрд руб. ежегодно. За три года выдано 1,6 тыс. кредитов.
Одной из самых серьезных проблем остается ветхое и аварийное жилье, которое мы условно разделили на три категории:
    жилые дома, которые являются памятниками деревянного зодчества. В этом году их восстановление взято под особый контроль. Всего выделено восемь охраняемых зон массовой деревянной застройки. Согласно принятой программе в 2005–2006 гг. отреставрированы памятники деревянной архитектуры в Еланской зоне. На первоначальном этапе расходы по данному направлению составят 400 млн руб.;
    дома, в которых можно провести санацию. Пример уже есть: на средства для подготовки к саммиту была проведена реконструкция нескольких таких зданий, расположенных на проспекте Ленина и улице Нахимова;
    жилье, подлежащее сносу. Разработана областная программа по строительству социального и сносу ветхого жилья, согласно которой предполагается снос домов, отнесенных к третьей категории, и строительство на их месте нового жилья. Часть квартир в новостройках планируется выделить малоимущим как социальное жилье, а на средства, вырученные от продажи остальных квартир, будет производиться снос следующих домов.
Для получения жилья по большинству из имеющихся федеральных программ требуется софинансирование, зачастую составляющее до 50% стоимости квартиры. Таким образом, не решается одна из основных государственных задач – обеспечение малоимущих социальным жильем. На мой взгляд, сейчас на федеральном уровне не хватает еще одной программы – строительства социального и ликвидации ветхого жилья.

Жилищно-коммунальное хозяйство
В Томской области принята программа модернизации коммунальной инфраструктуры, которая рассчитана на четыре года. В прошлом году был реализован первый этап программы – проведена полная ревизии коммунального хозяйства области. Каждый муниципалитет получил областную субсидию на создание локальной программы модернизации, общая сумма таких субсидий составила 17 млн руб.
В каждом муниципалитете был проведен конкурс, и сейчас победители (13 томских и две московские компании) уже приступили к разработке проектов. К программам предъявляются жесткие требования: необходимо, чтобы в них были включены энергосберегающие мероприятия, модернизация теплоснабжения, в том числе его децентрализация в некоторых поселениях, перевод жилых домов, школ и больниц на автономные источники тепла. Кроме того, в программах должен быть предусмотрен перевод котельных с нефти на дрова, газ. В области энергетики также планируется перевести часть поселений на локальные источники, прежде всего мини-ТЭЦ и газотурбинные установки. Однако в каждом конкретном случае предполагается индивидуальное решение проблем коммунальной сферы поселений.
В 2007 г. на средства областного бюджета будут разработаны проекты для определенных объектов муниципальных программ. Общая сумма, переданная муниципалитетам в виде субсидий на эти цели, составит 120 млн руб.
Следующий этап – непосредственно модернизация. Финансировать работы планируется за счет бюджетных средств, а также средств граждан и инвесторов. Разработчики уверены, что все проекты окупятся, а значит, в жилищно-коммунальное хозяйство Томска обязательно должны прийти инвесторы.
По данным Департамента по модернизации и экономики ЖКХ, уже сейчас ряд проектов в районах области выполняется с участием частных инвесторов, в том числе один из важнейших – газификация Колпашевского района. Проектом «Город высокой энергетической эффективности», где в качестве инвестора выступил Газпром, предусматривается полная модернизация тепло- и электроснабжения города с использованием новейших технологий энергосбережения и повышения комфортности проживания.
Результатом выполнения всех названных программ должно стать повышение надежности и устойчивости коммунальной системы региона. К 2010 г. ожидается снижение числа аварий на источниках теплоснабжения почти наполовину, на сетях – более чем на 30%. Более чем вдвое уменьшатся затраты на ликвидацию аварий.
Кроме того, появится реальная возможность для прихода инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство области. Однако привлечение средств в коммунальную сферу возможно лишь при одном условии: инвестор должен быть уверен, что после модернизации и установки современного, более эффективного оборудования тариф не будет снижен до момента, когда проект окупится. Поэтому тарифы, действующие к моменту прихода инвестора, необходимо законодательно закрепить на весь срок окупаемости, индексируя их в соответствии с уровнем инфляции.

Справка «Бюджета»
Вячеслав Владимирович НАГОВИЦЫН, первый вице-губернатор, председатель правительства Томской области
Родился в 1956 г. в Глазове (Удмуртская АССР).
В 1978 г. окончил Томский политехнический институт, специальность «Инженер-механик», а в 1992 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, специальность «Менеджер высшей категории».
После окончания вуза работал на Томском приборном заводе инженером, затем секретарем комитета комсомола, заместителем начальника и начальником цеха.
В 1986 г. назначен главным инженером Томского завода измерительной аппаратуры, затем – генеральным директором завода.
В 1998 г. переведен в аппарат администрации Томской области на должность заместителя главы по промышленности.
В 1999 г. возглавил правительство Томской области и занял пост первого заместителя губернатора области.
С 2002 г. является первым вице-губернатором области и возглавляет координационный совет по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу МА «Сибирское соглашение».
Женат, имеет троих детей.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно